Процитируем В.Н. Иконникова, члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (17 ноября 2020 г.):
«Многие политики, ученые и эксперты прямо указывают на необходимость создания в системе управления страны органа стратегического планирования по типу Госплана СССР – с соответствующим целеполаганием, прогнозированием, планированием и программированием социально-экономического развития России и обеспечения её нацбезопасности. Законодательная основа для этого есть. Принят закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который стал базовым для разработанных федеральным правительством последующих многочисленных стратегий и планов развития. Однако коэффициент их полезного действия очень низок – они разрозненны, не скоординированы и не управляются из единого центра федеральной исполнительной власти. Практика же передовых государств указывает на присутствие в их системах госуправления планового органа с соответствующим стратегическим функционалом.
…
Между тем, всматриваясь в статистические цифры регионов, мы видим диспропорции в их развитии не только по уровню жизни, доходам граждан и доступности разного рода услуг и коммуникаций, но и в пространственном распределении производственных и сырьевых баз, в богатых центрах развития и нищающей периферии, в исходе населения с территорий. Очевидно, что в одночасье эти проблемы не решить. Потребуется долгосрочная стратегия развития и соответствующее звено управления.
Отсутствие в структуре управления страны стратегического органа планирования – проблема, давно перезревшая и её надо срочно решать. Например, создать на базе Минэкономразвития орган стратегического планирования с особым статусом и компетенциями. Его деятельность должна регулироваться специальным федеральным законом. Это логично вписывается в открывающиеся окна возможностей не только для повышения эффективности работы федерального правительства, но и для стратегического развития Российской Федерации».
И вот в конце 2022 года об идее создания структуры аналогичной Госплану СССР заговорили снова.
Пишет издание Lenta.ru:
«Минпромторг допустил возрождение Госплана в оборонной промышленности. Власти предлагают ограничить «Госплан 2.0» только задачами гособоронзаказа.
«Это позволяет, с одной стороны, ограничиться тем полем деятельности, где у государства достаточно и информации, и рычагов воздействия на промышленные предприятия, а с другой – получить эффект именно от планирования производственной деятельности по всей цепочке создания стоимости», – заявил первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков.
Он уверяет, что «Госплан 2.0» не имеет ничего общего с советским. При этом в современных рыночных экономиках элементы планирования так или иначе присутствуют, отмечают эксперты. Появление же Госплана как органа, формирующего обязательную для исполнения программу развития экономики России, не будет, заключил Осьмаков».
Но все прекрасно понимают, что экономика страны – это целостный механизм, и если вводится элемент централизованного планирования в одну из сфер экономики, то остальные уже не смогу работать как раньше. Без изменения системы в целом, не получится добиться какого-либо роста.
Планирование это игра в долгую перспективу, а не получение сиюминутной выгоды.
Создание института планирования экономики или будем говорить, народного хозяйства, невозможно в рыночной экономике. Но как мы видим, рыночная экономика себя уже изживает, экономика Мира рушится и держаться за эту модель больше нет смысла, если стоить задача – выжить в этом глобальном кризисе.
«Стратегическое планирование должно основываться на принципах гибкости и сбалансированности в условиях, когда из-за высокой волатильности в мире и нарушения традиционных кооперационных связей ведется полноценная перенастройка экономики, говорится в материалах Минпромторга. В министерстве считают, что директивный характер Госплана, не позволяя вносить своевременные корректировки и исключая из анализа своевременные рыночные ценовые сигналы, выступил бы сдерживающим фактором. Кроме того, формирование плановых заданий реализуется командно-административным способом, что ограничивает компании в возможности реализации собственной корпоративной политики, добавляют в министерстве. При этом сейчас уже реализуется обширная система документов стратегического планирования, формат которых предполагает как директивные, так и индикативные подходы, отмечается в материалах, это позволяет заложить основные параметры для планирования темпов экономического роста и инструментов стимулирования для бизнеса» – пишет издание «Ведомости».
