«Каждая авария имеет фамилию, имя и отчество»
Лазарь Моисеевич Каганович
Ежегодно 9 декабря по инициативе Организации Объединенных Наций отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption).
В этот день, 9 декабря 2003 года, в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства‑члены проводить политику противодействия коррупции, одобрять соответствующие законы и учреждать специальные органы для борьбы с этим явлением.
Рассмотрению этого явления мы и посвещаяем нашу статью.
Согласно Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999), коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп, а также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования. Кроме того, к коррупционным явлениям относится и непотизм (кумовство, семейственность).
Коррупция является сложным социальным, политическим и экономическим явлением, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны. Она разрушает демократические институты, замедляет экономическое развитие и подрывает государственные устои. Коррупция поражает основу демократических институтов через искажение избирательных процессов, извращение принципа верховенства закона и создание бюрократических барьеров, единственный смысл которых — это вымогательство взяток.
По словам исполнительного директора Управления по наркотикам и преступности ООН Юрия Федотова, ежегодно в мире люди тратят на взятки в общей сложности один триллион долларов. Эта цифра сопоставима с ВВП крупной страны.
Конвенция вступила в силу в декабре 2005 года после её ратификации 30 странами. Россия ратифицировала в марте 2006 года, НО за исключением 20-й статьи. А именно в ней вводятся понятие «незаконное обогащение» и уголовная ответственность за него. Включая конфискацию имущества, причём не только у коррупционера, но и у его ближайших родственников.
Несомненно, самого невероятного уровня коррупция в России достигла в 90-е гг. С распадом СССР коррупция мутировала в полуоткрытый грабёж. Деградация и ослабление государства, дырявая законодательная база, падение моральных принципов способствовали всплеску коррупции. «Лихие девяностые» стали периодом незаконного обогащения для многих нечистых на руку представителей власти, предпринимателей и просто бандитов. Многими общественными деятелями, экономистами, политиками степень поражения госаппарата коррупцией оценивалась как тотальная.
Бизнес уходил от налогов благодаря большому количеству лазеек в законах и бездействию правоохранительных органов в этой сфере. Нормализации налогового законодательства препятствовали многочисленные лоббисты от олигархических структур. Это было одной из причин того, что доходы госбюджета были мизерными, соответственно нищенскими были пенсии, зарплаты бюджетников, сотрудников госпредприятий и чиновников.
Низкие зарплаты в государственной сфере в свою очередь способствовали ещё большему разрастанию коррупции. Многие честные чиновники уходили в частный сектор, где зачастую уровень оплаты труда был намного больше, а их место занимали те, кто пришёл на госслужбу «зарабатывать» на получении взяток.
Но это лишь следствия. А в чем же причины? И где истоки этой холеры, ставшей безусловным социальным злом?
«Великим Комбинатором» различных сценариев по выводу денег из России в офшоры (в основном швейцарские), стал небезызвестный Б. Березовский. Именно он, бывший математик, «серый кардинал» ельцинской России в 90-х гг., при полном отсутствии национальных интересов сформировал власть коррупции. Имя этого человека — впервые придумавшего как приватизировать без покупки у государства — навсегда будет связано для россиян с хищением денег «АвтоВАЗа» и «Аэрофлота», сомнительными контактами с чеченскими сепаратистами и влиянием на политику Кремля при Президенте Ельцине.
Только при Березовском все вчерашние спекулянты — сегодняшние олигархи — сумели выйти на тот уровень, на котором непосредственно они — его «ученики» — определяли, что можно закону, а что нет.
Итог жизни этого «Великого комбинатора» — смерть. А (многие факты указывают на данную версию) точнее — заказное политическое убийство.
Но налаженное дело живет и сегодня. Продуманные схемы плотно сидят в головах менеджеров российских коммерческих фирм и представителей госвласти.
Один из наиболее распространенных видов коррупционных преступлений — это практическое применение закона, с учетом интересов конкретных лиц, а не с учётом требований того самого закона.
А учитывая:
озвученные далее обстоятельства видятся ещё более вопиющими, так как речь идёт о реальном секторе экономике, причем в масштабах целого региона, если не Федерального округа.
