Почаще оглядывайся на зады, чтобы избежать в будущем знатных ошибок.
Козьма Прутков
Лыжный поход Тойво Антикайнена является выдающейся страницей истории Карельского восстания или Карельской авантюры, которая в свою очередь произошла на заключительном этапе Гражданской войны 1917 — 1923 годов. К сожалению, далеко не все знают сегодня: почему началась Гражданская война и кто в ней реально воевал, а уж про события в Карелии и поход Тойво Антикайнена знают немногие даже в Карелии. Однако как показывает практика — незнание своего прошлого приводит к повторению ошибок в будущем. Именно по этой причине мы решили написать статью, которая помогла бы людям восполнить пробелы в знании истории своей Родины, подумать о причинах событий произошедших в то время и о том, как избежать подобных ошибок в будущем.
В России в революциях 1917 года столкнулись интересы самых разнородных внутренних и внешних политических сил, разной степени организованности и понимания происходящего, понимания возможностей осуществления своих интересов (к тому же не всеми ими осознаваемых), и главное — которым было свойственно взаимопроникновение.
Женщины — бурлаки
Жизнь большинства населения России оставляла желать много лучшего вопреки тому, как её ныне идеализируют «патриоты» библейски-«православного» монархического толка. Безземелие большинства крестьян, расслоение населения, 12 — 14 часовой рабочий день в промышленности без пенсионного обеспечения по старости, отсутствие системы обеспечения безопасности труда и страхования болезней и производственного травматизма; невозможность для большинства населения дать образование своим детям, а подчас и непонимание взрослыми необходимости образования; ущемление прав большинства населения страны вследствие законодательства, свойственного сословно-кастовому строю, и сопутствующих ему экономических обстоятельств; как следствие низкого образовательного уровня большинства населения — технико-технологическая зависимость России от других государств и иностранного частного и мафиозно-корпоративного капитала. Иными словами, потенциал для бунта в России был создан многовековой политикой правящего класса — российского дворянства, бывшего кадровой базой для формирования административного аппарата государства и командного состава армии и флота.
Кроме того, ранее созданный потенциал бунта был развит многолетней деятельностью разнородных тогдашних «новых русских» — «скоробогатовых» — быстро богатевшей крупной российской буржуазии, поднявшейся как на дрожжах в эпоху после отмены крепостного права, когда появился рынок дешёвой рабочей силы, вследствие того, что деревенская беднота потянулась на заработки в город.
Глобальные политические силы, осуществляющие библейский проект порабощения всех, всегда использовали невежество, нежелание думать самостоятельно, привычку «рассуждать по авторитету» какого-либо писания или вождя своих политических противников. В силу указанных причин те, кто противились библейскому проекту, не могли заблаговременно решать назревающие в каждом обществе проблемы по желаемым им политическим сценариям, что открывало дорогу к разрешению или усугублению проблем по сценариям, внедряемым в коллективную психику этих обществ «мировой закулисой» (библейской концептуальной властью).
«Политические силы России и Карелии: концептуальная власть в жизни общества» http://inance.ru/2015/07/politsili-koncepciya/
Осуществляя библейский проект порабощения всех, глобальная концептуальная власть всегда видела в национальных «элитах» с самодержавными амбициями своих конкурентов в эксплуатации ресурсов планеты и простонародья их стран. Поэтому она целенаправленно взращивала в России потенциал для будущей смуты, руками самих же российских правящих классов.
Об алгоритмике смут читайте статью «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 3)» http://inance.ru/2015/03/putch-03/
Кроме того, «мировая закулиса» уже к середине XIX века была недовольна общественными процессами в «передовых» странах Запада, в которых буржуазно-демократические революции положили начало развитию капитализма на основе свободы частного предпринимательства, рыночной саморегуляции, что повлекло за собой гонку потребления, расточение без пользы общественных и природных ресурсов, привело к крайней степени поляризации общества на сверхбогатое меньшинство и нищее, экономически зависимое большинство, по существу бесправное, не смотря на все юридические декларации буржуазных революций о свободе и равенстве всех перед законом. Вследствие этого в «передовых» странах тоже сам собой рос потенциал бунта и будущего глобального биосферно-экологического кризиса. Кроме этих внутренних проблем «передовых» стран была глобальная проблема колониализма, поскольку в колониях росло национальное самосознание, а первые национально освободительные восстания и войны показали, что проблему установления и поддержания глобальной власти надо решать преимущественно не военно-силовыми методами, а методами культурного сотрудничества, чтобы военно-силовые методы носили бы только подчинённый по отношению к ним характер.
