Вспоминая школьный курс истории, отметим, что такому событию как восстание Спартака уделяется несколько страниц учебника. Кроме того, сняты художественные и документальные фильмы, написаны литературные произведения, снимаются обсуждения в телевизионных программах. Давайте разберёмся в этом историческом событии подробно, поймём каков его смысл и влияние на историю.
Основными источниками для изучения тех событий являются труды Плутарха и Аппиана. Кроме того, много различных монографий и современных учёных, в том числе советской эпохи. Но все исследователи восстания находились так или иначе под обаянием образа Спартака — борца за свободу, Спартака — освободителя рабов, созданного воображением романистов. Настоящая статья является попыткой переосмыслить исторический образ Спартака, по возможности освободить его от ретроспективных наслоений и показать Спартака и его восстание в подлинном свете эпохи и с позиции управления социальными процессами.
По некоторым данным Спартак был из племени Медов, это из Фракии, территория современной Болгарии. Историки склоняются, что имя Спартак не его собственное, скорее это псевдоним. Настоящее имя не сохранилось, что делает невозможным отследить, к какому роду он принадлежал. Таким образом, крупными мазками биография Спартака может быть восстановлена в следующем виде: служба в римской армии в качестве наёмника, дезертирство в связи с началом военной кампании римлян против медов, война с римлянами на стороне соплеменников, плен и рабство. Нигде нет упоминания о том, из какого рода был будущий предводитель рабов, но судя по всему, он был обучен грамоте, а значит, занимал не самое низкое положение в обществе.
Скорее всего из-за своих физических данных и умения обращаться с оружием, его не казнили за дезертирство, а продали, и продали именно в гладиаторы. Так Спартак через некоторое время очутился в гладиаторской школе Лентула Батиата в городе Капуе.
Поначалу участие в гладиаторских боях считалось позорным наказанием, которому даже рабов нельзя было подвергать без достаточного основания (Тертуллиан в своем трактате «О зрелищах» пишет о том, что изначально гладиаторами были преступники и нерадивые рабы). Но потом эти условности были отброшены, и хозяева школ стали покупать гладиаторов на невольничьих рынках. Организация гладиаторских боёв подчинялась строгому, отточенному веками церемониалу.
Современная реконструкция детали помпейской фрески
Источник: В. А. Лесков, «Спартак», изд. «Молодая гвардия», 1983.
Выступлениям гладиаторов предшествовала цирковая процессия, затем они сражались с учебным оружием, чтобы зрители могли оценить их силу, ловкость и сделать ставки. Затем начинались настоящие бои, после которых арену посыпали песком, уничтожая следы предыдущего боя. Бой шёл до смерти или тяжёлого ранения одного из противников, также гладиатор мог признать себя побежденным. В таком случае его судьбу решала публика. Убитых гладиаторов увозили с арены на специальных тележках и хоронили с соблюдением погребальных церемоний, в собственной могиле с надгробным памятником.
Об обстоятельствах пребывания Спартака в школе можно только гадать, предположим только то, что он пользовался уважением, раз смог сплотить вокруг себя большинство гладиаторов.
Итак, в 73 году до нашей эры, в конце зимы, завладев кухонными ножами и вертелами, несколько десятков рабов перебили часть охраны и бежали. После бегства из школы Спартак с товарищами укрылся у Везувия, их было 78 человек. По дороге они захватили обоз с гладиаторским оружием, который случайно(?) оказался на их пути. Как нам сообщает Плутарх, там на горе они выбрали себе трёх предводителей. Ими оказались Спартак, Эномай и Крикс. Тот факт, что они не разбежались, а выбрали себе руководителей, говорит о том, что у них были планы на будущее. После побега рабы стали хоть и не свободными де-юро, но вольными де-факто, и факт выбора предводителей говорит о вольном желании следовать за своими командирами.
Отвлечёмся на время от повествования о событиях далёкого времени и обсудим вопросы, которые возникли к этому времени. Причём, отношение к событиям будем рассматривать с разных уровней организации общества того времени. Во-первых, это «простолюдины», то есть рабы, крестьяне, пастухи, мелкие ремесленники и т.д. Во-вторых, «элита» — крупные купцы, землевладельцы (они же — рабовладельцы), полководцы, сенаторы и прочая знать. В-третьих, жречество, которое в то время уже не играет «в открытую» роль управленцев в масштабах всего общества региона, но в действительности — исполняет эту функцию.
Первый вопрос: было ли восстание подготовлено и организовано извне, или произошло «само собой», и потом уже разные силы попытались вписать его в нужные им процессы? Можно ли было в принципе организовать восстание, закрывая глаза на собрания гладиаторов, на которых они готовят побег, подкинув им оружие и сообщив, что на ближайшем турнире все они погибнут? В общем-то, можно, но скорее всего в Римской республике были созданы условия, при которых такие восстания не могли не возникнуть, оставалось только ждать, где это произойдёт, затем убедиться в боеспособности гладиаторов — как воинов и их предводителей — как полководцев, и начать использовать их в своих интересах.
Второй вопрос. Какие аргументы приводил гладиаторам Спартак, чтобы они согласились выступить все вместе? Какова была идея восстания? Им предложено было стать свободными? Вряд ли. Ты свободен, если все остальные считают тебя свободным, а иначе ты — беглый раб, который подлежит поимке и казни.
