Вход

Двигатель

Евровидение 2016 и Выселение крымских татар в 1944 году — причины и последствия

25 мая 2016 в 22:05 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 1782 | 0
Ключи: история

«История — не учительница, она надзирательница, она никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков».

Василий Ключевский

Жюри «Евровидения-2016» присудило победу певице Джамале (представляющей на конкурсе Украину), которая посвятила свою композицию «1944» историческому событию — депортации крымских татар. Это событие, по словам певицы, тесно связано с историей её семьи. Примечательно, что правила конкурса запрещают участникам исполнять песни, которые несут некий политический смысл, но в случае с Джамалой организаторы мероприятия решили пренебречь этим запретом.

Споры разгорелись в комментариях к новости о том, что победительница «Евровидения-2016» выступила на пресс-конференции и заявила, что слушателей трогают «правдивы» песни.

Я была уверена: если петь о правде, это зацепит людей. И я оказалась права,

— сказала Джамала, отвечая на вопросы журналистов.

Но при этом, как оказалось, что, по крайней мере, саму исполнительницу, детство которой прошло в Крыму, и её родителей никто и не притеснял. По данным СМИ, родители даже проголосовали за возвращение Крыма на референдуме, а потом получили российские паспорта и всё, что положено представителям реабилитированного президентом России народа. То есть, как раз сейчас вопрос депортации крымских татар для певицы, казалось бы, не должен стоять так остро.

Таким образом, родители певицы получили российское гражданство и по настоящее время живут в Крыму (http://www.vesti.ru/m/doc.html?id=2754329 ).

Впрочем, «тронула» её песня скорее «профессиональных» судей, нежели простых слушателей. Но резонно возникает вопрос: зачем и кому это надо?

Мы не будем затрагивать тему объективности итогов голосования Евровидения. В нашей статье затронем тему депортации (выселения) в 1944 году крымских татар — за что их выселили и насколько данная депортация была законна и необходима.

Семьдесят два года назад был начат процесс депортации крымских татар. В 1994 году решением Верховного Совета Крыма (входящего в состав Украины) 18 мая был объявлен «Днём памяти жертв депортации народов Крыма».

И сегодня, когда число исторических мистификаций, связанных со «сталинской высылкой народов» только нарастает, будет нелишним в очередной раз напомнить, что именно произошло весной 44-го и почему это произошло именно так.

Следует также отметить, что в украинском законодательстве отсутствует закон о восстановлении прав ранее депортированных лиц и нет надлежащего механизма правового регулирования их возвращения. За годы независимости в Верховной Раде были представлены несколько документов, касающихся этой проблемы, но ни один из этих законов не был принят.

В марте 2014 года, после провозглашения независимости, Республика Крым вошла в состав Российской Федерации.

И сразу же, 21 апреля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке и их возрождения и развития». В соответствии с данным указом разработана отдельная программа экономического развития Крыма до 2020 года, которая предусматривает меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов.

Сейчас в Крыму живут около 260 тысяч крымских татар, возвратившихся из Средней Азии в 1980 — 1990-е годы.

Крымско-татарский вопрос — почва для многочисленных спекуляций

18 мая 2015 года, в очередную годовщину депортации крымских татар, партия «Яблоко» вдруг надумала проводить публичные акции по этому поводу в Москве. Какая муха укусила либералов, в принципе, понятно. Российская прозападная оппозиция уже больше года работает исключительно «в тренде Киева». А там вдруг стало модно говорить о «проблемах» и «притеснениях» крымских татар. Аналогичная акция проведена и в этом году (http://www.yabloko.ru/regnews/Moscow/2016/05/19_0).

Только вот что интересно, в 90-е годы прозападные националисты, находясь при власти, ничего не сделали, чтоб помочь татарам. История повторилась и в период президентства Ющенко с 2005 по 2010. А теперь вдруг резко их «полюбили» ….

Московские либералы и киевские националисты пытаются подать крымско-татарскую историю исключительно под одним углом зрения, на самом деле имеющем мало общего с действительностью. Этот угол зрения называется «геноцид» — принудительное выселение из Крыма.

Для усиления впечатления картинка дополняется «подробностями» про «затопленные в Чёрном море баржи с людьми», «выбрасывание детей в окна вагонов», «брошенные вдоль железнодорожного полотна трупы» и прочие ужасы.

И для понимания того, что произошло на самом деле, а также, почему так произошло, нужно ознакомиться с историческими фактами, и лишь потом делать выводы.

Прозападные политики из числа крымских татар, а вслед за ними и некоторые лица, захватившие власть в Киеве, любят повторять, что только крымские татары являются коренным, автохтонным населением полуострова. Так ли это? Да вот не совсем.

Крымские татары — не коренной народ Крыма

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику.

27 января 1223 года (ещё до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания — синаксаря — в Судаке сделана заметка:

В этот день впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.).

Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир:

Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море.

Крымские татары — этнос сложный, ещё перед войной разделённый на 4 принципиально отличающиеся друг от друга группы. Собственно, татары пришли в Крым в XIII веке, перед ними в его степную часть бежали половцы.

В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев.

В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп.

С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.

Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар, проживающих в Крыму, пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII веке, и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 год) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке:

… и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского (т.е. Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма), еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского (т.е. Чёрного моря) татарове обладаша и поседоша.

Да и сами татары, проживающие в Крыму, до недавнего времени не отрицали своего азиатского происхождения.

