Сегодня, 21.12.2014, исполняется 135 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. Его деятельность, как и вся эпоха СССР, вызывает самые разнообразные и во многом полярные суждения, из-за которых не прекращаются многочисленные споры. Годовщина рождения человека, с которым Советский Союз ассоциируется в первую очередь, – хороший повод, чтобы разобраться в причинах отсутствия единства по вопросу оценки их деятельности. Такой разбор нужен, чтобы прекратить во многом демагогическое восхваление либо осуждение Сталина и СССР и прийти к единому мнению (разделяемому большинством). Такое единство по поводу своего прошлого необходимо в нынешней ситуации выбора страной и народом пути своего развития, т.к. без единого (одинаково понимаемого) прошлого у народа не будет и единого будущего.
Причина споров – слабость понятий
Непрекращающиеся дискуссии по поводу Сталина и советской эпохи вызваны следующими основными причинами:
1) СССР в своем развитии прошел несколько этапов; все они отличались друг от друга. В спорах же их участники по умолчанию имеют ввиду и ссылаются на один из этих этапов, перенося его характеристики на всю эпоху СССР в целом. Очевидно, что в такой ситуации отсутствия единого объекта для обсуждения прийти к единому мнению им невозможно.
2) В спорах в качестве аргументов вместо конкретных фактов часто приводятся различные теоретические конструкции (марксизм, коммунизм и другие «измы»); и, как правило, даже не сами конструкции, а просто термины, которые разные люди представляют себе по-разному; у многих за этими терминами вообще ничего не стоит. И здесь очевидно, что при разности понимания предметов обсуждения прийти к единому мнению им невозможно.
Таким образом, проблема заключается в нечеткости и слабости понятий, которыми владеют и оперируют участники подобных споров. Данная статья представляет собой попытку дать четкие (при этом краткие и простые) определения разным терминам («измам»), которые ассоциируются с эпохой СССР, и на этой основе различить все периоды его существования. Только после этого можно будет произвести оценку Советского Союза в целом и деятельности И.В.Сталина в частности.
(Помимо указанных есть и другие причины: преувеличение отдельных явлений, умолчание о других, откровенная ложь и пр., но данная статья рассматривать их не будет).
Отметим, что целью данной статьи является не дать развернутые, объемлющие определения всем терминам и периодам СССР, а представить целую картину эпохи (без детализации).
Разбираем «измы»
(по материалам КОБ)
Разберем основные термины, которые отражают общественные теории и реальные явления, связанные с СССР. Такой разбор будет преследовать две задачи:
1) Различить и разделить эти термины по сути стоящих за ними явлений. Такое разделение необходимо, так как многие не понимают что марксизм, коммунизм, сталинизм – это, как говорится, из «разных опер», и не видят между ними разницы.
2) Найти для каждого явления пару, противоположную ему. Это необходимо, чтобы лучше понять сами явления (с помощью метода «от противного»), и чтобы увидеть, что история СССР – это история их борьбы.
Итак, классифицируем все явления попарно:
1) Общественно-экономический строй:
- Коммунизм / социализм – общественно-экономический строй, при котором отсутствует частная собственность на средства производства (и все следствия из этого). В данном разборе сознательно опущена разница между коммунизмом и социализмом, так как в главном они одинаковы и вместе отличаются от следующего строя.
- Капитализм – общественно-экономический строй, при котором существует частная собственность на средства производства. В этом плане предшествующие ему (по Марксу/Энгельсу) феодализм и рабовладельческий строй – это тот же капитализм, просто с другими преобладающими средствами производства (да и на примере истории США видно, что рабство прекрасно вписывается в капитализм).
Исходя из такого определения видно, что сам по себе коммунизм/социализм не является обществом социальной справедливости (что ему часто приписывают) и не гарантирует ее (хотя в его рамках создать такое общество более реально). Все зависит от того, представляет ли государство (которое и является собственником средств производства) интересы народа. Если да, то оно будет строить общество социальной справедливости, при котором собственность государства на средства производства действительно будет общественной. Если же оно будет инструментом в руках «элитарных» групп, то такое общество будет представлять еще один из вариантов «толпо-элитаризма», а «общественная собственность» будет всего лишь пропагандистской ложью.
