Вход

Двигатель

Образование умерло, да здравствует образование!

1 сентября 2016 в 16:29 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 3185 | 0

1 сентября по всей России звенят первые звонки на урок — начинается новый учебный год. Это день стал государственным праздником в СССР 15 июня 1984 года, он является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мужества, безопасности и мира.

Образование в последнее время тема обсуждаемая, но к сожалению связано это не с успехами в этой сфере, а, наоборот, с тревогами о будущем системы образования. В этой статье мы предложим видение будущей системы образования, которая бы отвечала вызовам времени.

Кто ищёт проблемы, а кто — уже решения

В сети нашли проект фильма «Последний звонок». Советуем посмотреть ролик:

https://www.youtube.com/watch?v=3naB34z4OKc

И посетить сайт http://lastcall.su/, на котором авторы так описывают проект:

Мы — группа единомышленников-добровольцев, объединённых чувством тревоги за то, в каком состоянии оказалось отечественное образование.

Едва ли кто-то рискнёт отрицать, что российская образовательная система находится в тяжёлом кризисе. Устав от бесконечного потока возмущённых писем, жалоб, предложений и просьб, мы решили выяснить: каковы масштабы бедствия, в чем его причины, какими могут быть последствия?

Наша цель — представить панорамный взгляд на российское образование, сопоставить «что стало» с тем, «что было», назвать поимённо тех, кто задумал и осуществляет опасный эксперимент.

Мы дадим слово заслуженным педагогам и выдающимся учёным, пробовавшим возвысить голос в защиту отечественной школы. Задача трудная. Слишком широкие пласты общества охвачены деградацией. Сопротивление ей может быть только коллективным.

Проект создания фильма о «масштабах бедствий, причинах и последствиях» собрал уже более 1,7 млн рублей.

Радует, что на таком уровне кто-то озаботился прохождением первого пункта полной функции управления — распознавания фактора среды, вызывающего потребность в управлении, а конкретно, управлении процессом образования. Напомним, пункты полной функции:

В зависимости от видов деятельности пункты 2—6 могут отсутствовать, но 1 и 7 будут всегда. 

Однако, существует и другой проект «Педагогическая поэма 21 века: нам нужна иная школа» (http://www.pedpoema21.ru/), который предлагает конкретные решения — концепцию управления процессом образования.

Вот что пишут авторы проекта:

Педагогическая поэма 21 века: нам нужна иная школа — социально-образовательный проект, целью которого является популяризация и внедрение лучших педагогических подходов и образовательных методик внесемейного образования, относящихся к воспитанию, развитию и обучению человека на всех этапах его становления.

Проект существует на правах общественной инициативы. Деятельность проекта осуществляется при поддержке «Российского союза за здоровое развитие детей» и Благотворительного фонда имени Ю.Д. Куклачёва.

На этом сайте (http://www.pedpoema21.ru/) советуем скачать внушительный информационные пакет в разделе «Книги и методические пособия».

Мы не раз писали о проблемах и содержании образования:

  • «Какое образование нам нужно?» http://inance.ru/2014/10/uchitel/
  • «День знаний. Крах «элит» и образование для всех и каждого!» http://inance.ru/2014/09/znaniya/
  • «Самообразование — оружие против фашизма» http://inance.ru/2014/05/samoobrazovanie-pobedit-fasizm/
  • «О системных проблемах или виноваты ли репетиторы?» http://inance.ru/2016/07/repetitorstvo/
  • «Конец российского спорта и проблемы образования (часть 2)» http://inance.ru/2016/08/konets-sporta-02/
  • «Япония отменяет гуманитарное образование — стратегический ход или неразумный шаг?» http://inance.ru/2015/09/japan-suverenitet/

В одной из крайних статей на эту тему «Конец российского спорта и проблемы образования (часть 2)» (http://inance.ru/2016/08/konets-sporta-02/) мы писали о том, что главный и принципиальный изъян российской педагогики — неразвитость психологической теории и психологических практик, ориентированных на определённые возрастные периоды (игровых — для ясельно-детсадовских возрастных групп и младших классов, и деловых — для школьно-юношеских возрастных групп), в которых люди своевременно учились бы:

  • быть властными над своим настроением (эмоциями и осознаваемым потоком мыслей);
  • быть властным над согласованностью работы чувств, лексического и образного мышления, ассоциативного мышления;
  • отличать истинную память от бессознательной подмены истинной памяти воображаемым прошлым;
  • осознанно произвольно обращаться к истинной памяти и к воображению.