У них была большая революционная идея по смене рабовладельческого строя на какой-то другой? И хотя многие историки, особенно советской эпохи говорят о гладиаторах как об одних из первых борцах за свободу и равенство для всех, вряд ли могли меньше сотни беглых рабов рассчитывать на столь масштабные результаты своей деятельности. К тому же, есть описание того, как Спартак и его соратники-полководцы не чурались носить захваченные знаки отличия римских военачальников, а значит, Рим не был их идеологическим противником.
Он предложил им вырваться из заточения, чтобы стать бандитами «с большой дороги», грабить, и пожить всласть на награбленное, сколько удастся? Думаем, такая идея была, хотя бы в умолчаниях, на первом этапе их бунта.
И это выразилось в том, что они грабили и убивали рабовладельцев, и даже устраивали массовые гладиаторские поединки с участием пленных римлян, где сами были зрителями.
Однако, думаем, что идея появилась позже. Оставим пока этот вопрос и вернёмся к нему по ходу статьи.
К концу II века до н. э. Рим — могущественнейшая держава Средиземноморья. Победы над Карфагеном, Македонией, Испанией, одержанные римскими солдатами — упорными и самоотверженными крестьянами, сделавшимися воинами, — принесли их государству новые земли, богатства и немеркнущую славу. Казалось бы, избавившись от своего могущественного врага — Карфагена, обогатив казну несметными сокровищами, превратив в провинции Сицилию, Сардинию, Корсику, Цизальпинскую Галлию, Испанию, Африку, Иллирию, Македонию, Азию, римское государство было застраховано от любых неожиданностей. Однако именно тогда оно вступает в затяжной период потрясений и мятежей. Об этой эпохе Саллюстий писал, что главными её пороками сделались алчность и честолюбие, а Аппиан называл просто: Гражданские войны Рима.[ 4 ]
С завоёванных земель хлынул поток рабов, имели место поборы с соседних провинций. Однако богатства концентрировались в руках немногих собственников.
Очевидно что присутствовало классовое расслоение, элита жила в роскоши, низшие слои еле сводили концы с концами, чувствовали присутствующую несправедливость и произвол богатеев, что являлось одним из главных факторов напряжённости в обществе, (этот принцип в управлении сохранился до сей поры).
Самым достойным источником извлечения доходов считались земельные хозяйства — виллы, на тот момент массово уничтожались мелкие крестьянские хозяйства, крупные собственники скупали их или отнимали силой. Свободные крестьяне уже не держатся за землю, так как по соседству трудятся рабы на виллах, ценой даже тяжёлого труда не в состоянии вырваться из нищеты, чувствовали себя теми же рабами. Оставалась сфера деятельности, привилегия к которой принадлежала исключительно свободным — это государственное управление, по законом Рима право управлять государством имели все его граждане. Именно в городах, участвуя в выборах магистров, в политической жизни, римляне по настоящему чувствовали себя свободными. Бедняки и нищие хлынули в Рим, который, по некоторым данным, достиг населения в 300 тыс. Появился спрос на жильё, который был удовлетворён дешёвыми и некачественными строениями, которые часто горели и разрушались.
Если бросить взгляд на величественную галерею образов, выросших в эпоху падения республиканского Рима, обращает на себя внимание единая черта, свойственная им всем: народным трибунам, диктаторам, победоносным полководцам, ораторам, соперникам или друзьям: Марию, Сулле, братьям Гракхам, Цицерону, Помпею Великому — все эти люди безудержно честолюбивы. Все они патриоты и страстно желают могущества и процветания своему Отечеству, но не менее страстно желают они, чтоб могущество и процветание Отечества проистекало именно от них. Они хотят остаться на страницах римской истории, и остаться здесь не одним из многочисленных трибунов или консулов, но отметить её неповторимым росчерком собственной личности. В их руках мощное оружие — доверие общества, которое, как раз в это время испытывает «спрос» на вождей. Это общество состоит из людей энергичных, решительных, готовых убивать и умирать во имя своего вождя. Сочетание двух этих факторов: воли вождя и воли народа превратили римскую историю в череду драматических коллизий, едва не уничтожив само государство.
Нужно отметить, что отряд гладиаторов — очень удобное формирование и для решения собственных задач, и как инструмент в чьих-то руках.
Так произошло и здесь, власти не придали значения бегству гладиаторов, направили небольшой отряд из Капуи, который был разбит. При этом гладиаторы захватили много оружия и другого снаряжения. Затем какое-то время восставшие занимались набегами на близлежащие виллы, освобождали рабов, захватывали продовольствие. Судя по всему, с самого начала было установлено деление добычи поровну. Это обстоятельство сыграло немалую роль в притоке людей в отряд. Количество восставших росло, вести об их действиях дошли до Рима. Оттуда для борьбы с ними был послан отряд в 3 тысячи человек во главе с претором Клавдием, который разбил лагерь у подножия Везувия. С Везувия вела всего одна дорога, и он решил закрыть проход, отрезать рабов от снабжения и вынудить сдаться. Клавдий с пренебрежением отнёсся к своей миссии, недооценил беглых рабов, даже не выставил вокруг своего лагеря охрану. Однако, Спартак применил военную хитрость и ночью спустился по отвесному склону на верёвках, сплетённых из виноградной лозы, внезапно напал на лагерь римлян, захватил трофеи и оружие — это была его первая победа. Историки пишут, что в этой схватке погиб Эномай.