Покорив половцев, татары укрепились в северной части полуострова. В горах и на южном берегу продолжали жить христиане — потомки греков, готов, тавров, алан, сарматов, скифов, итальянцев и славян (часть Крыма долгое время входила в состав Древнерусского государства), большинство из которых тоже было населением пришлым. С юга полуостров начали захватывать турки. В итоге современная территория Южного берега Крыма превратилась в своеобразный турецкий анклав, остальная часть — в татарское политическое образование под протекторатом Турции. Вплоть до XVIII века продолжались усиленная ассимиляция и уничтожение дотатарского христианского населения.

К моменту освобождения от Турции этническую самобытность из его представителей удалось сохранить только двум группам греков: одна приняла, правда, уже татарский язык, а другая продолжала говорить по-гречески. Российская власть переселила тогда греческое христианское население из Крыма, выделив ему обширные земли в районе современных Мариуполя и Мелитополя.

Кстати, о самом воссоединении.

В 1774 году под давлением России Турция вынуждена была признать Крым независимым.

В 1781—1782 годах из-за поведения хана Шагин-Гирея татары сами обращаются к Екатерине II с просьбой присоединить Крым к России, признавая себя вассалами императрицы.

В 1783 году Шагин-Гирей отказывается от власти, а Екатерина в ответ на обращение татар издаёт указ о присоединении. Аннексией, учитывая добровольное обращение татар, присоединение назвать сложно. Права России на Крым признала даже Турция.

В Крыму сложилось к этому времени 4 татарские этнические группы. В степи жили потомки татар и половцев. В горах — потомки смешавшихся с татарами готов, скифов и сармат. На южном берегу — потомки греков, итальянцев и готов, смешавшихся с турками. Кроме того, в Крыму жили принявшие татарский язык и культуру цыгане.

Резюме

В разное время на полуострове жили скифы, сарматы, греки, римляне, готы, гунны, печенеги, половцы. Древние русичи с незапамятных времен занимали восточную часть полуострова, входя в состав Тьмутараканского княжества, существовавшего в Х — ХII веках. И носил название этот почти райский уголок Таврида. В 1223 году впервые на земле древней Тавриды появляются татары, захватив и разграбив город Судак. В 1239 году они делают полуостров татарским улусом и дают ему название — Крым.

1854 год — во время Крымской войны

Первый раз депортация произошла во время Крымской войны 1853 — 1856 годов. Как только войска неприятелей начали высадку на территорию Крыма, значительная часть татарского населения поддержала врагов России. При этом они кинулись притеснять, грабить и убивать христианское население, проявляя при этом необыкновенную жестокость. Возмездия крымские татары за своё предательское поведение избежали благодаря излишней либеральности Александра II (http://2mir-istorii.ru/lichnosti-novaya-istoriya/463-imperator-aleksandr-ii.html).

Из донесения таврического губернского прокурора министру юстиции графу В.Н. Панину:

Как видно из поступающих сведений, некоторые из крымских татар в местах, занятых неприятелем, поступают предательски, доставляя во враждебный стан на своих подводах фураж, пригоняя туда для продовольствия стада овец и рогатого скота, похищаемые насильственно в помещичьих экономиях, указывают неприятелю местности, предаются грабежу и вооружённой рукой противоборствуют нашим казакам. У некоторых татар Евпаторийского уезда отыскано оружие. (Масаев М.В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны // Культура народов Причерноморья. 2004. №52. Т.1. С.50)

1855 год

Дорога была покрыта в несколько рядов всевозможными экипажами и пешеходами, в числе которых были и дамы, представительницы лучшего общества в Керчи. Спасаясь бегством без предварительных приготовлений, они бросились из города в чём были. В одном платье и в тонких башмаках, от непривычной скорой ходьбы по каменистой дороге, женщины падали в изнеможении, с распухшими и окровавленными ногами. Но этого мало: изменники татары бросились в догоню, грабили, убивали, а над молодыми девушками производили страшные бесчинства. Насилия татар заставляли переселенцев забыть об усталости и спешить за войсками, обеспечивавшими их от опасности (Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.III. СПб., 1900. С.176).

1918 год — во время смуты революции

Так же как и в XIX они поступили уже в XX веке во время революционных событий 1917 года. Добившись от Временного правительства разрешения на создание крымско-татарских воинских частей, получив оружие, они не торопились оказаться на передовой. А предпочли встречать немецкие войска разгулом грабежей по отношению ко всему христианскому населению:

Начинается резня. В деревнях Кучук-Узень, Алушта, Корбек, Биюк-Ламбат, Коуш, Улу-Сала и многих других расстреливают и истязают десятки трудящихся русских, греков и т.д. В эти дни в алуштинской больнице была собрана целая коллекция отрезанных ушей, грудей, пальцев и пр. Резня приостанавливается только в результате контрнаступления красных отрядов (Тархан И. Татары и борьба за советский Крым // Советов В.И., Атлас М.Л. Расстрел советского правительства Крымской республики Тавриды. Сборник к 15-тилетию расстрела. 24/IV 1918 г. — 24/IV 1933 г. Симферополь, 1933. С.16).

16 мая 1918 года Джафер Сейдамет (крымско-татарский политический деятель), выступление перед Курултаем (общим собранием) :

Есть одна великая личность, олицетворяющая собой Германию, великий гений германского народа… Этот гений, охвативший всю высокую германскую культуру, возвысивший её в необычайную высь, есть не кто иной, как глава Великой Германии, Император Вильгельм, творец величайшей силы и мощи… Интересы Германии не только не противоречат, а, быть может, даже совпадают с интересами самостоятельного Крыма (Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь, 1997. С.105).

