Вход

Двигатель

Осторожно! Рыночная экономика!

10 июля 2017 в 13:44 | Алексей Григорьев |Алексей Григорьев | 2489 | 1

Вчера я прочитал статью, которая называется «ГРАЖДАНЕ РОССИИ ПРОСЯТ УБРАТЬ ОТ НИХ «РУКИ РЫНКА» И ВЕРНУТЬ ГОСПЛАН» (http://umerop.ru/граждане-россии-просят-убрать-от-них-р/). В ней, в частности, есть такая фраза: «Но либеральные экономисты, кроме мантр о невидимой руке рынка, ничего сказать не могут, а у нас экономика далеко не продвинулась – так, как наука.» В этой связи я вспомнил свою собственную статью, написанную более года назад, но которая, полагаю, всё ещё остается актуальной. В нашей стране до сих пор наблюдается очевидная неадекватность в понимании некоторых западных моделей со стороны российской элиты. По этой причине я хочу предостеречь ярых сторонников рыночной экономики, от чрезмерного упования на рыночные механизмы и хочу попытаться объяснить, что рынок сам по себе ничего не регулирует. Более того, абсолютно свободный рынок способствует деградации общества и развалу экономики.

В нашей стране уже более четверти века процветает идея «рыночной экономики», т.е. свободных экономических отношений. Похоже она захватила умы большинства населения и уж точно умы всего нынешнего руководства страны. Я, возможно, тоже приветствовал бы такую перспективу развития страны, если бы не понимал, что на самом деле ничего конкретного в этом образе будущего нет. Это совершенно отвлеченное понятие, которое в разных обществах и в головах разных людей воплощается, иногда, в самые безобразные механизмы. Эта ситуация мне напоминает выхолощенные призывы анархистов к какой-то абсолютной свободе любого индивида, независимо от его морально-психологических качеств. По-моему, требовать полной свободы абсолютно для всех и для психически ненормальных, и маньяков и т.п. это совсем не то, что требуется обществу. Похоже, что российская власть и часть либеральной интеллигенции стала жертвой подмены смысла, деформации понятий.

Не знаю в силу каких причин, видимо по недомыслию, приверженцы рыночной экономики не хотят видеть, что практическое воплощение этой довольно древней идеи, зависит от уровня сознания самого общества. Это значит, что под общей вывеской «рыночная экономика» может существовать любая общественно-экономическая формация: ввозить и вывозить товары и капиталы никто никогда тотально не запрещал, ни в рабовладельческом государстве, ни в феодальном, ни в капиталистическом. Возможно потому, что ни одному государству прошлого не было никакого дела до благосостояния всех его граждан. И только при строительстве социализма в СССР задумались над этой проблемой. Лично я уверен, что рыночная экономика в принципе может хорошо работать и при социализме. Весь вопрос в том, что мы понимаем под «рыночной экономикой».

Многие современные экономисты убеждены или делают вид, что убеждены в том, что рыночная экономика саморегулирующаяся. Должен заметить, что рынок, как механизм саморегуляции, это миф, ещё более утопический, чем всеобщий коммунизм. Я мог бы согласиться с этим принципом, если бы все участники рынка действовали совершенно бессознательно, автоматически, как течет вода в сообщающихся сосудах, подчиняясь только законам физики. Но как я уже не раз говорил, реальная экономика это прежде всего проявление сознания людей. Поэтому в теоретическом плане рыночный механизм — это аналог апории Зенона: вроде бы верные рассуждения, но реально полный обман, приводящий к ложным выводам. Свободный рынок - это настолько упрощённая модель, что реально она практически не существует. Чтобы рыночный механизм работал, требуется абсолютно свободное перетекание капитала, абсолютно прозрачная конъюнктура, абсолютно независимые производители, абсолютно достаточные сырьевые и трудовые ресурсы. Это напоминает абсолютную текучесть или абсолютный проводник, которых в реальной жизни просто нет. Но и это ещё не всё и даже не главное, главное высокая нравственность всех участников рынка. Ведь даже при наличии всего перечисленного, увеличение предложения товара не приведёт автоматически к снижению его цены. Это может произойти только под давлением жестких внешних обстоятельств. В качестве примера можно рассмотреть обычный продовольственный рынок, где достаточно пОлно выполняются требуемые условия: в виду незначительных капвложений обеспечивается достаточная мобильность капитала; все товары на виду, значит цены известны, независимые производители — торгуй, кто хочет (ну, предположим, что нет никакой мафии). Но даже в этом уникальном случае мы редко видим снижение цен, но скорее наоборот постоянный их рост. Цены «проседают» только под давлением форс-мажора — в сезон уборки неожиданно большого урожая, когда не хватает ни перерабатывающих мощностей, ни складских помещений. Только тогда продавцы вынуждены снизить цены, чтобы быстро, пока товар не испортился, его продать. Но даже в этом случае снижение цены не будет значительным, а только пропорциональным угрозе потери товара. А затем всё вернется «на круги своя».

