Проблема плохих дорог, вопреки расхожему мнению, касается не только России и постсоветского пространства. Ежегодно во всем мире на ремонт дорожного покрытия уходят огромные деньги, и вопрос создания дороги, которая бы «чинила себя сама», далеко не такой бесполезный, как может показаться на первый взгляд. Очень приятно, что разработки в этой сфере ведутся и в нашей стране. К примеру, недавно ученые НИТУ МИСиС разработали технологию производства «самовосстанавливающихся асфальто-бетонных материалов для дорожного покрытия».
Информация о новой отечественной разработке была опубликована в журнале Composites Science and Technology. Согласно статье, новый метод ликвидации трещин дорожного полотна позволит сократить срок ремонта трасс с недели до нескольких часов, а затраты на ремонт могут быть сокращены в 3 раза.
Структура нанотрубок для внедрения в битум-асфальтовое покрытие
В состав материала включены токопроводящие углеродные многостенные нанотрубки «Таунит-М», которые обладают уникальными параметрами, определяющими их высокую индукционную восприимчивость. На 50 килограммов битума потребуется всего 17 граммов таких нанотрубок. Этой смеси хватит на 1 тонну асфальтобетона.
Добавление такой примеси в традиционное дорожное покрытие не сильно увеличивает стоимость производства, зато позволяет достигнуть эффекта «заживления». Далее для запуска этого процесса необходимо устройство вроде гибрида микроволновой печи и катка: оно будет ехать по дороге, нагревая поверхность и приводя нанотрубки в движение микроволнами, что инициирует сращивание «дорожных ран» (прибор для нагревания дороги еще не разработан, - прим. ред.). Таким образом, для починки не нужно будет использовать большое количество новой дорожной смеси. Нужно будет лишь пару раз проехать, и «раны затянутся».
Химический состав нанотрубок: 92,4% – углерод, 5,4% – кислород, 0,7% – магний, 1,5% – кобальт
Стоит сказать, что подобные разработки ведутся и в других странах, например в Голландии и Китае, но зарубежные ученые в качестве добавки используют металлическую фибру. Использование же углеродных нанотрубок увеличивает эффективность метода и существенно повышает технологичность производства, так как предполагает индукционный разогрев только тонкой битумной пленки, покрывающей каменные материалы, и не требует изменения состава асфальтобетонной смеси.
Полевые испытания новой технологии планируются на одном из дорожных объектов в рамках программы по подготовке к «Чемпионату мира по футболу-2018». Кроме того, одобрено использование новой технологии на дорогах Монголии, Казахстана, Малайзии и ряда других стран, а свою заинтересованность к разработке высказали представители Германии, Австрии, Китая и Гонконга.
Основано на материалах РИА «Новости»