2) Общественная идеология:
- Марксизм – общественная идеология, выраженная в теории (это важно!), обосновывающая и предписывающая построение коммунизма. (Марксизм-ленинизм – ее подвариант, появившийся в российских условиях, далее отдельно рассматриваться не будет). По марксизму провозглашалось построение коммунизма как общественно-экономического строя, при этом подразумевалось построение общества социальной справедливости. Но это для «толпы», а по умолчанию марксизм предполагал построение как раз варианта «толпо-элитарного» общества. Основанием так считать является отсутствие в марксизме проработки темы кредитно-финансовой системы как «верхушки» капиталистической экономики, о которой Маркс как еврей и внук двух раввинов не мог не знать. Поэтому цель марксизма как учения – направить рабочий класс на уничтожение класса промышленных капиталистов как конкурента классу капиталистов финансовых, тем самым отдав им полный контроль над экономикой и над обществом. Все остальные рассуждения можно считать простой риторикой и манипуляцией для запутывания людей.
- Большевизм – общественная идеология, обосновывающая построения общества социальной справедливости, причем в отличие от марксизма большевизм не просто подразумевал, но и провозглашал это. То есть коммунизм/социализм являлись для большевизма инструментами для построения такого общества в отличие от марксизма, для которого коммунизм/социализм были необходимы для построения общества «толпо-элитарного». Особенностью большевизма являлось и то, что он не был выражен в какой-либо законченной теории (!) (он представлял собой практику построения общества социальной справедливости) и в этом плане имел недостаток перед марксизмом, а также вынужден был использовать его, марксизма, теорию для своей деятельности. Это во многом предопределило особенности развития СССР и заложило базу для современных споров о нем.
Сравнивая их, надо также отметить следующее различие:
- Марксизм – это искусственная идеология, сконструированная с определенными целями (указанными выше) и внедренная в народ «сверху».
- Большевизм – это идеология, созданная «снизу» русским народом как ответ, с одной стороны, на угнетение в дореволюционном обществе и, с другой стороны, на идеи, провозглашенные марксизмом (но которые он не собирался воплощать). Таким образом, большевизм – это идеология, отражающая вековой идеал русского человека о построении справедливого общества (царства Божьего на Земле). Однако, как уже было сказано, идеология, не оформившаяся в законченную теорию и даже название имеющая от одной из партийных фракций (хотя и очень удачное, и отражающее ее суть).
Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что вопреки привычке смешивать марксизм и большевизм (и даже считать их одним и тем же), это не просто разные явления, но и противостоящие друг другу идеологии.
Далее, раз есть идеологии, значит должны быть и концепции общественного устройства, которые выражены в этих идеологиях. О них уже говорилось.
3) Концепция общественного устройства:
- Концепция «толпо-элитарного» устройства общества, при котором «элита» сама не работает и живет за счет труда «толпы» (по сути это различные варианты рабства). При этом существуют всевозможные преграды для развития человека и освоения им знаний с целью не дать ему вырваться из «толпы».
- Концепция справедливого устройства общества, при котором нет такого разделения, и производство и распределение общественных благ осуществляется по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». При этом поощряется всестороннее развитие человека как главная цель его жизни.
Разница их (помимо всего прочего) в следующем:
- «Толпо-элитаризм» как концепция никогда напрямую не провозглашался (по понятным причинам), а всегда облекался в различные идеологии, привлекательные для народа; одной из таких идеологий и стал марксизм.
- Справедливость как концепция общественного устройства свойственна человеку в принципе и в особенности русскому человеку. Однако попытки ее провозглашения всегда пресекались (по-разному) «элитой» как угроза своему положению и своей «толпо-элитарной» концепции.
И наконец, раз есть концепции и идеологии, должны быть и системы для их реализации. Из истории СССР известно две системы.
4) Система реализации концепции:
- Троцкизм – система реализации концепции «толпо-элитарного» устройства общество по идеологии марксизма, осуществляемая Троцким и его последователями. В основе ее лежит манипуляция людьми, когда провозглашается одно (народное благо), а реализуется прямо противоположное (жесткое подавление народа), т.е. по сути это лицемерный обман, доведенный до абсолюта. И никакая это не политическая теория, какой он сам себя провозглашал (опять-таки в соответствии с этим своим методом) и какой его принято считать.
- Сталинизм – система реализации концепции справедливого устройства общества по идеологии большевизма, осуществляемая Сталиным и его сподвижниками. В основе ее лежит следующее: цель на построение именно справедливого общества (а не «толпо-элитарного»); необходимость строить такое общество силами людей, столетиями живших в как раз «толпо-элитарном» обществе; отсутствие теории большевизма (о которой уже говорилось); необходимость оперировать понятиями противостоящей большевизму идеологии марксизма (как из-за отсутствия собственной теории, так и из-за необходимости ввести в заблуждение врагов); противостояние врагам, внешним и внутренним; необходимость строить коммунизм/социализм первыми, т.е. отсутствие какого-либо опыта.