Во время Великой Отечественной войны

После установления советской власти, несмотря на то, что татары составляли всего 20—25% населения Крыма, они получили просто фантастические права. Татарский язык стал официальным в республике, татар назначали на все основные руководящие должности. К сожалению, не всегда татары оказывались благодарны…

Проходит чуть более 20 лет со времени революционных событий, и уже во время Великой Отечественной войны, многие крымские татары встречают немецкие войска с радостью и восторгом, идут не только по призыву, но и добровольно служить в немецкие карательные батальоны, организуют отряды самообороны от партизан, участвуют в казнях, превосходя немцев жестокостью.

Борьба за Крымский полуостров носила ожесточённый характер, что объяснялось его военно-политическим и стратегическим значением. Овладение полуостровом позволило бы немецко-фашистскому командованию получить контроль над значительной частью Чёрного и Азовского морей, открыть прямой путь на Кавказ. Кроме того, во взглядах нацистского руководства на судьбу завоеванных территорий Крым занимал особое место.

Так, 16 июля 1941 года на совещании в ставке с руководителями рейха Гитлер, среди прочего, заявил:

Крым должен быть освобождён от всех чужаков и заселён немцами.

На что рассчитывали предатели среди крымских татар, учитывая это высказвание — неизвестно.

И всего через полгода после начала войны Эдиге Кырымал и Мюстеджил Улькюсар — представители весьма многочисленной турецкой крымско-татарской общины — посетили Берлин и вели переговоры о создании отдельного крымско-татарского государства. Адольф Гитлер благосклонно отнёсся к такому предложению и санкционировал создание Татарского национального комитета. Его задачей стала организация вооруженных сил из татар, оказавшихся на оккупированной Рейхом территории, само собой борьба с Красной Армией и создание под немецким протекторатом «Волго-Уральского татарского государства», или «Идель-Урал», в состав которого должны были войти Татарская, Чувашская, Удмуртская, Марийская и Мордовская автономные республики и часть Уральской области. А начаться всё было должно с формирования в Крыму крымско-татарского государства.

3 января 1942 года под председательством Олендорфа (командующий 11-й армии айнзатцгруппы «D») состоялось первое официальное торжественное заседание татарского комитета в Симферополе по случаю начала вербовки. Он приветствовал комитет и сообщил, что фюрер принял предложение татар выступить с оружием в руках на защиту их родины от большевиков. Татары, готовые взять в руки оружие, будут зачислены в немецкий вермахт, будут обеспечиваться всем и получать жалованье наравне с немецкими солдатами.

Крымские татары во вспомогательных войсках вермахта. Февраль 1942 года

В ответной речи председатель татарского комитета сказал следующее:

Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера — величайшего сына немецкого народа. Заложенная в нас вера придаёт нам силы для того, чтобы мы без раздумывания доверились руководству немецкой армии. Наши имена позже будут чествовать вместе с именами тех, кто выступил за освобождение угнетённых народов.

После утверждения общих мероприятий татары попросили разрешение закончить это первое торжественное заседание — начало борьбы против безбожников — по их обычаю, молитвой, и повторили за своим муллой следующие три молитвы:

1-я молитва: за достижение скорой победы и общей цели, а также за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера.

2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию.

3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта.

На этом заседание закончилось. (Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т.3. Книга 1. Крушение «блицкрига». 1 января — 30 июня 1942 года. М., 2003. С.598—599.)

10 марта 1942 года — из газеты «Азат Крым»:

Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди.

В этом же номере:

Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы и окрестностей собрались для молебна … в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву … Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даём слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер! (Национальная политика России: история и современность. М., 1997. С.319)

10 апреля 1942 года. Из послания Адольфу Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасубазара:

Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа — это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира — газы Адольф Гитлер (Национальная политика России: история и современность. М., 1997. С.319).

Немецкий унтер-офицер ведёт крымских татар, скорее всего, из отряда полиции «самообороны» (под юрисдикцией вермахта) 

20 апреля 1942 года — поздравление членов Симферопольского мусульманского комитета Гитлеру в честь дня его рождения :

Освободителю угнетённых народов, верному сыну германского народа Адольфу Гитлеру.

К Вам, великий вождь германского народа, обращает сегодня свои взоры с преддверия мусульманского Востока освобождённый крымско-татарский народ и шлёт свой сердечный привет ко дню Вашего рождения.

Мы помним нашу историю, мы помним и то, что наши народы в продолжение трёх десятков лет протягивали руки помощи друг другу. Большевистско-еврейская свора помешала в 1918 году осуществить единство наших народов, но Вы своей прозорливостью и гениальным умом сегодня в корне повернули колесо истории, и, к нашей великой радости, мы сегодня видим на полях Крыма наших освободителей, льющих свою драгоценную кровь за благо и счастье мусульман Крыма и Востока.

Мы, мусульмане, с приходом доблестных сынов Великой Германии с первых же дней, с вашего благословения и в память нашей долголетней дружбы, стали плечом к плечу с германским народом, взяли в руки оружие и клялись, готовые до последней капли крови сражаться за выдвинутые вами общечеловеческие идеи — уничтожение красной еврейско-большевистской чумы без остатка и до конца.

Наши предки пришли с Востока, и до сих пор мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идёт к нам с Запада. Может быть, первый и единственный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло на Западе. Это солнце — Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом, и Вы, опираясь на незыблемость великого германского государства, на единство и мощь германского народа, несёте нам, угнетённым мусульманам, свободу. Мы дали клятву верности Вам умереть за вас с честью и оружием в руках и только в борьбе с общим врагом.

Мы уверены, что добьёмся вместе с Вами полного освобождения наших народов из-под ига большевизма.