Мы решили вкратце напомнить о самых резонансных (с нашей точки зрения) коррупционных скандалах в российских регионах, которые расследовались за последние несколько лет.
В 2011 году сложилась сложная ситуация на Динском сахарном заводе, являющимся градообразующим предприятием района. Доведенный до отчаяния коллектив предприятия вышел перекрывать федеральную трассу М4, из-за невыплаты заработной платы и повального увольнения сотрудников. В данную ситуацию вмешался лично губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев и предложил ООО «Кубанский сахар» в лице Олега Санзяпова стать инвестором — взять данный завод в управление на основании договора аренды. Предыдущим арендатором Динского сахарного завода, доведшего предприятие до критического состояния, был Концерн «Покровский», который неожиданно для всех в начале лета 2011 года отказался от дальнейшего финансирования заводов. Динской завод был не единственным проблемным на Кубани: в общей сложности Олегом Санзяповым была инвестирована в сахарные заводы Краснодарского края сумма порядка одного миллиарда рублей!!!
В конце мая 2012 года руководитель ООО «Кубанский сахар» Санзяпов Олег, встретился с Коравайко Андреем — председателем совета директоров «Концерна «Покровский». Каравайко стал обвинять Санзяпова в том, что последний взял в управление сахарные заводы, тем самым влез в сферу интересов концерна. При этом выдвинул требования Санзяпову: ООО «Кубанский сахар» обязано незамедлительно расторгнуть все договора аренды с сахарными заводами и на безвозмездной основе передать Концерну свои активы на общую сумму более 200 млн. рублей. В случае несогласия добровольно выполнить требования, пообещал Санзяпову сделать это другим способом, сославшись на обширные связи в правоохранительных органах Краснодарского края. Кроме того, Каравайко высказывал в адрес Санзяпову угрозы жизни и здоровью. На Санзяпова и его окружение, как из рога изобилия, посыпались сфабрикованные уголовные дела.
И лишь благодаря пристальному вниманию к данной проблеме журналистского сообщества, Общественной Палаты Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации — творящийся, мягко говоря, беспредел в некоторых кабинетах краснодарских правоохранителей не остался незамеченным. В частности на свободу стали выходить сотрудники Санзяпова, попавшие под жернова рейдерских махинаций Концерна «Покровский». Однако окончательное торжество справедливости еще впереди и для него надо немало потрудиться.
В ходе расследования в 2012 году проведены 18 обысков в коттеджах бывших высших чиновников Минобороны. Были выявлены миллиардные хищения, более 100 эпизодов занижения стоимости имущества Минобороны! Отстранён от должности министр обороны Анатолий Сердюков. В отношении его подчиненной Евгении Васильевой заведено уголовное дело. Сам Сердюков признан потерпевшим (при этом тайно получил госнаграду). 4 октября 2013 года Васильевой было предъявлено обвинение в окончательной редакции. А это — 12 эпизодов, по четырём статьям — мошенничество, легализация преступных средств, превышение и злоупотребление должностными полномочиями, общий ущерб по которым более трех млрд. рублей. По совокупности Васильевой грозит до 12 лет лишения свободы. Но она по-прежнему находится под домашним арестом, где из коррумпированной чиновницы превращается в гламурную блондинку.
В июле 2013 года на девять с половиной лет колонии строгого режима был осужден бывший губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. Суд признал экс-губернатора и его бывшего подчинённого Виктора Волкова виновными в получении взятки в особо крупном размере.
Суд установил, что в ноябре 2010 года тогдашний директор департамента имущественных и земельных отношений области Виктор Волков, сговорившись с губернатором Дудкой, через посредника получил от представителя ЗАО «Корпорация «ГРИНН» взятку в 40 млн. рублей. В эту сумму чиновники оценили предоставление корпорации земельного участка в Туле в аренду на три года для строительства гипермаркета.
В апреле 2013 года уголовное дело было возбуждено в отношении первого замгубернатора Новгородской области Арнольда Шалмуева. Ему инкриминировалось участие в деле о хищении 500 миллионов рублей, выделенных в 2011-2012 годах на ремонт дорог. Воровал, конечно, не он один.