Исходя из их сущности, можно сделать вывод об их применении:
- Троцкизм – только для реализации «толпо-элитарной» концепции устройства общества, и неважно, в марксистской ли идеологии или какой-то другой. Можно сказать, что троцкизм существует столько, сколько существует «толпо-элитарная» концепция, он крайний метод ее реализации.
- Сталинизм – система, родившаяся в конкретных исторических условиях и предназначенная конкретно для них, однако может быть применена в других схожих исторических условиях (с необходимыми коррективами). Другими словами, сталинизм (в широком понимании) предназначен для построения общества социальной справедливости в отдельной стране в мире, в котором господствует «толпо-элитаризм».
Итого мы получаем такую классификацию «измов», характерных для СССР:
1) Общественно-экономический строй:
- Коммунизм/социализм
- Капитализм
2) Общественная идеология:
- Марксизм
- Большевизм
3) Концепция общественного устройства:
- Концепция «толпо-элитарного» устройства общества
- Концепция справедливого устройства общества
4) Система реализации концепции:
- Троцкизм
- Сталинизм
Таким образом, мы видим, что разные термины означают разные понятия.
Связка «справедливое общество – большевизм – сталинизм» представляет собой один из вариантов («советский») Русского проекта общественного устройства, который всегда существовал в русском народе. Связка «толпо-элитарное общество – марксизм – троцкизм» представляет собой один из вариантов («коммунистический») Рабовладельческого проекта общественного устройства, который продвигается тайными хозяевами западной цивилизации (т.н. «мировым правительством»).
Такой разный СССР
Рассмотрим далее, как проходила борьба этих явлений в СССР (как уже говорилась она и составляла суть его истории). Историю СССР принято делить на следующие периоды:
1) 1917-1922гг. Революция и Гражданская война.
2) 1922-1929гг. НЭП, внутрипартийная борьба.
3) 1929-1953гг. Эпоха Сталина.
4) 1953-1985гг. «Классический» (или «застойный», кому как нравится) СССР.
5) 1985-1991гг. Перестройка и разрушение СССР.
1) 1917-1922гг. Революция и Гражданская война.
- Система реализации концепции: Власть троцкизма, вызревание сталинизма.
- Концепция общественного устройства: Реализация «толпо-элитарной» концепции новой «элитой», вызревание справедливой концепции в народе.
- Общественная идеология: Господство марксизма, вызревание большевизма.
- Общественно-экономический строй: Построение (военного) коммунизма (для данной статьи примем, что коммунизма/социализма), сохранение элементов капитализма.
Этот этап характеризуется реализацией «толпо-элитарной» концепции в соответствии с постулатами марксизма.
2) 1922-1929гг. НЭП, внутрипартийная борьба.
- Система реализации концепции: Борьба троцкизма и сталинизма с постепенной победой последнего.
- Концепция общественного устройства: Продолжение реализации «толпо-элитарной» концепции «элитой», осознание справедливой концепции в народе.
- Общественная идеология: Господство марксизма, становление большевизма.
- Общественно-экономический строй: Сокращение элементов коммунизма, возврат элементов капитализма.
Этот этап характеризуется продолжением реализации «толпо-элитарной» концепции, но марксизм уже показал свою практическую несостоятельность (и в экономике, и в мировой революции).
3) 1929-1953гг. Эпоха Сталина.
- Система реализации концепции: Власть сталинизма, скрытый троцкизм в значительной части «элиты».
- Концепция общественного устройства: Реализация справедливой концепции как государственная стратегия, сохранение «толпо-элитаризма» значительной частью «элиты».
- Общественная идеология: Господство марксизма как теории, господство большевизма как практической идеологии. При этом попытки большевизма создать свою теорию (задачи Сталина по разработке собственной «политэкономической» теории, отличной от марксизма, и его работа «Экономические проблемы социализма в СССР»). При этом попытки марксизма «задавить» большевизм, используя свое господство в теории.
- Общественно-экономический строй: Господство коммунизма/социализма, сохранение остатков капитализма (кустарное городское производство, приусадебные хозяйства на селе).
4) 1953-1985гг. «Классический» («застойный») СССР.
- Система реализации концепции: Свертывание сталинизма, возрождение троцкизма.
- Концепция общественного устройства: Свертывание справедливой концепции как государственная стратегия, усиление «толпо-элитаризма».
- Общественная идеология: Господство марксизма как теории, господство большевизма как практической идеологии. Прекратились попытки большевизма создать свою теорию. Сохранились и усилились попытки марксизма «задавить» большевизм, используя свое господство в теории. Однако большевизм продолжал господствовать как практическая идеология (несмотря на свертывание сталинизма и справедливой концепции) благодаря народу, который являлся его носителем.
