Вход

Двигатель

"Дурак" как квинтэссенция неверия в будущее России в творчестве Юрия Быкова

10 марта 2015 в 10:28 | Емеля |Олег Ищущий | 2164 | 0

Смысловые нити, объединяющие творчество Юрия Быкова

«Дурак» стал уже третьим по счёту фильмом Юрия Быкова и, как и предыдущие его картины – «Майор» и «Жить», вызвал широкий общественный резонанс и горячие обсуждения в просторах интернета. Что, в общем-то, естественно, так как все три фильма остросоциальной  тематики и поднимают из глубин общественного сознания, пожалуй, самые важные душещипательные  вопросы: рассуждения о Боге, о добре и зле, о социальной ответственности, о любви к людям и т.д. и т.п.

В первых двух фильмах появилась очень интересная мысль, которая была почти неосязаема, вытянуть её на осмысление было крайне сложно, но в фильме «Дурак» она оформилась и стала настолько выпуклой, что начала мозолить глаза, что, собственно, и отличает этот фильм от двух предыдущих. Эта мысль – безысходность. Юрий Быков как художник, и художник, кстати, неплохой, почему-то не верит в русского человека, да и не только в русского, но и человека вообще.

Не верит он и в общество в целом, а как следствие, и в возможность нормального, если угодно, коллективного сосуществования людей  в пределах города, государства, не верит в нормальные человеческие отношения, взаимовыручку, жертвенность, бытовой героизм, добро. К примеру, обратите внимание на диалог в фильме «Жить», когда оба героя бредут по лесу:

Михаил: Да ты хоть бы спасибо сказал.
Андрей: За что?
Михаил: Слушай, у тебя совесть есть?
Андрей: Нет.
Михаил: Ну и гнилой ты человек, а?
Андрей: Мы все такие.
Михаил: Да, кто все такие?
Андрей: Ты, например.
Михаил: Я тебя с того света вытащил, слышь.
Андрей бьёт Михаила в живот и направляет на него ружьё: Что, про семью, про детей мне сейчас запоёшь? Все мы герои, пока дуло в рожу не сунули? Если бы те трое меня догнали, уехал бы? Уехал бы?
Михаил: Их трое, я один – чё б я сделал бы?
Андрей: Ну и что? Человека убивают. Уехал бы?
Михаил: Да, я тебя знать не знаю, чё мне, сдохнуть рядом с тобой?
Андрей: Уехал бы?
Михаил: Да!
Андрей: Вот, видишь, земляк, над головой у тебя не светится, так что я тебе ничего не должен. Ты мне никто и я тебе никто. На том и порешим.

Далее по фильму выясняется, что сам Андрей не очень-то верит в свою волчью философию «выживает сильнейший», «родился с зубами – живи хищником», и всё-таки решает помочь Михаилу выбраться из сложившейся ситуации живым. Но, в конечном итоге, как мы увидим и в следующих фильмах Быкова, Михаил, оказавшись на грани гибели, ради спасения своей жизни застрелит своего же спасителя Андрея.  Для Быкова все люди – одно, и все поступили бы точно также, по этому поводу в фильме «Майор» звучит фраза: «Мы все в обойме. Все». А те, кто пытается проявлять какие-то человеческие качества, обречены на бессмысленную гибель. Так происходит со всеми главными героями его картин.

В продолжение темы о том, что мы все одинаковые и не способны на какие-то светлые порывы души, не лишним будет ещё один яркий пример из фильма «Майор»:

kinopoisk.ru

Женщина, у которой сотрудники правоохранительных органов убили мужа и сбили сына насмерть: Ну, и скоты вы все. Как вас только земля носит?
Один из сотрудников: Да так же, как тебя. Если б твой муж сбил кого, ты б его в ментовку потащила?
В ответ женщина промолчала.
Этот же сотрудник: Вот. По одной земле ходим. Так что не фыркай. Ну, а ты. У тебя жена родила, а ты хернёй маешься, – обращаясь к майору,  у которого совесть проснулась. Сотрудник назвал это «маяться хернёй».
Сотрудник продолжает гнуть «правду-матку»: Кому ты чё доказать хочешь? Ты  – один человек, что ли? Все – люди, за чертой все – звери. МИР НЕ ПЕРЕДЕЛАЕШЬ.
Майор с проснувшейся совестью, сотруднику: Толя, Толя. А дальше-то как жить?

И даже женщина понимает, о чём говорит сотрудник правоохранительных органов в этот момент, многозначительно поворачивая голову в сторону майора, и это несмотря на то, что она только что сама потеряла ребёнка.

Тоже самое происходит в фильме Дурак, когда сами же жильцы общежития избивают Диму, который пытается их спасти от гибели.

В этой части вердикт режиссёра видится  однозначным и беспощадным: российское общество не готово быть цивилизованным, ему не нужны люди, способные проявить хоть какие-нибудь человеческие качества, ему не нужны герои, готовые ценой собственной жизни спасать ближних, ему не нужны люди, движимые зовом сердца, совестью.

И самая главная вещь, которая также кочует из фильма в фильм: все старания таких героев оказываются тщетными, их попытки что-то изменить – бесполезными, их гибель во имя справедливости и правды – бессмысленной. После их «самопожертвования» ничего не меняется, а общество даже осуждает таких людей, вообще не понимая того, что людьми может двигать не только идея личной выгоды. Именно поэтому на постере к фильму «Дурак» здание общежития изображено уже рухнувшим, так как, по мнению Юрия Быкова, это здание, по всей видимости, олицетворяющее собой наше российское общество (государство), рухнет  при любом раскладе, и никто не в силах этого изменить.