Российская экономика в соответствии с Конституцией основана на рыночных принципах, которые исключают возможность воссоздания Госплана как органа, формирующего обязательную для исполнения программу развития экономики. А что вносить изменения в Конституцию страны нельзя? Поправки уже вносились, а значит, прецедент есть. Хотя реально изменения в Конституцию должны быть, так как государство развивается и Конституция, как главный документ государства, должен соответствовать текущему моменту. Имеем в виду те поправки, которые будут приносить стабильность в управление страны и её суверенитета. Тем более, что сейчас экономика РФ очень сильно зависит от поставок определённой продукции из-за рубежа, чего в СССР после 1936 года уже не было, благодаря государственному планированию народного хозяйства.
Давайте обратимся к истории и посмотрим, какие проблемы были в экономике, начиная с Российской империи, чтобы понять, а так ли плох был Госплан СССР?
Российская империя начала разрушаться задолго до Февральской революции 1917 года. Отметим сразу, что все попытки разрушения нашей страны управлялись с надгосударственного уровня, то есть извне, но руками внутренних лиц. Знало, понимало это местное управление – риторический вопрос. Отметим одну из реперных точек – отмена крепостного права.
3 марта 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом. Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник – Прощеное воскресенье, в других городах – в ближайшую к нему неделю.
Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права – свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя и др.
В целом по стране крестьяне были ущемлены не только в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить землю. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.
Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений.
В Российской империи основа населения были крестьяне – малообразованный слой. Никакой политики в плане повышения образования у крестьян у императорского двора не было выработано, по крупному. «Последним гвоздём» в этом вопросе был циркуляр, подписанный 30 июня 1881 года Министром просвещения Российской империи И.Д. Деляновым, во времена правления Александра III.
Имел два названия: официальное – «О сокращении гимназического образования» и народное – «Циркуляр о кухаркиных детях».
Выдержка из циркуляра:
«Руководители гимназий и прогимназий должны понимать, что принимать на учебу можно исключительно тех, кто обладает необходимыми характеристиками в попечительстве домашнем. В результате кратчайшие сроки гимназии избавятся от таких студентов как дети кучеров, лакеев, лавочников и других им равных. Исключение могут составлять только гениальные люди. Остальным нужно объяснять, что высшее образование для них не является необходимым, и что они должны поступать в не такие престижные учебные заведения ведь образование для них не важно».
Развивать страну, поднимать экономику и создавать государственный суверенитет без образованных людей просто невозможно. Именно поэтому в СССР, сразу после формирования Союза, управление сделало очень много для повышения грамотности населения.
В 1961 году президент США – Д. Кеннеди, в конгрессе подвёл, на тот момент, итоги космической гонки между США и СССР (в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе):
«Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».
Дальше можно отметить революцию 1905-1907 гг.
Основные причины революции 1905-1907 годов следующие:
Катализаторы ускорения и в целом возникновения предпосылок для революции:
Основная проблема лежала в экономической сфере.
Первая Мировая Война 1914 – 1918 гг. ещё больше усугубила экономическую ситуацию внутри России. Проблемы были во всех сферах экономики. Надо также отметить, что в Российской империи практически не было целых отраслей в промышленности, из-за чего тратилось царское золото на покупку патронов и запчастей для станков и машин у союзников по блоку Антанты, что не могло хорошо сказываться на экономике страны. Тем более что, понимая теорию управления, можно сказать, если государство (1) покупает у другого государства (2) стратегическую продукцию – то государство (1) становится полностью зависимым от государства (2), то есть теряет суверенитет.
С начала Первой мировой войны объём продовольствия, необходимый для обеспечения снабжаемого государством населения, быстро рос, в то время как посевные площади, производство и запасы неумолимо снижались. По сравнению с 1913 годом цена на хлеб в 1915 году выросла в 1,8-2 раза, а к 1916 году стоимость в нечернозёмной полосе возросла уже в 3 раза. В 1917 году цены выросли в 16-18 раз.