В день Вашего славного юбилея шлём Вам наш сердечный привет и пожелания, желаем Вам много лет плодотворной жизни на радость Вашего народа, нам, крымским мусульманам и мусульманам Востока (Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М., 2004. С.300—301)

9 июня 1942 года на совещании начальников СС и полиции Гиммлер заявил, что война не имела бы смысла, если бы после неё, в частности, Крым не был в течение 20 лет полностью колонизован немцами. Непонятно на что рассчитывали 20 000 служивших Гитлеру крымских татар.

Крымско-татарские легионы в Крыму (1942 год): батальоны 147-154.

На оккупированной территории Крыма нацисты разворачивали свои инструменты террора. В этом смысле Крым не отличался от Белоруссии, Украины или Латвии, где сразу по приходу «немецких освободителей» начинались массовые казни и строились концлагеря. За время пребывания в Крыму нацисты расстреляли 72 тысячи крымчан, замучили в тюрьмах и лагерях — более 18 тысяч. Помимо гражданского населения были уничтожены 45 тысяч советских военнослужащих, оказавшихся в плену. Местным «Дахау» стал совхоз близ Симферополя «Красный», который был переоборудован под лагерь смерти. В нем содержались как советские военнопленные, так и жители Крыма. За время оккупации одни только ежедневные расстрелы забрали жизни более 8 тысяч человек. В Крыму немцы не были оригинальны. Как и везде у них, для охраны концлагерей использовались местные «элементы».

Плакат, призывающий население вступать в войска СС. Крым, 1942 год, 

Вот что писал 18 августа 1942 года Сталину глава партизанского движения СССР П.К. Пономаренко (о нём читайте статью «О настоящем человеке — Пантелеймоне Кондратьевиче Пономаренко» http://inance.ru/2016/05/ponomarenko/):

Немцы используют все средства, чтобы привлечь к борьбе с партизанами… контингенты из нашего населения оккупированных областей, создав из них воинские части, карательные и полицейские отряды. Этим они хотят достичь того, чтобы партизаны увязли в борьбе не с немцами, а с формированиями из местного населения… Вокруг формирований идет бешеная националистическая пропаганда… Этому сопутствует разжигание национальной розни, антисеми­тизма. Крымские татары, например, получили сады, виноградни­ки и табачные плантации, отобранные у русских, греков и т. п.

Большую роль играли коллаборационистские боевые формирования, помогавшие вермахту в борьбе против крымских партизан. Когда речь заходит о коллаборационизме в период нацистской оккупации Крыма, то многие вспоминают лишь крымских татар. По большей части этот миф стал следствием национальной трагедии — депортации крымско­ татарского народа. Однако стоит отметить, что далеко не все крымские татары выбирали путь коллаборационизма

Численностьвсех боевых формирований за весь период оккупации была следующей: в русских и казачьих частях — около 5 тысяч человек, в украинских частях — около 3 тысяч человек, в частях восточных легионов — около 7 тысяч человек и в крымско­-татарских фор­мированиях — от 15 до 20 тысяч человек.

Офицер вермахта и крымские татары

С июня 1943 года на полуострове появляется вербовочный пункт власовской «Русской освободительной армии». Следует сказать, что популярностью он не пользовался. Если в среде крымских татар немцы легко играли на национальных противоречиях, то из русских за все время им едва ли удалось набрать в ряды РОА (включая томящихся в концлагерях) лишь несколько тысяч человек. И то ближе к началу 1944 года как минимум треть из них перешла на сторону партизан (https://nstarikov.ru/blog/65996). С крымскими татарами всё было хуже.

Вот докладная записка заместителя наркома госбезопасности СССР Богдана Кобулова и его коллеги Ивана Серова на имя Берии, датированная 22 апреля 1944 года:

Все призванные в Красную Армию (из Крыма. — Авт.) составляли 90 тысяч человек, в том числе 20 тысяч крымских татар… 20 тысяч крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении её из Крыма…

В определённой степени такие сведения подтверждаются данными и по отдельным населённым пунктам. К примеру, из 132 призванных в армию из деревни Коуш в начале войны дезертировало 120 человек.

Имеются многочисленные свидетельства того, что коллаборационизм татар, в отличие от населения остальных оккупированных территорий, носил наиболее массовый характер.

Современный крымско-татарский историк Гульнара Бекирова пишет, что ей «тяжело согласиться с теми авторами, чьи подходы к изучению такой трудной и болезненной проблеме коллаборационизма в годы… войны сводятся к непредвзятому подсчёту количества воинских формирований представителей тех или иных национальностей, которые служили «на другой стороне».

На наш взгляд, — пишет она, — это совсем не тот случай, когда статистическая точность может служить критерием исторической истины (Бекирова Г.Т. Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории). — Симферополь, 2008. — С. 73-74.)

Что ж, её можно понять. Действительно, тяжело принять тот факт, что подавляющее большинство мужчин твоего народа оказалось в рядах оккупационной армии. Можно согласиться и с тем, что цифра в 15 — 20 тыс., хоть и является внушительной, тем не менее, мало, что объясняет, взятая сама по себе.