После этой первой победы боевой дух беглецов сильно укрепился, они уверовали в свои силы и перешли от «партизанщины» к открытым действиям. Спартак покидает Везувий и они перемещаются по окрестностям, освобождая рабов, пополняя запасы провианта. Армия Спартака быстро растёт. Чтобы она была боеспособной, там устанавливается строгая дисциплина. Проводится обучение новобранцев. Видимо, в это время возникает идея примкнуть к каким-то другим силам, сражающимся с Римом, и видимо с этого момента Спартака стали рассматривать как реальное войско и начали использовать в своих интересах различные силы.
Так проходит примерно полгода. Вторым против гладиаторов осенью того же года был послан претор Вариний. По некоторым причинам (может, кто-то подсказал?), Вариний разделил войско на две части под командованием своих подчинённых Фурия и Коссиния. Плутарх упоминает, что под началом Фурия было около 3 тысяч человек. Разделением войска умело воспользовался Спартак. Сначала восставшие напали на отряд Фурия и нанесли ему поражение. Затем Спартак врасплох напал на Луция Коссиния, который в это время купался близ местечка Салины и едва не взял его в плен, а преследуя его, захватил лагерь в кровопролитном бою, в котором Коссиний был убит.
Затем Вариний наспех призвал новобранцев в близлежащих городах и блокировал лагерь Спартака. Но тот применил военную хитрость: оставил в лагере трубача, подававшего обычные сигналы и привязанные к столбам перед воротами трупы, на расстоянии казавшиеся часовыми. Тем временем восставшие покинули лагерь и надолго оторвались от преследования. Утром Вариний обнаружил, что в лагере Спартака никого нет и начал преследование. Затем он напал на новый лагерь восставших и был разбит наголову, при этом Вариний потерял в бою коня, и чуть было не попал в плен.
Итак, к этому времени Спартак и его войско продемонстрировали свои возможности, и пришло время порассуждать, какие силы могли быть заинтересованы в использовании гладиаторов.
Внешние силы. В то время Римская республика враждовала и с некоторой периодичностью вела боевый действия с Митридатом, также периодически приходилось подавлять восстания на завоёванных территориях, в частности в Испании Гней Помпей наводил порядок, усмиряя Сертория.
Были ли выгодны внешним силам похождения Спартака? Безусловно. Спартак отвлекал на себя часть ресурсов республики, подрывал экономику, разоряя города и освобождая рабов. Могли ли эти внешние силы координировать свои действия со Спартаком, или оказывать помощь деньгами, советниками, разведданными? Думаем, вполне могло быть и такое.
Историки рассматривали возможность союза Спартака с Митридатом, но отвергли её по причине «античного мировоззрения», когда раб никогда не считался равным свободному и победа над общим врагом в союзе с рабами считалась бы хуже поражения.
Не будем отрицать таких аргументов, но предположим, что для Митридата было бы ошибкой сбрасывать со счетов наличие боеспособной армии в тылу врага и не воспользоваться этим обстоятельством для достижения своих целей. Думаем, взаимодействие было, но Митридат держал Спартака на отдалении, не вступая с ним в открытый союз и не соединяя армии. Не исключаем и того, что Спартак понял игру Митридата и порвал с ним.
Более правдоподобным и вероятным видится союз с Серторием, наместником на завоёванных Римом испанских землях. Участвуя в гражданской войне на стороне сил, который потерпели поражение, он восстановил контроль над территорией Испании, и теперь ему приходилось воевать с Римом, в частности, против него был послан Помпей Великий. Серторий мог пойти на союз со Спартаком, и скорее всего этим обстоятельством можно объяснить движение восставших в сторону Альп. А дойдя до Альп, Спартак развернулся назад, и этот манёвр совпадает со временем гибели Сертория. И хотя историки объясняют этот разворот другими причинами, нам всё же представляется более правдоподобной эта версия.
Внутренние силы. Безусловно, в Римской республике были различные люди, которые хотели изменить своё положение во властной иерархии государства, но конфигурация властных группировок не позволяла им это сделать.
Не знаем, были ли такие, кто с помощью восставших мог решать свои проблемы по устранению конкурентов, но среди знати того времени есть фигура человека, который, мог, хотел, и в итоге получил выгоды от восстания. Это Марк Красс. Вернёмся к нему позже, а пока продолжим описание расклада сил и их интересов.
Жречество. Эти люди всегда славились тем, что могли любые обстоятельства использовать для достижения своих целей. Не видим причин, чтобы во времена Спартака это было не так. Итоги того, чего добилось жречество мы опишем в конце, а пока скажем, что на цели изменения общественного и государственного устройства, смену кланов, находящихся у власти могло влиять то, насколько долго отряд восставших будет существовать непобеждённым, с кем он вступит в союз, а кого разгромит.