В 1916 году из-за сложностей в экономике страны было решено ввести для населения продразвёрстку.
12 декабря 1916 года управляющий Министерства земледелия Александр Риттих подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 15 декабря 1916 года. Сущность развёрстки состояла в том, что председатель Особого совещания распределяет между губерниями – в соответствии с размерами урожая, запасов и нормами потребления – подлежащее заготовке количество хлебов. Развёрстка хлебов касалась всех производителей.
В то время как армия Российской империи находится на фронтах Первой Мировой Войны, внутри России Временное правительство совершает государственный переворот, или Февральскую революцию 1917 года.
В первые два месяца деятельности Временного правительства продовольственной политикой руководил земский врач кадет А. И. Шингарёв. В начале марта 1917 в Петрограде и Москве оставалось запасов хлеба на несколько дней и были участки фронта с сотнями тысяч солдат, где запасы хлеба были лишь на полдня. Обстоятельства вынуждали действовать. 2 марта Продовольственная комиссия Временного Правительства принимает решение: «не останавливая обычных закупок и получения хлеба по развёрстке, немедленно приступить к реквизиции хлеба у крупных земельных собственников и арендаторов всех сословий, имеющих запашку не менее 50 десятин, а также у торговых предприятий и банков».
25 марта (7 апреля) 1917 года издаётся Закон о передаче хлеба в распоряжение государства (монополии на хлеб). Согласно ему, «всё количество хлеба, продовольственного и кормового урожая прошлых лет, 1916 и будущего урожая 1917, за вычетом запаса, необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступает со времени взятия хлеба на учёт в распоряжение государства по твёрдым ценам и может быть отчуждено лишь при посредстве государственных продовольственных органов».
Кризис в стране увеличивался и вылился в Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию 1917 года. Февральская революция, Первая Мировая Война практически уничтожили государство.
К концу 1920 года Советская Россия переживала сильнейший экономический кризис. Народное хозяйство, транспорт, финансы – всё это было практически разрушено. Крупная промышленность производила продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 году (считается пик развития Российской империи).
В 1921 году обрушилось ещё одна проблема – голод 1921-1922 гг. Голодало не менее 20% населения страны. Главная причина заключалась в продразвёрстке, поскольку у крестьян был конфискован даже семейный фонд, а в стране просто не было продовольственного резерва.
Советское правительство стало пересматривать внутреннюю экономическую политику, освобождая её в некоторой степени от тотального государственного регулирования. Переход к Новой Экономической Политике (НЭП) во многом был обусловлен тем, что ранее так и не удалось добиться восстановления экономики старыми методами.
Принята НЭП 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику военного коммунизма, проводившуюся в ходе Гражданской войны и интервенции, которые привели Советскую Россию к упадку. Главное содержание НЭП – замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге – около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий (экономические предприятия с иностранным капиталом), проведение денежной реформы (1922–1924 гг.), в результате которой рубль стал свободно конвертируемой валютой.
Поднятие экономики было бы не возможно без идеи, за которую Г. Уэллс назвал В.И. Ленина «кремлёвским мечтателем» – ГОЭЛРО или Государственная комиссия по электрификации России.
Статьи по ГОЭЛРО:
План ГОЭЛРО или одно из величайших достижений большевиков - часть 1
План ГОЭЛРО или одно из величайших достижений большевиков - часть 2
22 февраля 1921 года декретом Совнаркома РСФСР была создана Государственная общеплановая комиссия при Совете труда и обороны РСФСР (Госплан РСФСР). Госплан РСФСР создавался «для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе одобренного VIII Съездом Советов плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана». После образования Союза ССР в декабре 1922 года, 13 июля 1923 года Госплан РСФСР был преобразован в Государственную плановую комиссию при Совете Труда и Обороны СССР.
Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР) – государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов, действовавший в период с 1923 по 1991 года.
