С 2013-ого года на российском телевидении запрещена реклама алкогольных изделий. И хотя предпринимаются усиленные попытки под всевозможными предлогами вернуть рекламу на ТВ, в частности, для «успешного» проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году или по причине потери доходов газет и журналов и т.д., уровень потребления того, что советский ГОСТ от 1972 года однозначно определял как «сильнодействующий наркотик», за последние несколько лет снизился. В 2008 году он составлял 16,2 литра на душу населения в год, в 2014 году — 11,78 литра. Эта ситуация вызывает закономерное беспокойство со стороны алкогольного лобби, о существовании которого совершенно открыто рассказал Геннадий Онищенко.
Со слов бывшего главного государственного санитарного врача становится понятно, что алкогольные компании платят огромные средства режиссёрам и телеканалам только за то, чтобы во всех снимаемых и транслируемых фильмах и сериалах главный герой обязательно употреблял спиртные изделия. По сути, это является самой лучшей рекламой, поскольку действует скрыто и влияет на подсознание зрителей, формируя модели позитивного отношения к алкоголю у взрослых и детей. Такую рекламу, к сожалению, пока никто не запретил, чем активно и пользуются современные легальные наркоторговцы.
Новый российский фильм «Бармен», снятый, в том числе, при поддержке Фонда Кино, то есть на деньги налогоплательщиков, – яркий тому пример. Центральное место во всей картине отведено алкоголю, который по сюжету обладает чудодейственными свойствами и временно наделяет главного героя Вадика необычайными талантами, харизмой, интеллектом и творческими навыками. Именно под действием коктейлей, которые ему готовит мудрый волшебник-бармен (в фильме все бармены показаны сказочно-добрыми персонажами с магическими способностями), Вадик может по-настоящему раскрыться и проявить себя.
А все отрицательные эффекты нетрезвого образа жизни главного героя, которые по сюжету проявляются на следующий день, превращая Вадика в крайне аморальную личность, легко снимаются с помощью ещё одного волшебного средства – рассола.
О том, что алкоголь является одной из главных причин множества болезней, смертей, преступлений и, самое главное, влияет на здоровье будущих детей, в этом фильме ни слова.
Зачем такой информацией нагружать наивных любителей отдохнуть перед экраном? Ведь главный продвигаемый тезис этого и большинства ему подобных «молодёжных фильмов» примерно один и тот же: «живи быстро, умри молодым».
В фильме использованы различные манипулятивные технологии. Например, внутри бара, в котором наливают чудо-коктейли, Вадик обнаружил фотографии его постоянных посетителей, среди которых много известных личностей, в том числе есть изображение нынешнего президента страны. Рекламный посыл зрителю таких сцен весьма прозрачен. Кроме того, очень ярко показано состояние эйфории, которую испытывает главный герой, и после таких “светлых” образов то же самое наверняка захочет испытать значительная часть зрителей. Ну а плоский и глупый юмор, большая часть которого основана, в том числе, на обыгрывании различных нецензурных выражений, на эмоциональном уровне помогает сформировать позитивное отношение к рекламируемому товару.
Естественно, в этой лживой агитационно-пропагандистской истории пьянствующего главного героя ждёт хэппи-энд. Под конец фильма, вдоволь пресытившись отрицательными и положительными чертами своих коктейлей, Вадик вдруг осознал, что их волшебство было связано с его же характером и увеличивало лишь уже имеющиеся у него положительные черты. Это значит, что он может быть таким и без коктейлей. Узнал он об этом от другого доброго волшебника-бармена, который ранее вещал ему и зрителю про целительную силу рома и текилы, дарующих силу и уверенность выпившим. Фильм – просто инструкция по самопознанию с помощью психоактивных веществ.
Учитывая, что алкогольные компании искренне заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей посмотрело их фильм, то вполне закономерно, что не прошло и двух месяцев, как он появился в хорошем качестве на торрентах, хотя дата официального DVD релиза до сих пор неизвестна. А для того, чтобы в полной мере отработать свои гонорары, ТНТшные актёры, которые снимались в этом фильме, даже на его премьере показывали свои способности по изготовлению коктейлей.
Алкогольная тема, конечно, не единственный вредный контент, продвигаемый картиной – там также присутствует пропаганда пошлости, безответственности, жизни ради денег и многого другого, что некогда было свойственно только западному кинематографу, а сегодня уже снимается и на государственные деньги в России. Кстати, любопытная деталь – все музыкальное сопровождение фильма на английском языке, в картине не звучит ни одной русской песни.
Насилие: Несколько мелких драк.
Секс: Пошлые сцены, похотливое поведение главного героя, намёк на интимные отношения втроём. После одной из пьянок герой просыпается в постели с двумя блондинками и долго пытается снять с люстры свои трусы.
Наркотики: Сцен с алкоголем в фильме больше, чем сцен без него. Алкоголь показан волшебным напитком, наделяющим главного героя суперспособностями.
Мораль: Фильм является агитационно-пропагандистским рекламным роликом алкогольного лобби по продвижению своей продукции, снятым и запущенным в прокат на бюджетные деньги. Целевая аудитория – подростки и молодёжь.