 «Дурак»: переписывание образа сказочного героя.

Все мы знаем традиционного сказочного героя Ивана-дурака. Вопрос: почему Ивана все окружающие считают дураком?! Ответ: потому что с точки зрения «умного»1, он действует нелогично, в ущерб личной выгоде, порой под страхом собственной гибели. «Умный» никогда на это не пойдёт.

1- умный взято в кавычки, так как не умный, а скорее хитрый, расчётливый, думающий только о себе.

Пример №1:

Сказка о Царевне-лягушке. Стрела Ивана-дурака оказывается рядом с лягушкой, пусть и сказочной, но ЛЯГУШКОЙ. «Умный» бы на его месте, скорее всего, взял бы стрелу и переложил бы в другое место, где невеста познатней и побогаче, дабы не «ударить в грязь лицом» перед людом, то есть в очередной раз потешить своё самолюбие. Иван-дурак, как бы это ни выглядело глупо, доверяется судьбе и берёт говорящую лягушку с собой, поступает по правде.

durak-kak-kvintessenciya-neveriya-v-budushhee-rossii-v-tvorchestve-yuriya-bykova-5

Пример №2:

Сказка Конёк-горбунок. В сказке прямо говорится:

Старший «умный» был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Что в итоге происходит, когда братьев по очереди отправляют стеречь пшеницу? Старший брат «закопался под сенник» со страху и всю ночь проспал, а родным соврал, облив себя водой, что всю ночь не спал и весь вымок под дождём, пока стерёг пшеницу. Что сделал средний брат?

И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором…

А на утро он, как и старший брат, соврал, что он мёрз в поле, стерёг пшеницу. И лишь младший дурак добросовестно выполнил свою работу и, не испугавшись, не только выследил кто вор, но и поймал его. Что бы сделали два старших брата, исходя из их логики, далее? Красивых белых лошадей они оставили бы себе,  а «уродливого» конька-горбунка, скорее всего, прогнали бы, потому что выгоды от него никакой: такую лошадку дорого не продашь. Младший же оставляет конька-горбунка себе, и тот становиться его верным другом и помощником.

durak-kak-kvintessenciya-neveriya-v-budushhee-rossii-v-tvorchestve-yuriya-bykova-2

Пример №3:

Емеля в сказке «По щучьему велению, по моему хотению» отпускает щуку, которую поймал, по её просьбе. Это и есть «проверка на вшивость», то есть проверка нравственных качеств, и если герой ими обладает, то ему тогда уже даётся кольцо, исполняющее любое желание и прочие сказочные артефакты.

1245

Пример №4:

Старик в «Золотой рыбке» (дурачина и простофиля) сначала проходит такое же испытание и отпускает рыбку восвояси, и только потом рыбка исполняет «его» желания.

durak-kak-kvintessenciya-neveriya-v-budushhee-rossii-v-tvorchestve-yuriya-bykova-4

Вывод

Возвращаясь к творчеству Юрия Быкова, можно сказать, что главный герой в его последней картине «Дурак», если смотреть на него через призму русских сказок, изображён верно. То есть для всех окружающих, в том числе и для собственных родителей, жены, он – самый настоящий дурак, потому что действует вопреки их «умной» логике, ценой собственной карьеры, затем и жизни.

Но что же тогда так отличает дурака Диму Юрия Быкова от русского народного героя дурака Ивана? Это развязка истории. В русских народных сказках идёт чёткий посыл: поступай по совести, иди дорогой правды и добра, слушай своё сердце, пусть порой его голос расходится с голосом разума, и тогда вся Вселенная, весь мир будет помогать тебе. И кто бы какие козни против тебя ни строил, ты обретёшь своё счастье и восстановишь царство справедливости.

Но в фильме «Дурак» финал несколько иной: правдолюбие Димы и желание быть полезным оказываются никому не нужными, даже тем, кому он так хочет помочь. В итоге  справедливость не восторжествовала: его бросает жена с ребёнком, чиновники остаются при своих делах, здание общежития рушится вместе с людьми, которые не просто не поверили дураку Диме, но ещё и избили его. Дураку в фильме Юрия Быкова, несмотря на то, что он поступает по совести, почему-то не помогает весь мир в осуществлении его цели, и его путь не приводит его к счастью, как это происходит в традиционной русской сказке.

durak-kak-kvintessenciya-neveriya-v-budushhee-rossii-v-tvorchestve-yuriya-bykova-8

То же самое происходит и с другими главными героями его фильмов. Так и в фильме «Жить» главный герой, который, может быть, первый раз в жизни поступает правильно, в итоге погибает. В фильме «Майор» главному герою приходится  убить ту, которую он пытается спасти, и в общем не удаётся переломить ситуацию к порядку и справедливости.

Многие скажут: «Подумаешь, что тут такого? Ну, захотел режиссёр снять такой фильм. Ему так видится сегодняшняя жизнь. И, возможно, нет в его творении никакого злого умысла».

Да, возможно, режиссёр так видит мир. Да, возможно, он даже в чём-то прав. Да, возможно, ему просто хочется такое снимать, и он сознательно не хотел искажать смысл русских сказок, но исказил.

Дело в том, что сказки создавались не просто так. Цель любой народной сказки – воспитание подрастающих поколений, взращивание определённого мировоззрения, формирование идеалов, нравственных мерил.

Фильм «Дурак» – это удар по культурному коду нашего народа, попытка перепрограммировать весь культурно-исторический опыт, оставленный нам в наследство нашими пращурами, согласно которому только путь добра, правды и справедливости может привести человека, и как следствие всё общество, к счастью.

Источник

12345  5 / 18 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
позавчера в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| вчера в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.