Сегодня в России много говорят об общем упадке культуры вообще и образования в частности. Наши предприниматели обижаются на молодёжь, не умеющую, по их словам, ни устно, ни письменно формулировать свои мысли, если даже таковые есть. На это обратил внимание и президент, по инициативе которого кроме пресловутого ЕГЭ отныне вводится дополнительно выпускное сочинение, да ещё и с его защитой. А ведь корень зла следует искать в навязываемых нам кем-то реформах образования. Министерство образования почему-то за образец взяло американскую школу, от которой, как выясняется, отказались сами американцы. Нынешний президент США Обама очень обеспокоен состоянием образования в своей стране. Очевидцы утверждают, что сегодняшний выпускник американской средней (да и обычной высшей!) школы слабо ориентируется в математике, физике и литературе, лишён понятия о географии и т.д. Представитель известной фирмы «Боинг», ознакомившись с нашими реформами, недавно признал, что скоро у них некому будет ремонтировать самолёты, ибо американцы на это сами не способны и делают пока часто русские специалисты. Известно, что многие американские фирмы, занимающиеся разработкой программ для компьютеров, состоят сплошь из русских программистов. Треть всех новаций в Америке – плод труда русских специалистов. Нашу страну в 90-е – 2000-е годы покинули около миллиона учёных, которых охотно принимали на Западе! Однако Фурсенко, Ливанову и Ко почему-то потребовалось реформировать нашу лучшую в мире систему образования. Не вызывает ли это у вас желания получить ответ на вопрос: Почему? Кстати, считающаяся сегодня лучшей финская система образования базируется на советском опыте! Представляется, что основным достоинством разрушенной у нас системы было то, что она в значительной степени формировала понятийное мышление у обучаемых. Кратко поясним, что под этим подразумевается.
Прежде всего, следует отметить, что само понятие было введено в обиход советским психологом Л. Выготским в середине прошлого века. Оно включает три момента. Первое – способность человека видеть суть процесса, явления или объекта. Второе – способность понять причину и прогнозировать последствия, иными словами, анализировать прошлое и прогнозировать будущее. Третье – способность систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно воспринимают происходящее и принимают верные решения. Кто не обладает – уверены в правильности своего видения, но их иллюзии разбиваются о реальность. Их прогнозы не реализуются, решения не оправдывают себя.
Приведём тест, предлагаемый психологами детям для оценки наличия у них понятийного мышления. Каждый желающий может оценить себя, памятуя о том, что тест это детский!
Из набора слов требуется выделить слово, являющееся лишним в ряду. Например, воробей, утка, синица, птица, соловей, гусь, страус, снегирь.
По мнению учёных психологов сегодня не более 20% наших сограждан обладают понятийным мышлением. В основном это те люди, которые хорошо изучали естественные и технические науки, когда и научились выделять существенное и устанавливать причинно-следственные связи. Доказано что это меньше относится к гуманитариям! К слову, поскольку наша верховная власть почти сплошь состоит из юристов, экономистов, историков и КГбешников, ожидать среди них большого количества людей с понятийным мышлением не следует. Эти люди способны красиво говорить, но не вести страну к вершинам благополучия.
Примерно та же картина наблюдается во всех так называемых развитых странах. Исследования показали, что среди взрослых образованных людей, например психологов в Европе, более 70% мыслят, как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку; не видят причинно-следственных связей.
Замечено, что понятийное мышление само по себе, по мере получения человеком жизненного опыта, не формируется. Оно является результатом изучения естественных и технических наук, которые сами построены по понятийному принципу. Особое внимание к этим наукам и соответствующим специалистам в послевоенном СССР позволило, и формировать достойную власть, и достигнуть больших успехов практически во всех областях общественной жизни. Увы, сегодня естественные и, тем более, технические науки в России не популярны. Молодые люди стремятся стать юристами, шоуменами, экономистами, торговцами, финансистами, менеджерами, но не инженерами, физиками, биологами или математиками, что и сказывается отрицательно на общественной жизни. А ведь будущее страны определяет молодёжь! Может быть, пора пересмотреть политику в образовании, да и не только там!?