Всем этим человек в некоторой минимальной степени должен овладеть до того, как он начнёт осваивать знания и навыки в школе. Это — необходимые предпосылки к успешной учёбе в школе и вузе без переутомления, а так же и к творчеству.

И поскольку названные психологические навыки не являются врождёнными автоматизмами, то им дóлжно учить детей целенаправленно — как до школы, так и в самой школе, чтобы человек вышел из неё готовым к жизни. При этом они не должны обретать характер закрепощающих автоматизмов, но должны становиться основой для дальнейшего личностного развития.

Будущая школа должна стать качественно иной — школой обучения людей:

  • освоению их личностного творческого потенциала — это необходимо для самостоятельной выработки новых знаний и навыков в темпе возникновения в них потребностей по жизни;
  • навыкам самообразования — это необходимо для самостоятельного освоения новых знаний и навыков, выработанных другими.
public-den-znanij

К этим же выводам пришли учёные из Эксетерского университета. Они выяснили, что важную роль в культурном прогрессе человечества сыграло умение самостоятельно мыслить и разрабатывать новые способы ведения дел. Это и могло быть секретом успеха вида Homo sapiens. Данное исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports (http://dx.doi.org/10.1038/srep16781).

С давних времён считалось, что обучение и подражание являются основными механизмами развития человеческой культуры. Для проверки данного утверждения исследователи имитировали условия для проверки процесса познания, предлагая участникам смастерить из повседневных материалов хорошую корзину для риса. Разделение на четыре группы с разными возможностями показало, что группа, в которой участники предварительно изучали корзины, сделанные предыдущими участниками цепи, а потом мастерили свои, сделали больше хороших и прочных корзин, чем группы, члены которых либо делали корзины сами, либо подражали другим, либо специально обучались.

Важно заметить, что участники из первой группы не стремились копировать предыдущие изделия, но при этом делали гораздо более прочные и подходящие для переноски риса корзины. Люди выбирали более подходящие материалы, стараясь не подражать худшим имеющимся у них образцам. Всё это предполагает, что в своём развитии культура опирается не только на социальные механизмы обучения — значительную роль в этом процессе играет способность человека самостоятельно и творчески мыслить (http://www.gazeta.ru/science/news/2015/11/26/n_7937873.shtml).

И это будто бы не понимали в системе образования. Иначе как объяснить нашумевшее высказывание Фурсенко на молодёжном форуме «Селигер» в 2007 году:

Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.

Сменённый недавно министр образования Ливанов высказался об этом в Москве на встрече с блогерами в 2012 году уже лучше:

Сейчас ценность в образовании — это способность найти информацию, осмыслить её, сделать выводы и применить.

Человек-творец, человек-личность, человек разумный, человек умелый отвергался нашими предыдущими министрами последовательно, как позорное наследие советской эпохи с поразительной настойчивостью.

А назначенная недавно на пост министра образования Ольга Васильева на всех площадках давала установку на возвращение воспитательной компоненты в образовательный процесс, но как-то однобоко:

Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время было направлено на воспитание и формирование школьника как человека,

— заявила Васильева, добавив, что школьные учителя должны посвящать дополнительное время с учениками воспитанию в них гражданственности, а не «натаскивать на ЕГЭ». Тут надо определиться:

  • либо вы воспитываете человека-творца на протяжении всего процесса образования, а не только во внеурочное время (по умолчанию получается, что в урочное время воспитывается кто-то другой, например, тот же потребитель)
  • либо вы не делаете вид, что «ратуете за счастье народное», а говорите открыто кого на ваш взгляд должна выпускать система образования.

Что же касается технических очертаний системы образования, которая бы помогала бы раскрывать потенциал и способности каждого человека самостоятельно и творчески мыслить, то предлагаем вашему вниманию взгляд коллектива проекта «Малоэтажная Русь» (http://mirmer.ru) на то, как могла выглядеть система образования полного цикла в будущем.

Черновик статьи о процессе образования будущего

(Дополнения и творческое развитие этого текста приветствуется!)

 Мы в данной статье опустим отдельный раздел с рассмотрением проблем нашей нынешней системы образования, а сразу перейдём к описанию иных принципов устройства системы образования, альтернативных существующим. В ходе их раскрытия будет поясняться существо проблем, на решение которых эти принципы нацелены.

Введение

Сегодняшняя система образования, построенная на преподавании книжной мудрости, зашла в тупик, уже хотя бы потому, что общество находится в общекультурном кризисе.Философия, Психология, Социология, Политология, История, Экономика — эти дисциплины стали мёртвыми. Выходом является замена доминирующей кодирующей педагогики — педагогикой методологической, обучающей в первую очередь навыкам самостоятельной выработки новых знаний в темпе появления в них потребности.