Есть и другой аспект данной проблемы: какой производитель товара в современных условиях будет сознательно производить товар в количествах много больше реального спроса и для чего? При современном информационном обмене и проведении простой операции, называемой маркетинг, этого не будет делать никто. Так что увеличение объема производства будет происходить только по дефицитным позициям, а это к снижению цены товара никак не ведёт. А вот обратной ситуацией постарается воспользоваться любой продавец, чтобы «взвинтить» цены при наличии дефицита. А если продавцы не отличаются высокими моральными принципами, они и сами создадут дефицит. Полагаю многие помнят проблемы с хлебом в Ростове-на-Дону или скачок цен на гречневую крупу. В народе — это называется система «ниппель».

Исследую данную проблему, становится понятно, что чем в большем хаосе находится общество, тем более дикие проявления «экономической свободы» всплывают. В конце 20 века российское общество столкнулась не только с давно забытыми в цивилизованных странах образцами «дикого капитализма», такими как отстрел конкурентов, рейдерские захваты, фиктивные банкротства, финансовые пирамиды, тотальный уход от налогов, вывод валюты в офф-шоры, фирмы однодневки, лживая статистика, но и с новыми творениями «свободной» мысли, такими как залоговые аукционы, яд под видом элитных напитков, пальмовое масло вместо молока. Всё это образцы «креативного» мышления людей которые презирают общество и не имеют никаких моральных принципов. И мне в высшей степени удивительно, что со всем этим наша власть предлагает бороться рыночными методами. Довольно странный подход - бороться рыночными методами с криминалом. Хорошо, что не с терроризмом.

Самое главное, как водится, кроется в нюансах. Произошла очевидная деформация понятий. Позаимствовав у Запада термины «свободный рынок», «свободное предпринимательство» российские либералы не озадачились наполнить их реальным российским же содержанием. По-моему очевидно, что главный смысл данного механизма не в том, что всем гражданам предоставляется полная свобода действия, даже в ущерб обществу и государству, а в том, что открывается свобода творчества, свобода предпринимательства. Свободное предпринимательство безусловно необходимо как средство чуткого реагирования на спрос, наполнения рынка потребительскими товарами и постоянного предложения новых товаров. Однако общество должно установить жесткие правила для всех. Если государство самоустраняется от установления правил и жесткого контроля, перекладывая ответственность на плечи самих граждан — это ведет лишь к деградации самого общества и развалу экономики.

Разумеется, к настоящему времени цивилизованное человечество выработало определённые правила поведения, моральные и нравственные нормы, которыми многие руководствуются независимо от внешнего принуждения. Никто не спорит, что в российском обществе есть много людей, кто по собственному убеждению следует высоким нравственным идеалам, но также бесспорно, что общество не состоит только из таких людей, есть и другие, кто соблюдает определенные нравственные нормы исключительно в силу крайней необходимости, а то и вообще на них плюёт. И очевидно, что в условиях «полной экономической свободы» без строгого государственного контроля от «свободной» конкуренции выигрывают как раз те, кто готов легко переступить через любые нормы морали, рамки человечности. Так и произошло в России в 90-е годы. Пока власть самоустранилась, а большинство населения размышляло как правильно переустроить страну, как по-новому организовать свою жизнь, мародёры растащили всё общественное имущество. Так наше общество в один момент раскололось на два полюса: на тех, кто в угоду своей алчности легко переступил через гуманистические принципы, сложившиеся в СССР, и тех, в ком эти принципы оказались сильнее их материального благополучия. Иначе как объяснить, что в одинаково трудных материальных условиях одни стали бандитами, а другие «челноками».