Были ли у Спартака советники, которые, общаясь с представителями жречества, подсказывали решения предводителю рабов? Думаем, что были. Не важно, как они назывались, от кого были присланы, (сообщается, что к восставших примыкали не только рабы и крестьяне, но и офицеры Римской армии, жаждущие славы) важно, что они работали, и многие победы были одержаны именно с их подачи. Если посмотреть историю битв, то Спартак часто нападал и громил неприятеля, когда отряды того были разделены, или нападал внезапно, имея качественные разведданные. Думаем, советники были и в Римских войсках, и они, «помогали» и там, а общим для них центром принятия решений были представители жречества.
В художественном произведении Р. Джованьоли «Спартак» есть такой эпизод. Женщина, отвергнутая Спартаком из ревности и мести ссорит и разделяет полководцев так, что одного из них с отрядом в 10000 воинов легко громят войска Рима. И хотя это художественный вымысел, но сама технология советников и связных между отрядами описана хорошо.
Причём, почти три года Спартаку «везло», его противник допускал роковые оплошности, а в конце восстания это изменилось на «180 градусов», Спартак начал совершать ошибку за ошибкой. Советники постарались? Жречество решило свои задачи и пришла пора ликвидировать повстанцев? Видна технология использования бунтарей, которых после следует уничтожить, но об этом позже.
Изучая материалы, у нас возникали вопросы, на которые историки не дают ответа, и на которые нет ответа и у нас. Пусть о них задумается вдумчивый читатель.
Историки сообщают о численности войска повстанцев в 70000 человек, а на пике численности даже в 120000. Вопрос. Можно ли решить вопрос снабжения только лишь грабежами? Чистая математика. Возьмём (грубо), что одному человеку в день нужно 1 кг продуктов. Значит, дневная норма — 70 тонн. Так как в те времена большегрузных автомобилей не было, значит возили на повозках. Если принять, что повозка везёт 250 кг, то будет колонна из 280 повозок. И это в день! И это без учёта корма для лошадей, одежды, инструментов, утвари и прочего. Даже если захватить город с запасами продуктов, то как это хранить? Это наводит на мысль о существовании системы снабжения, которая занималась скупкой товаров с рынков близлежащих городов и свозила в лагерь. А это уже невозможно без содействия внутренних сил.
Второй вопрос. Историки говорят о Спартаке как о талантливом полководце. Не сомневаемся, что это так. Но знания о тактике ведения боя, стратегии, и прочих воинских дисциплинах откуда у Спартака? Он служил в Римской армии, но не генералом же!? А простым солдатам таких знаний не дают. И ещё. В исторических материалах Спартак представляется как храбрый воин, который ведёт за собой армию, умело сражается, показывает пример своим товарищам. Вопрос. А ходом сражения кто управляет? Для этого нужно видеть всю картину, оперативно перемещать подразделения, куда нужно — отправлять резервы и так далее. Или это тоже делали доверенные советники?
Правда, существует версия, что он вступал в бой когда исход уже был ясен, все резервы введены и все полки знают, как им себя вести. Тогда вступление командира в бой будет действительно выглядеть победоносной атакой, от воздействия которой вражеские войска обращаются в бегство, или сдаются.
Точная дата рождения Красса неизвестна. Плутарх сообщает, что в первой половине 54 года до н. э., к моменту встречи с Дейотаром, Марк Лициний уже преодолел 60-летний рубеж; отсюда делают вывод, что он родился в 115 году до н. э. или в начале 114 года.
Историки предполагают, что Марк Лициний был младшим из трёх братьев: старший носил преномен Публий, среднего могли звать Гай или Луций, но в историографии считается «чуть более предпочтительным» первый вариант. В семье царили старинные нравы: Крассы жили в небольшом доме, старшие сыновья, даже повзрослев и женившись, остались под родительской крышей, «и все сходились за общим обеденным столом».
Марк Лициний принадлежал к плебейскому роду, представители которого были в составе самой первой коллегии народных трибунов и достигли консульства уже в 364 году до н. э. Красс получил традиционное для римского аристократа образование, в котором основной упор делался на подготовку к военной службе. Его отец в 96—93 годах до н. э. находился в Дальней Испании в качестве наместника, и Марк Лициний был с ним; за эти три года он успел обзавестись в этой провинции обширными связями, которые позже очень ему помогли.
После смерти Суллы в 78 году до н. э. Красс активизировал свою борьбу за влияние с Помпеем. Последний завоевал огромную популярность успешными войнами, и Марк Лициний решил использовать свои богатства для достижения равного влияния. Некоторые историки приписывают Крассу «злобную ревность», зависть или даже ненависть по отношению к своему конкуренту, хотя Плутарх пишет, что «соперничество не увлекало… Красса на путь вражды или какого-нибудь недоброжелательства… к честолюбию не присоединялось ни враждебности, ни коварства»
В отличие от Помпея, Красс сумел быстро завоевать репутацию доброжелательного и отзывчивого человека, знающего все дела в Риме и всегда готового помочь решить различные проблемы. Благодаря целенаправленному погружению в гражданские дела и наличию больших финансовых ресурсов Красс вскоре преуспел и достиг примерно равного влияния с Помпеем. Он часто выступал публично и делал это весьма успешно прежде всего благодаря прикладываемым усилиям. Марк Лициний продолжал наращивать своё богатство, в том числе и с помощью не совсем честных махинаций со сгоравшими во время частых пожаров домами, которые он покупал за бесценок, сносил и строил на их месте новое жильё. Механизм накопления капиталов был необычным для римского нобиля: в то время как большинство сенаторов инвестировало в землю сельскохозяйственного назначения, Красс активно участвовал в сделках с городской недвижимостью, торговал высококвалифицированными рабами, которых обучал профессиям, вкладывал деньги в шахты и участвовал в системе откупа налогов в провинциях.
