«Евгений Онегин в кабинете»
Е. П. Самокиш-Судковская 1900 г.
IV
« Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
V
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть. …
VII
…Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», 1 гл.
Кишинёв – Одесса, май - октябрь 1823 г.
Воспитание[1], диалектика
Введение
Самыми неутомимыми исследователями нового, из того, что содержится в окружающем обществе, являются дети. Они без труда осваивают языки окружения, задают бесконечные вопросы взрослым в режиме «почемучек».
О таком периоде детства написал книгу Корней Иванович Чуковский, её третье издание так и назвал (впервые опубликована в 1928 году) «От двух до пяти» о малышах, занимающихся весьма серьёзным делом.
«И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:
- Бабушка, ты умрешь?
- Умру.
- Тебя в яму закопают?
- Закопают.
- Глубоко?
- Глубоко.
- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!»
Познающие субъекты
У людей в обществе существует распределение всех качеств, измеренных (или определённых умозрительно) и приведённых в некоторой системе координат, которое повторяет график (математическое понятие) нормального распределения случайной величины. Случайная величина принимает значения[2]: незначительные, промежуточные, невероятные.
Рассматривается взаимодействие и взаимозависимости объектов-субъектов с значениями качеств людей, укладывающихся в промежуточные[3] величины, шириной в 80% от всего диапазона значений случайных величин.
Общество в целом.
В обществе действуют с разными намерениями, целями, задачами, способами достижения целей:
Реальные Маугли.
Они вне общества, практически ничего не могут освоить из культуры человечества, начиная с языка и абстрактного мышления.
Новорожденные.
Скорее всего, будущие младенцы (при образовании зиготы), находятся в ладу с Богом, а далее на растущие организмы оказывали, оказывают родители и общество, а затем и сами взрослеющие младенцы.
Большинство из людей (кроме Иисуса и видимо других пророков и посланников) рождается беззаботными эгоистами, которым в начале практически ничего не нужно - обеспечивает мама, особенно во внутриутробной жизни. Конечно, условия, в которых находятся мама и ближайшее окружение, накладывают свой отпечаток на будущего новорождённого.
Дети.
В какого человека преобразится эгоист-младенец (при развитии его от ребёнка до взрослого) зависит от многих факторов и действий, самого дитё, окружения, общества. В том числе главное, будет ли человек теистом или атеистом, ставит ли себе цель подняться до уровня наместника Творца на Земле и помогать в этом другим и обществу.
До взрослого состояния в каждый период развития ребёнка, ему открывается возможность освоить то, что при зачатии ребёнка потенциально содержится в его психике, подаренной Творцом каждому из нас.
Женщины.
Традиционные цели и задачи: основать семью, родить и воспитать детей, «поддерживать очаг» в семье.
Особенности:
Мужчины.
Традиционные цели и задачи:
Семьи.
Люди не должны жить отдельно:
Многих женщин ныне целенаправленно «выдвинули» на:
Большинство мужчин и женщин не ищут суженых, которых готовит Творец, поэтому частые поиски (разводы) партнёров, отчаяние – при «плохом и непослушном муже», «властно - упёртой жене».
Без одного из родителей и мальчики и девочки в чём-то ущербны.
Женщины возбудимее в страсти (условие продолжения рода), они чаще начинают любовные отношения. Если они этого не осознают – то на уровне подсознания, "кладут глаз" на мужчину, он[6] - ухаживает.
Возрастает количество «гражданских» браков, менее прочных, чем заключённые с извещением, родных, знакомых, общества.
Мужчины призваны и лучше справляются с немногими долгосрочными делами семьи, а женщина – с множеством ежедневных дел. Вдвоём супруги гармоничнее.
Многое зависит от самовоспитания и умения обуздывать, говоря себе "цыц" в любом возрасте, в том числе при желании покуролесить.
Будущих взрослых «воспитывает» мама, семья, папа и как они справились, такие мужчины / женщины будут у следующего поколения женщин / мужчин, им следует искать талантливую в воспитании свекровь / тёщу, а не надеяться на перевоспитание супруга – поздно метаться и тешить себя иллюзиями.
Семья – зёрнышко, из которого растёт будущее общество.