По данным Следственного комитета РФ, помимо Шалмуева уголовному преследованию подверглись депутаты Боровичского и Чудовского районного советов Анатолий Петров и Николай Закалдаев, замдиректора «Новгородавтодора» Георгий Вишняков и иные лица.
По версии МВД, в 2011 году деньги на ремонт дорог похищались через ООО «Магистраль» и ряд фирм-однодневок. В 2012 году конкурс на ремонт дорог выиграл независимый предприниматель. Однако члены группы под названием «банда Кравченко» оказали на него давление, и он отказался от ремонта. После этого конкурс выиграла фирма «Вече», нанявшая 12 субподрядчиков. У них члены «банды Кравченко» вымогали откаты. Большая часть денег уходила высокопоставленным чиновникам, а остатки делились между рядовыми участниками вымогательства.
В сентябре 2013 года Центральный районный суд Тулы вынес обвинительный приговор бывшему директору Департамента здравоохранения Тульской области 53-летнему Евгению Юдину. Суд признал его виновным в хищениях и растратах в особо крупном размере.
Суд установил, что при заключении 11 апреля 2008 года государственного контракта с ООО «БИМК-Кардио-Волга» на поставку в Тульскую областную больницу 64-срезового томографа «Brilliance CT 64 slice», Юдин умышленно завысил начальную цену контракта. В результате томограф был приобретён по цене, превышающей его фактическую стоимость почти на 3,5 млн. рублей.
Приговором суда Юдину назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 500 тыс. рублей, без ограничения свободы. Суд также лишил Юдина права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях на срок 3 года.
В 2013 году продолжалось расследование дела сбежавшего во Францию бывшего первого заместителя председателя правительства Московской области — министра финансов Алексея Кузнецова, которому вменяется хищение государственных средств в особо крупном размере.
По версии следствия, Кузнецов с подельниками, в том числе и со своей супругой гражданкой США Жанной Буллох, захватили несколько промышленных предприятий, крупных земельных участков и других объектов недвижимости в Подмосковье. В 2006—2007 годах они купили два отеля во французском Куршевеле и сеть ресторанов в Лондоне. В июле 2008 г. он уволился с должности и уехал из России. По неофициальным данным, Кузнецов эмигрировал в США, где у него на тот момент находилась семья. Позднее выяснилось, что он имел двойное гражданство — РФ и США, что запрещено законом о государственной службе.
Общий ущерб, нанесённый четой Кузнецовых Московской области, следствие оценивает приблизительно в 27 млрд. рублей. При этом почти 11 млрд. рублей Кузнецов похитил и легализовал через хорошо отлаженную схему подставных фирм и кампаний, и перевёл во Францию.
По запросу России и Интерпола бывшего министра задержали в Сан-Тропе на Лазурном берегу. 16 января 2014 года суд французского города Экс-ан-Прованс постановил экстрадировать беглого министра в Россию. Однако 9 апреля Кассационный суд Франции направил постановление об экстрадиции экс-чиновника на пересмотр в апелляционный суд г. Лиона. 18 сентября 2014 г. на слушаниях по делу в лионском Апелляционном суде прокуратура города поддержала запрос РФ об экстрадиции экс-министра финансов Подмосковья.
Одним из самых громких уголовных дел в сфере борьбы с коррупцией в 2014 году стал арест руководителя Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Дениса Сугробова. Генерал и другие сотрудники ГУЭБиПК являются фигурантами уголовного дела о превышении должностных полномочий, создании преступного сообщества и провокации взятки. По данным следствия, оперативники и руководители главка пытались подставить сотрудника ФСБ — планировали выдать себя за бизнесменов и предложить «взять их под крышу» за $10 тыс. в месяц. В июне 2014 года погиб заместитель Сугробова Колесников. Находясь в СИЗО, Колесников, при пока не выясненных обстоятельствах, получил перелом лобной и теменной костей свода черепа, а после этого выпал с балкона Следственного комитета и разбился насмерть.