Под руководством Госплана СССР были реализованы масштабные программы индустриализации СССР, превратившие государство из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.
Госплан СССР объединял в себе, прежде всего функции высшего экспертного органа в экономике и научно-координационного центра. Также он занимался планированием народного хозяйства (пятилетки).
План развития народного хозяйства разрабатывался исходя из ленинского принципа, согласно которому:
«все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся».
Приведём несколько цитат из книги «ВКП(б) в резолюциях и решениях» о планировании народного хозяйства.
«О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства
Итоги истекшего со дня Октябрьской революции десятилетия раскрывают огромное международное значение этой революции как составной части великого международно-революционного процесса, преображающего капиталистическое общество в общество социалистическое.
Принципиально иным:
…
При составлении пятилетнего плана народного хозяйства, как и при составлении всякого хозяйственного плана, рассчитанного на более или менее длительный срок, необходимо стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в государственной индустрии на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народно-хозяйственного развития и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата.
…
По линии регулирования взаимоотношений между городом и деревней лежат основные трудности и основные проблемы хозяйственной политики пролетариата. При построении пятилетнего хозяйственного плана нужно исходить из разрешения задач, которые связаны с основными диспропорциями нашего хозяйства:
…
Единственно правильным путём изживания вышеуказанных диспропорций является путь понижения себестоимости промышленной продукции, на основе энергично проводимой рационализации индустрии, и её расширения, следовательно, на основе политики снижения промышленных цен; путь развития трудоёмких культур в деревне и индустриализация самого сельского хозяйства; путь всемерного привлечения мелких сбережений и увязка их с кредитной системой.
…
Исходя из общего курса внешней торговли (максимум торговых связей при условии укрепления своего производственного базиса и растущей независимости от капиталистического мира), необходимо строить план внешней торговли с обязательной установкой на активный баланс.
…
В области промышленности необходимо отметить следующие важнейшие проблемы: во-первых, соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления, т.е. между тяжелой и лёгкой индустрией; во-вторых соотношение между числом строящихся промышленных единиц и сроками их окончательной постройки; в-третьих, соотношение между себестоимостью продукции и заработной платой; и наконец, соотношение между производством для нужд внутреннего рынка и экспорта, с одной стороны и для обеспечения обороны страны – с другой.
…
Чрезвычайное внимание следует уделить при построении плана жилищному рабочему строительству. Ввиду крайней остроты жилищного кризиса необходимо такое увеличение жилищного рабочего строительства, которое обеспечило бы на протяжении ближайших 5 лет повышение обеспеченности жилищной площадью рабочего населения.
При составлении пятилетнего плана необходимо иметь в виду и развитие мелкой местной промышленности, кустарной и ремесленной, каковая, служа в настоящее время совершенно необходимым дополнением крупной государственной промышленности, способствует изживанию товарного дефицита и смягчению безработицы.
…
Правильное решение центральных проблем пятилетнего плана обусловливает такое возрастание народного дохода и его распределения, которое обеспечивает рост благосостояние рабочего класса, беднейшего и среднего крестьянства при сохранении максимально-возможного темпа развития всего народного хозяйства…»
Подведём некоторые итоги:
План ГОЭЛРО стал прообразом Госплана, который занимался внедрением и разработкой на его основе единого народно-хозяйственного плана. В 1921 совместно с комиссией ВЦИК провёл работу по установлению нового экономического районирования. В 1921 – 1923 гг. деятельность Госплана СССР была сосредоточена на отраслевом планировании: он составлял планы развития внешней торговли, топливный, продовольственный, транспортный и др. С 1923 г. осуществлял согласование народно-хозяйственных планов союзных республик. В 1924 – 1925 гг. перешёл к подготовке перспективных общехозяйственных планов. Для разработки 1-го пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928/29–1932/33) в декабре 1927 г. в структуре Госплана СССР была образована Центральная комиссия перспективного планирования во главе с Г. М. Кржижановским (читаем статьи по ГОЭЛРО), его заместители – Г. Ф. Гринько и С. Г. Струмилин. Одновременно началась работа по составлению генерального плана развития страны на 10 – 15 лет. В 1927 Госплану СССР были подчинены госпланы союзных республик.
