5—6 декабря в Брюсселе в Российском центре науки и культуры Федерального агентства «Россотрудничество» представители «Информационно-аналитического Центра» приняли участие в международной конференции организованной организацией «Новая молодёжная политика», которая презентовала широкому кругу общественности Санкт-Петербургский консенсус — новую экономическую политику для мира.
Консенсус — это способ принятия решения или текста договора на международных конференциях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума. Консенсус применяется также как средство обеспечения единства позиций государств до проведения голосования по обсуждаемым вопросам, которое в этом случае откладывается на время процесса согласования.
Впервые в истории международных отношений на международной конференции общественности представлен целостный экономический блок (новая экономическая политика для мира), который был рассмотрен и одобрен участниками конференции как альтернатива принципам ныне действующего в экономике многих стран Вашингтонского консенсуса, выраженных в 1989 году американским экономистом Джоном Уильямсоном.
Санкт-Петербургским консенсус так называется по месту его разработки.
В конференции приняли участие представители «Информационно-аналитического Центра», международной некоммерческой организации «Новая молодёжная политика», специалисты и гости из 11 стран: Бельгии, Великобритании, Германии, Казахстана, Канады, Нидерландов, России, Украины, Финляндии, Швейцарии, Эстонии.
Конференция проходила в течение 2 дней и вызвала достаточно жаркую дискуссию, в ходе которой участники сошлись в следующих мнениях:
1. Вашингтонский консенсус, как концентрированное выражение буржуазного либерализма и его мировоззрения — неадекватен жизни, по какой причине подлежит демонтажу.
2. Большинство принципов высказанных в Санкт-Петербургском консенсусе являются разумными и соответствующими жизни, а по тем тезисам, которые пока не реализуются в практике управления — требуется апробация и построение соответствующих моделей.
3. Санкт-Петербургский консенсус следует максимально распространять и ознакомить с ним граждан всех стран Земли поскольку, выстраивание практики управления в соответствии с данным консенсусом комплексно решит множество проблем, влияя на многие из них одновременно, то есть эффект от внедрения будет мультиплицироваться.
Участники конференции приняли общее решение продолжить работу над консенсусом и его реализацией в жизнь.
Ниже кратко представлены принципы «Санкт-Петербургского консенсуса», альтернативного «Вашингтонскому»:
Основная цель функционирования экономики — это гарантированное удовлетворение жизненных потребностей людей и общественных институтов биосферно-безопасным способом в преемственности поколений. Достигается она управлением набором контрольных параметров, которые в «вашингтонском консенсусе» по оглашению предоставлены «рынку».
Концепция устойчивого развития на основе стратегии расселения на принципах ландшафтно-усадебной урбанизации — ядро методологии достижения основной цели функционирования экономики. Необходимо переходить от безудержного перемалывания ресурсов на основе увеличения численности городов (мегаполисной урбанизации) к рациональному землепользованию и комплексному освоению территорий. А для реализации этой концепции необходимо изменить монетаристский подход на альтернативный ему.
Организационно-технологический подход вместо финансово-счётного, когда во главе угла — учёт и планирование экономики в натуральных показателях, а не в финансовых. Что влечёт за собой следствием выстраивание устойчивых технологических цепочек, встроенных в биосферу, как альтернативу бесконечной погони за прибылью. А для осуществления этого необходимо:
Сбалансированное применение плана и рынка. План — это совокупность целей производственной системы, средств и методов их достижения, рынок — это только одно из средств достижения этих целей. А для настройки их совокупности необходимо правильное сочетание директивно-адресных и бесструктурных методов регуляции и саморегуляции экономической системы. Для составления плана государственного развития и настройки рыночного механизма на достижение целей плана необходимо:
Использование метрологически состоятельных балансовых моделей продуктообмена и финансового обмена в народном хозяйстве. В частности, использование моделей межотраслевых балансов для замыкания всех планов развития отраслей между собой при составлении общего плана развития является гарантией того, что будут осуществляться:
Политика планомерного снижения цен вместо политики планомерного их повышения и жёсткий контроль цен на товары, составляющие базу прейскуранта — группу товаров, от которых напрямую зависит большинство остальных цен: энергоносители, сырьё, средства производства и пр.
Определение взаимного курса валют через энергетический инвариант прейскуранта. Инвариант прейскуранта это — продукт, количеством которого можно выразить цены всех без исключения остальных продуктов.
Энергетический стандарт обеспеченности платёжной единицы, который определяется отношением:
«Годовой объём производства электроэнергии» / «объём средств платежа, находящийся в обращении».
По договорённости возможны иные варианты расчёта энергетического стандарта, но привязка к объёмам энергии в том или ином виде — обязательна.
Международная торговля, которая может осуществляться в разных вариантах:
Первый — государствами участниками используется единая валюта. В таком варианте необходим жёсткий контроль за эмиссией валюты, иначе будет та же история, что и с долларом. К тому же необходим международный орган, который будет иметь полномочия планировать развитие, распределять налоги и дотации по государствам, входящим в зону действия данной валюты. Государствам участникам придётся отказаться от части экономического и политического суверенитета в пользу такого общего центра.
Второй — создаётся фонд или консорциум, в который государства участники вносят на депозит свои валюты по энергетическому стандарту. Другие страны могут выкупить по данному курсу валюту страны, с этими средствами войти на её рынок и купить то, что им необходимо. Энергетический стандарт, который будет использоваться во взаимных операциях, определяется странами участниками по предварительной договорённости.
Второй вариант предпочтительнее, поскольку сохраняет суверенитет государств.
Запрет на ссудный процент. Беспроцентное кредитование вместо ростовщичества. Долевое участие банков-инвесторов, давших беспроцентный кредит, в прибылях проектов.
Проведение политики подавления искусственного воспроизводства спроса на товары, которые действительно необходимы для жизни. То есть запрет на нерациональное использование ресурсов через возбуждение потребления разнообразной «модой», различными маркетинговыми манипуляциями, и технологиями планируемого устаревания.
Запрет на создание рынков товаров, ценность которых вымышлена. Сегодня по различным данным в так называемом спекулятивном секторе экономики крутится до 500 триллионов (!) долларов и только 50 триллионов долларов покрыты сегодня товарной массой. Биржи, ценные бумаги, акции, как инструмент спекуляции, должны уйти в историческое прошлое, так как являются помехой управлению на основе межотраслевых балансов. Необходимо установить запрет на продажу ценных бумаг в течение 2—3 лет после их приобретения, что сделает спекуляцию невозможной, либо же трудноосуществимой.
Налогово-дотационный механизм — средство бесструктурной настройки макроэкономической системы на цели государственной политики, выраженные в плане развития. Должна применяться прогрессивная шкала налогообложения, а налоговая база — состоять только из юридических лиц, что облегчит контроль, учёт и уменьшит количество занятых людей в обслуживании налоговой сферы.
Дотации и субсидии — необходимое средство развития стратегически важных отраслей, а также средство помощи тем отраслям, которые пострадали от стихийных бедствий или управленческого непрофессионализма. Распределение дотаций базируется на конкретных показателях межотраслевых балансов, что исключает ситуации, когда денег слишком много или слишком мало.
Обеспечение в разумные сроки массового осуществления научно-внедренческих циклов в их полноте во всех отраслях экономики и иных сферах деятельности общества. Научно-внедренческий цикл — процесс от постановки исследовательских задач в области фундаментальной науки до воплощения достижений в производстве массово потребляемой продукции (включая и услуги).