Президент Украины Виктор Янукович своим Указом № 1071/2010 от 3 декабря 2010 года постановил самым широким образом отметить юбилей лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Георгия Тимофеевича Берегового (15 апреля 1921 года — 30 июня 1995 года).
Президент поручил Кабинету Министров Украины разработать план мероприятий по празднованию 90-летия со дня рождения Георгия Берегового. Судя по перечисленным на сайте Президента Украины пунктам, апрельские торжества будут масштабными.
Вот только некоторые из них: проведение в апреле 2011 года в городе Киеве, населённых пунктах, связанных с жизнью и деятельностью Георгия Берегового, торжеств по случаю 90-летия со дня его рождения; проведение в высших учебных заведениях, которые готовят специалистов для аэрокосмической отрасли, военных частях тематических мероприятий, посвященных жизни и деятельности Георгия Берегового; переиздание произведений Георгия Берегового, издание литературы и фотоальбома о его жизни и деятельности; чеканка юбилейной монеты; выпуск в обращение почтовой марки и конверта; создание новых и обновление существующих экспозиций в краеведческих музеях; установление памятников и мемориальных досок в населенных пунктах, связанных с жизнью и деятельностью Георгия Берегового.
Свой трудовой путь Георгий Тимофеевич Береговой начинал в 1938 году в Донбассе на Енакиевском металлургическом комбинате.
Участником Великой Отечественной войны стал в 1942 году, после окончания Ворошиловоградской лётной школы имени Пролетариата Донбасса. За годы войны совершил 186 боевых вылетов. В 1944 году был удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1948 году окончил курсы лётчиков-испытателей. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов. В 1968 году совершил космический полет на корабле Союз-3, продолжавшийся 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
С 1972 по1987 годы Г.Т. Береговой был начальником Центра подготовки космонавтов.
Избирался Депутатом Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (1974 – 1989 годы) от города Енакиево, Донецкой области, Украинской ССР.
В те далёкие трудовые и великие советские годы будущий Президент Украины Виктор Янукович познакомился с легендарным военным лётчиком и космонавтом, долго работал с ним, вспомниная его в наши дни добрым словом: “Судьба свела меня с Георгием Тимофеевичем Береговым, летчиком-космонавтом, дважды героем Советского Союза, он был депутатом Верховного Совета СССР от города Енакиево, а я – его помощником и доверенным лицом. Этот незаурядный человек помог мне стать таким, какой я есть”.
Скончался Г.Т. Береговой 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В России также отметят юбилей славного сына Советского Союза.
Для земляков Г.Т. Берегового, родившихся в Донбассе, но проживающих ныне в Санкт-Петербурге, очень важным было найти ту связующую нить в жизни великого воина и космонавта, которая бы соединяла между собой город-герой Ленинград (которым город и остаётся, несмотря на переименование) и Донбасс. И такая нить была найдена. На информацию о предстоящих событиях в Украине, в связи с 90-летием Г.Т. Берегового, откликнулся известный петербургский журналист Станислав Евгеньевич Мелейко, который, как оказалось, в своё время делал интервью с космонавтом для Ленинградского телевидения и сохранил в своём архиве фотографии и его автограф. Кроме того, С.Е. Мелейко поведал, что в архиве на телевидении, возможно, сохранилась и сама запись того интервью. Факт такой встречи – ленинградского журналиста (к тому же, имеющего донбассовские корни) и космонавта – вылившийся в создание телепередачи, на мой взгляд, нужно было зафиксировать в общественном сознании, опубликовав в СМИ. Мне показалось важным предложить Станиславу Евгеньевичу вспомнить все подробности той встречи и ответить на вопросы.
В результате получился очень интересный материал, добавляющий небольшую частичку информации в копилку памяти о выдающемся советском воине и космонавте Георгии Тимофеевиче Береговом. И не только о нём.
Сергей Лисовский: – В СССР вы работали журналистом и ведущим на Ленинградском телевидении. Как вам удалось сделать интервью с космонавтом Георгием Береговым? Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой встрече и об этом человеке.
