Современное образование в России давно не соответствует запросам реальной жизни и тем более вызовам завтрашнего дня. Наша традиционная школа, как сказал телеведущий и писатель Андрей Максимов: "...не решает двух самых главных задач – не учит детей учиться, то есть не прививает им любовь к знаниям, и не помогает обрести самих себя, найти свое призвание".
Поэтому с каждым годом все большее количество семей отказывается от посещения их детьми государственных образовательных учреждений и выбирает семейное образование.
Но при этом не работает принцип "деньги следуют за учеником", почти нигде не выплачиваются денежные компенсации семьям, в которых дети перешли на семейное образование.
Просим Вас поддержать эту петицию, ведь если принцип "деньги следуют за учеником" будет справедливо работать для всех видов образования, то в России начнет реально меняться ситуация, и устаревшая еще в прошлом тысячелетии школа уступит место новым современным образовательным учреждениям и технологиям.
Текст обращения к Президенту РФ:
Уважаемый Владимир Владимирович!
В Вашем послании Федеральному собранию в декабре 2016 года Вы заявили, что «Самое важное, что волнует родителей и учителей - содержание образования».
Именно неудовлетворительное содержание и формат современного образования в России вынуждает с каждым годом все большее количество семей отказываться от посещения их детьми государственных образовательных учреждений и выбирать семейное образование.
Стратегия развития образования Российской Федерации ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Кроме того, важным является расширение возможностей образовательного выбора для учащихся, повышение автономии учебных заведений и оптимизация бюджетных расходов. Реализация этих задач предполагает активный переход на нормативное подушевое финансирование.
С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно — подушевое финансирование образовательных организаций вводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником. Это означает, что образовательная организации получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей.
При этом финансирование обучения детей, находящихся на семейном образовании, несмотря на законодательно предусмотренную возможность фактически отсутствует (за исключением Омской области, Пермского края, Смоленской области).
Таким образом, дети на семейном образовании осваивают общеобразовательные программы, о чем отчитываются аттестациями, и в этом отношении не отличаются от школьников-очников и заочников, но не имеют общих с ними прав на получение финансирования образования. Отсутствие финансовой поддержки семейного образования является несправедливым и дискриминационным (согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования).
Из разъяснений Письма Министерства образования и науки РФ № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.: «Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки».
На деле обращения граждан в Министерства образования, законодательные органы и к главам Субъектов Российской Федерации с просьбой о финансовой поддержке образования их детей, осуществляемого в форме семейного образования, заканчиваются отказом в таком финансировании.
Необходимо учитывать тот факт, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Семья, обучающая ребенка дома, как и образовательная организация, несет финансовые затраты на обучение ребенка не в меньшей степени, чем государственные, муниципальные и частные школы, и содействует выполнению государственных задач в области обеспечения качественного образования подрастающих граждан.
Ранее компенсации на образование детей на семейном обучении выплачивались на федеральном уровне согласно Статье 40 Закона РФ «Об образовании», которая утратила силу в 2004 г. в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки на региональном уровне.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на пресс-конференции ИТАР-ТАСС 26.02.2014 г. на вопрос о выплатах на обучение детей на семейном образовании ответил: «Это решение, которое регионы принимают самостоятельно. На Федеральном уровне законодательство говорит о том, что в условиях нормативно-подушевого финансирования определенную сумму за каждого ребенка получает именно та образовательная организация, в которой он получает общее образование. Это может быть государственная, муниципальная школа или это может быть негосударственная школа. И если это происходит в семье, то по законодательству эти выплаты должны получать семьи. Но очень важно, чтобы региональное законодательство было приведено в соответствие с этими нормами».
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образованияв соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», а «реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения».
Таким образом, положения Федерального закона определяют равные для всех права и возможности получения дошкольного и всех видов общего образования, что предполагает не только физическую, но и экономическую доступность. Основой обеспечения государственных гарантий получения гражданами качественного образования является его финансовое обеспечение. В этом плане семейное обучение осталось не защищенным, форма семейного образования законодательно закреплена, а все затраты, связанные с этим, целиком несут семьи.
Являясь полноправными гражданами страны, обучая детей, выплачивая налоги, родители, выбравшие семейную форму образования, также имеют полное право на то, чтобы государство вносило вклад в образование не только детей-школьников, но и детей, обучающихся в форме семейного образования.
Учитывая вышеизложенное просим Вас в целях защиты нарушенных прав детей, продекларированных Конституцией РФ, Законом об образовании, Письмом Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г., Конвенциями ООН, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, содействовать организации обязательных выплат денежных компенсаций за обучение детей в форме семейного образования соразмерно нормативному подушевому финансированию общеобразовательных организаций.