******
На первых порах аппарат Госплана составлял всего 40 человек. В 1925 году была создана сеть подконтрольных Госплану планирующих организаций по всей стране. Первым советским экономистам и плановикам приходилось сталкиваться с совершенно новыми явлениями, во многом двигаться на ощупь, первыми в мире создавать механизм планирования централизованного государства.
Практически сразу в работе Госплана столкнулись две линии.
Первую представлял Г.М. Кржижановский, возглавлявший планирование в стране с 1920 года. Он опирался на заветы В.И. Ленина «сделать Госплан высшим советом выдающихся учёных и практиков науки», в составе «не более ста человек первоклассных экспертов». Кржижановский стоял на позициях децентрализованного планирования и ориентировался на группу таких учёных, как Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов и др. Впоследствии они были репрессированы.
Вторую линию на жёстко централизованное планирование (её поддерживал И.В. Сталин и она в итоге победила) отстаивал В.В. Куйбышев, который и возглавил Госплан СССР в 1930 году. Однако поначалу приверженцев этой линии было меньшинство. Позднее лидером этой группы учёных стал академик С.Г. Струмилин (надо сказать, что это было обоснованно подготовкой к возможным военным противостояниям, которые и произошли с 22 июня 1941 года).
«Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут…».
Это фраза из выступления И.В. Сталина 4 февраля 1931 года на I Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности.
Благодаря созданной И. В. Сталиным системе хозяйствования, экономика Советского Союза гигантскими темпами вставала на ноги. Определяющую роль в этом процессе сыграл Госплан СССР.
И. В. Сталин понимал, что без планирования никакую эффективную экономику создать не удастся, поэтому создав Госплан СССР и построив эффективную социалистическую экономику, получилось фактически построить государство-суперконцерн, который в послевоенные годы стал полностью самодостаточным и обеспечивал себя всей необходимой продукцией.
План строился по принципу «от общего к частному». Чем меньше задача, тем больше вероятность того, что она может быть скорректирована на месте выполнения.
На основе разработанных и утверждённых Госпланом СССР документов в союзных республиках уже местные структуры, государственные плановые комиссии, составляли свой план, а на уровне областей и районов формировались свои. Именно последние – выполнялись предприятиями.
Развивая мысль Ленина о том, что план является государственным заданием пролетариату, И. В. Сталин определил характер советских хозяйственных планов:
«Наши планы – не планы прогнозы, не планы догадки, а планы директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны».
Кроме того, плановый механизм в Советском Союзе учитывал не только нисходящие сверху директивы, но и поступающие снизу предложения. Главным преимуществом такого планирования перед капиталистическим строем являлось:
Что касается индустриализации, то эта работа также проводимая Госпланом при Сталине позволила в кратчайшие сроки взрастить более 2 млн. инженеров и развить тяжёлую промышленность.
Определяющую роль в достижении данных целей играла индустриализация. Именно на неё были направлены основные усилия в предвоенные годы, тратились силы и ресурсы. При этом руководству СССР удалось добиться значительных результатов. Так, если в 1928 году на производство средств производства в СССР приходилось 39,5% валовой продукции всей промышленности (ВВП), то в 1940 году этот показатель достигал уже 61,2%.
Благодаря использованию советской плановой системы хозяйствования удалось, во-первых, наиболее оптимально с точки зрения различных затрат, а во-вторых, наиболее выгодно с точки зрения достижения результатов не только разместить значимые производственные мощности, но и создать целые промышленные районы.
В 1938 – 1940 гг. в Госплане СССР специалистами этого ведомства были составлены обзоры о выполнении планов по экономическим районам Союза, планы о ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок. Были разработаны и проанализированы районные балансы (топливно-энергетический, материальные, производственных мощностей, транспортный), составлены планы по кооперированию поставок в территориальном разрезе, изучены крупные районно-комплексные схемы.
