Благодарим автора заглавного изображения Наталью Завьялову!
В настоящей статье нам хотелось бы предложить вашему вниманию оригинальную трактовку событий, произошедших в древней Греции на рубеже Минойской и Крито-Микенской эпох. Точная датировка тех событий неизвестна (приблизительно 3,5 - 4 тыс. лет назад), а главным источником информации о них служат мифы, предания и произведения античных авторов.
Из исторических источников известно, что культурным и экономическим центром Греции того времени был остров Крит, где была воздвигнута знаменитая столица Критской державы город Кносс. В городе располагался огромный дворец и лабиринт, построенный тамошним царем Миносом, чтобы скрыть там “позор” своей жены Пасифаи, родившей свирепого Минотавра от белого быка, посланного Зевсом. Руины дворца и лабиринта греки до сих пор с гордостью показывают заезжим туристам. Считается, что Крит долгое время оставался союзником Египта, а также что критяне имели колонии на континенте и держали в повиновении значительную часть прибрежных территорий. Во всяком случае если Критские цари и грозили жителям материковой Греции, то их былое могущество кануло в лету после нашумевшего на всю тогдашнюю ойкумену извержения на острове Санторин в период между XVII-XVI веками до н.э.
Однако все же, времена те были относительно мирными. По свидетельствам историков, жившие на континенте Пеласги не строили ни стен ни укрепленных городов, не любили оружия, а жили свободно и мирно не зная больших распрей и войн. Разногласия решались согласно справедливости или законом. У пеласгов не было также и внешних врагов, то ли вследствии их миролюбия, то ли по причине их великого мужества. Достижения их культуры и ремесла по уровню своего мастерства на долгие столетия останутся недостижимыми для последующих народов. Однако все изменилось с приходом с приходом данайцев...
Но прежде чем непосредственно начать наш рассказ, необходимо еще сказать несколько слов о внешнем по отношению к пеласгам мире. Применяя нынешние мерки, самыми могущественными силами тех времен историки сегодня считают египтян и арамеев, живших в долине Нила и междуречье Тигра и Евфрата. Вернее не сам их род, а правивших ими египетских и халдейских жрецов. Создав свои державы силою оружия одни и другие вели друг против друга тайные и явные войны, вовлекая в свою борьбу соседние народы: ассирийцев, митонийцев, хеттов, финикийцев, критян и прочих. Войны между их народами однако ж не мешали самим жрецам навещать друг друга в составе пышных посольств и мирных делегаций. Во время таких визитов они скупо обменивались знаниями и пристально следили за количеством и размерами строящихся храмовых комплексов и пирамид в подвластных их врагам землях.
Но несмотря на усилия одних и других, их многовековая борьба не могла разрешиться в пользу одной из сторон, пока наконец египтянам, разочаровавшимся в эффективности обычных войн не пришла в голову простая мысль побеждать врага силою его же оружия. Нет более сладкого подарка, чем раздор в стане врага, рассудили Фиванские и Мемфисские жрецы. С того момента главные их силы посвящаются новому, грандиозному плану, невольным участником которого становятся пеласги.
События тех времен сохранил для нас древнегреческий драматург Эсхил, в своей трилогии о Данаидах, состоящей из трагедий “Просительницы”, “Данаиды” и “Египтяне”. История начинается с того, что к правителю Пеласгов, царю Аргоса Геланору прибывает сын египетского царя Бала Данай со своими 50 дочерьми. Путешественники умоляют правителя принять и защитить их от преследующих египтян (сыновей нового египетского фараона, брата Даная). Египтиды якобы “жаждут” взять в жены Данаид, чему противится их отец, так как оракул предсказал ему смерть от руки зятя. Геланор оставляет решение судьбы “просительниц” суду собрания жителей, которые постановляют принять гостей. На этом, однако, история не заканчивается.
Данай неожиданно объявляет жителям о том, что боги избрали ЕГО царем Аргоса и предлагает Геланору покинуть трон, что вызывает лишь смех законного царя. Но ему становится не до смеха, когда выясняется, что среди влиятельных людей города немало сторонников Даная. К тому же, оказывается, что родом Данай происходит от первых царей Аргоса (он был внуком Эпафа, сына Зевса и Ио), а потому действительно будто бы имеет право на престол. В конце концов окончательное решение вопроса с престолом было отложено до утра. И тут “боги вновь помогают” Данаю. Ночью с гор спускается волк, который у стен города убивает быка, вожака городского стада. Местными жрецами это было истолковано как знак богов о том, что пришелец захватит власть силой, если его не принять. Испуганные жители уговорили Геланора отречься.
Наш дорогой читатель уже наверняка заметил “изрядную долю наивности” в повествовании Эсхила и догадался, что мы намекаем на отнюдь не случайную связь событий в Аргосе с египетскими жрецами.Но давайте добавим еще несколько деталей, чтобы стало окончательно ясно каким же образом египтянам удалось претворить в жизнь свой хитроумный план в далекой Греции, тем более, что воцарение Даная решительным образом изменит судьбу доселе мирной страны на последующие 200 лет, погрузив ее в целую череду войн, окончившихся Троянской войной и так называемыми “темными веками”.
Ничто не ново под луной, и не только современные власть имущие предпочитают все заграничное родному. Уже в те далекие времена большинство самых влиятельных и могущественных жрецов, ученых и философов Греции в юности отправлялись на поиски знаний в Египет и на Ближний Восток. Особенно “престижными” считались египетские школы “правого и левого глаза Гора”. Мало кто из прибывающих туда греков достигал высших ступеней посвящения. Пифагор был едва ли не единственным, кто удостоился такой чести.