Соответственно указанным выше обстоятельствам, организуя революции в России, «мировая закулиса» попыталась решить две задачи:
Вследствие того, что в XIX веке внутренние революции под лозунгами социализма в «передовых» государствах Европы успехом не увенчались, а глобальные проблемы продолжали нарастать, то глобальный сценарий был изменён. Россия в новом глобальном сценарии должна была послужить исходной точкой глобальных преобразований и экспортёром «перманентной революции», дабы к нормам жизни искусственно создаваемой формации, альтернативной исторически сложившемуся капитализму западного образца, перевести и все страны-метрополии Западной региональной цивилизации, их колонии и «отсталые» страны, сохранившие свою государственную самостоятельность. Этот проект назывался в те годы — «мировая социалистическая революция». И в ходе его осуществления революции в России и в Германии должны были положить начало созданию военно-экономического и культурно-идеологического «плацдарма» для дальнейшего распространения нового строя в остальные регионы мира.
Чтобы решить эти взаимосвязанные задачи, «мировой закулисе» была необходима кардинальная, в крайнем случае, революционная перестройка отношений власти и прав собственности в России в свою пользу, а для этого политический курс России необходимо было изменить так, чтобы государственное самодержавие в ней пришло к политическому и экономическому краху. Что и было осуществлено руками амбициозной правящей «элиты», которая ввергла Россию в японско-русскую, а спустя десять лет — в первую мировую войну ХХ века, не подготовив страну к победе в обеих войнах. К этому времени марксизм и соответствующие ему сценарии взятия и удержания власти периферией «мировой закулисы» уже были внедрены в Россию. А в виде начатой А.Л. Гельфандом (Парвусом) и развитой Л.Д. Бронштейном (Троцким) теории перманентной революции, предполагавшей вооружённый захват государственной власти и беспощадное подавление противников нового строя в ходе революции и осуществления преобразований политические сценарии «мировой закулисы» обрели наиболее последовательный и законченный вид.
В теории перманентной революции уже в 1905 году было всё расписано: от репрессий в отношении прежних правящих классов (которые оценивались как неисправимые враги революции) до переноса революции в деревню и насильственного установления на селе социалистических производственных отношений; а также мотивировался и экспорт революции в другие страны, где внутренние революционные силы слабы для того, чтобы самостоятельно осуществить революцию и общественно-экономические преобразования. В итоге идеологического бесплодия российской «элиты» и активной деятельности в стране периферии «мировой закулисы» в 1917 году и произошла революция, названная Великой Октябрьской социалистической.
Однако Россия от развитых капиталистических стран той эпохи отличалась наличием в ней большевизма.
Большевизм — это общественное нравственно-психологическое явление, уходящее своими корнями в добылинную древность региональной цивилизации России. Так называемые «Змиевы валы», — дерево-земляные фортификационные сооружения, тянущиеся южнее Киева на сотни километров через степи Украины, датируемые первым тысячелетием до н.э., — свидетельство именно добылинной древности большевизма:
Дух большевизма, даже не осознаваемый индивидами, поддерживающими его своими силами и действиями, — мощнейшая в истории нынешней глобальной цивилизации сила, хотя далеко не все видят непосредственно его проявления и действия. Собственно, благодаря ему церковь в России и отличалась и от католичества, и от возникшего впоследствии протестантизма всех мастей, а также и ото всех прочих автокефальных поместных церквей, именующих себя тоже «православными». Хотя при крещении Руси мощи большевизма при тогдашнем уровне развитости культуры и миропонимания народа не хватило для того, чтобы не допустить вторжения на Русь библейского проекта под видом христианства, но мощи стихийного большевизма хватило, чтобы проект здесь безнадёжно увяз, чтобы началось его осмысление и выработку глобального и альтернативного ему Русского проекта. В XIX веке большевизм покинул церковь, исчерпав возможности своего развития на основе её вероучения и организационных структур. И примеряя марксизм в качестве своей лексической оболочки, большевизм проник в марксизм точно так же, как за 900 лет до этого он проник в пришедшую на Русь из лживой Византии библейскую церковь. И как тогда церковь на Руси благодаря проникновению в неё духа большевизма обрела своеобразие, отличающее её от первоисточников и зарубежных аналогов, так и на рубеже XIX — ХХ веков марксизм в России обрёл внутреннее, скрытое своеобразие смысла жизни, приданное ему большевиками и отличающее его от канонической редакции, утверждённой «мировой закулисой». Это обстоятельство обрекало интернацистский марксистский проект «мировая социалистическая революция» на крах. Крах произошёл практически сразу же после установления в России Советской власти, хотя первоначально выглядел как сбой, допускающий изменение сценария дальнейших действий.
