2 июля 1947 года на экраны вышла музыкальная кинокомедия «Весна». Она стала первой лентой с экранной маркой кинокомпании «Мосфильм», её анимационным логотипом — на фоне Спасской башни Кремля, увенчанной рубиновой звездой, — скульптура «Рабочий и колхозница», созданная Верой Игнатьевной Мухиной (1889 — 1953). Монумент украшал павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), затем был установлен близ Северного входа ВСХВ (ВДНХ), недалеко от киностудии.
В 1947 году на VIII Международном фестивале в Венеции лента «Весна» была номинирована на главную награду этого престижного киносмотра — «Золотого льва» — и была отмечена Международной премией за оригинальный сюжет и за режиссуру.
Фильм «Весна» — один из шедевров советского (российского ) кинематографа — в 2017 году отметил своё семидесятилетие, но тем не менее до сих пор любим зрителями и не потерял своей актуальности.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
(Ф.Тютчев, 1829 год).
Что можно рассказывать о фильмах режиссёра Григория Александрова, подарившего нам «Волгу-Волгу», «Весёлых ребят», «Весну», «Встречу на Эльбе»? Они бесценны, поскольку представляют собой новое культурное явление! На сегодняшнее понимание, конечно, наивны, местами не понятны, местами кому-то скучны. Но у них не отнимешь главного — безупречной работы мастера и актёров (об этом читайте нашу статью «Фильм «Волга-Волга — киносимвол эпохи сталинского кино» — http://inance.ru/2017/04/volga-volga/).
В отдельных изданиях, посвящённых кинематографу, наиболее сильным фильмом Александрова считают именно «Весну». Фильм называют предтечей постмодернизма, указывая, что он повлиял на отдельные постановки Феллини, Антониони и Вендерса. Фильм был отмечен призами на Венецианском фестивале 1947 года (Л.Орлова также получила приз), в Локарно, Лейдене и пр. Если предыдущие постановки Александрова были в какой-то мере подражательными Голливуду, то эта — именно авторская.
Этот фильм — классика советского кино. Фильм о молодости, любви, созидании снимался сразу после войны, нёс в себе такой необходимый людям заряд оптимизма! Культовый фильм советской эпохи, прославляющий энтузиастов-строителей нового социалистического общества, передовые идеи мира. Средствами лирической музыкальной кинокомедии утверждалась вера в преимущества нового образа жизни, новой логики поведения, которую тогда называли социалистической.
Весна — это не просто время года, это метафора состояния человеческой души, в которой теплится то самое желанное всеми весеннее настроение. А поскольку смена времён года и долгожданный приход солнечной весны в нашей стране, в силу её климата, ощущаются особенно остро и ярко, что и показано в большинстве советских и российских картин, в том числе и в фильме «Весна».
Песня о весне из этого фильма
«Журчат ручьи, слепят лучи и тает лед и сердце тает. И даже пень в апрельский день берёзкой снова стать мечтает»
одна из самых лучших об этом прекрасном времени года. Можете сравнить с современной песней группы Грибы «Между нами тает лёд…» (хотя это несравнимые песни, слишком велик разрыв смыслов).
В день весеннего равноденствия у древних славян был праздник Комоедица ( теперь называется Масленица). Это праздник весны. День, когда заканчивается зима, и природа начинает оживать. Дата празднования Комоедицы — 21—22 марта — это начало астрономической весны (на Руси до 1492 года март открывал счёт Новому году). В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещённой славянской Комоедицы, при этом оставила главное празднование Весны, не имея силы вступать в противоречия с Традициями Русского Народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния).
По поверьям после зимнего солнцестояния родилось молодое солнце Коляда, и после зимы Солнце подрастает и набирается сил, подходя к новому празднику Комоедица окрепшим Ярилой, который прогонит Зиму и даст начало Весне.
Именно — 21—22 марта является днём Весеннего равноденствия:
«В момент равноденствия центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор».