Такая система образования будет иметь несколько иной облик и формы построения процессов обучения, потому как она должна ориентироваться на выработку у обучающихся умений и навыков познания и творчества, а не на вдалбливание в головы учащихся определённых уже где-то написанных знаний, которые нужно воспринимать некритически.

Об одном из вариантов такого облика системы образования и организации процесса образования мы и поговорим в нашей статье.

Дом родителей

С чего начинается процесс образования конкретного человека?

Процесс становления человека начинается с образования его родителей. От того, насколько молодые пары понимают, знают и владеют умением «растить своих детей», зависит прочность фундамента будущей личности. Молодые пары должны понимать, что такое — быть семьёй.

Некая матрица возможностей, мера будущего человека закладывается ещё до зачатия. Поэтому важно с какими помыслами, мечтаниями родители решают подойти к зачатию. Часто родители во снах видят своих будущих детей задолго до зачатия.

В прошлом, функции обучения «по умолчанию» лежали на предыдущем поколении (бабушках и дедушках), рядом с которыми росли дети. Сегодня, возможно создать консультационные центры — «Дома родителей», собирающие накопленный поколениями воспитательный опыт, в которых обучать молодые пары и семьи, передавая интегрированный (собранный и отшлифованный) опыт предков. Это, однако, ни в коей мере не отменяет воспитания подрастающего поколения всей семьёй (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами), а наоборот может стать хорошим подспорьем, особенно сегодня, когда большинство семей разорвали преемственность трёх поколений: дедов, отцов и детей. И для этого нужно обеспечить нормальные жилищные условия, в которых семья в нескольких поколениях могла комфортно жить и развиваться.

«Дома родителей» могут стать помощниками семьи, архивами полезных знаний и объединять в себе консультационный центр будущих родителей, предродовой (перинатальный) центр, родильный дом и центр наблюдения за младенцами.

Особо стоит остановиться на возможностях обучения ребёнка во время нахождения в утробе. Ребёнок в утробе живо реагирует на состояние матери и уже там начинает активно впитывать доходящую до него извне информацию. Поэтому будет полезным проводить для беременных мам цвето-, музыко-, арома- и мануальные терапии. Таким образом, можно уже в период внутриутробного развития закладывать основы мировоззрения. Есть известный анекдот. К одному мудрому психологу пришла беременная пара на 6-ом месяце. Спрашивают: «Скажите, когда нам начинать воспитывать своего ребёнка?» А он отвечает: «Вы опоздали уже на 6 месяцев».

Младенчество (0 — 3 года)

Наиболее важный этап формирования мировоззрения начинается сразу после рождения ребёнка. Каждый здоровый ребёнок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности.

Масару Ибука, один из основателей японской корпорации Sony, считает, что до трёх лет идёт процесс воспитания, а после — перевоспитания.

В своей книге «После трёх уже поздно» он раскрывает мысль, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно:

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один — дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трёхлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребёнка.

Этот период особенно важен для формирования основ нравственности. Поэтому важно, чтобы в этот период ребёнка окружали положительные примеры поведения. Родителям необходимо быть очень внимательными при выборе линии своего поведения при ребёнке. В самом обществе необходимо выработать привычку — особо внимательно следить за своим поведением при младенцах. Это будет и детям полезно и для взрослых будет своеобразной практикой воспитания воли.

Для младенцев и их родителей можно организовать различные виды терапий в «Доме Родителей»: цвето-, музыко-, арома-терапии — если речь о городской среде. В поселениях на природе необходимо устраивать такие терапии на природе.

Полезно иметь зимнюю оранжерею и летний парк, где родители с младенцами могли бы уединиться. В парках могут играть классические музыкальные произведения, как вживую, так и через средства вещания. В лесополосах — естественный музыкальный фон (пение птиц, шум листвы, трели насекомых).

Детский сад (3 — 6 лет)

Для чего нужны детские сады?

Сегодня, по большей части, детские сады — это место, где родители могут оставить своих детей на время своей трудовой деятельности. Заодно дети могут научиться чему-то полезному, особенно в предшкольный год.