Всё это позволило СССР обеспечить в предвоенные годы высокие темпы экономического развития.
В 1940 году по сравнению с 1913 годом (считается годом самого большого экономического подъёма Российской империи) валовая продукция промышленности (ВВП) был увеличен в 12 раз, производство электроэнергии – в 24, добыча нефти – в 3, добыча чугуна – в 3,5, стали – в 4,3 раза, выпуск станков всех видов – в 35 раз, в том числе металлорежущих – в 32 раза.
В 1940 году колхозами и совхозами государству было сдано 36,4 млн. тонн зерна. Это позволило не только полностью обеспечить внутренние потребности страны, но и создать необходимые резервы. При этом было значительно расширено производство зерна на востоке страны (Урал, Сибирь, Дальний Восток) и в Казахстане.
Благодаря грамотно построенной экономической системе, усиленно росла оборонная промышленность.
Темпы роста военного производства в годы второй пятилетки составили 286% по сравнению со 120% роста промышленного производства в целом. Среднегодовой темп роста оборонной промышленности за 1938–1940 гг. составил 141,5% вместо 127,3%, предусмотренных третьим пятилетним планом.
В итоге к началу войны Советский Союз превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству.
Основным вопросом при любом планировании (а планирование присутствует в экономике всегда) является методология. В любой экономике существуют большой государственный сектор; сильный сегмент, связанный с монополистическим ценообразованием; общественный; коммерческий секторы. И во всех экономиках, включая капиталистические, в той или иной степени применяются методы централизованного управления и планирования.
Несмотря на многочисленные сложности, возникшие в ходе практики планирования в 1920 - 1930 гг., советские экономисты изобрели и разработали множество новаций и принципов, на которых строился народно-хозяйственный план, и которые до сих пор могут быть востребованы практиками планирования во всём мире (на деле они и используются во многих странах).
Прежде всего, – это комплексный подход (причем, в динамике) к циклу воспроизводства, включающий в себя и прогноз, и стратегию, и бюджетирование, и мониторинг.
Или межотраслевой баланс, за который впоследствии его, так сказать, изобретатель Василий Леонтьев получил Нобелевскую премию. Или методы совмещения региональных и отраслевых подходов, или математический инструментарий на основе линейного программирования.
Очень эффективной была система размещения производительных сил, осуществляемая через специальные организации – Совет по изучению производительных сил (СОПС) и Комиссию по изучению естественных производительных сил (КЕПС), которые разрабатывали программы на длительный период. И опираясь на них, планирующие органы могли видеть, так сказать, каркас развития экономики на перспективу.
Особенно большой опыт был накоплен в так называемом Сводном отделе Госплана. Его задача заключалась в том, чтобы обобщать всю информацию с мест и комплексно оценивать перспективы тех или иных экономических решений в рамках всего народного хозяйства. К сожалению, в современной России опыт этого отдела не используется – после распада СССР отдел вместе с самим Госпланом канул в лету, специалисты разбежались, наработки и документы были утрачены.
Не прошло и 30 лет от начала работы Госплана СССР, как Америка была вынуждена признать свое отставание в науке и технике от Советского Союза. К 70-ым годам СССР стал одним из ведущих лидеров в области тяжёлого автомобилестроения и производства цемента, а темпы роботизации и широкого внедрения систем ЭВМ смело поставили Советский Союз на один уровень с Японией и США.
******
По поводу систем внедрения ЭВМ в экономике надо сказать пару слов о Главном вычислительном центре Госплана СССР и АСПР (автоматизированной системе плановых расчётов).
Главный вычислительный центр Госплана СССР – структурное подразделение Госплана СССР, осуществлявшее расчёты плановых показателей с помощью электронно-вычислительной техники.
