Искажение истории, её вольная интерпретация в угоду политической целесообразности создают предпосылки для нестабильности в будущем. Казалось бы, человечество осознало всю мерзость идей нацизма, дискриминации и физического уничтожения людей в зависимости от их национальной принадлежности. Однако, на практике мы видим совершенно иную картину: в Европе в целом, и странах постсоветского пространства в частности, наметился рост националистических настроений, в том числе среди молодёжи.
Необходимо понимать, что в большинстве случаев идеи национализма и неофашизма используются национальными «элитами» для управления социальными процессами, а люди, придерживающиеся этих идей, становятся лишь орудием для захвата или удержания власти. Не чужды данные методы и некоторым карельским «элитариям».
Воздействие на мировоззрение людей и в частности, молодёжи как целевой группы, наиболее подверженной такому влиянию — это механизм достижения поставленных целей. Вопрос только в том, какие идеи пропагандируются, какие ценности вкладываются в неокрепшие умы.
Информационное воздействие на уровне осознаваемых и неосознаваемых образов приводит к увеличению численности сторонников того или иного образа мыслей. Если в печатной и визуальной продукции допускается тиражирование идей нацизма, значит с обществом что-то не так, или кто-то умело этим управляет вопреки нашим желаниям. Так, жителям стран Балтии, рождённым уже в независимых государствах, властями с детства прививаются националистические взгляды, что пополняет ряды радикальных организаций.
Если проанализировать как именно происходит фальсификация истории, то можно увидеть, каким образом строится работа с молодёжью, её воспитание.
Время, когда в европейских образовательных учреждениях проходят тему Второй Мировой Войны, приходится на теплый май — пору подготовки к экзаменам, поэтому и внимание к теме минимальное.
Поисковая работа или коллективная деятельность по увековечению памяти погибших не создает необходимого социального эффекта. Часто памятники уже восстановлены, кто-то ухаживает за какими-то могилами; человеку всегда можно найти отговорку:
А мне-то что? Вроде бы итак все хорошо! Ко мне лично это никак не относится.
В Чехии русскоязычная молодёжь занимается благоустройством памятников воинам-освободителям и созданием видеоархива, в Эстонии ребята противостоят осквернению памяти русских солдат. Но всё это — единичные случаи, которые скорее описывают ситуацию «вопреки».
А ведь если современному молодому человеку не рассказывать, как проходила война, во имя чего воевали наши отцы, деды и прадеды, да и вообще не позволять молодому человеку анализировать какой ценой далась эта Победа — можно получить на выходе пустого и бездушного человека, которому будет всё равно.
В Германии работа с молодёжью, именно в контексте событий Второй Мировой Войны, ведётся на более глубоком уровне. Многие ребята пишут исследовательские работы, снимают видео, разыскивают своих дедов и прадедов, посещают концентрационные лагеря и музеи. Многие сотрудники музейных комплексов, расположенных на территории концентрационных лагерей, говорят, что нормальному человеку достаточно один раз посетить с экскурсией лагерь, чтобы на уровне ощущений осознать как близко могут быть жизнь и смерть и понять, как много надо прикладывать усилий для сохранения мира на Земле. Политика искупления, заявленная на уровне Правительства Германии — реализуется. Но при необходимости и соответствующей политической обстановке — акценты в ней могут меняться.
Многие победы России на постсоветском пространстве были оттого, что это были результаты политики, так называемой, «мягкой силы». Большое количество иностранцев, которые обучались в советских вузах, и сейчас говорят на русском языке, у них и сейчас много друзей как в России, так и на всем постсоветском пространстве. Эти люди имеют представление не только о географических, экономических и историко-культурных особенностях России, но и более глубоко и комплексно анализируют то, что сейчас происходит в мире, так как имеют доступ к информационным материалам на русском языке.
И, наверно, один из важных вопросов: «Хотим ли мы, чтобы другие люди и страны поняли нас, приняли нашу точку зрения?» Надписи с названиями станций метро в Москве до сих пор не дублируются на английском языке, бесплатные справочные материалы как для туристов, так и для студентов не находятся в зоне общей доступности. Мы и внутренних туристов не очень жалуем, а про иностранцев и говорить не приходится.