Марк Лициний активно давал деньги в долг. При этом ни один источник не называет его ростовщиком; отсюда в историографии делают вывод, что Красс давал в долг не ради наживы, а для того, чтобы получить власть над своими должниками. Банкротство означало для римского нобиля крах карьеры и всей жизни, а Марк Лициний взимал долги без поблажек.
Как раз лавров победоносного полководца отчаянно недоставало Крассу. Но, для того, чтобы приобрести эти лавры, нужна война, а начальство во всех сулящих славу войнах уже разобрано Помпеем и обоими Лукуллами. Когда в Рим пришла весть об очередных победах Спартака над римскими войсками, Красс решил, что его час пробил. Война с восставшими рабами, ради которой не нужно уезжать из Италии и бросать надолго дела, короткая и в то же время более чем серьёзная (прошло время, когда над Спартаком смеялись, как над возомнившем о себе главарем разбойничьей ватаги) как нельзя лучше отвечала нуждам Красса.
Ему без труда удалось получить пост главнокомандующего. Это был продуманный и в то же время, рискованный шаг. Поражение означало бы для Красса крах его политической карьеры. Человеку, потерпевшему поражение от рабов, римский народ вряд ли доверит сколь-нибудь важную государственную должность. Итак, ему нужна была только победа.
При подготовке к войне Красс проявил присущие ему качества делового человека. Он с должным вниманием подходит к формированию офицерского корпуса своей армии. Его сопровождают многие представители римской знати, «увлечённые его славой и чувством личной дружбы к нему» (Плутарх). Вероятно, долги и обязанность проявить благодарность за уже оказанные услуги тоже сыграли свою роль. Красс имел возможность отбирать в свою армию наиболее опытных и талантливых офицеров. К двум консульским легионам он прибавляет ещё четыре, собранные и экипированные на его деньги, и во главе своей армии выдвигается навстречу движущемуся от Альп Спартаку.
Расположившись лагерем, Красс послал одного из своих полководцев — Муммия с двумя легионами следовать за отрядом Спартака, однако, не вступая в бой. Но Муммий то ли переоценил свои силы, то ли сильно жаждал славы, в общем, он нарушил приказ и вступил в бой. И потерпел сокрушительное поражение, многие его солдаты бежали с поля боя, побросав оружие.
Красс не оставил без последствий такое нарушение дисциплины. Римская армия с привычной лёгкостью терпела поражения от рабов, и Красса такое обстоятельство решительно не устраивало. Слишком многое было поставлено им на карту: вся его политическая карьера, все амбиции, а значит, едва ли не сама жизнь. «Отобрав 500 человек — зачинщиков бегства и разделив их на пятьдесят десятков, он приказал предать смерти из каждого десятка по одному человеку — на кого укажет жребий» (Плутарх). Аппиан, в качестве одной из версий, называет ещё более устрашающее количество казненных — 4000, причём, ссылаясь на неизвестные источники, утверждает, что жребий бросала вся армия Красса. Это было древнее, жестокое, давно не применявшееся и почти забытое наказание, которое Красс восстановил во всей суровости древних времён. Вид этой казни произвёл на войско чрезвычайное впечатление. Отныне стиль войны переменился. Римляне отныне стали бояться рабов меньше, чем собственного полководца.
Вскоре Крассу представилась возможность прервать тягостную череду поражений римской армии. Он одержал победу над «10000 спартаковцев, где-то стоявших лагерем отдельно от своих» [ 4 ]. (Выше мы описывали как раз этот случай как возможный итог работы «советников» в войске Спартака.)
Далее пошла череда неудач, подойдя к морскому побережью, Спартак решил перебраться на Сицилию, но пираты, с которыми он договорился о перевозке, обманули его и не привели корабли в назначенное место. Сами они решили так сделать, или были перекуплены Крассом — история умалчивает.
Таким образом, Спартак оказался на Регийском полуострове, в ловушке. Сюда же прибыл и Красс. Сама природа этого места подсказала ему, что надо делать. Поперёк перешейка от моря до моря по приказу Красса был вырыт ров длиной в 55 километров, глубиной около пяти метров. Вынутую изо рва землю использовали для строительства укреплённого вала. Даже уверенный более или менее в своей армии, Красс не желал рисковать. Началась осада загнанного в угол отряда бывших рабов. Периодически возникали боестолкновения. В Риме затяжной характер осады вызвал раздражение. Убедившись в полководческих талантах Спартака и ожидая любых неожиданностей от сильного и изобретательного врага, Сенат решил противопоставить Спартаку равного ему полководца. Вторым главнокомандующим в войне со Спартаком был назначен возвращающийся из Испании Помпей. Это назначение было как нельзя менее на руку Крассу, чьё ревнивое соперничество в славе с Помпеем было общеизвестным. Теперь желанные лавры ускользали от него к сопернику, и так без меры увенчанному военной славой. А ведь незадолго до того Красс считал своё положение настолько рискованным, что даже сам писал в Сенат, предлагая призвать из Испании Помпея, а из Фракии Лукулла. Тогда, не надеясь на победу, он стремился хотя бы переложить ответственность за окончание войны на чужие плечи. Появление Помпея или Лукулла лишило бы его, конечно, лавров победителя, но и позора поражения он избежал бы.
