БИРЮЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НОВОГО ТИПА ЭКОНОМИКИ-ЧЕЛОВЕКОНОМИКИ
(Часть IV)
Для более объективного понимания статьи, рекомендуется прочесть предыдущий материал (Части I-III)
Если обобщенно рассматривать модель построения бирюзовых организаций, и абстрагироваться от тех недостатков, которые мы учли при их анализе, можно утверждать, что управленческая западная мысль, хочет она этого или нет вынуждена прибегать, либо по злому умыслу, либо подсознательно, к такой управленческой модели которая, однако, может эффективно применяться при другом типе экономике – человекономике.
Напомним, что под человекономикой мы понимает такое социально-экономическое устройство хозяйственной деятельности государства, при котором каждый родившийся человек достигает к половой зрелости человеческого строя психики и, способен в течение своей жизни реализовать свой генетический потенциал и свои творческие способности [1].
Отметим лишь основные моменты такого эффективного применения модели бирюзовых организаций в условиях человекономики. Главный и концептуальный момент в этом, является способность управленца (команды управленцев) создавать организации, определяя ее цель функционирования, исходя не частнособственнических интересов, а из общей цели развития общества человеков. Если мы с вами уже определились, что основная идея смысла жизни человека на Земле, в идеале построение рая, то это будет отправной точкой для формирования миссии всех государственных организаций. Отсюда и те принципы, которые сейчас уже заложены в характеристиках и особенностях бирюзовых организаций, будут выполняться более эффективно, поскольку будут, устранены основные противоречащие вопросы, которые мы выявили при их анализе выше, а именно:
- отсутствие системы эксплуатации человека человеком;
- отсутствие института частной собственности на средства производства;
- отсутствие принципа иерархии в управлении социально-экономическими системами.
В данной ситуации, управление будет осуществляться функциональными командами единомышленников, поскольку в модели человекономики, структура экономики, будет выстроена так, что каждый человек, гарантированно найдет себе «любимое» занятие, относительно его генетически заложенным возможностям. При таком подходе, каждый член команды будет изначально самомотивирован, на улучшение своих функциональных обязанностей, где он будет самостоятельно принимать решение. Это так же будет определяться тем, что в обществе человеков, вопрос обеспечения всех демографически обусловленными потребностями будет решен, поскольку основная масса населения достигнет человеческого типа строя психики. Он предполагает сознательный отказ от избытка потребления, ведущего, как мы сейчас видим, к паразитическим потребностям, сказывающиеся на возрастании психических расстройств, и ведущих к различным заболеваниям организма. Данная концепция полностью снимает основное противоречие применения модели бирюзовых организаций в системе либерально-рыночных отношений, рассмотренных выше. А раз это так, то действительно, каждый член организации будет меньше времени отдавать проблеме «хлеба насущного», а полностью погрузиться в творческий процесс своей деятельности.
Еще один аспект, на который необходимо обратить внимание это рассмотрение методики процесса принятия решений в бирюзовых организациях применительно к человекономике. Здесь будет иметь место небольшое принципиальное отличие в алгоритмике. При принятии решения касающегося других членов организации, с нашей точки зрения, так же не применим метод компромиссных решений, (как например, при принятии групповых решений в японских компаниях – метод рингисё). Поскольку это хоть и позволяет принимать решения улучшающее деятельность компании, но при этом и учитывает интересы ответственных лиц по уровням управления, которые не всегда могут пойти на все предлагаемые изменения, что скажется на той максимальной эффективности, которая была задумана изначально.
В человекономических моделях, при принятии групповых решений, член команды, предлагающий вариант организационных, структурных, технологических изменений должен, аргументировано, и убедительно объяснить, причем, основным критерием его аргументации будет реальное количественное либо качественное изменение объективного процесса достижения смысла жизни и миссии общества человеков. При приятии группой данного решения те члены команды, в отношении которых так же будут происходить изменения, исходя из нравственно-этического здравомыслия, будут самомотивированы на максимальное достижение эффекта от принятого решения. Максимальность, в данном случае, предполагает не применение принципа «цель оправдывает средства», а прямо противоположный подход - «цель оправдывают средства», предполагающий, что при выполнении принятого решения, не было бы нанесено ущерба другим процессам, взаимосвязанных и взаимообусловленных с вашим процессом.
Исходя из этого, наиболее кардинальное отличие при применении управленческой модели бирюзовых организаций в условиях человекономики, будет являться установка членов организации, не на принцип преобладания внутренней мотивации над внешней, а на непосредственное гибкое реагирование внутренней мотивации в зависимости от тенденций развития внешних факторов. При этом обязательно, с опорой на прогностическую функцию, дающую вероятностно определённую оценку появления и развития событий в будущем. Это говорит о том, что если миссия организации формируется напрямую из общей цели развития общества человеков, исходящей из миссии и смысла жизни построения рая на Земле, то можно говорить об отсутствии самого понятия внутренняя мотивация. Поскольку это теряет смысл, так как процесс самомотивации членов данной организации, да и всех существующих других институтов, будет векторно однонаправлен, и не зависеть от кого-то одного или нескольких источников формирования концепции развития общества. По сути, каждый человек, вступивший во взрослую жизнь, уже априори сознательно, понимает и может аргументированно объяснить смысл своей жизни. Но, для этого необходимо формировать данную культуру и систему образования общества.
Из проведенного анализа и оценки существующих моделей бирюзовых организаций, и их применения, как в условиях рынка, так и человекономики можно сделать вывод:
- все существующие западные управленческие модели, и в частности модели по созданию бирюзовых организаций, направленные на повышение эффективности организаций, путем размыва управленческой иерархии, и внедрения коллективной ответственности, на самом деле являются завуалированной моделью упрощённой иерархии «собственник-исполнитель», призванные уменьшить управленческие расходы на менеджмент организации, и выйти из-под давления высокооплачиваемого аппарата управления;
- если изменить основные принципы, на которые опираются бирюзовые организации, исходя из реалий рынка (отсутствие системы эксплуатации человека человеком; отсутствие института частной собственности на средства производства; отсутствие принципа иерархии в управлении социально-экономическими системами; преобладание внутренней мотивации перед внешней и т.д.), на рассматриваемые выше, то по сути это эффективная промежуточная стадия перехода управленческих систем от либерально-рыночных моделей к новому типу экономики – человекономика;
- общий анализ западной управленческой мысли, по вопросам эффективного менеджмента организаций, опирающегося на научно-технический прогресс, бурное развитие информационных технологий, показал, что при решении социальных и экономических проблем, учёное сообщество подсознательно или осознанно, приближается к пониманию того, что устойчивость общественных систем и суперсистем экономики капитализма, все больше зависит от понимания собственниками, их роли, в стирании границ социального, имущественного и образовательного расслоения общества. При этом необходим переход к иному, взаимовыгодному сотрудничеству;
- опираясь на теорию длинночастотных социальных процессов, и закон времени, можно предположить, что в рамках божьего попущения, процесс эволюционного развития на Земле идет в векторе божьего промысла, опираясь на принцип – «все, что происходит на земле, происходит к лучшему, исходя из нравственности и этики поведения людей». Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, поскольку это соотносится с нашими целевыми установками.
Литература:
1. Новосадов С.А. Социально-экономическая трансформация глобального развития общества при переходе к новому концептуальному состоянию: предпосылки, тенденции, прогностика: монография.- М.: Креативная экономика, 2016