Однако существует мнение, что первопричина этого дела межведомственная борьба с шестым отделом ФСБ. МВД залезло, куда раньше не залезало — в миллиардную теневую экономику банковской сферы, а здесь всегда боролась служба экономической безопасности ФСБ РФ. Говорят, что бесконтрольность работы Главка Сугробова навредила многим, а дальнейшая активизация могла «вскрыть, чего нельзя вскрывать», и усилить положение МВД на арене правоохранителей.
«Дыма без огня не бывает», или же в истории гуэбовцев всё не так просто — вопрос открытый…
И это лишь самые крупные скандалы, получившие наиболее широкую огласку в СМИ. Бытовая же коррупция носит просто запредельный характер и, по сути дела, представляет угрозу для общества в целом.
Буквально на днях, 3 декабря 2014 года, Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции.
Как и прежде, страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий. Первые три места в общем рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно).
В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.
Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК).
Увидеть картину целиком вряд ли представляется возможным, но о многом можно судить по её частям. Еще в 2010 году, например, тогда президент Дмитрий Медведев заявил на совещании по исполнению поручений главы государства, что в ходе госзакупок ежегодно расхищается не менее 1 трлн. руб., или около 10% выделенных средств!!!!
Неумение формировать бюджет страны и управлять бюджетным финансированием — одна из ключевых причин коррупции в РФ. Вследствие этого на всех уровнях «вертикали власти» должностные лица сталкиваются с необходимостью финансировать те или иные мероприятия (как запланированные, так и необходимость в проведении которых возникает внезапно), на которые бюджетные средства либо не выделены, либо урезаны, либо их приход катастрофически запаздывает. Безальтернативная необходимость проведения такого рода мероприятий и их финансирования является стимулом к «нецелевому использованию бюджетных средств», а также к финансированию их за счёт коррупции.
О том, что за год в России разворовывается половина бюджета страны, неоднократно заявлял сам Генеральный прокурор Юрий Чайка. Его заместитель вел речь о сумме, соразмерной с годовым бюджетом. Механизмы, позволяющие это делать, самые разные. Баснословные суммы расхищаются на строительстве дорог, в этой сфере все строится на «откатах». Взять хотя бы какие-то целевые программы, когда средства выделяются на строительство школ или других социально значимых объектов. Ведь реальное расходование средств никто не контролирует… А смету на строительство можно составить любую.
В 2013 году Счетная палата провела плановую «Проверку эффективности мер по обеспечению закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд по контрактам на сумму свыше 1 млрд. руб., подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета».
Выяснилось, что 70% контрактов (в количественном и стоимостном выражении) заключается и реализуется по «серым» схемам.
Да. Есть Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции — важнейший орган, образованный в целях обеспечения условий для реализации антикоррупционной политики на территории Российской федерации, координирующий работу по созданию целостной антикоррупционной системы по всей стране, а также по устранению причин, порождающих мздоимство и взяточничество.
Состав представлен 24 должностными лицами органов государственной власти и 5 лицами негосударственного сектора, из них — 2 представителями Общественной Палаты РФ и 3 представителями научного сообщества.
В 2013 году в администрации президента создали антикоррупционное управление под руководством Олега Плохого. Однако о конкретных громких расследованиях управления пока неизвестно. Судя по информации в СМИ, до сих пор управление занималось консультационной деятельностью.
В конце ноября 2014 года президент Владимир Путин внёс в Думу закон об исправительных работах за незначительные коррупционные преступления. В текущем варианте закона предусмотрено наказание за коррупцию только в виде штрафа или лишения свободы, если преступник не может заплатить штраф.
Помимо введения исправительных работ предлагается снизить минимальную кратность штрафа за взятки и ввести штраф в фиксированном размере с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет. Кроме того, законопроект предусматривает введение в УПК возможность ареста имущества подозреваемого или обвиняемого в случае, если коррупционер не сможет заплатить штраф.
Да. После громкого дела главы Минобороны Анатолия Сердюкова о хищениях в «Рособоронсервисе» в 2012 году российские власти снова объявили крестовый поход против коррупции. Эта тема неоднократно стала звучать в речах президента и высокопоставленных чиновников. Впрочем, высокое положение, похоже, страхует от многих рисков. По коррупционным делам о миллиардных хищениях арестов избежали экс-директор ФСИН Александр Реймер, глава Минсельхоза Елена Скрынник, затих и процесс «Рособоронсервиса».