Детские сады должны стать местом первого знакомства маленьких людей с обществом, в первую очередь, через взаимодействие с другими детьми. Именно здесь происходит формирование первых коллективов, рождающихся в совместной деятельности: в играх, в труде, в сценических постановках, на экскурсиях, в походах и пр. В детском садике дети могут впервые познакомиться с алгоритмикой поведения больших групп, понять принципы взаимодействия и формирования коллектива, его внутреннюю суть, получить навыки вхождения в коллективную деятельность, навыки поведения в обществе.

Численность групп в детских садах

Максимальная численность коллективов детей — до 10 человек.

Нормальная численность 7—9 человек.

Минимальная численность 5 человек.

На данном этапе формирования личности ребёнок находится в стадии активного формирования жизненных привычек (или по биологически — условных рефлексов). Коллективная деятельность на данном этапе без участия воспитателя в основном будет базироваться на алгоритмике стихийно складывающегося стадно-стайного поведения. Одна из задач этого периода для детей — научиться контролировать свои инстинктивные позывы, а для этого нужно учиться чувствовать коллектив, развивать умение придерживаться норм общественно допустимого поведения.

На этом этапе, на ту основу мировоззрения, которая заложена в период до 3-ёх лет, начинает наслаиваться новый опыт общения с другими детьми. Возможности изучения мира многократно расширяются, как за счёт вхождения в коллектив других детей, так и потому, что ребёнок ведёт себя уже более осмысленно и с ним можно совершать небольшие путешествия.

Процесс воспитания может проходить в различных формах коллективной и индивидуальной деятельности. Дети изучают местные биоценозы, выходя в лес, на луг, к реке, озеру. Знакомятся с культурным наследием, разучивая песни, танцы, осваивают музыкальные инструменты, рисуют. Овладевают ремёслами: шитьём, вязанием, приготовлением пищи, ухаживанием за растениями и животными и пр. Узнают, как получается готовая продукция, посещая некоторые производственные предприятия.

Воспитатели

Желательно, чтобы в детских садах с детьми занимались семейные пары, чтобы переход от внутрисемейного воспитания к первому постоянному коллективу таких же детей был бы плавным и психологически комфортным.

Лучшие педагоги психологи-практики должны работать с млад­шими возрастными группами, поскольку старшие возрастные группы уже способны к саморазвитию, а младшие нуждаются в поддержке и водительстве. Поэтому, чем эффективнее педагоги младших возрастных групп — тем легче работать педагогам в старших возрастных группах, и тем легче учиться и далее жить самим детям, когда они повзрослеют. И если рассматривать этот процесс в преемственности поколений, то наилучшим педагогом самых младших возрастных групп должна стать мать всякого ребёнка.

Возможно, воспитателями в детских садах могут быть попеременно родители всех детей в группе. Воспитатели для детей — это примеры для подражания, поэтому сами взрослые должны быть предельно внимательны и требовательны к себе. Наличие партнёра позволит в тандемном режиме быстро замечать и изживать ошибки в поведении по отношению к детям.

Детские сады могут стать местом совместного досуга детей, их старших братьев, сестёр и их родителей. Трудовой день будет в будущем сокращаться сначала до 6, потом и до 5 часов, и потому у взрослых может быть время, чтобы поиграть со своими и чужими детьми. Это даст возможность детям иметь перед собой несколько моделей поведения.

Школа трёх циклов (6 — 15 лет)

Школьный период — это пора вхождения подросшего поколения в активную жизнь общества. В первую очередь школа должна перестать быть «закрытым инкубатором», а должна обрасти множеством связей как с высшими учебными заведениями, так и, в особенности, с производственными предприятиями. Необходимо это для того, чтобы расширялся кругозор детей, было понимание целостности общества, а также для того, чтобы налаживались контакты с трудовыми коллективами, в которые школьник собирается войти после окончания школы.

Общая концепция всей школы трёх циклов

Школьные коллективы должны быть небольшими — не более 15 человек, оптимальное число 7—9 для разных возрастных групп.

К каждому коллективу приставлен наставник, который сопровождает обучение коллектива по большинству предметов в течение трёх лет, что длится один цикл. На следующем — новый наставник. Также действует система обучения и курирования ребятами старших циклов — младших. Наставник обучает всем предметам на цикле. В этом нет ничего нового — первые три класса школы ребят по всем предметам обучает один человек.

Превалирует раздельное обучение. Только по некоторым предметам общего характера занятия для мальчиков и девочек совместны. Каждому коллективу на время обучения поручается собственная классная комната, в которой ребята проводят большую часть времени. Она оборудована всей необходимой инфраструктурой для возможно большего числа предметов. Необходимое оборудование для того или иного предмета доставляется из специальной зоны обслуживания и монтируется на инфраструктуру класса. Предметы, требующие специфического оборудования, имеют свои лабораторные кабинеты.