Как известно, всё познается в сравнении. Поэтому и мы, чтобы не быть голословными, приведём здесь несколько других цифр:

  1. На начало боевых действий за Крым (осень 1941 года) в рядах Красной армии проходило службу около 20 тыс. крымских татар. При этом, только пятая часть из них находилась вне полуострова. Остальные не покидали его пределы, будучи сосредоточены в частях, предназначенных для обороны Крыма. Например, в 51-й армии, где крымских татар было около 10 тыс. В ходе осенних боев 1941 года эта армия была разбита — только пленными и пропавшими без вести она потеряла более трети личного состава. Незначительной части удалось спастись и переправиться на Таманский полуостров;
  2. За период с 1941 по 1944 года в партизанских отрядах Крыма сражалось 1130 татар (общее же количество партизан за этот период — 12 тыс. человек). Из них погибло 96, пропало без вести 103 и дезертировало 177;
  3. В подпольных организациях на территории полуострова за период с 1941 по 1944 год было менее 100 татар. Всего же крымских подпольщиков за указанный период было около 2500 человек (Крым в Великой Отечественной войне… — С. 160-162.),
  4. Общее количество крымско-татарских добровольцев в германских вооруженных силах составляло 7 — 9% от численности этого народа. Для сравнения, процент русского населения Крыма, пошедшего в коллаборационистские части, был на порядок ниже — около 0,4%. И это, если учесть, что русских на полуострове было почти в два раза больше — 558 481 человек (Романько О.В. Крым, 1941 — 1944 гг. Оккупация и коллаборационизм. — Симферополь, 2004. — С. 121.).

Начальник разведывательного управления германского Генштаба сухопутных войск генерал пехоты Курт фон Типпельскирх писал, что

существует постоянное соотношение между численностью населения и количеством соединений, которые могут быть из него сформированы (Типпельскирх, К. фон. История второй мировой войны. — СПб.-М., 1999. — С. 238.).

Его же непосредственный начальник генерал-полковник Франц Гальдер определял это соотношение следующим образом.

Так, 8 августа 1941 года он записал в своём дневнике:

Исходя из имеющегося опыта… на каждый миллион жителей можно сформировать две дивизии…» ( Гальдер Ф. Военный дневник. 1939-1942: В 3 т. — М., 1970. — Т.3. — Кн.1. — С. 256.).

Поэтому, в результате и получается, что, при штатной численности немецкой пехотной дивизии в 16 тыс. человек (на начало советско-германской войны), оккупанты к 1944 году «учли» практически все мобилизационные ресурсы крымско-татарского населения. Как говорится, комментарии излишни. Более того, из нижеприведенной таблицы следует, что крымско-татарские добровольцы составляли значительный процент немецкой оккупационной группировки на полуострове (данные приводятся по периодам существования татарских добровольческих формирований):

Период
Немцы и их союзники (румыны и словаки)
Крымско-татарские коллаборационистские формирования
% от общего количества немецкой оккупационной группировки
Ноябрь 1941 — январь 1942 г. около 200 000 4000 — 5000 2 — 3%
Январь 1942 — лето 1942 г. около 200 000 около 20 000 10%
Лето 1942 — май 1944 г. около 228 000 15 000 — 16 000 6 — 7%

http://www.materik.ru/problem/detail.php?ID=10285&print=Y

Из таблицы видно, что количество крымско-татарских добровольцев неуклонно возрастало, тогда, как численность немецкой оккупационной группировки оставалась почти неизменной.

Крымско-татарские коллаборационистские формирования прошли в своем развитии, в целом, четыре основных периода, которые имели следующие хронологические рамки:

  1. Период так называемой «неорганизованной самообороны» (октябрь 1941 — январь 1942 года);
  2. Период так называемой «организованной самообороны» (январь-июль 1942 года); кроме того, следует сказать, что в этот период очень активно проходил набор крымско-татарских добровольцев в части действовавшей в Крыму 11-й полевой армии;
  3. Крымско-татарские добровольческие формирования в системе «вспомогательной полиции порядка» главного фюрера СС и полиции «Россия-Юг» (июль 1942 — апрель/май 1944 года);
  4. Крымско-татарские добровольческие формирования в войсках СС (май/июнь 1944 — май 1945 года).

Вот что по этому поводу говорит немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн:

…Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан. Причина того, что в Крыму с самого начала развернулось мощное партизанское движение, доставлявшее нам немало хлопот, заключалась в том, что среди населения Крыма, помимо татар и других мелких национальных групп, было всё же много русских… Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более, что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эффенди».

Именно они были исполнителями массовых расстрелов советских граждан и во многих случаях по активности и жестокости карательных акций превосходили регулярные части СД (служба безопасности рейхсфюрера СС. — Ред.). Немецким властям даже приходилось ограничивать их «энтузиазм» в отношении русскоязычного населения Крыма.

Спустя десятилетия националистические организации крымских татар делают всё, чтобы предать забвению преступления своих единоплеменников, уверяя, что десятки тысяч пострадали из-за единиц предателей. Документы из немецких архивов утверждают обратное: все боеспособные крымские татары, находившиеся в оккупации, служили на стороне нашего противника, о чём убедительно свидетельствует раздел из справки Главного командования сухопутных войск Германии (http://aloban75.livejournal.com/353968.html).

Почему депортировали?

В мае 1944 года Крым был освобождён нашей армией. Казалось бы какой смысл выселять крымских татар, если порядок был восстановлен?

Татарские части на службе у оккупантов насчитывали примерно 20 тысяч человек. Это — 10% населения, т.е. практически весь мобилизационный потенциал народа. Значит, каждая вторая татарская семья дала Гитлеру одного солдата. Такого массового вступления в германские вооружённые силы не было ни у одного народа СССР. А вступали они добровольно, а не по повестке, не оставлявшей выбора. Несомненно, что решение вступать в коллаборционистские войска или иным образом сотрудничать с оккупантами обсуждалось в семье, с друзьями и родственниками, учитывалось мнение старейших авторитетных членов общин.