Красс, опасаясь, что слава победы может достаться Помпею, старался всячески ускорить дело и стал нападать на Спартака. Последний, также желая предупредить прибытие Помпея, предложил Крассу вступить в переговоры. Предложение было с презрением отвергнуто, но вот интересно, что именно собирался предложить Спартак Крассу? Может быть, просто взятку за то, чтоб Красс приостановил военных действия и дал Спартаку возможность каким-то образом покинуть Италию? В этом случае победа, по крайней мере, не досталась бы ни ему, ни Помпею.
Выскажем «крамольную» версию. Предположим, Спартак и Красс изначально (примерно со времени победы у Везувия) были в сговоре. Красс помогал всё это время Спартаку «финансами и логистикой», решая свои задачи. Крассу нужен был сильный мятеж, который он бы подавил, повысив своё положение в иерархии Римского общества. Причём, Спартак использовался в тёмную. Тогда разгром Муммия не выглядит «случайной» победой Спартака, а указывает на то, что Красс на первых парах начал играть «в поддавки» со Спартаком, сначала посылая на бой заведомо небольшой отряд, а потом ещё и казня от 500 до 4000 своих солдат. Тогда получается, Спартак предложил Крассу своё молчание о их сотрудничестве за возможность их переправы на Сицилию. Но Крассу такой расклад уже был не выгоден. Ему нужна была победа. Впрочем, мы не настаиваем на этой версии, оставим её здесь на суд читателя.
В армии восставших вспыхивают раздоры («советники» постарались?). То один, то другой отряд отделяется от армии, чтоб искать спасения на свой страх и риск. От армии Спартака отделяется крупный отряд, состоящий из галлов и германцев, под предводительством Гая Канниция и Каста. Это даже не отряд, а почти половина армии. Начались бои, в которых чаще побеждали Римляне. Однако, историки пишут, что рабы сражались доблестно, редко кто погибал от удара в спину.
Умело маневрируя, Красс вынудил Спартака построить полки для решающей схватки. Из слов Плутарха явствует, что Спартак не хотел тогда дать Крассу бой. Только необходимость заставила его построить войско для битвы. Такая медлительность удивительна, учитывая, что Помпей со своей армией находится уже совсем близко, но, возможно, Спартак ждал именно его. Он знал о неприязни между Помпеем и Крассом, которая должна была только усугубиться, когда Помпей явится отобрать у Красса его победу. Учитывая неизбежную неразбериху при передаче дел между двумя нелюбезно настроенными полководцами, Спартак, возможно, считал именно этот момент наиболее удачным для нанесения удара. Однако свой последний бой Спартаку пришлось дать не дождавшись Помпея.
Перед началом боя Спартаку подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы получит много хороших коней, а в случае поражения не будет нуждаться и в своём. С этими словами он устремился в бой.
В ходе боя Спартак с небольшим отрядом стремился пробиться к самому Крассу, но этого ему не удалось. Он был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его товарищей. Тело Спартака так и не нашли.
Численность армии Спартака в последнем бою античные историки оценивали в 90 тысяч человек. Несмотря на потери и отпадение отдельных частей, армия Спартака, по сообщению Аппиана, всё еще оставалась очень большой. Из них 60 тысяч погибло в бою, и 6 тысяч было взято в плен. Остальные бежали и были впоследствии истреблены армией Помпея, подоспевшей к вечеру на место сражения. Эти 6 тысяч пленных были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Рима в Капую.
Превознося свои заслуги, Помпей писал Сенату: «В открытом бою беглых рабов победил Красс, я же уничтожил самый корень войны».
Восстание нанесло тяжелый удар по рабовладельческому строю, в результате Италия потеряла 100 тысяч рабов, тем самым рабочую силу. Поля были опустошены, города разграблены, случился сельскохозяйственный кризис.
Участие в военных кампаниях позволило и Крассу и Помпею упрочить своё положение, Красс и его коллега Помпей были выбраны консулами. Однако Сенат по прежнему был высшим властным органом, и это обстоятельство не позволяло воплотиться в жизнь всем амбициям героев.
Весной 60 года до н. э. Гай Юлий Цезарь, Гней Помпей Великий и Марк Лициний Красс объединили ресурсы с целью захвата власти, учредив, таким образом, 1-й триумвират. Он продлился вплоть до гибели Красса в 53 году до н. э
С точки зрения истории триумвираты — закономерный антикризисный механизм, являющийся в период кризиса государственных структур довольно эффективным механизмом предотвращения распада государства и укрепления власти, но с неизбежной трансформацией в единоличную диктатуру.