Каждый коллектив учится управлять своим временем, варьируя с помощью наставника время, которое затратит на изучение той или иной тематики. Соответственно, расписание регулируется через единую электронную систему, которая связана с системой технического обслуживания уроков.

Если наставник не может дать ответ на вопрос ребёнка, он через единую государственную систему кадрового обеспечения (о ней более подробно будет рассказано ниже) делает запрос отраслевым специалистам. Школа осуществляет постоянное взаимодействие с отраслями народного хозяйства, приглашает работающих специалистов на уроки, даёт возможность им поделиться своими знаниями, а также поискать преемников своего дела среди ребят. Заложена возможность курирования отраслевыми специалистами ребят старших циклов. Благодаря посещению в течение обучения в школе различных отраслей ребята осуществляют выбор своей первой профессии.

Известно, что молодой ум дерзок, быстр и изобретателен, поэтому целесообразно отраслям народного хозяйства формировать научно-исследовательские проекты и гранты для привлечения ребят к реальной проблематике, с которой имеет дело общество. Многим памятен фильм «Москва-Кассиопея», где идею нового типа двигателей выдвигает 14-летний подросток. Мы считаем, что в будущем такая практика будет повсеместной. Уже сегодня компания «Боинг» заполучила идею двухэтажного самолёта из рисунка маленькой девочки, участвовавшей в конкурсе необычных идей. Такие конкурсы — обычная практика у многих компаний мира. Такого рода процессы необходимо интегрировать в систему образования. Вообще необходимо вовлекать в научно-исследовательскую и инженерную деятельность предрасположенных к этому детей с раннего возраста.

Описав существо концепции школы трёх циклов кратко, перейдём к более подробному её разъяснению.

Трудовой принцип

Во времена, когда 85 % населения России проживало в сельской местности, дети с 7—10 лет уже участвовали в коллективном труде (трудовой принцип). Девочки помогали матерям по хозяйству, в готовке, мальчики — в ремёслах, труде на полях, огородах, в рыбалке, строительстве и т. д. То есть принципы подобного внешкольного обучения можно перенести и в школу.

Предварительно изучив правила и теоремы геометрии, к примеру, можно практически их закрепить, построив теплицу или будку для собаки. То же самое — касаемо и других дисциплин. Главная задача наставника — привить детям стремление к познанию и творческому преображению мира, выявить и помочь раскрыть творческий потенциал обучающихся. Пример: Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Реализовал на практике, описал опыт более 30 лет в такой школе.

Численность классов в школах

Максимальная численность коллектива 15 человек.

Нормальная численность коллектива 7 — 10 человек.

Минимальная численность коллектива 5 человек.

Наставник

К каждому коллективу на трёхлетний срок приставлен наставник, который помогает коллективу заниматься по подавляющему числу предметов. Если он не обладает всеми необходимыми знаниями для освещения поднятого обучающимися вопроса, то он находит через единую кадровую систему специалиста, способного ответить на эти вопросы. Тем самым учитель учится и сам. Сегодняшняя ситуация, когда каждый из коллектива учителей школы требует с каждого ребёнка идеальных знаний по своему предмету, ведёт к перегреву интеллекта детей. Многие ребята просто перестают воспринимать что-то новое, в бессознательном стремлении защитить свою психику(И , причина еще и в том, что преподают так, что ничего нельзя запомнить и понять-идет зубрежка). Они становятся холодны к процессу учёбы, как таковому, при таком большом потоке разнородной информации (поступающей от разных людей, окрашивающих её каждый своим эмоциональным фоном). Такие объёмы информации не способен переварить ни один из учителей — ни один из них не сможет сдать предметы остальных, но при этом каждый из них требует знания своего предмета «на зубок». Такое положение приводит к тому, что выходящие из школы в жизнь ребята в большинстве своём интеллектуально ленивы и пассивны, а остаточные знания школьного курса по результатам проверок в высших учебных заведениях составляют 10 — 15% на первом курсе, и уже 5 — 7% — на третьем.

Коллектив психологически замыкается на своего наставника, так как тот обладает более развитой и энергетически мощной психикой и это накладывает очень высокие требования к нравственно-этическим качествам наставника, его личностным качествам.

Наиболее жёсткий кадровый отбор идёт именно в наставники.

Наставники меняются раз в три года при переходе обучающихся из школы одного цикла в другой. Существует адаптационный период, когда с коллективом трудятся двое наставников (текущий и будущий), чтобы коллектив спокойно адаптировался к новому человеку. Это особенно важно, если учитывать психологическую настройку обучающихся на своего наставника.