Проект «мировая социалистическая революция» потерпел крах в результате того, что В.И. Ленин настоял на том, чтобы был заключён «похабный» (его оценка) мир с Германией и её союзниками. Истинный марксист-интернацист Л.Д. Бронштейн (Троцкий) этому противился сначала в открытой внутрипартийной полемике, а потом, будучи главой советской делегации на мирных переговорах с Германией в Брест-Литовске (ныне город Брест в Белоруссии на границе с Польшей), попытался сорвать принятое в Москве решение вопреки прямым указаниям В.И. Ленина, огласив истинно марксистскую революционную позицию «ни войны, ни мира». Она по сути призывала Германию и её союзников к продолжению войны, а дезорганизованную революцией Россию обрекала на вынужденное сопротивление агрессии. Однако вопреки действиям троцкистов мир был заключён. Попытка спустя некоторое время возобновить войну убийством в Москве руками левых эсеров германского посла графа Мирбаха 6 июля 1918 году к возобновлению военных действий не привела.
При рассмотрении в пределах границ России такого рода действия Л.Д. Бронштейна и политически недальновидных левых эсеров представляются на первый взгляд истерично-бессмысленными. Но если рассматривать ситуацию в глобальных масштабах, то это далеко не так. Брестский мир затормозил нагнетание революционной ситуации в Германии и Австро-Венгрии. В результате его воздействия на течение событий, революции в этих странах под лозунгами социализма хоть и начались, но потерпели поражение в качестве марксистских интернацистских революций, породив из двух центрально-европейских монархий множество буржуазных республик и югославскую монархию. В России же к весне 1918 году неприятие новой власти и саботаж её мероприятий частью населения (прежде всего представителями прежних правящих классов и разношерстного «среднего класса»), начал перерастать в гражданскую войну. Это поставило «мировую закулису» перед вопросом, кого поддерживать в гражданской войне: возникшую в ходе революции марксистско-советскую власть, пусть и заражённую большевизмом, либо контрреволюцию? Победа контрреволюции неизбежно вела к тому, что в России утвердился бы нацистский фашистский режим, что впоследствии подтвердила история Германии.
Хотя Германии «мировая закулиса» успела дать на должность фюрера своего ставленника, однако лечение Германии от нацизма было потерей времени в глобальном проекте замены капитализма иным общественным устройством, с более низким уровнем внутриобщественной напряжённости и более гармоничными отношениями общества и биосферы.
Но в условиях гражданской войны продвинуть на должность фюрера своего ставленника весьма затруднительно, хотя были попытки использовать этот потенциал — фашистский сценарий пытался реализовать знаменитый «чёрный барон» Унгерн http://otterbeast.livejournal.com/78571.html). И вариант развития событий, в котором побеждала контрреволюция, вёл к тому, что многонациональный «элитарный» имперский нацизм тщательно выкосил бы не только ненавистных большевиков, извратителей марксизма, но и кадры профессиональных революционеров-интернацистов. Это сразу же сделало бы невозможным осуществление проекта «мировая социалистическая революция» в ХХ веке.