Когда прибываешь на поезде в Петрозаводск, столицу Республики Карелия, а как правило, большинство туристов приезжает в город на поезде — ни в одном вагоне не выдаются информационные материалы или рекламные буклеты о том, куда приехал человек, что есть особенного и запоминающегося в регионе и какое место ему необходимо обязательно посетить.
Если мы хотим быть понятыми, то наверное имеет смысл проводить специальные занятия, Школы для молодёжи по обучению написанию информационных материалов на русском, английском и других языках, с тем, чтобы мы не только сами знали свою историю, особенности и возможности, но и могли вести диалог с иностранцами, могли доносить нашу точку зрения.
Взращивание национализма в странах Европы и поддержка русофобии — это лишь инструменты, конечная цель применения которых имеет определённый результат. И нам нужно задуматься «Для чего, с какой целью происходит фальсификация истории?, Почему поддерживаются двойные стандарты? В чём суть проблемы распространения фашизма?».
Очень грустно, что журналисты основной, на их взгляд, идеей выступлений всех участников круглого стола в Севастополе относительно Украины, назвали следующее:
Договариваться с фашизмом бесполезно, его природа такова, что его нужно только уничтожать идеологически и физически.
Хорошо, что не написали лишь о физическом уничтожении, а всё-таки высказали мысль о необходимости идеологической победы над фашизмом. Ведь физически-то уже уничтожали один раз в 1945-ом, а идеи нацизма живы до сих пор. Об этом же ещё в 1939 году предупреждал и Молотов:
Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это — дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной.
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/images/2/2c/Molotov.jpg
Стоит вспомнить также слова, очень обаятельно сыгранного персонажа, из снятого, обратите внимание, в СССР киносериала:
Тем, кому сейчас десять, мы не нужны, ни мы, ни наши идеи; они не простят нам голода и бомбёжек. А вот те, кто сейчас ещё ничего не смыслят, будут говорить о нас, как о легенде! А легенду надо подкармливать!Надо создавать сказочников, которые переложат наши слова на иной лад, доступный людям через двадцать лет. Как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» скажут «хайль!» в чей-то персональный адрес, знайте: там нас ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение.
— Мюллер, телевизионный сериал «Семнадцать мгновений весны», 11 серия.
Носителей фашизма не нужно будет уничтожать физически, когда такие идеи не будут распространены, а для этого нужно, чтобы люди понимали суть фашизма.
http://polit.ru/media/photolib/2012/09/18/0c06eb5bc681565b2882f32b97b21577_1347986363.jpg
Однако весь мир предпочел побыстрее забыть своего жестокого врага, так и не поняв его, не проникнув в суть его идеалов, не выведав причин столь массовой поддержки нацизма народом Германии. Просто назвали всех этих людей — психопатами, извергами, садистами и постарались поскорее забыть, а ведь немцы славятся своей рациональностью, педантичностью и любовью к порядку. Как такой народ как немецкий, с такими качествами массово стал поддерживать якобы шизофреничную, психопатическую идеологию нацизма, созданную якобы психопатом Гитлером?
Как это объяснить? Официальная наука всё это объясняет массовым помешательством, бешенством, безумием:
Бешеный антикоммунизм, отрицание любой формы демократии, оголтелый национализм, достигающий кульминации в расизме, неограниченные империалистические притязания, культ «вождя», антигуманизм, разнузданная социальная демагогия, умение мобилизовывать массовый базис — все эти свойства фашизма в целом с особой выразительностью проступают у его германской разновидности.
Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма.— М.:Наука, 1981 (История и современность), 184 с. — Утверждено к печати редколлегией серии научно-популярных изданий Академии наук СССР. Редактор издательства О. В. Константинова Художник В. А. Кобрин. ИБ № 15327. Подписано к печати 23.03.81 Т-04063. Тираж 42.000 экз.
http://grigam.narod.ru/bibl/fashizm/fashizm3.htm
И в меру своего понимания ситуации исследователи так объясняют причины появления фашизма и нацизма:
…необходимо чётко представлять ту роль, которую сыграл в прошлом фашизм. Напомним, что зарождение фашизма пришлось на то время, когда капитализм вступил в стадию общего кризиса. Господство крупных монополий углубило прежние противоречия. Первая мировая война с огромной силой форсировала эти процессы, а Великая Октябрьская социалистическая революция в огромной степени ускорила революционизацию широких масс.
В этих условиях перед буржуазией в большинстве государств развитого капитализма встал во всей остроте вопрос о новых формах сохранения своего господства. Буржуазия стремилась выйти из кризиса путем установлении открытого террора в отношении широких масс трудящихся, применения более изощренных методов насилия и манипуляции массами. Она стала применять политическое насилие, опираясь на фашистское движение, возникшее на волне шовинистических настроений. В обстановке острого кризиса на фашизм были возложены функции, которые не могли в создавшихся условиях выполнять традиционные буржуазные партии: приспособить старую систему власти к новой экономической и социальной реальности и тем самым создать альтернативу социализму. Иными словами, ставилась задача при помощи крайних средств установить господство государственно-монополистического капитализма со всеми свойственными ему атрибутами.
Сказанное, разумеется, не означает, что развитие от монополистического к государственно-монополистическому капитализму должно было неизбежно пройти через фазу фашизма. Впоследствии правящий класс ряда стран нашел другие пути перехода к государственно-монополистическому капитализму при сохранении традиционных норм буржуазной демократии. Речь, таким образом, не идет о фатальной неизбежности фашизма. Однако в сложившихся тогда условиях правящие классы в некоторых развитых капиталистических странах обратились именно к фашизму.
Вильгельм Райх «Психология масс и фашизм» http://lib.ru/POLITOLOG/RAJH_W/raihdd.txt
Автор указывает на то, что капитализм или буржуазный либерализм при определённых условиях превращается в фашизм, но тут же оговаривается, что это не обязательный этап развития буржуазного либерализма, однако при этом уходит от рассмотрения глубинных причин такого сродства фашизма и буржуазного либерализма, от рассмотрения информационно-алгоритмического единства этих идеологических систем, позволяющих в исторически короткие сроки сменить либеральный режим на фашистский.
Если отбросить всю внешнюю «шелуху» пугающих и бросающихся в глаза признаков его проявлений в действии: символики; идеологии, призывающей к насилию и уничтожению тех, кого хозяева фашизма назначили на роль неисправимого общественного зла; призывов к созданию политических партий с жесткой дисциплиной и системой террора, отрядов боевиков, шествий с факелами, речёвок, вскидываний рук и т.п. — то
организационно-политической сутью фашизма является поддержание толпой «маленьких людей» системы злоупотреблений властью «элитарной» олигархией, которая:
— представляет неправедность как якобы истинную «праведность», и на этой основе, извращая миропонимание людей, всею подвластной ей мощью культивирует неправедность в обществе, препятствуя людям состояться в качестве человека (подробнее об этом см. статью «Россия, Русь! храни себя, храни!» http://inance.ru/2014/05/9may/ );
— под разными предлогами всею подвластной ей мощью подавляет всех и каждого, кто сомневается в праведности её самой и осуществляемой ею политики, а также подавляет и тех, кого она в этом заподозрит.
Толпа же по определению В.Г.Белинского — «собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету» («За новизной бежать смиренно, Народ бессмысленный привык» — Герой. А.С.Пушкин, 29 сентября 1830 года http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0551.htm), т.е. толпа — множество индивидов, живущих бессовестно и по существу бездумно — автоматически или под управлением поведением её представителей извне.
И неважно, выступает ли правящая олигархия публично и церемониально, превозносясь над обществом; либо превозносится по умолчанию или в не осознаваемой гордыне, публично изображая смирение и служение толпе, именуя её народом; либо действует скрытно, уверяя общество в своём якобы несуществовании и, соответственно «несуществованию», — в своей бездеятельности, в результате которой всё в жизни общества течёт якобы «само собой», а не целенаправленно по сценариям кураторов этой олигархии.