Станислав Мелейко: – Начну с того, что моя поездка в Москву весной 1975 года возникла неожиданно. На Ленинградском телевидении задумали подготовить серию телевизионных программ, посвященных 30-летию Победы и городам-героям. Проект масштабный и для того, чтобы он не сорвался и, более того, стал событием, в него были вовлечены опытные журналисты, работающие в разных циклах. Я в тот период уже пять был постоянным ведущим тележурнала «Гражданин и закон», получал сотни писем от телезрителей. И работал обычно в прямом эфире. Пришлось записать один выпуск о гражданском праве впрок и срочно уехать в столицу.
- И вы отправились на задание вместе со съёмочной группой – с оператором и режиссёром?
- Ничего подобного. Я поехал один. Мне дали три дня на съёмку и подготовку материала к монтажу. Получить камеру, оператора и машину предстояло на Центральном телевидении. А задание было таким: снять несколько интервью с известными ветеранами войны и с кем-либо из космонавтов.
- То есть, с Береговым вы заранее не договаривались?
- Конечно, нет. Я и телефонов Звёздного городка не знал. После полёта Юрия Гагарина прошло к тому времени 14 лет, но особый режим, связанный с космонавтами, сохранялся. Помогли журналисты, работавшие в Останкино. Узнав, что мне придётся работать в сумасшедшем ритме, коллега, имевший связи в военных кругах, посоветовал выйти на общительного Алексея Леонова и назвал ещё несколько имен военачальников, которые могли рассказать о минувшей войне и защитниках Москвы. Я взял список с фамилиями и домашними телефонами и задумался: согласятся ли эти люди вот так, сходу, встретиться с ленинградским журналистом? В списке были генералы армии Батов и Белобородов, космонавт Леонов, и кто-то ещё. Мой коллега назвал имена тех, с кем он уже работал и с кем будет легче договориться с учётом дефицита времени.
- И кто же стал первым вашим собеседником?
- Я решил начать с генерала армии, дважды Героя Советского Союза Павла Ивановича Батова. Он воевал ещё в Гражданскую, потом его направили военным советником в Испанию. И, между прочим, он был ведущим телеальманаха «Подвиг» на Центральном ТВ. Я не сомневался, что с ним мы найдём общий язык. Позвонил ему домой и узнал, что он на даче, под Москвой. Связи по телефону с ним не было. И мы с оператором на микроавтобусе помчались за город. Не без труда разыскали домик и гулявшего поблизости генерала. Он сразу охладил мой пыл. Сниматься для телевидения? Без подготовки? Да что вы! Это такое напряжение. Как я ни уговаривал генерала, он был непреклонен. Кстати, и выглядел он неважно: худой, осунувшийся, с какими-то пустыми глазами. Мы уехали в Москву не солоно хлебавши. На следующий день я решил звонить в Звёздный городок.
При всей секретности трубку снял сам Георгий Тимофеевич Береговой, начальник центра подготовки космонавтов. Я представился. Сказал, что мне хотелось бы снять интервью с Алексеем Леоновым. «Вы с ним знакомы? – спросил Береговой. – Нет, но звоню по рекомендации знакомого журналиста с ЦТ. В Звёздном никогда не был, ни с кем из космонавтов не общался. Вы – первый». Береговой сказал, что на этой неделе провести съёмку не удастся. Леонов в отъезде. И тогда я решил обратиться к Береговому: – «Георгий Тимофеевич, а не могли бы вы, с вашим жизненным и боевым опытом рассказать о лётчиках, о полёте Гагарина, о космонавтах, о настоящем и будущем космонавтики? Ведь я делаю репортаж для программы о городе-герое Москве к 30-летию Победы». Береговой задумался. Во время паузы я держал пальцы скрещенными. Если он откажется, я вернусь в Ленинград без космической темы. А это почти провал. «Когда вы хотите приехать?» – спросил Георгий Тимофеевич. – «Готов прямо сейчас или после обеда» – ответил я. «Ладно, земляк, приезжайте». Моя настойчивость, а, может и украинская фамилия, как мне показалось, тоже сыграли свою роль. И вот я в Звёздном городке, о котором столько написано московскими журналистами. Приехал заранее, за час до встречи с легендарным человеком, чтобы посмотреть экспонаты в музее, подышать атмосферой, в которой живут люди, проложившие дорогу в космос, и члены их семей. Георгий Тимофеевич Береговой сразу произвёл приятное впечатление. И теплым, твердым рукопожатием, и простой, без всякого высокомерия манерой общения. И даже легким украинским говорком с мягкой буквой «г». Я понимал, что не имею права злоупотреблять временем руководителя советских космонавтов, но Береговой меня не торопил. Как водится, мы поговорили до начала съёмки, потом записали интервью и, наконец, продолжили разговор, когда была выключена камера. Говорили о многом. Прежде всего, о космонавтах и полётах, о развитии космической науки и техники. О необычной судьбе самого Георгия Тимофеевича, который пришёл в отряд космонавтов после войны и уже был Героем Советского Союза за свои фронтовые подвиги. А служил он, между прочим, в штурмовом авиационном полку и каждый воздушный бой для него и его товарищей был непредсказуем. Они рисковали каждый день.