Поэтому «мировая закулиса» решила способствовать победе в гражданской войне интернацистской марксистской власти, пусть и заражённой многонациональным большевизмом, предполагая в последующем решать проблему подавления большевизма по обстоятельствам. «Мировая закулиса» (библейская концептуальная власть) осуществляет свою власть способами отличными от тех, которыми пользуются правительства государств, и которые воспринимаются обывателями из толпы в качестве средств осуществления власти в жизни общества. Если правительства издают законы, касающиеся всех граждан (подданных), и директивы, адресованные руководителям определённых государственных структур персонально, то «мировая закулиса» соучаствует через свою периферию в обществе в деятельности государственного аппарата и общественных институтов, поддерживая их самостоятельные действия либо саботируя их, но поддерживая в то же самое время другие действия, действия других структур как в самом обществе, так и в других странах.
«Управление лидером в обход его сознания и схемы самоуправления» http://inance.ru/2015/04/samoupravlenie/
Такая власть осуществляется на основе упреждающего события формирования миропонимания тех или иных социальных групп толпо-«элитарного» общества. На основе сформированного таким путём миропонимания целые социальные группы, общественные классы действуют как бы по своей инициативе, но необходимым для «мировой закулисы» образом. И это позволяет ограничиться минимальным количеством большей частью недокументируемых директивных указаний (это — издревле властвующее своего рода «дотелефонное» право), выдаваемых в каждой стране адресно очень узкому кругу посвящённых координаторов деятельности периферии «мировой закулисы». Соответственно этой обычной практике буржуазным режимам Европы и Америки, при соучастии Японии, «мировой закулисой» было позволено начать интервенцию в Советскую Россию с целью её расчленения и колонизации страны, в том числе при поддержке местной контрреволюции. Но, как показывают исследования глобальной истории гражданской войны и интервенции, контрреволюция терпела военные поражения вследствие того, что её «кидали» зарубежные союзники: под давлением своих внутренних движений под лозунгами «Руки прочь от Советской России!» прекращались поставки военной техники накануне решающих сражений. А адмирала А.В. Колчака (в случае победы контрреволюции — более вероятного главу многонационального «элитарного» имперского нацизма) интервенты по прямому указанию высшего масонского руководства просто предали и сдали в руки революционной власти, которая его ликвидировала без лишних проволочек.
Одним из эпизодов Гражданской войны и интервенции на территории России стали так называемые первая и вторая советско-финские войны, в ходе которых Правительством Финляндии была объявлена война молодой Советской республике.
Процесс формирования Советской власти шёл в Финляндии также, как и на остальных территориях Российской империи, и возможно на карте появилась бы Финская Советская республика, однако в этот процесс вмешалась Германия, которая высадила хорошо вооружённый экспедиционный корпус, изменивший расстановку сил. Советская Россия, занятая своими проблемами, не смогла оказать достаточной помощи, в результате чего финские коммунисты были выбиты из Финляндии и бежали в Петроград. Среди них был и молодой Тойво Антикайнен, который хотя и не принимал участие непосредственно в боевых действиях, тем менее успел поработать в аппарате краснофинского правительства.
Тойво Антикайнен
Гражданская война, наступление белых войск на Петроград создали значительные проблемы для РСФСР, в результате чего в свою очередь либерально-буржуазное Правительство Финляндии решило отторгнуть часть территорий от РСФСР и начало первую советско-финскую войну. Непонимание происходящего, перегибы троцкистов на местах обеспечили поддержку интервентам со стороны части населения Карелии.
Германия и другие западные страны не оказали поддержку военным планам Маннергейма по захвату Восточной Карелии и Кольского полуострова. Военные действия носили переменный успех и закончились 14 октября 1920 года подписанием Тартуского мирного договора между РСФСР и Финляндией, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Советской России.
Финляндия в те годы переживала своего рода Реннесанс, поскольку финны получили возможность обрести своего рода идентичность — писателем Элисасом Леннротом были опубликованы карельские руны «Калевала», записанные им в Калевальском районе Карелии со слов Архипа Ивановича Перттунена из деревни Ладвозеро, которые в Российской империи считались в общем-то проявлением язычества, а в Финляндии стали чуть ли не национальной идеей.
Пока в Советской России брала верх идея социальной справедливости, в молодой Финляндии появилась своя История, которая на некоторое время сумела сплотить маленький народ вкупе с культивируемой позже идеей страха перед большим Восточным соседом. Общим для двух стран стало непонимание как населением, так и политической элитой происходящего и отсутствием в обоих странах собственной концепции глобального уровня значимости, на базе которой возможно было осуществлять развитие.