Татары, служившие с оружием в руках немецким оккупантам, были косвенными соучастниками их преступлений. Несомненно, что некоторые из них были и непосредственными соучастниками, потому что немецкие зондеркоманды, приезжавшие для осуществления расстрелов, всегда привлекали себе в помощь предателей из местного населения — полицаев, и без татар, состоявших на службе у немцев, дело не обошлось.

Несомненно, были уцелевшие, кто успел эвакуироваться перед расправами нацистов и их пособников. И когда они вернулись после освобождения Крыма, увидели, что их жилища заняты, а имущество поделено соседями — это не могло не вызвать негодования. Так об этом рассказывает старейшина казачей общины «Соболь» Виталий Храмов:

В апреле 1944 года местное население готово было порвать печенегов (крымских татар) на куски. Командир партизанского отряда Михаил Македонский развесил предателей в ханском дворце, другие партизаны устроили из повешенных коллаборационистов «аллею славы» на дороге из Бахчисарая в Симферополь. С середины апреля по 18 мая при практически отсутствующем взрослом мужском русском населении шла молчаливая резня. Люди ежедневно убивали на улицах печенегов, и им это сходило с рук.

А теперь давайте представим ситуацию: заканчивается Отечественная война, в Крым возвращаются фронтовики и обнаруживают вместо своих домов пепелища. Мало того, им рассказывают, что их жен, стариков и детей в ближайшем рву живьем закопал какой-нибудь Ахметка из соседнего села. Я думаю, что в такой ситуации жен и детей палачей тоже могли порвать на куски. Проще говоря, если бы печенеги остались в Тавриде, из 180 тысяч их бы несколько сотен выжило (http://news.guru.ua/news/230972/Khramov_18_maja_den_spasenija_krymskikh_tatar.html).

Согласно статье 193-22 тогдашнего Уголовного кодекса РСФСР:

Самовольное оставление поля сражения во время боя, сдача в плен, не вызывавшаяся боевой обстановкой, или отказ во время боя действовать оружием, а равно переход на сторону неприятеля, влекут за собою — высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества.

Если бы советское руководство поступило в соответствии с действующими законами, подавляющее большинство крымско-татарского мужского населения расстреляли бы, после чего этот народ естественным образом прекратил бы своё существование.

Тем не менее Сталин, понимая, что женщины и дети не должны отвечать за своё мужское население, всего лишь выселил их за пособничество немецким оккупантам, фактически спасая их от народного самосуда и расправ.

Что же касается тех немногих крымских татар, которые действительно честно воевали в Красной Армии или в партизанских отрядах, то вопреки общепринятому мнению, они выселению не подвергались:

От статуса «спецпоселенец» освобождались и участники крымского подполья, действовавшие в тылу врага, члены их семей. Так, была освобождена семья С.С. Усеинова, который в период оккупации Крыма находился в Симферополе, состоял с декабря 1942 года по март 1943 года членом подпольной патриотической группы, затем был арестован гитлеровцами и расстрелян. Членам семьи было разрешено проживание в Симферополе (Бугай Н.Ф. Л.Берия — И.Сталину: Согласно Вашему указанию… М., 1995. С.156.).

С началом Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в армию. 7 из них со временем стали Героями Советского Союза. В их числе и легендарный летчик-истребитель, друг Покрышкина, Ахмет-хан Султан, мать которого была крымской татаркой, а отец дагестанцем — кавалер 2-х медалей «Золотая Звезда», 3-х орденов Ленина, 4-х орденов Красного Знамени.

Ахмет-хан Султан

Четырёх орденов Ленина был удостоен председатель комитета обороны Сталинграда крымский татарин Абляким Гафаров.

Депортация

11 мая 1944 года Государственный Комитет Обороны принял постановление №5859 «О крымских татарах»:

В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.

Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны постановляет:

1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (тов. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 года…

Документ большой, кто захочет, может найти его полностью (http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1944.htm) и ознакомиться. Там расписано всё, вплоть до количества досок и бензина, необходимого для трудоустройства депортированных на новом месте жительства.

Всё татарское население Крыма было переселено в качестве спецпереселенцев в Среднюю Азию, в основном, в Узбекистан. Спецпереселенцам разрешали взять личные, бытовые вещи и продовольствие до 500 кг на семью. Каждый эшелон сопровождали врач и две медсестры с запасом лекарств, в пути было организовано горячее питание и обеспечение кипятком. В перечень продуктов входило мясо, рыба, мука, крупы, жиры. Так что ни о какой голодной смерти, на которую, якобы были обречены спецпереселенцы, речи быть не могло.

В ходе выселения татар арестовано антисоветских элементов 1137 чел., а всего за время операции — 5989 чел.

Всего за время операции изъято: миномётов — 49, пулемётов — 622, автоматов — 724, винтовок — 9888 и боепатронов — 326 887 шт.

Из 151 720 крымских татар, направленных в мае 1944 года в Узбекскую ССР, в пути следования умер 191 человек.

С момента депортации по 1 октября 1948 года умерло 44 887 человек из числа выселенных из Крыма (татар, болгар, греков, армян и других).

Депортации — мировая практика

Вообще, говоря, приоритет в насильственном переселении отнюдь не за Союзом, а за европейцами. Не будем слишком углубляться во тьму веков, напомним лишь события из недалекого прошлого «свободного мира».

США

19 февраля 1942 года, спустя два с небольшим месяца после начала войны с Японией, президент США Рузвельт подписал указ о выселении из западных штатов всех без исключения лиц японской национальности и размещении их в лагерях в центральной части страны. Согласно этому указу было интернировано около 120 тысяч человек (Бугай Н.Ф. Л.Берия — И.Сталину: Согласно Вашему указанию … М.: «АИРО-ХХ», 1995. С.4.), из которых две трети являлись американскими гражданами, а остальные имели легальный вид на жительство.

