Когда диагноз современной цивилизации - полное вытеснение Сакрального из повседневного сознания и бытия, становится не до критики
1.
Тупиковые эпохи никогда не воспринимаются большинством как тупиковые. Наоборот, все громче звучат победные фанфары, все белозубее улыбки вождей, все веселее полупьяный и одурманенный плебс. Правда, все же тревожно кольнет иногда сердце, шевельнется в душе червячок сомнения, тупо заноет затылок, и «дивный новый мир» хоть на миг покажется не пластмассовым раем с евроокнами и выглядывающими из них одинаковыми физиономиями счастливчиков эпохи «духовного возрождения»; нет, мы на собственной шкуре испытаем леденящий потусторонний холодок кошмара рукотворного ада.
Не самое благодарное занятие – ненавидеть собственную эпоху. Слишком велик соблазн скатиться в нытье о «золотом девятнадцатом», спеть сопливую песню о «господах офицерах» и вообще процитировать очевидную банальность вроде «времена не выбирают, в них живут и умирают». Куда труднее спроецировать повседневное раздражение и усталость на свое время, в котором ты вынужден существовать, и сказать ему решительное «нет». Сказать «нет» этой липкой, обволакивающей как тенета, повседневности, в которой известие о новой многотысячной гекатомбе соседствует с последней сплетней о модной гламурной тусовке, на которой очередная дива снова позабыла надеть нижнее белье, а длинноволосого модного журналиста, владельца подмосковной виллы на сотни гектаров, вновь вдрызг пьяного погрузили в шикарный лимузин и отправили в тартарары. Сказать «нет» победным реляциям сытых чиновников в пиджаках, мундирах и рясах. Сказать «нет» всему мiру вырождения, в котором нас заставляют жить.
2.
«Вкривь и вкось» - единственная характеристика для всего существующего в эпоху полной деградации личности, омертвения в ней всех духовных, государственнических, шире – сакральных инстинктов, полное вытеснение Сакрального из повседневного сознания и бытия. Когда государство становится корпорацией по получению прибыли, когда Власть осознает самое себя не более чем наемным менеджером на дикой территории, когда Церковь начинает восприниматься всего лишь «идеологической подпоркой» Власти, неким странным общественным институтом психоаналитики с мистической окраской, когда культура оценивается лишь с точки зрения конкурентноспособности на мировом рынке, – наступает время троглодитов, пещерных людей с примитивными инстинктами голого выживания и рваческой выгоды.
…Заранее отказываюсь кого бы то ни было судить, ибо кто дал мне такое право? Предыдущие строки – не суд, но вопль, потому что когда человеку больно – он вопит. Светлой памяти Эмиль Чоран – тот вообще не просто вопил; он годами не мог спать, лишь изредка забываясь в тягучем кошмаре повседневности.
Вкривь и вкось – и этим сказано все, куда ехать дальше? «… В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам». В этом диавольском кружении нет ни секунды, чтобы отстояться, не то что отстоять право на себя, на свою собственную жизнь, жизнь без вранья. Единственное – отойти в сторону, затеряться в метафизических глубинах нашего «Я», чтобы оттуда хоть как-то проторить тропку к Нему. Отказаться от навязанных нам идолов прогресса, толерантности, политкорректности и прочего хлама, скинуть с себя сияющее рубище современной цивилизации, чтобы вдохнуть глоток незамутненного ее миазмами воздуха, напиться родниковой горной воды, увидеть качание мокрых веток на фоне осеннего неба.
Но и это последнее утешение по сути дела у нас отнято. Начиная и заканчивая очередные будни в утробах городских кварталов, мы постепенно забываем либо уже совсем забыли все естественное и нерукотворное; забыли, как занимается над горами рассвет, как барабанит дождь по жестяной крыше в осеннюю ночь, когда за оком – хоть глаз выколи, забыли, как сухим треском рассыпается по июльскому лесу, прогретому солнцем, трель кузнечика. Не знаю, кого винить в этом – себя ли самих, дух времени, или, как это принято у наших собратьев по вере, свалить все на «козни бесовские»…
3.
Вкривь и вкось – все, буквально все подчинилось этому нехитрому направлению. Верно, троглодитам другого и не нужно. И пока новый Патриарх с печатью мученичества на лице строго и властно зовет Церковь к подвигу воссоздания духовной империи Третьего Рима, граждане-троглодиты, переключая каналы, глотают сваренное для них дешевое пойло, с завистью глядят на застекольную реальность, убивают друг друга по бытовухе в пьяном угаре, справляют троглодитские свадьбы и правят троглодитские похороны…
…Впрочем, что нам до них? Мы даже не знаем, где они обитают. Говорят, что в России их нет. В нашей, внутренней России, которая, как град Китеж, бьется на самых донышках наших сердец. И если мы пока еще слышим это негромкое биение – значит, можно вывернуть по прямой.