Особенно анализируя последний яркий пример «Оборонсервиса», понимаешь — насколько неэффективна действующая нормативно-правовая база.
Без сомнения, для решения проблемы низовой коррупции крайне важным фактором является социальное стимулирование (кстати, не только высокий уровень заработной платны, но и весьма достойный уровень пенсии и дополнительного социального пакета). Но на других коррупционных уровнях управления эта мера теряет смысл. На сегодняшний момент определённые чиновники даже на региональном уровне могут в короткие сроки стать долларовыми миллиардерами.
Поэтому наказания необходимо ужесточать. Ввести конфискацию имущества, запрет пожизненно занимать должности в органах государственной власти, длительные уголовные сроки без возможности условно-досрочного освобождения и амнистии, если коррупционер не возместит причиненного ущерба.
Принципиальный вопрос — это и ратификация ранее упоминавшейся 20-й статьи Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.
Да. СМИ информируют общество о чиновниках-коррупционерах. Да происходят задержания и заводятся уголовные дела.
Но коррупция никуда не исчезает. А темпы её роста потрясают! Так председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов заявил, что объем российского рынка коррупции составляет порядка 300 млрд долл. в год. А в 2003 году, когда только подписывали Конвенцию, годовой оборот рынка бытовой коррупции в России составлял около 3 млрд. долларов.
Коррупция была и остаётся одним из главных отрицательных факторов общественного развития в России. Она приобрела системный характер, при котором даже ключевые стратегические государственные решения порой принимаются с очевидным учетом коррупционных интересов.
Так может быть «собака зарыта» глубже?
Мы попытаемся ответить на извечный вопрос — Что делать?
Мы убеждены, что одним из генераторов коррупции в России является ст. 13.2 конституции 1993 г., которая гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это положение влечёт за собой крайне отрицательные последствия, только одним из которых является коррупция.
Предположим, что глава государства или парламент провозглашают определённые цели политики, описывают пути и средства их достижения. После этого глава государства и глава правительства, а также прокуратура и прочие контрольные органы начинают требовать от должностных лиц в государственном аппарате на всей территории страны на всех уровнях «вертикали власти», чтобы их деятельность соответствовала провозглашённым целям, путям и средствам их достижения. А если кто-то из чиновников саботирует провозглашённую политику или, злоупотребляя властью, дискредитирует её в обществе, то он подвергается тем или иным репрессиям в соответствии с действующим законодательством (от «постановки на вид» и предложения действовать в русле провозглашённой политики до осуждения по обвинению в измене Родине — в зависимости от того, что он совершил или не совершил).
Описанное выше —
Ст. 13.2 — один из многих генераторов продажности должностных лиц государства, и это — основа коррупции. Идеи движут деньгами. Это соотношение реализуется в ряде случаев через принцип «кто деньги платит — тот и музыку заказывает», полностью справедливый в отношении манипулирования безыдейной толпой, всегда готовой к продажности. Поэтому:
И для должностных лиц государства в их массе в этом случае готовность продаться — поведенческая норма, и вопрос только в том, какова вероятность безнаказанности за продажность.
Поскольку в безыдейном обществе готовность продаться распространяется по всей иерархии государственной власти с молниеносной быстротой, то безнаказанность обеспечивается с высочайшей вероятностью, если:
Вот именно такой режим функционирования государственного аппарата и проистекает БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНО из ст. 13.2 действующей ныне конституции РФ. Она один из генераторов его воспроизводства и соответственно — «дегенератор» мощи государства и авторитета государственной власти.
Соответственно: искоренение коррупции требует, чтобы люди стали носителями великой Идеи, сплачивающей всё общество, за которую не было бы стыдно и за торжество которой можно было бы отдать жизнь. Понятно, что это — не идея «построить общество потребления» и догнать и перегнать в потреблятстве США и Евросоюз.
Свой вклад в воспроизводство коррупции вносит и система образования, построенная либералами в 1990 е гг., точнее — её образовательные стандарты в области социологии, экономики, государственного и муниципального управления, теории государства и права, юриспруденции и содержание (точнее бессодержательность) построенных в соответствии с образовательными стандартами учебных курсов.