Японские дети в лагере Манзанар. 

Одновременно с депортацией этнических японцев, из действующей армии США были уволены все военнослужащие японского происхождения. Однако об этом эпизоде американской истории, особенно примечательном, если вспомнить, что за всю войну на территорию США ни разу не ступала нога вражеского солдата, в нашей стране мало кто знает.

Когда случалась война, Западные государства обычно опускались до гнусностей, не идущих ни в какое сравнение с действиями большевиков.

Австро-Венгрия

В Первую мировую войну власти Австро-Венгерской империи осуществили массовые перемещения русинов. Причём депортацию австрияки совместили с расстрелами и повешениями. Из 3,5 млн. русинов, подданных Австро-Венгрии, было расстреляно, повешено, замучено в концлагерях более 160 тыс. (из них 3 тыс. православных священников). Количество погибших во время принудительного переселения вглубь империи не поддается учёту, но, во всяком случае, речь идёт о нескольких десятках тысяч человек: детей, стариков, женщин. Потери русинов эквивалентны 10 млн. чел. для 180 млн. Российского государства того времени. Это в 4 раза больше, чем Россия потеряла погибшими за три года Первой мировой войны.

Франция

Бескомпромиссным характером в таких случаях отличалась родина гимна свободы Марсельезы. В 1915 году, когда немцы приблизились к Парижу на расстояние орудийного выстрела, французы без судебных проволочек вывезли из Парижа в Венсенский форт всех заключённых тюрем и тех, на кого указали агенты парижской полиции. Там во рвах у стен форта всех зеков покрошили из пулеметов. И перед началом боевых действий во Второй мировой войне французскими властями всех немцев, а не только тех, кто проживал в приграничных районах, арестовали и препроводили в лагеря.

Англия

Как только в 1940 году первые немецкие бомбы упали на территорию Англии, власти без тяжких раздумий повязали 74 тысячи выходцев из государств, находящихся в состоянии войны с Великобританией, к ним добавили около 20 тысяч членов политических партий, сочувствующих нацистам (до этого эти организации легально работали в стране), и посадили их на лагерную пайку. А ведь землю Туманного Альбиона не топтал сапог солдата Вермахта.

Самосуды в Европе

После освобождения европейских стран от оккупантов начиналась эпидемия внесудебных расправ над коллаборационистами. После вступления на плечах союзников войсковых частей генерала Де Голля в Париж, Франция заполыхала массовыми самосудами. Во Франции в годы оккупации на путь коллаборационизма встала значительная часть общества, о чём до сих пор не любят вспоминать.

По данным книги германского историка В. Брокдорфа «Коллаборационизм или сопротивление» (1968), в Италии партизаны в ходе послевоенных самосудов уничтожили от 200 до 300 тысяч лиц, сотрудничавших с немцами, и тех, кто активно работал на режим Муссолини.

В Советском Союзе не допустили самосудов над предателями. Все, до кого дотянулись руки правосудия, были осуждены по закону и получили по заслугам. Причём очень многие предатели избежали крупных сроков и дожили до глубокой старости, рассказывая бредни про сталинские лагеря. Наиболее яркие их фантазии облекли впоследствии в литературные формы, которые перекочевали в демократический кинематограф. Но это тема другого разговора.

Примеры европейского беспредела можно перечислять и дальше, но вернёмся к теме нашей статьи.

Статистика спецпереселения

Однако, остановившись подробнее на реалиях того непростого времени, нельзя не осветить ещё один болезненный вопрос -— вопрос об умерших спецпереселенцах. В ходе транспортировки депортированных, скончался сто девяносто один человек. У отдельных честных и не очень историков это цифра вызывает сомнения, мол НКВД специально занизило потери, дабы не получить по шапке. В то же время другие цифры от этого ведомства вполне себе принимаются. Видимо потому, что полностью устраивают историков.

Претит подобное жонглирование цифрами, особенно тогда, когда речь идёт о человеческих жизнях. И посему если брать за основу официальные данные, то им можно либо верить, либо нет. Третьего не дано. Особенно в случаях, когда речь идёт о крупной спецоперации, каковой, безусловно, была депортация. И если в современных реалиях, хоть и с небольшими усилиями, возможно представить себе бардак в учёте умерших во время аналогичного мероприятия. То во время войны, в сталинском СССР, когда каждый трудоспособный человек и каждая пайка были на счету, бесконтрольный, наплевательский подход является абсолютно немыслимым.

Ещё одна важная цифра, которая вопросов, как правило, не вызывает — количество умерших по новому месту проживания. Около сорока пяти тысяч человек из числа всех депортированных (т.е. не только татар, но и других народностей) скончались к 1 октября 1948 года. Это, приблизительно, каждый пятый депортированный или ~20% от общего числа. Это, безусловно, большая цифра, особенно если не разбираться, а просто поставить её с рядом с числом спецпереселенцев 1944 года. Однако оставим этот приём для т.н. «либеральных историков».

Довоенный уровень смертности (на 1940 год) в СССР ~ 1,75% в год, следовательно, даже в условиях мирного времени, естественная убыль населения должна была составить ~7%, компенсированная рождаемостью в ~12,48% (~3,12% в год). В условиях военного времени, смертность в тылу, по понятным причинам, возрастала (до ~2,03%), а рождаемость падала (до ~1,23%). Думается, что читатель без труда сможет подсчитать примерную убыль в военные и послевоенные годы по естественным причинам и сделает выводы.