Капиталистическое правительство Финляндии было заинтересовано не в развитии Карелии, а, прежде всего, превращении её в сырьевой придаток. Даже позже во время Второй мировой войны, после Сталинградской битвы выдвигались предложения массового строительства десятков железных дорог с целью вырубки и вывозки в Финляндию ценной деловой древесины, которой к тому времени не было в Финляндии, поскольку подобным же хищническим образом она была разграблена уже Швецией.
В течение двух лет после подписания Тартуского мирного договора финское правительство не мешало различным активистам в подготовке вооруженного восстания на территории Карелии, для чего крупным капиталом осуществлялось финансирование и вооружение как финских активистов, так и будущих карельских повстанцев. В специальных лагерях, как бы сказали сегодня, готовили боевиков и террористов. Активное участие в этом принимала такие организация как: Шюцко́р или шютско́р (финск. Suojeluskunta, швед.:Skyddskår — Охранный корпус) — национал-шовинистическая финская организация прогерманской ориентации, с точки зрения официальной финской историографии — «военизированные силы самообороны Финляндии», «военно-патриотическая организация», задачей которой было «повышение обороноспособности страны» (http://traditio.wiki/Шюцкор).
Для восстания оптимально были подобраны северные территории Карелии и приграничные Ребольская и Поросозерская волости, поскольку они уже испытывали на себе влияние либо непосредственно Финляндии с довольно прозрачной границей, либо оккупационной администрации западных (британских) интервентов на Севере.
Таким образом, обманные действия со стороны финской либерал-буржуазии и политика военного коммунизма со стороны троцкистов-интернацистов довела многих карел до восстания.
Советский плакат 1922 года (Н. Н. Когоут)
Война началась 6 ноября 1921 года. Действия были довольно стремительными, советская пограничная стража — довольно малочисленной. Всерьёз Советское правительство взялось за дело, когда повстанцы дошли до Мурманской железной дороги, которая расценивалась как стратегический военный объект, и разрушили мост через реку Онда, в результате чего Карелия оказалась изолированной.
Троцкий, командующий Реввоенсоветом республики, бросил против 3, а позже уже 5 — 6 тысяч восставших и солдат противника 30 тысяч красноармейцев. Карельским фронтом командовал Александр Седякин, который руководил операцией по подавлению Кронштадтского восстания. Уровень подготовки для ведения войны на севере был низким, лыжи практически не использовались, поэтому войска медленное и равномерно двигались к границе.
В боевых действиях против карельских повстанцев приняли участие местные жители (в том числе большая часть коммунистов карельской партийной организации и большинство комсомольцев), а также подразделения из красных финнов, эмигрировавших в РСФСР после гражданской войны в Финляндии — в частности, лыжный батальон Петроградской интернациональной военной школы (командир А. А. Инно).
Именно поход этого батальона под командованием Тойво Антикайнена во многом ускорил завершение войны. Курсанты осуществили удивительный лыжный бросок, преодолев более 900 км от станции Масельга до Кимасозера, где располагалась база основных сил восставших, уничтожили штаб и склады противника. Отряд занял 7 деревень, станцию «лыжной почты», в ходе 9 боевых столкновений уничтожил и захватил в плен 117 мятежников (при собственных потерях 8 убитыми и 10 ранеными), освободил 30 советских военнопленных. Уже потом этот уникальный опыт был использован, прежде всего, в Великой Отечественной войне.
Иконен Отто Генрихович, участник похода:
Все наши усилия были направлены на быстроту движения. Шли иногда по десять — двенадцать километров в час, бывали даже отдельные суточные переходы в семьдесят — восемьдесят километров, например, переход от д. Пенинга до д. Чолка (80 километров).
Иконен Отто Генрихович
Вообще надо отметить, что хорошая лыжная подготовка курсантов во многом помогла преодолению трудностей похода.
А ведь шли без дорог, по глухим лесным тропам и снежной целине. Прокладывать лыжню было очень утомительно и поэтому для её прокладки роты и взводы поочередно менялись. От быстрой ходьбы обильно выделялся пот, испарявшийся в морозном воздухе. Над колонной, во время движения, клубами поднимался пар.