С начала 1970-х годов ГВЦ под руководством своего начальника Н. П. Лебединского занимался формированием Автоматизированной системы плановых расчётов (АСПР). В основе АСПР была заложена отечественная экономико-математическая модель межотраслевого баланса, разработанная учёными НИЭИ Госплана во главе с А. Н. Ефимовым и удостоенная в 1968 году Государственной премии СССР. К 1985 году были задействованы две очереди АСПР, что позволило впервые в практике Госплана сделать плановые проектировки многовариантными.
Советские энтузиасты кибернетики (И.С. Брук, В.М. Глушков, А.И. Китов, и другие) указывали, что плановая экономика обеспечивает лучшие условия для применения экономико-математических методов оптимизации (ЭММ), так как не имеет принципиальных ограничений на получение нужной информации (ввиду отсутствия коммерческой тайны) и на использование результатов расчетов (ввиду директивного характера планов и охвата планированием всей экономики). Ведущая роль в пропаганде этой идеи принадлежит В.М. Глушкову, который не уставал продвигать идею ОГАС – общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации.
А что же в наше время? Есть ли возможность появления аналога Госплана в современной экономике России? Исходя из текущей политической и экономической ситуации в стране, это будет крайне сложной задачей, но очень необходимой.
Вводить аналог Госплана только в одну из сфер экономики страны – просто глупо и большой пользы не будет. Ведь вся остальная экономика работает по старым «чертежам», а это влечёт за собой сложности и сбои в работе системы в целом. Если вводить систему планирования то, как единый механизм, который контролирует всю экономику, а не отдельную часть. Многоукладность экономики никто не отменяет, просто подход к системе экономических отношений должен быть не как к стихии, а как к организованной связанной и целенаправленной сущности.
Когда начинаются разговоры о плановой экономике, сразу возникает вопрос: как можно обеспечить адекватность планирования в изменяющихся условиях рынка и постоянной турбулентности? Возможен такой ответ: любое планирование, особенно стратегическое, носит характер определения целей «в пределах возможного», то есть важна не угаданная точность прогнозирования до долей процентов, а спланированное получение результата в рамках заявленного норматива «от и до». Кроме того, постоянное получение первичных данных и верифицированной информации в реальном времени, по большому количеству различных параметров, позволяет корректировать и уточнять не только задачи, но и управляющие сигналы исполнителям, их оперативные планы и «дорожные карты» в реальном времени. К тому же, при проектировании системы, такой как Госплан, необходимо пользоваться тем же методом, которым пользовались создатели самого Госплана: от общего к частному.
Государство определяет свои цели, задачи, планы и приоритеты на перспективу. Данная информация носит открытый для предприятий характер. Соответственно, компании могут также планировать свое будущее, зная про возможный сбыт своей продукции. Под реализацию сформулированных и обнародованных планов проще получить кредит, поскольку банк уверен в реальности экономических процессов (вот только банк должен быть также государственным, а Банк России на данный момент не является государственным элементом по факту). Конкуренцию тоже никто не отменяет, поскольку многоукладность экономики подразумевает конкурс предложений для решения тех или иных производственных или социальных задач. Опять же, государственный характер планов позволяет компаниям диверсифицировать свою деятельность и своевременно осуществлять перевооружение в нужном направлении. Экономические перспективы становятся понятны и для государства, и для рынка. В подобных условиях работа становится не только более предсказуемой, но и более результативной.
На самом деле Госплан решает еще целый комплекс параллельных и крайне практических задач. Например, предприятию легче искать партнеров и поставщиков. Еще Госплан прекрасно может обеспечивать управление гармоничным пространственным развитием, устраняя территориальный дисбаланс и корректируя в нужную сторону социальное и экономическое развитие наших территорий. Сюда же добавляется управление кадровым потенциалом территорий и отраслей. Кроме того, Госплан — это биржа государственного заказа, витрина институтов развития, платформа для продвижения проектов, привлечения кадров, партнеров и инвестиций.