Так же надеемся, что будем поняты правильно, потому как искренне считаем использование человеческих смертей в своих сиюминутных целях делом грязным и недостойным. И коль уж мы говорим об истине, то нужно уже в конце концов начать разбираться, а не сыпать цифрами, как агитками.

Хрущёвская оттепель не принесла крымским татарам долгожданной амнистии и разрешения вернуться на полуостров. Уже в 1989 году, в самый разгар перестройки Горбачёв разрешил спецпереселенцам и их потомкам вернуться в Крым. Двадцать пять лет спустя, после возвращение полуострова в состав России, указом Владимира Владимировича Путина, народы Крыма были окончательно реабилитированы.

Послесловие: Наши дни

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

В.О.Ключевский

На совещании в Севастополе в августе 2015 года по вопросам соблюдения законности в Крымском Федеральном округе Президент России В.В. Путин обратил внимание на попытки внешних сил дестабилизировать ситуацию в Крыму, используя не только методы экономического давления, но и стимулирование националистических настроений, включая террористическую угрозу.

За всю мировую историю Россия практически никогда не являлась нападающей стороной, но страны, начинавшие войну против неё первыми, обвиняли её в агрессии…

Депортация крымских татар, которые получили возможность вернуться в Крым, до сих пор остается удобной почвой для самых разных спекуляций. В этот раз эффект был дополнительно усилен медиаресурсом «Евровидения», на котором победила представительница Украины с песней «1944». Текст её был более чем политизирован, хотя руководство конкурса, где политические декларации как бы запрещены регламентом, сочло его нейтральным.

Бдительнее всего за календарём следили «друзья» России. МИД Турции утром 18 мая 2016 года выпустил заявление, где пафосно заявлялось о том, что «оккупация и незаконная аннексия» Крыма Россией «открыла раны депортации». Представители Анкары грозили, что Турция «не позволит забыть боль от позорной политики, направленной на уничтожение целого народа», и продолжит поддерживать крымских татар в «их мирной и справедливой борьбе».

В годовщину депортации крымских татар, которая стала «черной страницей»в истории человечества, мы осуждаем факт этнических чисток,

— резюмировал турецкий МИД.

Весьма любопытно то, что осуждать факт этнических чисток решила вдруг Турция, которая упорно сопротивляется признанию и даже упоминанию осуществлявшегося с 1915 года геноцида армян на своей территории — второго по изученности акта геноцида в истории после холокоста. Этому есть веские причины — геноцид армян имел много общего с уничтожением евреев в рейхе, вплоть до медицинских экспериментов над армянами, которых в официальных документах именовали «вредоносными микробами». Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».

Турция тратит значительные средства на пиар-кампании по «отрицанию», в том числе делает щедрые пожертвования университетам. А когда тема признания геноцида парламентами или правительствами разных государств актуализируется, Анкара угрожает им дипломатическими и торговыми санкциями.

В Киеве годовщина депортации освещалась ожидаемо широко. Нельзя не отметить постоянных попыток привязать к депортации крымских татар определение «геноцид» и путём сложных смысловых манипуляций как-то обвинить в произошедшем современную Россию.

Президент Украины Порошенко лично принял участие в «вечере-реквиеме памяти жертв депортации крымско-татарского народа», где по традиции объявил себя крымским татарином в знак солидарности. И произнес прочувственную речь, где посильно старался разжигать межнациональную рознь в российском Крыму.

А стоит вспомнить, что накануне государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года США направили в Меджлис целую делегацию посольства, которая подталкивала руководство Меджлиса к активным действиям в «защиту суверенитета Украины» в случае обострения ситуации. В разгар событий «Крымской весны» Джемилёв публично обещал Западу создание вооружённых отрядов крымских татар, а послы Литвы, Латвии, Германии и Польши, эмиссары ЕС пытались подталкивать руководство Меджлиса к активным выступлениям. Беспрецедентным событием в дипломатической практике стал звонок в ночь на 28 февраля 2014 года посла США Пайетта Чубарову, в ходе которого посол ставил вопрос о том, «готовы ли татары защищать целостность Украины».

Можно с уверенностью говорить, что тема депортации крымских татар будет регулярно вытаскиваться на поверхность до тех пор, раз в составе России есть Крым, пока у России есть враги и пока Россия существует вообще. Это слишком удобный повод для антироссийской пропаганды, чтобы его не использовать.

При этом факты таковы, что депортация 1944 года была, пожалуй, единственно возможным в тех условиях действием, которое уж точно не имело никакого отношения к геноциду, скорее, наоборот.

Если в перестроечный и постперестроечный период можно было ссылаться на некую закрытость архивов и отсутствие доступа к необходимым данным, благодаря чему фантазии и домыслы не сдерживались ничем, то к настоящему моменту ситуация изменилась. Информация о ходе депортации и, самое главное, причинах, которые к ней привели, доступна любому исследователю.

Депортация (а правильно — выселение, как указано в постановлении) крымских татар и события, ставшие её причиной, не относятся к тем страницам отечественной истории, которые называются славными, однако забывать уроки истории нельзя.

И никоим образом не стоит пенять нынешнему поколению крымских татар по поводу причин, указанных в датированном 11 мая 1944 года и подписанным Сталиным постановлении Государственного комитета обороны СССР, о депортации крымско-татарского народа. История любит факты, у крымских татар есть свои герои, которыми народ вправе гордиться, но есть и другие, которые сеют межнациональную вражду. И надо правильно выбирать своих героев.

Источник

12345  5 / 32 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
21 ноября в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| 22 ноября в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.