Временами путь наш пролегал через многочисленные озёра и болота, в которых под снегом оказывалась незамерзшая вода. Лыжи намерзали и движение на них становилось невозможным, приходилось их снимать и нести, а по воде и снегу переходить в брод в валенках. Обычно после таких трудных участков приходилось устраивать привал. Зажигались костры из целых сухих деревьев, так называемые «ракотулет», на которых сушились валенки и прочие вещи.
Во время самого рейда товарищ Антикайнен организовывал иногда учебно-тактические тренировки, не прекращая движения. Так было на льду оз. Сегозера, в начале похода.
Тойво Антикайнен был на редкость требовательным и чутким командиром. Во время похода, в движении и на привалах он успевал быть всюду, всё заметить и вовремя распорядиться. Он ни на минуту не выпускал из своего поля зрения не только общих для всего отряда вопросов, но и занимался отдельными товарищами, если они нуждались в его внимании, заботе и помощи. При всем этом мы никогда не видели его усталым. А на отдыхе, у костров, это был прекрасный товарищ, весёлый и жизнерадостный, умеющий вовремя сказать живое, острое слово и поднять дух своих бойцов.
Лахти Бруно Самойлович, участник похода:
17-го января 1922 года лыжный отряд выступил из Ребол в Кимасозеро через д. Конецостров, куда прибыл на следующий день. Из Конецострова мы послали разведку на северо-запад в сторону деревни Ровкула, где противника не оказалось. Мы уже знали, что штаб белофиннов, который нам надлежало по заданию разгромить, находится в Кимасозере (50 километров от Конецострова)…
Вдоль этой дороги, через дистанцию в 13 — 15 километров, находились три станции финской так называемой «летучей почты». Каждая станция представляла собой избушку, в которой находилось два лыжника, выполнявших задания связных и передававших донесения до следующей станции. Все белофинские связные нами были взяты в плен в результате скрытных обходных движений наших мелких групп.
В день нашего движения по дороге на Кимасозеро, нам навстречу оттуда вышли три белофинские команды, общей численностью в 20 — 25 человек. Они направлялись в Конецостров, чтобы, ввиду слухов о приближении Красной Армии к Реболам, дошедших до финского штаба в Кимасозере, образовать гарнизон в Конецострове (пока опасность не угрожала Реболам, финны не считали нужным иметь там гарнизон). О том, что красные находятся не только в Реболах, но движутся уже к Кимасозеру, белофинские главари и не предполагали. Если бы хоть одна из высланных в Конецостров трёх команд могла вернуться в Кимасозеро и сообщить о нашем появлении, внезапность была бы утеряна и задание могло оказаться сорванным. Поэтому для того, чтобы никого из встречных белобандитов преждевременно не обращать в бегство, мы себя выдавали за финских «добровольцев» из Хельсинки, направлявшихся им на поддержку. Финский язык был для нас родным, а наши красные пятиконечные звезды скрывались капюшонами маскировочных халатов. Это давало нам возможность, при встрече с белофиннами, вступать с ними в разговор, не будучи ими опознанными. Обычно выступал вперёд Тойво Антикайнен, выдававший себя за некоего капитана Риутта, приезда которого бандиты давно уже ожидали.
Тойво Антикайнен вступал с ними в непринуждённую беседу, узнавал, что его интересовало о противнике, а потом неожиданно раздавалась его громкая команда оторопевшим и испуганным бандитам: «Руки вверх!»
20 января 1922 года мы вышли к Кимасозеру и стали сосредоточиваться на возвышенностях к югу и западу от деревни. Замысел Тойво Антикайнена заключался в полном окружении деревни, чтобы отрезать путь отступления белофинскому гарнизону в несколько сот человек и ликвидировать его.
Направление атаки было дано на два объекта — церковь и штаб, находившиеся в разных концах деревни. Для атаки на штаб подразделения второй роты должны были совершить обходное движение для занятия исходных позиций атаки к северу от деревни. Неожиданно раздавшиеся удары церковного колокола были ошибочно нами приняты за сигнал тревоги у белофиннов. Поскольку мы считали, что враг нас заметил, нельзя было терять времени, и по команде Антикайнена мы бросились в стремительную атаку на деревню, не успев ещё полностью развернуться.