А так как Солнце располагается на экваторе, поэтому по всей Земле день и ночь равны. Весеннее и осеннее равноденствие являются астрономическим началом времён годов. И с научной точки зрения именно дни равноденствий являются переходными моментами от одного времени года к другому. У нас же Переход от Зимы к Весне и от Осени к Зиме отличаются. 12 месяцев просто разделили поровну между четырьмя временами года, что с научной точки зрения не совсем верно. А наши предки знали законы природы, поэтому придавали, в том числе дню Весеннего равноденствия, особое значение.
А под видом Масленицы после церковной реформы патриарха Никона в XVII веке нам скрытно навязали празднование иудейского «весёлого праздника» Пурима (http://inance.ru/2015/03/purim/), ежегодно напоминающего всем об этом мероприятии иудеев, вырезавших 2400 лет назад персидскую «элиту» (в Библии об этом повествуется в книге Эсфирь).
Поэтому неслучайно фильм назван «Весна» как связь с нашими славянскими корнями, неслучайно в фильме фигурирует Институт Солнца, а тему фильма сами герои определяют как «пробуждение весны в душе человека», а также пробуждение Весны в жизни страны (фильм снят после Победы СССР в Великой Отечественной войне), что согласитесь, очень символично (об этом читайте нашу статью «Символы в системе управления обществом» — http://inance.ru/2016/05/simvol/).
Люди испокон веков воспринимали Весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
У Бориса Пастернака есть стихотворение, написанное в 1944 году:
«Всё нынешней весной особое,
живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
как на душе светло и тихо.
Иначе думается, пишется,
и громкою октавой в хоре
земной могучий голос слышится
освобожденных территорий».
Это вот ощущение открытости будущего, всеобщего воодушевления, которое наступило после окончания войны, оно было свойственно всему обществу, что и нашло отражение в фильме.
Режиссёр Аркадий Громов (роль исполняет Николай Черкасов) для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью учёных — как ему поначалу кажется, «отшельников», отрекшихся от всего земного, — и с этой целью приходит в Институт Солнца. Актриса Вера Шатрова, как близнец, похожа на прототип своей героини, учёной Института, Ирины Никитиной (обе роли играет Любовь Орлова). Благодаря удивительному сходству Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях.
Удивительно хорош в фильме Н.Черкасов. Создавая на экране образ режиссёра, Черкасов отчасти спародировал своего старинного приятеля — создателя легендарного «Броненосца “Потемкин”» Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 — 1948, режиссёра театра и кино, художника, сценариста, теоретика искусства, педагога).
Сюжет фильма, конечно, выглядит достаточно наивно для современного зрителя из-за своей неправдоподобности. Казалось бы, картина давно прошла пик своей славы и должна была предаться забвению. Однако даже для современного, непросвещённого зрителя, есть в ней что-то, заставляющее обратить своё внимание на фильм и даже полюбить.
Этим «что-то» является самое обыкновенное чудо. Именно им наполнен этот фильм. Чудо — ирония судьбы, свершившаяся с двумя, как капли похожими внешне, но столь различными внутри женщинами. Чудо — юмор, наполняющий эту весну (одни сцены с Раневской чего стоят). Чудо — создание фильма, секрет которого раскрывается в последних кадрах. Чудо — милая песенка «Журчат ручьи…» — тёплая, светлая, лёгкая и беззаботно счастливая. Чудо, в конечном счёте, Любовь Орлова, естественно, сыгравшая феерично — у многих даже появились сомнения на счёт того, один ли это человек играет двух героинь или же это просто актёры-близнецы.
Она играла роль профессора Никитиной — сухаря, в строгом жакете с квадратными плечами, которая носит шляпу, носит роговые очки, поглощена только наукой, и она же играла легкомысленную актрису оперетты Шатрову — существо воздушное, платье в мелкий цветочек, разлетающиеся складки платья, из которых появлялось это самое поющее, порхающее, щебечущее Чудо. Это был наглядный, ясный, пластический контраст: сухарь в строгом жакете и этакая боттичеллевская Весна в развевающихся одеяниях. История беллетристики, история комической культуры знает немало примеров произведений с двойниками.