- Общественно-экономический строй: Господство коммунизма/социализма, развитие «теневого» и «неучтенного» капитализма.
5) 1985-1991гг. Перестройка и разрушение СССР.
- Система реализации концепции: Господство троцкизма, сохранение сталинизма только как идеала для отдельных представителей власти.
- Концепция общественного устройства: Официальное завершение реализации справедливой концепции как государственная стратегия, открытая реализация «толпо-элитарной» концепции.
- Общественная идеология: Сворачивание марксизма (в силу отказа от построения коммунизма/социализма – см. ниже). Сохранение идеологии большевизма в народе, однако уже без его практической реализации.
- Общественно-экономический строй: Сворачивание коммунизма/социализма, построение «официального» капитализма.
Таким образом, история СССР – это история борьбы на территории России Русского и Рабовладельческого проектов в условиях коммунизма/социализма как общественно-экономического строя. О ее результатах на каждом этапе и в итоге необходимо прийти к единому мнению в ходе общественной дискуссии в российском обществе.
Данная историческая реконструкция не является полной, в ней опущены многие детали, но все их можно уложить в данную схему.
Выводы
Приведем основные выводы:
1) Апеллировать к теории марксизма в спорах про СССР некорректно; он (за исключением 1-го этапа) был только вывеской.
2) Во времена Сталина существовала значительная троцкистская оппозиция его деятельности среди «элиты».
3) Сворачивание справедливой концепции началось не с перестройки, как обычно считают, а с приходом к власти Хрущева.
4) Всегда необходимо помнить, что основой являются концепции устройства общества, а не различные «измы».
Остальные выводы необходимо сделать в ходе общественной дискуссии.
И главное в спорах – нужно всегда точно знать, что понимается под различными терминами, и обсуждать не СССР в целом (мы видим, что он многообразен), а конкретные явления и периоды.
Взгляд на споры об СССР и Сталине через призму данной схемы
В спорах участвуют два типа людей:
- Патриоты России – именно искренние патриоты, а не «патриоты» (вспоминаем троцкизм!);
- Враги России (в широком смысле) – сознательные, и внешние, и внутренние.
О чем говорят патриоты:
- Когда хвалят СССР – хвалят Русский проект: его проявления;
- Когда ругают СССР – ругают Рабовладельческий проект: его проявления.
О чем говорят враги:
- Когда ругают СССР – ругают Русский проект искренне и проявления Рабовладельческого проекта неискренне, чтобы запутать людей и самим «не раскрыться» (опять вспоминаем троцкизм!);
- Когда хвалят СССР – хвалят Русский проект неискренне, по умолчанию хвалят Рабовладельческий проект (опять троцкизм, как все-таки он многообразен и живуч).
Заключение
В заключение предлагается всем подумать, к чему призывают те «народные проповедники», необычайно расплодившиеся и активизировавшиеся в последнее время, которые призывают к воссозданию СССР – к Русскому ли проекту?
Ответив на этот вопрос, пусть каждый сторонник СССР ответит для себя на следующий: СССР ли он хочет воссоздать со всеми его явлениями (и позитивными, и негативными) или только эти конкретные позитивные явления? И если последнее, то возможно, ему не СССР как таковой нужен, а реализация Русского проекта? А если так, то реализовывать его можно и в других формах (идеологиях, строях), главное – знать, понимать и придерживаться необходимой концепции.
В заключение о Сталине
И.В.Сталин реализовывал именно Русский проект. Вспомним, что именно в его эпоху были созданы разнообразная промышленность (включая ракетную и атомную), системы образования и здравоохранения, считавшиеся лучшими в мире. Именно в его время была создана система воспитания такого типа человека, которые ориентируется на духовно-нравственные (русские), а не потребительские (западные) ценности, т.е. человека русской культуры, русской цивилизации.
Впоследствии этого запаса (несмотря на все «вредительство» Хрущева, «непонимание» Брежнева и предательство Горбачева) хватило еще на 38 лет существования СССР. Да и 90-е годы Россия прошла и сохранилась как государство, как цивилизации именно благодаря базе, заложенной во времена Сталина. И сейчас в противостоянии с Западом у нас есть, что ему противопоставить (это и ракетно-ядерный щит, и ополченцы, геройски воюющие на Донбассе, и их широкая поддержка народом), тоже во многом благодаря этому.
Поэтому в этот день хочется искренне сказать: С Днем рождения, товарищ Сталин!