Известно, что человек имеет двойственную природу: с одной стороны это биологический организм, с другой — личность и член общества, со всеми вытекающими из этого обязанностями. Любому живому организму свойственно стремиться к удовлетворению своих потребностей. Любому человеку свойственно стремиться к лучшему и добиваться своих целей. Это очень хорошо, когда люди придумывают новые способы производства, новые механизмы, новые алгоритмы достижения самых разных целей — идет технический прогресс. Но в этом кроется и большая опасность. Без жесткого внешнего или внутреннего контроля некоторые люди для достижения своих целей все ниже опускают нравственную планку своих поступков. Ведь всем совершенно ясно, что в условиях отсутствия четких правил и надёжной правовой защиты в любом конфликте побеждает наиболее сильная, лживая, наглая или циничная сторона. А власть всё ждет, что свободная конкуренция сама по себе станет цивилизованной, не принимая в расчёт, что безнравственные люди не способны создать нравственную экономику. Учитывая реальные условия: неоднородность российского общества и отсутствие отлаженной правовой системы, вызывает недоумение, как можно было предоставлять всем подряд полную экономическую свободу. Вот, предоставили банкам полную свободу, а теперь сами не знаем, как их призвать к порядку. Кроме того апологеты свободного рынка пропагандируют ещё и абсолютную свободу конкуренции, не понимая простой вещи, что в человеческом обществе одни и те же действия в зависимости от конкретной среды могут привести к совершенно разным результатам. Очевидно, что разные последствия будут иметь два очень похожих события: отсутствие судейской коллегии на конкурсе скрипачей и отсутствие наряда полиции при массовой драке. Именно потому, что власть в самое трудное для страны время самоустранилась в России получился исключительно дикий рынок. Получив полную свободу действий многие экономические субъекты озаботились не процветанием своей родины, но лишь собственным благополучием, к сожалению, чаще всего в ущерб обществу. Многие связывают это с утерей нравственности, забвением некоторых основополагающих принципов бытия: не убий, не укради и т. п. Отчасти это так, но библейские принципы — это только малая часть правил, которые должен соблюдать любой экономический агент, чтобы свободный рынок стал не просто свободным — диким, но свободным — цивилизованным. Необходимо совсем другое, новое мировоззрение участников рынка, когда главной задачей становится не собственное обогащение любой ценой, а индивидуальное развитие в интересах общества. И по-моему очень верно в сталинскую эпоху ставились приоритеты в воспитании нового цивилизованного человека, человека - сознательного члена общества, специфической чертой характера которого должен стать коллективизм. «Советский человек не может ставить перед собой жизненно важные цели, которые противопоставлялись бы целям коллектива, советский человек не рассматривает свою личную судьбу, свой личный успех оторванно от судьбы коллектива, от успеха общего, коллективного дела» (См.: Теплов Б.М. Психология. М., 1953. С. 222.) Свободная же конкуренция в современной российской трактовке — это квинтэссенция эгоизма.

Ученые уже давно пришли к выводу, что эволюция современного человека перешла из области биологии в сферу культуры. Т.е. современная эволюция человека связана исключительно с его воспитанием, с усвоением наивысших достижений общественной мысли, мировой культуры. Только воспитание и передовая идеология делают из новорожденного примата настоящего Человека. К сожалению российская власть этого понять никак не хочет. В нашей стране отрицается и воспитание и идеология. «Свободная конкуренция» без воспитания и без контроля возвращает человека в животное состояние. Именно поэтому в современной России следует не пропагандировать свободу рынка, а где только можно предупреждать население об опасности, с ним связанной. Как посетителей зоопарка предупреждают «Осторожно! Дикие животные», так и граждан России следует предупредить «Осторожно! Свободный рынок», имея в виду, что свободные рынки, также как и дикие животные, бывают очень разными. ВСПОМНИ 90-е !

Источник

12345  4.72 / 18 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

1 комментарий

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Лента

Слава и религия бесчестья
Статья| вчера в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| позавчера в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине, если его изберут президентом США?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.