Вернувшись на родину бывшие ученики сохраняли добрую память о своих учителях, а также поддерживали тесную связь между собой, формируя сплоченные, иерархически структурированные тайные группы. Большое влияние на общественное мнение и мнение царей уже тогда оказывали не только жрецы и философы, но и оракулы и сивиллы, таинственные предсказатели будущего и толкователи знамений. Особенно известность на этом поприще приобретет Дельфийский оракул, но это произойдет уже после воцарения Данайцев. Тогда же, во времена добродушных пеласгов, вся эта компания лишь только набирала силу, но сплоченная своим секретным планом и желанием власти она оказалась сильнее ничего не ведающей добродетели.
Известно, что по пути в Аргос Данай останавливался на острове Родос (тогдашнем владении Критян) и отдавая дань почтения тамошним жрецам воздвиг святилище Афины, поставив ее статую внутри храма. Не станем утверждать, что это была “благодарность” за оказанные услуги, но для себя отметим дружбу Данайцев со служителями культа Афины. Позднее, уже по восшествии на престол новоиспеченный царь отстроит в Аргосе еще одно святилище Афины, а также храм Аполлона Ликийского (то бишь “волка”).
Далее легенда повествует странную историю о прибытии разгневанных женихов Египтидов, осаде и взятии ими Аргоса, по причине таинственного исчезновения в городских колодцах воды. Рассказывается также, что принужденный к тому Данай был вынужден наконец отдать дочерей замуж, но повелел им убить своих мужей в первую же брачную ночь, что те и выполнили, повинуясь воле отца. Все, кроме одной. За это они были наказаны на небесах тем, что по сей день наполняют бездонную бочку, хотя земной суд их оправдал и жили они долго и счастливо. Единственный же выживший из 50 зятьев Линкей все же убил Даная, исполнив тем самым предсказание оракула.
Все это походит на занимательную сказку. Мы же вооружившись здравым смыслом можем лишь предположить, что воцарение Даная, несмотря на поддержку определенных кругов прошло не так уж гладко, а потому потребовало дополнительной (возможно военной и возможно предусмотренной заранее) поддержки из Египта. В результате дворцовых интриг с использованием женского обаяния (как мы убедимся в дальнейшем это один из “фирменных знаков” египтян) - Данай все же раздал всех своих дочерей замуж - Данайцы сделались правящей династией Аргоса, а впоследствии и Микен. В Греции начнется эпоха нескончаемых внутренних войн. Страна распадается на множество небольших городов государств - полисов, население предпочтет укрыться за городскими стенами, власть жрецов еще более возрастет, а справедливость и добродетель начинает все чаще встречаться в рассуждениях философов и все реже в делах героев. Но это уже совсем другая история....
Чем больше мы задумываемся над всей этой полумифической (?) историей, тем сильнее поражаемся цинизму и одновремено зловещей логике организаторов этого действа. Именно 50 молодых, специально подготовленных женщин стали опорной точкой, сутью всего замысла. Вероятно, они не были никакими дочерьми Даная (трудно представить себе каким образом ему удалось “родить” 50 дочерей, приблизительно одного возраста (+- 10 лет), избежав при этом рождения сыновей) и вероятно прекрасно осознавали свое место и роли в разыгрываемой драме. Символом и покровителем реализуемого проекта стала Афина Паллада - женщина воительница. Трое из дочерей не доплыли до места. Утверждается, что они погибли в пути и были похоронены на Родосе. Но смотрите, теперь общее количество дочерей стало 47=4+7=11. Уж не были ли они принесены в жертву в том самом построенном Данаем родосском храме, чтобы “умилостивить духовную покровительницу” и одновременно привести числа в “правильное” соответствие? Получив царство “компания мистификаторов” разыгрывает постановку с Египтидами. Первая брачная ночь была необходима, чтобы передать потомству генетический код (Y-хромосому) “нужного” отца. После этого Данай в спешке раздает своих “дочерей” лучшим женихам пеласгов, забыв о грозном для него предсказании оракула, которого он всего несколько дней назад так боялся. Вскоре родятся первенцы…Но истинных отцов не будет рядом. Зато благородные мужья конечно не отвергнут детей, даже если в их головах возникнут смутные сомнения относительно отцовства. Так внутри одного народа, в самой его элите будет взрастать генетически и культурно чуждый элемент (ведь именно мать определяет мировоззрение и мироощущение ребенка, а каково мироощущение матери, засланной для выполнения задания в стан врага). Спустя 20-25 лет эти юнцы по праву первородства займут места в управленческой элите тех мест. Когда наконец немногие осознают ЧТО произошло уже нельзя будет ничего поделать. Разве в силах ЧЕЛОВЕК отказаться от жены и матери своих детей, с которой прожил много лет!?
В заключение немного абстрагируемся от мифических трактовок и внесем элемент точных наук. Современные генетические исследования демонстрируют, что среди ныне живущих греков действительно очень широко представлены гаплогруппы Е1b1 (характерен для жителей Северо-Восточной Африки) и J2 (характерен для жителей Среднего Востока), что свидетельствует о весьма сильном влиянии указанных областей на население Балкан. Вместе с тем, нельзя не признать, что такое влияние могло быть оказано и позднее в эпоху Рима или Византии.