О Любви афористично показано в мультике "Первобытная сказка", дать определение Любви - невозможно.
Семья, в ней:
Чтобы дети готовились к взрослой жизни маме не вредно воспитывать уважение к папе:
Высшие слои управленцев
Занимаются управлением[7] общества в целом. Задачи:
Особенности тысячелетий
Библейский проект является богоборчеством, прикрытым лживыми исключительностью, «богоизбранностью».
Промежуточные характеристики движения этого проекта.
Погоня за прибылью:
Эта картина отличается от широко распространённых мнений, хотя может быть и привлекательной для кого-то. Основная сложность принятия более адекватной картины для сознательных действий в требуемом направлении, заключается в том, что люди не освоили (не воспитаны, не научены) более чётко видеть процессы не с сегодня на завтра, а на результаты длительных процессов. Эти процессы присущи многим поколениям, их способностям и возможностям управлять своим развитием, поведением, вносить свой вклад в управление действиями общества.
В большинстве случаев диалектика – познание массами людей (новорождёнными, детьми, женщинами, мужчинами) нового совершается неосознанно, путём задания вопросов на уровне подсознания самому себе: «каким образом выполнить своё предназначение наилучшим образом, выжить в нечеловеческих условиях конкуренции и безжалостных мер управленцев?».
Диалектика, в периоды поиска новых решений на высших уровнях управления, абстракции (старые решения в новых условиях, не дают положительных ответов и результатов применения), проявляется и становится видимой в качестве высокого искусства.
По крайней мере, в истории видны явные периоды внимания, проявления и разработки новых форм диалектики:
Условия применения диалектики
С ясельно–детсадовского возраста детей следует приучать задавать самим себе вопросы для самостоятельного поиска ответов.
При этом надо помогать детям, снимать психологическое напряжение, чтобы при этом другие дети при нахождении необычных ответов первопроходцами не воспринимали их «белыми воронами» и не начинали издеваться над ними.
Поиску новых решений помогает широта кругозора, возникающая не сама по себе, а выращиваемая в результате:
При поиске нового знания (в том числе воспроизводстве уже известного, но подзабытого, хранящегося в эгрегорах, ноосфере) существуют трудности, вызываемые ложью других и самому себе, даже в мелочах.
Обобщения (абстракции) высокого уровня[11] порождают обособленность от интересов масс людей. В жизни большинству обывателей такие знания непосредственно не интересны и не нужны.
Диалектика в значительной степени зависит от достижения (обеспечения) обществом некоторого уровня жизненных условий для многих. Достижение таких условий индивидуально в молодом возрасте – проблематичны. Таких «выскочек» стараются заклевать те, кто уже кормится от таких занятий.
Явно выраженная диалектика появляется тогда, когда в обществе есть необходимость[12] в решении важных вопросов в жизни общества. Нет таких вопросов – диалектика «замирает (таится)» в обычных профессиях, по кухням, отдельному жилью, она не показывается на поверхности.
Более высокая достоверность новых знаний зависит от условий:
Заключение
В каждом поколении производство нового знания методом диалектики требует:
В исторических процессах следует искать не только неизбежные в прошлом ошибки и неточности, но и то, без чего были бы невозможны современные и будущие процессы.
СБ Р
(Подготовлено 30.05 – 14.08.2024)
[1] Заметка основана на содержании, смысле, идеях, терминологии КОБ.
С заметкой вредно знакомиться людям, подготовленных в других областях знания, ибо у них может не выдержать психика.
Участникам СБ Р (ранее применялся титл СБ СССР) понятно, что и к ним относится афоризм К. Пруткова (1803 – 1863): «Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?».
Все заинтересованные люди приглашаются к:
[2] Даже для более простых объектов, чем организм и психика человека, например, для молекул в объёме некоторого газа, их скорости соответствуют нормальному распределению случайной величины.
[3] Рассматривается достаточно упрощённая модель общества с выделенными категориями людей.
Опущены:
При необходимости желающие могут (приглашаются) уточнить (выделить другие категории, усовершенствовать изложение взаимосвязей и взаимозависимостей) модель общества и придти к другим соображениям и выводам.