- Ваш разговор с Береговым, как говорится, перешёл в неформальную плоскость общения, хотя как руководитель центра, он, наверное, не мог быть до конца откровенным, особенно, в те времена?
- Мы говорили с ним так, как если бы сидели на кухне и пили чай. Помню, что я задал Георгию Тимофеевичу и такой вопрос: «А как складывается жизнь вдовы Юрия Гагарина – Валентины? Она не собирается выйти замуж? Претенденты, наверняка, есть». Береговой ответил: «Дело не в этом. Надо знать Валю и как она относилась к Юре. Это её судьба и она держится достойно».
Я не сомневался в его искренности. Достаточно было посмотреть в его глаза. Они излучали тепло, доброту и какую-то мудрость. Мне, не воевавшему по возрасту, стало понятно: с таким человеком можно не только в разведку идти, но и на край света. И если случится беда, к нему можно придти за поддержкой. Так мне тогда показалось. И время подтвердило: депутат Верховного Совета СССР, и просто человек, выросший в Донбассе и познавший тяжкие испытания на войне, Георгий Береговой помог многим людям в трудный для них час. Кроме киносъемки (тогда ещё не было видеокамер), мы провели и небольшую, как теперь говорят, фотосессию. Черно-белые снимки с Береговым мне отпечатали на ЦТ, перед самым отъездом домой. А в Звёздном я попросил у Георгия Тимофеевича фотографию на память с автографом из его архива. Он ответил: «Станислав, интересного снимка нет, а есть дежурный – из тех, что продают в газетных киосках». Я посмотрел на открытку и сказал – «Вы здесь просто красавец, но в жизни лучше». Он улыбнулся, взял ручку и написал несколько слов на обороте. Эта фотография хранится в моём альбоме вот уже 36 лет.
- А удалось ли встретиться с кем-то из других генералов, и как прошла программа на Ленинградском телевидении?
- У меня оставалось практически полтора дня, и я сумел договориться об интервью с дважды Героем Советского Союза, генералом армии Белобородовым. Приехал к нему в московскую квартиру. Он был уже в парадной форме. От орденов и медалей рябило в глазах. Афанасий Павлантьевич родом из крестьян, но ещё до войны окончил военную академию имени Фрунзе. Легендарный генерал вспоминал о битве за Москву, об операции по освобождению Витебска, о штурме Кенигсберга и многом другом. Интервью с Береговым и Белобородовым вошли в большую программу, которая была успешно показана 28 апреля 1975 года. Материал о городах-героях шёл под рубрикой «Подвиг продолжается». Мои ленинградские коллеги подготовили для этого выпуска репортажи на другие темы из Москвы и Севастополя. Если не ошибаюсь, нас – Ленинградское телевидение – тогда смотрела вся страна. Прошли десятилетия. Вот уже и полёту Юрия Гагарина полвека. Не верится, что нет в живых самого Юры, боевых генералов и нет космонавта-фронтовика Георгия Тимофеевича Берегового, трое суток летавшего на корабле «Союз-3» вокруг шарика. Но то человеческое тепло, которое они излучали, я храню в себе до сих пор.
Вот такая интересная и памятная встреча с настоящими героями единого в недалёком прошлом великого Отечества под названием СССР произошла у ленинградского журналиста С.Е. Мелейко, предоставившего нам для публикации из своего личного архива фотографии и автографы Г.Т. Берегового и А.П. Белобородова, за что ему особая благодарность. Прошло уже 36 лет, а память о великих людях Советского Союза сохранена для потомков.