Александров, не открывая ничего нового, взял этот приём, и две героини блистательно появлялись в чуждых, казалось бы, им ипостасях: профессорша появлялась на киностудии, принимаемая за очаровательную актрису, тогда как актриса появлялась на учёном собрании и там распевала песни о любви, о цветении и пробуждала самые нежные чувства в сердцах суровых академиков.
И Чудо — как мудро и тонко Г.Александров, вроде бы в музыкальной лирической комедии, показал, что СССР, несмотря на послевоенную разруху и угрозу Запада в виде атомного оружия и «холодной войны», не собирается на это смотреть «сквозь пальцы», что и ей по силам создать аналогичное оружие, которое будет стоять на страже её государственности.
Снимали фильм в то время, когда страна ещё не оправилась от последствий войны: в Москве чернели обгоревшие здания, разрушенные вокзалы, ещё не отменена была карточная система. Даже сами съёмки «Весны» пришлось проводить в павильонах киностудии в Праге, так как «Мосфильм» ещё не был восстановлен к тому моменту. И мир, который удалось создать Александрову в «Весне», не лишён этих примет времени, как и деталей, которые указывают на то, что действие происходит в послевоенном Советском Союзе. Опыты Никитиной, к примеру, только с одной стороны можно считать фантастическими. С другой, работа с солнечной энергией — явный ответ на американские атомные испытания. Недаром звучит в фильме диалог:
— И так будет со всяким, кто вздумает шутить с ядерной энергией!
— Не с ядерной, с солнечной!
Неслучайно профессию «синего чулка» Никитиной — директор Института солнечной энергии — придумал консультант картины академик Петр Капица, лауреат Нобелевской премии, основатель Института физических проблем.
За солнечной в фильме угадывалась атомная энергия. Чтобы понять и осмыслить появление этого фильма, необходимо понимание мировой политики тех лет.
К началу года в США уже 13 атомных бомб, в СССР пока ни одной.
17-го апреля 1947 на встрече с военными и учёными Сталин требует создания трансатлантических ракет, которые смогли бы стать, как он выражается, «смирительной рубашкой для Трумэна».
Американский самолёт впервые берёт сверхзвуковой барьер.
3 мая того же года на встрече с писателями Сталин выдвигает идею создания «Литературной газеты» и заявляет, что у научной интеллигенции недостаточно воспитано чувство советского патриотизма:
«У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой, перед иностранцами-засранцами».
Правда эти слова актуальны и поныне?
2 июля 1947 года Сталин отвергает «План Маршалла» для Советского Союза (о нём читайте http://inance.ru/2016/04/plan-marshall-01/).
Москва празднует своё 800-летие.
6 ноября 1947 года Молотов заявляет, что секрета американской атомной бомбы больше не существует.
С Казанского вокзала столицы на построенный секретный атомный завод Челябинск-40 отправляется поезд с командой и материалами для запуска первого советского реактора.
18 декабря в НИИ-9 получен первый миллиграмм советского плутония.
5 марта 1946 года — Черчилл произносит речь в Фултоне (США), ознаменовав тем самым начало «холодной войны».
Появляется «доктрина сдерживания» — доктрина Трумэна
В сентябре 1946 года прошло чуть более года с того момента, как США применили атомную бомбу в Хиросиме и Нагасаки. Начинается ядерный шантаж Советского Союза со стороны Вашингтона. Ещё на встрече союзников летом 1945 года в Потсдаме, то есть ДО применения атомного оружия, президент США Трумэн, как бы невзначай сказал Сталину, что у США есть новое оружие страшной разрушительной силы. Черчилль в мемуарах пишет, что подойдя к Трумэну, он спросил его о реакции главы СССР на эти слова. Президент США ответил, что, похоже, Сталин не понял о чём идет речь, так как реакции не было никакой. На самом деле выйдя из зала заседаний, Сталин попросил немедленно связать его с Курчатовым…
Атомные удары США по Японии были демонстрацией силы и возможностей. Только не перед Японией, а перед СССР. Сталин на ядерный шантаж не поддался — Советский Союз форсировал создание своей «бомбы», которая появилась у нас в 1949 году. Руководил работами по проекту Лаврентий Павлович Берия (об этом читайте http://inance.ru/2014/08/atom-berii/).