Соединившись в союзе, трое влиятельных людей провели аграрные и налоговые реформы, провели судебную реформу, возродили цензорскую магистратуру.
В 49 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь становится единоличным диктатором, начав переход Римской республики к Римской империи, который завершил его последователь Октавиан Август.
Что получил народ Рима
По итогам восстания, опасаясь новых подобных очагов, были изменены законы, по которым улучшалось положение рабов, рабовладельцы уже не могли так нещадно их эксплуатировать и без причины убивать. Это косвенно сказалось и на простых крестьянах, которые смогли конкурировать с рабовладельцами, что улучшило их положение. Так
как восстание жесточайшим образом было подавлено, многие недовольные своим положением изменили своё отношение к кардинальные действиям по изменению обстановки, люди стали боятся гонений и смерти, пришло чувство бессилия против мощной машины рабовладения и эксплуатации, многие стали сломлены морально, ведь если уж у Спартака ничего не получилось с такими людскими ресурсами, то у простого одиночки тем более не получится, лучше терпеть и дальше.
Что получила «элита»
Если не говорить о некоторых личностях, которые укрепили своё положение в Римской управленческой вертикали, остальная «элита» была «отлучена» от праздной жизни, получив себе сначала мощную власть консулов, а потом и императора, который требовал результатов деятельности и мог наказывать за плохую работу. Склоки, передел имущества, коррупция если не исчезли совсем, то сильно уменьшились, и это хоть и кому-то не понравилось, кто привык жить иначе, но пошло на пользу государству. Разорилось много владельцев вилл, так как восставшие нападали и грабили, освобождали рабов, тем самым богатства перераспределились и сконцентрировались в еще более узких кругах.
Что получило жречество
Жречеству в то время для реализации своих планов по управлению регионом нужно было сильное, устойчивое государство, способное продвигать культуру на другие территории с помощью оружия, а также путём «культурного сотрудничества». И с помощью восстания, некоторые результаты были достигнуты.
Улучшилось положение рабов и простого люда, тем самым сбросилось внутреннее напряжение, которое могло привести к непредсказуемым последствиям.
Изменилось государственное устройство, Римская республика превратилась в Империю, что позволило укрепить вертикаль власти, прекратить гражданские конфликты. А также закладывались определенные процессы более долгосрочного управления уже по переформатированию только зарождающейся империи, таков был горизонт планирования жречества.
После восстания прошло более двух тысяч лет, но это событие не кануло в Лету, оно не забыто, не стало рядовым, а Спартак как бы живёт с нами, вызывает воодушевление каждый раз при его упоминании. Разве полки книжных магазинов, экраны кинотеатров, статуи в Лувре, гром увертюры в Большом театре не являются продолжением восстания? А названия спортивных команд во многих видах спорта?
Почему мы не забыли восстания рабов, произошедшее так далеко и так давно? И кто и зачем нам о нём напоминает, поддерживает интерес, снимая фильмы, телепередачи, упоминая в учебниках истории и т.д. Как это сказывается на нынешних политических процессах?
Если посмотреть с позиции социального управления, то восстание рабов, о котором мы и писали эту статью — это алгоритм «борьбы против системы». Наличие такого алгоритма в коллективном бессознательном использовалось людьми, находящимися на верхних этажах иерархии социального управления для бунтов, революций, войн, руками толпы, но в своих интересах. Этот алгоритм также сработал на реализацию принципа «разделяй стравливай и властвуй» — фактически укрепилось обособление лагерей: рабы, простолюдины, и — рабовладельцы (толпа, элита) вторые эксплуатируют, пишут законы, ущемляют в правах, применяют насилие над первыми, сеется вражда и ненависть. У «элит» формируются пороки: жадность, ненасытность, надменность и высокомерие, они себя считают хозяевами жизни.
А также само наличие такой алгоритмики применялось и для управления «элитой», которой напоминалось о возможности народного бунта — «бессмысленного и беспощадного». Вместо созидательной работы и творчества бунтарь ведет борьбу с системой, тем самым сливает свой жизненный ресурс — то есть это хитрый способ подключения «благонамеренных» людей в безполезные и деградационные процессы. В том числе восстание работает на распространённый стереотип: хочешь изменений нужна революция и свержение власти (за которое агитируют и современные ютуб-блогеры), а всё мирное, законное и конструктивное якобы бесполезно. Под пеленой этого люди не понимают, что некоторые изменения могут произойти спустя даже несколько столетий ценой кропотливого, грамотного труда и управления долгосрочными, низкочастотными социальными процессами, а не за 2 дня кровавой бойни.
Эти возможности использовались не только в прошлом, они и сейчас используются. Фильмы, театральные постановки, телепередачи о Спартаке не позволяют забыть событий прошлого, благодаря им у людей в памяти содержатся варианты, как можно бороться за свои права, примеры такой успешной (в каком-то смысле) борьбы.
В то же время, мы понимаем, что силовой путь противостояния относится к самому низшему по устойчивости результатов приоритету управления/оружия. Неким силам очень хочется, чтобы при несогласии с системой, у людей «всплывал» именно такой путь борьбы. А работу на высших приоритетах эти люди оставляют за собой, таким образом пытаясь её монополизировать.