Несмотря на это, наша атака, с фланга и в лоб, была настолько стремительной и дерзкой и, главное, неожиданной для белофиннов, что они совершенно растерялись. Они никак не могли представить себе, что, несмотря на все их посты, заставы и команды по дорогам, в Кимасозеро никем не замеченными пришла такая сила красных лыжников. Даже когда наши лыжники уже спускались с возвышенности к озеру для атаки, некоторые белофинны кричали нам, принимая нас за своих: «Откуда вы?» Тем сильнее была паника в стане врага, когда они поняли, откуда мы и зачем пришли. Один из белофинских главарей, Исонталон Антти, удирая на подводе, громовым голосом орал: «Спасайтесь, 800 красных курсантов наступают!» А другой бандитский начальник, по рассказам местных крестьян, при нашем появлении спрятался в прорубь, которую в крещение святили попы. Прорубь со всех сторон была заставлена мелкими елками, занесена сугробами снега, и, видимо, давно была облюбована горе-воином, туда он и сунулся во время опасности…
Из леса, куда бежала группа белофиннов, слышна была стрельба из нескольких пулемётов. Я стал наблюдать за этим участком леса. Вскоре прибыли основные силы отряда, во главе с товарищем Антикайненом: началась проверка домов, подсчёт пленных и трофеев, выяснение наших потерь.
Оказалось, что наши лыжники взяли 31 пленного, сами не имея потерь. У врага были захвачены крупные трофеи. В деревне, кроме штаба, ещё находились лазарет и склад боеприпасов. Нашли подводы и на них погрузили всё необходимое для нас. Штаб, лазарет и склад боеприпасов мы сожгли.
При разгроме белофиннов в Кимасозере нам удалось освободить группу заключённых карельских крестьян, приговорённых к расстрелу за отказ помогать белобандитским шайкам. Многие из освобожденных хотели сейчас же встать на лыжи, чтобы преследовать подлого врага и отомстить ему за надругательство над родной землей карельского народа.
Наше задание было выполнено. Кимасозерская операция означала разгром важного белофинского штаба, что привело вскоре к полному распаду фронта и деморализации в лагере белофиннов. Кимасозерская операция предрешила полный разгром белофинской авантюры и блестящую победу Красной Армии над финскими белобандитами.
Ссылка на книгу Геннадия Фиша: «Падение Кимас-озера»
http://mreadz.com/new/index.php?id=302439
Ссылка на фильм о тех событиях:
http://smtp.kinofilms.tv/film/za-sovetskuyu-rodinu/27924/
Война закончилась 21 марта 1922 года подписанием в Москве Соглашения между правительствами РСФСР и Финляндии о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы.
Исход этой войны не принёс добра народам Финляндии и России, однако эта война и другие исторические события, последовавшие позднее, позволили сохранить Карелию в составе России и тем самым были созданы предпосылки для взаимопонимания между Россией и Финляндией — через Карелию. Карелия является переходным мостом между двумя странами, который позволяет финскому народу ознакомиться с Русской концепцией глобализации и культурой и тем самым будет способствовать разрешению как внутренних проблем Финляндии, так и международных проблем в сотрудничестве между Россией и Финляндией, а в будущем, возможно, будет способствовать вступлению Финляндии в Евразийский экономический Союз.
Что же касается причин приведших к войне: в первую очередь — это неадекватность образования в обеих странах, а точнее говоря в Российской империи — поскольку именно в ней были заложены основы для будущих конфликтов. А во-вторых — это неспособность управленческих кадров ни тогда, ни сегодня разрешать проблемы, стоящие перед обществом двух стран. Именно по этой причине — ни общество Финляндии не является идеалом жизнеустройства, ни действия чиновников Карелии не могут пока принести желаемого результата, поскольку и там и там — управление пока что концептуально безвластно, а система подготовки адекватных управленческих кадров — отсутствует. И эта проблема не решается путём замены «варягов» на карел или другую национальность, потому что она лежит в плоскости нравственности человека и его профессионализма, которые не предусмотрены национальной принадлежностью.