Вот про такой Институт и рассказывается в фильме.
Реальность фильмов Григория Александрова всегда испытывала влечение к театрализации, с одной стороны, к жанровому разнообразию — с другой. Музыкальная комедия и мелодрама стремились ужиться под одной крышей. Героями таких фильмов могли стать только музыкально одарённые актёры, либо актёры характерные, комические. Первые были талантливыми певцами, музыкантами, циркачами, вторые — их оппонентами просто по той причине, что не могли оценить чужой талант, но всегда стремились примазаться к чужой славе.
В послевоенной картине «Весна» режиссёр сохраняет исходную условность — делает фильм о кино, о съёмках, о жизни киностудии. Он и усугубляет исходную условность, избрав сюжет двойников: профессор Никитина работает над проблемой использования солнечной энергии, актриса оперетты хочет стать киноактрисой, получить главную роль в новой постановке известного кинорежиссёра. Волею обстоятельств две героини (обе роли сыграла Л. Орлова) вынуждены поменяться местами, оказываются в непривычной ситуации, влезают в чужую шкуру, чтобы не испортить задуманную игру, не навредить ближнему, сдержать данное слово (мотивация — отличная от нынешней, западной). Подмена оказывается благотворной: синий чулок — Никитина — становится женственнее, дружелюбнее, легкомысленная Шатрова — серьёзнее и умнее.
Действие фильма развёртывается в двух основных декорационных комплексах — в научном центре, где священнодействуют люди в белых халатах, и в павильонах, гримерных киностудии, где можно запросто встретить двух Гоголей и разрешить их спор, где снимается нечто патетическое оперно-балетное во славу Москвы, где актёры преображаются в исторических персонажей или в идеальных персонажей своего времени. И в том, и в другом комплексе главное — Свет: Свет Солнца или юпитеров, под лучами которых мир становится прекраснее. Отсюда — гимническая, патетическая интонация фильма. Животворной стихией, поддерживающей бутафорски-пафосный стиль, становится комедийное, водевильное, характерное. Здесь приют наивных чудаков и хамоватых рвачей, здесь правят законы курьёза и недоразумений. Здесь правят бал Фаина Раневская и Ростислав Плятт, поведение которых стало нарицательным, а фразы их персонажей ушли в народ и вошли в язык.
Скрепляющим раствором фильма стала музыка Исаака Дунаевского, мелодический дар которого превращал торжественное, патетическое в понятное всем и каждому, а в весёлом, шутливом, песенном мелосе открывал то, что может служить человеку каждый день его трудной жизни.
Заметки на полях
Ирина Петровна Никитина имеет реально существовавший прототип — это доктор химических наук Зинаида Васильевна Ершова (1904 — 1995).
Мелодия написанного Борисом Алексеевичем Прозоровским (1891 — 1937) романса «Бархатом синим» из фильма «Весна» с 1951 по 1991 год использовалась для музыкального оформления заставок Центрального телевидения СССР.
Вокальные партии в фильме исполнили Любовь Орлова (песня «Журчат ручьи», музыка Исаака Осиповича Дунаевского (1900 — 1955), слова Михаила Давыдовича Вольпина (1902 — 1988), Татьяна Евгеньевна Лаврова (1938 — 2007) («Заздравная», И. Дунаевский — Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898 — 1949) и Красовицкая Вера Израилевна (1913 — 1982) («Лунное томление», И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач). Но самая популярная, запоминающаяся песня из фильма «Весна», конечно, «Журчат ручьи».