В памятной истории всегда было так, что взбунтовавшаяся толпа сносила неугодных ей правителей, но в итоге часто получалось так, что этим умело пользовалась группа людей, умеющая выявить и направить в нужное русло энергию толпы, а положение толпы зачастую становилось ещё хуже. И чтобы в дальнейшем такого не было, способы социального управления должны быть понятны большинству, и исторические примеры должны только фактологически дополнять методологию выявления управленческих процессов, чему мы и постарались поспособствовать этой статьёй.
В послесловии хотелось бы провести ряд аналогий, но прежде всего переквалифицировать события древней истории и исторического персонажа в политтехнологию или явление, свойственное любому обществу и историческому периоду. Для этого необходимо проявить некую матрицу, а потом наложить на неё некоторые события текущей политики.
Матрица — это некая пустая форма, с определённым алгоритмом, которая срабатывает (наполняется) статистически предопределённо при сохранении исходных данных.
Перекодировать матрицу можно либо перезадав алгоритм, либо ввести иные исходные данные (изменить меру).
Вспоминается цитата Ключевского:
«закономерность исторических событий обратно пропорциональна их духовности».
Данная статья задумалась не за долго и писалась параллельно происходящим событиям в Белорусии и связанными непосредственно с ними событиями в России. На наш взгляд все признаки активации матрицы спартака, в роли которого, как не покажется странным выступает сам Александр Григорьевич Лукашенко — эдакий гладиатор. Также в преддверии выборов в информационной ленте новостей бурлили события связанные с московским футбольным клубом и осуждёнными футболистами Кокориным и Мамаевым, первый из которых подписал контракт с клубом «Спартак», которые в свою очередь являются предводителями и частью политической силы под кодовым названием «фанаты», без которых не обходится в современном мире, как и в древней истории давление на государственность
Немаловажным является и использование определенной символики. Странным образом флаги протестующих БЧБ (бело-червоно-белый) имеют цвета футбольного клуба, который в довесок уже вербально связан с данной политтехнологией, которая действует на уровне коллективного бессознательного в данном случае — всего человечества, или как минимум западной цивилизации.
Стоит также отметить, что в данном случае политтехнология видоизменилась, а именно предводитель и сторонники были разведены так, чтобы неискушённый обыватель усомнился в данном инструменте и своей энергией поддержал процесс, застабилизировав его на будущее. События в Белоруссии можно рассмотреть с двух уровней, которые вложены один в другой.
Первый уровень рассмотрения. Бастующая толпа, находящаяся в алгоритмике противостояния системе, готовая идти за лидером, критикующим её. Лидер (Спартак) может быть проявленным как в определённой личности (например, Тихановской), так и в коллективном образе оппозиционеров. Толпе, разумеется, заблаговременно внушили, что она угнетаема и заслуживает бОльшего.
Второй уровень рассмотрения. Общими мазками. Бацька, выходец из советской системы, успешно руководил хозяйством до развала государства, далее был призван на окормление отделившейся части с претензией на власть в будущей империи, начал формировать своё крыло управления (клан, род), чем попал в жернова и под управление жреческой корпорации, не заинтересованной в развитии Русской региональной цивилизации, искушённый властью начал формировать пиратскую систему и торговаться с соседними территориями (западом), в критический момент для устойчивости управления был слит кукловодами. Канет ли в историю или уймётся, покажут последующие события. Данный уровень рассмотрения касается не вложенной суперсистемы — республики Беларусь, где в роли системы выступает Лукашенко, «Спартаком» — лидеры протеста, а объемлющей суперсистемы — Русской цивилизации, частью которой является Беларусь. В рамках этого контура, бросающим вызов и интересантом является, в меру понимания руководитель республики, а в меру его непонимания «кукловоды» всех мастей («жречество», «элиты» других государств, российские олигархи).
Наши читатели уже, наверное заметили, что мы стараемся не только выявить проблему, рассмотреть процесс или явление, негативно влияющие на жизнь общества, но и найти позитивный аспект влияния на общество этих технологий, явлений, процессов и по возможности, предложить способ использования этого для развития общества.
Технология восстания, используемая в наши дни во многих местах, в том числе и в Белоруссии летом 2020 года показала, что толпа, действуя в рамках определённого сценария выходит на площади, но так как мы живём в информационном обществе, проявились и «кукловоды», которые рулят процессом в своих интересах. И это позитив. Люди начали понимать, что есть субъект управления, который использует недовольство (им же созданное) толпы для того, чтобы поднять людей на восстание и на этом фоне достичь своих целей.
А что с этим делать? Во всяком случае, не быть внутри алгоритма противостояния, не искать поводов для вражды, а подняться (мысленно) до уровня объемлющих систем, и выявить истинные цели «кукловодов» этого процесса. Объяснять людям технологию, и последствия, которые ждут большинство, если всё будет идти по такому сценарию. Благо, примеров сейчас предостаточно, когда бунтующая толпа добивалась каких-то видимых результатов по смене «элит», но в итоге получала только ухудшение своего положения. Если что-то выглядит как собака и лает как собака, то это — собака. Технология восстания имеет своих «кукловодов», инструментарий в виде бунтующей толпы и призвана добиться целей, которые чаще всего идут вразрез с интересами большинства. Не нужно становиться пешками в чужой игре.