Раздельное обучение

Осветим некоторую проблематику раздельного обучения мальчиков и девочек.

Одно из принципиальных различий между мальчиками и девочками состоит в том, что в обретении неподвластности инстинкту самосохранения и инстинктивной алгоритмике стадно-стайного поведения:

  • для мальчика более естественно осваивать упреждающее ощущение и предвидение опасности в ходе обретения навыков преодоления опасности и действий в условиях опасности;
  • для девочки более естественно обретать готовность к преодолению опасности, на основе своего упреждающего ощущения надвигающейся опасности и предвидения как свойственного опасности течения событий, так и потребных ответных действий со стороны человека.

Одна из причин психологической несовместимости как в коллективах без учёта различия пола, так и в отношениях мужчин и женщин состоит в том, что одни нравственно обусловленно расценивают как опасности то, что другие в качестве опасности не воспринимают. Генетически свойственное каждому полу преобладание одного из двух способов обеспечения безопасности не должно подавлять в личностном развитии ребёнка другой способ во избежание возникновения в обществе взрослых взаимных предубеждённости и непонимания со стороны представителей обоих полов, а также слепоты мужчин в отношении надвигающихся опасностей и неспособности женщин к целесообразным действиям в условиях опасности, что сопутствует однобокости развития каждого пола.

Во всех обществах существуют две детские культуры: мальчиковая и девочковая. Дети, начиная с 2,5 лет, разделяются. Эту сегрегацию инициируют девочки, начиная играть отдельно от мальчиков, а в возрасте 4 лет инициативу перехватывают мальчики. Это естественный процесс. Не взрослое общество навязывает это детям. Это делают сами дети. Общество просто подстраивается под это и либо закрепляет, либо ослабляет.

В детско-подростковом возрасте девочки опережают в темпах развития своих одноклассников-мальчиков, примерно на 2 — 3 года. Помимо более раннего физиологического созревания девочки в начальных классах более успешны в учёбе.

Мальчики же в этот период, 7 — 10 лет, в большей степени ещё ориентированы не на учебную, а на игровую деятельность, им не хватает концентрации внимания на учёбе, следствием чего и становится их более низкая в сравнении с девочками успеваемость. Результатом такой ситуации становится возрастающее у мальчиков впечатление, что они глупее девочек. Осознавая первенство одноклассниц в учёбе, мальчики ещё и видят, что девочки на данный момент являются более зрелыми личностями, чем они, мальчики. Тем самым мальчики оказываются под влияние девочек и в коммуникативном плане, смотрят на них снизу вверх. Ориентируясь на девичью половину класса, мальчик постепенно перенимает и отчасти женский взгляд на мир, отчасти женскую реакцию на события, отчасти женское отношение к себе и окружающим. В результате получается личность, неприспособленная к жизни, не способная к поистине мужскому, ответственному за себя и своих близких, поведению.

При раздельном обучении вовсе не предполагается развести девочек и мальчиков по разным зданиям, навесить везде замки, оконные решётки и расставить изгороди из колючей проволоки, чтобы мальчики и девочки ни в коем случае даже не видели друг друга. Напротив, оптимальным раздельным обучением считается такое, при котором «девичьи» и «мальчишеские» классы будут заниматься в непосредственной близости, за соседними стенами, имея возможность регулярного общения на отдельных предметах и в неучебное время (http://www.mamashkam.ru/detki/nyani_obuchayushie_uchrejdeniya/povliyaet_detey_razdelinoe_obuchenie.html).

Раздельное обучение необходимо на таких предметах, как: математика, русский язык, география, естествознание, история и др.

Совместное обучение может проходить по таким предметам как: обществоведение, гармония, творчество, танцы, музыка, занятия с младшими детьми (детского сада) и др.

Класс

Классная комната — кабинет школы, где постоянно занимается коллектив. Эта комната закрепляется за коллективом на время его обучения в школе данного цикла. Коллектив обучающихся полностью за неё отвечает. Это дисциплинирует, учит бережно относиться к общей для коллектива собственности.

Классная комната должна быть оборудована всем необходимым для удобства размещения «образовательных модулей» (приборов, пособий и пр.), поставляемых зоной обслуживания школы. При этом в самой школе будет несколько специально оборудованных лабораторий для занятий, проведение которых в классных комнатах небезопасно или трудновыполнимо.