За комедийную часть в этом мелодраматической истории отвечает в основном героиня Фаины Раневской, экономка Никитиной по имени Маргарита Львовна. Именно она произносит большинство фраз, ставших впоследствии крылатыми, например
«Красота — это страшная сила!».
По сценарию Маргарите Львовне — героине Раневской — отводился один эпизод: она подавала завтрак своей знаменитой племяннице. Но режиссёр, приглашая актрису на съёмки, сказал ей:
«Можете сделать себе роль».
И она сделала. Наибольшее восхищение публики вызывали сцены Раневской с Пляттом, особенно знаменитый кульбит на лестнице, а также фразы Маргариты Львовны:
«Я возьму с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе!», разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович…»
Кстати, этот текст придумала сама Фаина Георгиевна.
А вот знаменитая фраза «Красота — это страшная сила», которую считают чуть ли не главным афоризмом Раневской, ей как раз не принадлежит. Эти слова ещё в 1883 году написал поэт Семен Надсон в стихотворении «Дурнушка»:
«Бедный ребёнок — она некрасива!
То-то и в школе, и дома она
Так несмела, так всегда молчалива,
Так не по-детски тиха и грустна.
Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила, —
Не наделила одним — красотой…
Ах, красота — это страшная сила…»
Другую классическую реплику произносит в картине завхоз института Солнца Бубенцов (Ростислав Плятт):
«Где бы ни работать, только бы не работать!»
И ещё одна:
«Пифагоровы штаны на все стороны равны».
Рина Зеленая буквально уговорила Григория Александрова отдать ей мужскую роль гримёра в комедии «Весна», актриса переписала её на женскую, нужно ли говорить, что это одна из ярких и любимых зрителями ролей в фильме. Именно Зелёная экспромтом выдала уморную фразу:
«Такие губы сейчас не носят».
— Жилплощадь!
— Что? Что вы сказали?
— Ну, что-что, я хотел сказать: глазки, ясно?
Не правда ли, что мы часто их слышим? Такова Великая сила Искусства!
Как случилось, что фильм нёс такое легкокрылое, в общем-то, настроение, а получился прообраз будущей эпохи? Александров чутко слушал своё время, и когда закончилась война, он почувствовал, он поверил в то, что настало время духовного роста человека. Вернулись времена «холодной войны», экран стал мрачен, появились колоссы, типа «Падение Берлина», появились в большом количестве фильмы антиамериканской направленности и фильмы, разоблачающие космополитов, а у народа была надежда на скорое весеннее обновление общества. И фильм Александрова «Весна» появился в тот самый просвет, показав, запрос на какие надежды были в обществе. И о том, что вода текла подо льдом, и что люди изменились — было сказано.
Александров бессознательно (читайте нашу статью «Матричное управление..» — http://inance.ru/2015/09/matrix/) уловил некое «дуновение» времени, ибо отгрохотала война, под руинами погибла гитлеровская машина, а с ней и ярость, ненависть к врагу, и возникла потребность возврата к норме, к человеческой ценности, к человеку как таковому. И подсознательно в фильме «Весна» и зафиксирован этот самый процесс, когда высшим достижением является Человек.
Весна… до краёв, до последних кадров. Ей наполнено всё, и всё ей дышит. Именно то, чего так не хватает порой сейчас… Спасибо за надежду и лёгкость, за интерес и яркость (и это при чёрно-белой картинке!).
Мы уверены, Весна имеет место в душе каждого человека. Весна как фильм, весна как ожидание, весна как жизнь.
«…И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе… (А.Н.Плещеев, 1872)»
Фильм вечно молодой, как сама весна, радостный, весёлый, торжественный, жизнеутверждающий — такое множество прилагательных о нём говорить до бесконечности, но нужно вовремя поставить точку.
Рекомендуем посмотреть кинокомедию «Весна» — и уверяем Вас, что никакая депрессия Вам не страшна, и настроение хорошее будет на все времена, стоит только лишь вспомнить фильм.