[4] Курс процессов в странах и цивилизациях прокладывают и осуществляют не «простые люди» (при всех самых замечательных качествах), но «элиты» и управленческий корпус. Их НЭК весьма далёк от правильности, праведности, если не сказать ещё жёстче.
[5] Много говорится о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, но в основном эти разговоры заканчиваются не пониманием друг друга, а отчуждением. Природа женщины - это стихия, эмоции, где человеческое сознание оказывается втиснуто в рамки жизненной сути. Афористически - анекдотическое выражение: «Женщине для счастья нужны мебель и мужчина, который передвигает мебель».
[6] А.С. Пушкин
«Признание»
«…Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»
1824-1826 г.
[7] Е.Л. Шварц «Обыкновенное чудо» 1954 г.
«Король
Вот то-то и есть! За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат… Словом, идет повседневная, будничная жизнь. А войдешь на половину принцессы — там музыка, разговоры о хороших людях, о поэзии, вечный праздник. Ну и рухнула эта стена из-за чистого пустяка. Помню как сейчас — дело было в субботу. Сижу я, работаю, проверяю донесения министров друг на дружку. Дочка сидит возле, вышивает мне шарф к именинам… Все тихо, мирно, птички поют. Вдруг церемониймейстер входит, докладывает: тетя приехала. Герцогиня. А я ее терпеть не мог. Визгливая баба. Я и говорю церемониймейстеру: скажи ей, что меня дома нет. Пустяк?
Хозяин
Пустяк.
Король
Это для нас с вами пустяк, потому что мы люди как люди. А бедная дочь моя, которую я вырастил как бы в теплице, упала в обморок!»
[8] В древней Греции сложился институт гетер — хорошо образованных незамужних женщин, которые наряду с мужчинами принимали своеобразное участие в общественной деятельности, закрытой для всех прочих женщин.
«К гетерам принадлежали женщины разных социальных слоев. Они вели свободный образ жизни, были образованы, хорошо знали музыку, сами владели инструментами, разбирались в литературе, могли даже поспорить на философскую тему.
Половые отношения с гетерами имели место, но не они были целью общения с гетерами, а сами гетеры по существу не были представительницами “самой древней” женской профессии, поскольку были носительницами определенной исключительно женской субкультур, многие черты которой в исторически недавнее время были повторены хозяйками великосветских салонов, в которых в Европе XVIII - XIX веков делались многие стороны внешней и внутренней политики государств.» («От человекообразия к человечности» ВП СССР 2001 г.)
[9] «Мы должны все признать, что следы буржуазно-интеллигентского, фразистого подхода к вопросам революции обнаруживаются на каждом шагу повсюду, в том числе и в наших рядах. Наша печать, например, мало ведет войны с этими гнилыми остатками гнилого, буржуазно-демократического, прошлого, мало поддерживает простые, скромные, будничные, но живые ростки подлинного коммунизма.
Возьмите положение женщины. Ни одна демократическая партия в мире ни в одной из наиболее передовых буржуазных республик за десятки лет не сделала, в этом отношении, и сотой доли того, что мы сделали за первый же год нашей власти. Мы не оставили в подлинном смысле слова камня на камне из тех подлых законов о неравноправии женщины, о стеснениях развода, о гнусных формальностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей, о розыске их отцов и т. п., - законов, остатки которых многочисленны во всех цивилизованных странах к позору буржуазии и капитализма. Мы имеем тысячу раз право гордиться тем, что мы сделали в этой области. Но чем чище очистили мы почву от хлама старых, буржуазных, законов и учреждений, тем яснее стало для нас, что это только очистка земли для постройки, но еще не самая постройка.» В.И. Ленин, «Великий почин» 1919 г.
[10] «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями “Народной воли” Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. “Молодые штурманы будущей бури” - звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.
Буря, это - движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах.» В.И. Ленин «Памяти Герцена» 1912 г.
[11] Скорее всего, исходя из этого обстоятельства, Джордж Бернард Шоу сформулировал: «2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать.»
[12] Коллектив ВП СССР демонстрировал применение диалектики с первых своих шагов, а написал книгу «Диалектика и атеизм: две сути несовместны» через полтора десятилетия после начала своей деятельности. Всем заинтересованным рекомендуется перечитывать эту книгу хотя бы раз в год.