Такое определение фашизма, как и наблюдение Вильгельма Райха, показывает нам почему сегодня распространение фашистских идей становится возможным. Причина проста — он уже распространён. Ведь нет никакой внутренней информационно-алгоритмической разницы между либерализмом и фашизмом. Одно легко переходит в другое. Давайте попробуем сравнить — заменим слово «фашизм» в данном определении «либерализмом»:
Организационно-политической сутью либерализма является поддержание толпой «маленьких людей» системы злоупотреблений властью «элитарной» олигархией, которая:
— представляет неправедность как якобы истинную «праведность», и на этой основе, извращая миропонимание людей, всею подвластной ей мощью культивирует неправедность в обществе, препятствуя людям состояться в качестве человека;
— под разными предлогами всею подвластной ей мощью подавляет всех и каждого, кто сомневается в праведности её самой и осуществляемой ею политики, а также подавляет и тех, кого она в этом заподозрит.
Единственно верным путём изживания фашисткой сути общественного устройства является постоянный внутренний труд над собой — самообразование. Остальное — информированность окружающих, личные и общественные блага, стабильное развитие экономики, безопасность жизни в обществе — приложатся. Ведь человеку свойственно общаться с другими, делиться своим мировоззрением — своими мыслями с другими людьми.
В этом процессе беседы рождается общественный договор, внутриобщественное согласие, информированность людей о ситуации в обществе, координация совместных действий и т.п.. Так общество постепенно развивается. Нужно только помогать этому.
Если вернуться к вопросу русскоязычной молодёжи за рубежом — как одной из возможных и реальных целевых групп, способных беседовать и транслировать ценности России, Великой Победы — то мы увидим, что она делится на несколько групп:
Первая группа — это те, кто уехал, потому что им в России плохо, и они думают, что им там будет хорошо, поэтому у них, изначально, негативный настрой в отношении России.
Вторая группа людей — те, кто болеет душой за Россию, кто иногда подумывает о том, чтобы вернуться сюда. Эти люди и так поддерживают действия России, сами ищут достоверную информацию и объединяются, как для общения, так и для совместного развития. Они уже распространяют информацию о России.
А вот как воздействовать на остальных? Кто и как может влиять на мировоззрение современных молодых людей, особенно тех, кто не говорит на русском языке? Кто им будет рассказывать о Великой Отечественной Войне, о Победе, о России и о мире?
Личные контакты и распространение информации в социальных сетях — один из возможных вариантов и в этом направлении, вроде как, мы уже научились работать, но ведь сама схема или матрица соцсетей запрограммирована, определена разработчиками данного программного обеспечения. И всё сделано так, чтобы русские и иноязычные пересекались как можно реже. Для России — Вконтакте, для Запада — Facebook. И тот же YouTube выдаёт вам видео в зависимости от страны, в которой вы находитесь. Конечно, кто ищет, тот всегда найдёт, но нужно трудиться над созданием общих информационных пространств для бесед.
И тогда на первый план выходят вопросы качества информации — не дезинформируем ли мы людей, отмечая «лайками» непроверенную информацию? Умеем ли мы различать правду от лжи? Ведь и на круглом столе в Севастополе звучали крамольные призывы «не только разрушать вражеские мифы, но и создавать качественные свои». За нами всегда была Правда, зачем творить какие-то мифы? Нужно просто доносить достоверную информацию до людей.
В связи с этим, возникают другие вопросы «Где курсы по информационной безопасности для всех тех, кто работает с людьми? И для журналистов, и для учителей, и для самой молодёжи? Кто у нас пишет на английском языке о том, что происходит в России, что происходит в Карелии? Кто занимается обучением людей самостоятельному мышлению, анализу информации, учит тому, какие методы познания и творчества использовать в жизни, как себя самообразовывать? Как научиться учиться?»
Эти вопросы нужно решить, чтобы изжить фашизм в будущем. И это — стратегическая задача.