Классная комната обязательно должна иметь выход к растительности, чтобы обучающиеся могли, при необходимости, уединиться и погрузиться в природную среду. Поэтому целесообразно создавать в каждой школе оранжереи, которые можно использовать как для целей обучения, так и для выращивания свежих овощей и фруктов для нужд школы, в том числе и не растущих в данном климатическом регионе. В тёплое время года для этих целей необходимо максимально использовать естественную среду.

Перемены

Общие перемены после каждого урока, когда все обучающиеся выходят из кабинетов и предоставляются сами себе — объективное зло, так как разрушают всю наработанную за прошедший урок алгоритмику психики через включение в более мощную коллективную психику множества «школьников на перемене». Задание чётких циклов обучения в 45 минут также не способствует разностороннему развитию обучающихся, так как на одну задачу коллективом может быть затрачено 10 минут и всё в теме будет ясно и понятно, а на другую — может потребоваться час и более. Притом при жёстко фиксированной цикличности расписания очень затруднена и получается разорванной любая проектная деятельность, если её вообще пытаться внедрять в образовательный процесс. И гораздо позже в практике жизни проявляются эти циклы психической активности по 45 минут. Внимание концентрируется 45 минут — потом какой-то спад череда срывов управления процессом труда. Потом опять 45 минут труд устойчив и т.д.

Гибкое управление временем позволяет решить эти проблемы, но требует иного подхода, как в вопросах организации школы, её материально-технической базы, так и в вопросах воспитания и обучения наставников, и в целом требует пересмотра принципов процесса обучения.

Управление временем

Так как подход к каждому обучающемуся индивидуален, также как и к коллективу в целом, то учитель может субъективно варьировать время, которое коллектив может затратить на ту или иную задачу.

Влияние учителя на управление временем коллектива снижается с взрослением коллектива, то есть старшие ребята сами управляют временем, которое они хотят затратить на ту или иную задачу. Младшим — наставник в большей степени помогает решить, что и когда они будут делать. С самого начала, на первом году (6—7 лет) наставник решает этот вопрос полностью, постепенно вводя обучающихся в процесс управления своим временем.

Расписание

Расписание занятий может составляться коллективом каждую неделю — на следующую. Зная в целом всю учебную программу, коллектив и наставник могут сами определять свой годовой, месячный и недельный график. Это обеспечивается тем, что у каждого коллектива один наставник и тогда нет необходимости жёстко увязывать расписанием множество учителей по разным предметам, сидящих по разным кабинетам.

Электронная система управления временем

Управление временем можно осуществлять с помощью электронной системы составления расписания, которая обеспечит общую синхронизацию коллективов школы.

Электронная система управления временем напрямую связана с системой обслуживания. Коллективы через неё согласуют между собой время пользования теми или иными приборами и пособиями, регулируют время своего обучения, формируют заказы для службы обслуживания.

Служба обслуживания

Оборудование для различных предметов (пособия, приборы и пр.) содержится в зоне обслуживания, которая связана с электронной системой управления. Коллектив в своём классе делает заказ в службу обслуживания и через какое-то время, в зависимости от типа срочности (час, несколько часов, день, неделя и т. п.) по этому заказу служба обслуживания подготавливает заказанный инструментарий для ведения того или иного урока и доставляет в класс.

Большинство предметов таким образом можно обеспечить нужными приборами. Эта задача упрощается наличием системы управления временем, с помощью которой разные коллективы синхронизируют свои действия.

Взаимодействие с отраслями

Система образования должна быть тесно связана с реальным производством и другими отраслями человеческом деятельности, чтобы у подрастающих поколений была возможность входить сызмальства в реальную практическую деятельность.

Глядя на своих детей и на обилие различных цветных вещей в детской, появилось предощущение, что все эти вещи и их яркость — просто отвлекают ребёнка от реальных жизненных задач. Т.е. те дети, которые взрослеют в городе, когда родители трудятся где-то вне дома — во многом лишены возможности трудиться с родителями. Это создаёт тяжелейшие последствия для психики ребёнка в будущем. Мы даём им игры, книги, возможность рисовать, плавать, но не даём возможности применить это всё в жизни. Не учим их реальному труду вместе с нами.

Это является предпосылками к тому, чтобы ребёнок в будущем уходил в виртуальную реальность, переставал ощущать себя частью семьи. Это, в нынешних условиях, может восполнить школа, предоставив возможность сочетать обучение с трудовой деятельностью. В идеале, люди должны жить на земле и трудиться достаточно близко от дома, чтобы дети видели, если и не их самих, то знакомых им людей в трудовой деятельности, а также соучаствовали в труде взрослых.

Отсутствие справочного (бумажного) подтверждения знаний

Например, детей с рождения родители обучают разговорному родному языку. При этом никаких сертификатов не выдаётся. Уровень владения родным языком определяется непосредственно на практике в общении людьми между собой.

Никакая бумажка не заменит умений и знаний. Достаточен ли имеющийся навык для данной профессии, определяется на практике (на испытательном сроке).

Самоконтроль

Всевозможные проверочные, контрольные работы, экзамены, тесты, квесты и другого рода проверки проводятся по инициативе учащихся для самоконтроля усвоенных методик, навыков, знаний.(Смотрите самоконтроль по классам на основе опорных сигналов)

Взрослость

Труд

Трудовой процесс должен быть построен так, чтобы у каждого трудящегося оставалось время на образование, вписанное в трудовой процесс и (или) самостоятельное.

Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.

Что требуется для этого?

Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления (Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. — Государственное издательство политической литературы, 1952 год.).

Мне трудно представить себе, какая может быть „личная свобода“ у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода» (Сталин И. В. Беседа с Роем Говардом 1 марта 1936 года).

Государство обязано:

  • Создать такие экономические условия, чтобы семья могла развиваться, решать свои проблемы, рождать и воспитывать детей без того, чтобы её члены (как взрослые, так и подростки) были вынуждены искать дополнительные заработки и работать сверхурочно — все потребности семьи должна покрывать зарплата по единственному месту работы её взрослых членов и разнородные социальные выплаты. Для этого необходимо ликвидировать ссудный процент в системе кредитования и обуздать спекуляцию на биржах, сохранив за ними общественно полезную коммутационно-координационную функцию.
  • Изменить политику телевизионного вещания — телевидение должно перестать растлевать подрастающие поколения, внося в их психику общественно вредное отношение к жизни, будто успех оправдывает средства его достижения, как то: финансовый аферизм и азартные игры, насилие и вседозволенность в других её видах, распущенность и извращённость в сексе, кайфово-тусовочный образ жизни и т.п. Государство обязано начать пропаганду:
    • абсолютной трезвости как нормы жизни в отношении алкоголя (включая пиво), табака и прочих дурманов (нарко­тиков);
    • добросовестного труда и жизни без паразитизма одних на труде и жизни других как главного источника благосостояния всех и каждого и средства обеспечения внутренней бесконфликтности общества.
  • При этом надо, прежде всего, пресечь поток дебилизирующе-развращающих мультиков, воздействию которого подвергаются чуть ли не младенцы — т.е. люди в том возрасте, когда формируются скелетные основы нрав­ственности и психики личности в целом.
  • Выработать образовательный стандарт и организовать массовую подготовку в высших педагогических учебных заведениях воспитателей детских яслей и детских садов и учителей начальных классов — психологов-практиков (т.е. носителей психологических практик), разносторонне образованных, которые помогли бы детям дошкольного возраста обрести психические навыки, необходимые для успешной и не утомляющей учёбы в общеобразовательной школе. Готовить педагогов этой категории следует не из числа выпускников школ, которые сами ещё ничего не знают и не умеют, а из числа людей уже имеющих высшее педагогическое образование и стаж работы в школе в качестве учителей-пред­мет­ников, а так же и из числа имеющих стаж представителей иных профессий, требующих систематического общения с разными людьми.

Система переквалификации кадров

Кадры решают всё!

В обществе всегда есть бесструктурная циркуляция кадров, но в то же время действует единая государственная система кадрового обеспечения (ЕГСКО). Единая система быстрее реагирует на запрос и быстрее способна его обеспечить. То есть люди могут как искать себе рабочее место самостоятельно в частном порядке, а могут обратиться к единой системе кадрового обеспечения.

Старость

Старики должны быть задействованы в обучении молодых и в воспитании детей. Они должны передавать свой опыт. Если они не могут этого сделать в семьях, то необходимо их привлекать в детсады и школы.

Общение с детьми психически и физически полезно старикам (увеличивается продолжительность жизни). В сегодняшней культуре ещё можно сказать, что и детям и старикам отчасти наплевать на потребительство — одним ещё не надо, другим уже не надо.

К тому же на них лежит анализ прошлого, как минимум своего опыта, как максимум общества в целом и «работа над ошибками» для пользы будущих поколений.

Пишите в комментариях и присылайте нам на почту свои дополнения и соображения о том, как должна выглядеть система образования в будущем.

Источник

12345  5 / 19 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
21 ноября в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| 22 ноября в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.