Уверены — политика государства должна опираться на объективные закономерности, которым подчинено как развитие человеческого общества, так и деградация.
Их можно разделить на шесть категорий. В каждой из них закономерности оказывают то или иное воздействие друг на друга, а также — и на закономерности других категорий, поскольку Мир един и целостен:
1. Человечество — часть биосферы, и существуют объективные закономерности, регулирующие взаимодействие биосферы и Космоса, формирование биоценозов и взаимодействие биологических видов в пределах биосферы.
2. Человечество — специфический биологический вид, и существуют специфические биологические (физиологические и психологические) видовые закономерности, регулирующие его жизнь.
3. Существуют нравственно-этические (ноосферные, эгрегориальные и религиозные) закономерности, регулирующие взаимоотношения обладателей разума и воли. И отступничество от праведности — главная нравственно-мировоззренческая причина биосферно-социального экологического кризиса.
4. Культура, которую генетически предопределённо несёт человечество, вариативна, и существуют социокультурные закономерности, следование которым гарантирует устойчивость общества в преемственности поколений, а их нарушение способно привести к его исчезновению в течение жизни нескольких поколений под воздействием деградационных процессов.
5. Исторически сложившаяся культура всех обществ нынешней глобальной цивилизации такова, что мы вынуждены защищаться от природной среды техносферой. Техносфера воспроизводится и развивается в ходе хозяйственной и финансовой деятельности, и существуют финансово-экономические закономерности, предопределяющие как развитие общественно-экономических формаций, так и их деградацию и крах.
6. Всё это в совокупности может приводить к конфликтам интересов и конфликтам разных видов деятельности, разрешением которых необходимо управлять. И существуют объективные закономерности управления, единые для всех процессов управления, будь то езда малыша на трёхколёсном велосипеде либо комплексный проект, осуществляемый несколькими государствами на принципах частно-государственного партнёрства.
Что можно узнать из обязательных для изучения в школах и вузах России и зарубежья курсов социологии, политологии, юриспруденции, экономики, предназначенных для подготовки специалистов управленческого профиля для работы в государственном аппарате и в бизнесе? — НИЧЕГО.
Спрашивается: Кто из депутатов разных уровней и сенаторов в состоянии рассказать о них и о том, как с ними согласуются разрабатываемые законопроекты и утверждённые законы?
Ответ на этот вопрос печальный: Никто.
А реально дело будет обстоять ещё хуже: Они даже не поймут, о чём их спрашивают. «Элита»… — как бы это выразить «по-политкорректнее». Соответственно никто из них не сможет ответить и на альтернативный вопрос: Как эти закономерности попираются в законопроектах и принятых законах?
Ради Справедливости заметим: эта проблематика вообще вне обсуждения в реальной политике, в обществоведческой науке, в учебных курсах школ и вузов, публицистике.
«Образование» на основе такой «науки» является государственно узаконенным фальсификатом образования и представляет собой одну из предпосылок к коррупции и прочим злоупотреблениям властью.
Дело в том, что:
Соответственно: искоренение коррупции требует ликвидации системы образования, обслуживающей либерально-буржуазную модель, и замещение её системой образования, дающей ВСЕМ адекватные представления об объективных закономерностях бытия человеческого общества, на основе которых может быть построена политика устойчивого и безопасного развития в преемственности поколений.
Ещё один генератор коррупции — конфликт государственной власти и бизнес-власти, иначе говоря, — так называемый конфликт гражданского общества и государства.
Не секрет, что «элитаризовавшиеся» государственная и бизнес-власть в России (как и в других толпо-«элитарных» культурах) расценивает население исключительно как природные ресурсы, стоящие вне какой бы то ни было корпоративной этики возомнивших себя «элитой», а не как людей, которым власть во всех её ветвях и проявлениях обязана служить по совести и чести, разрешая их проблемы.
В таких условиях в постсоветской России на протяжении всего времени её существования тянется вялый конфликт между государственной и бизнес-властью на тему, кто из них в этой паре главный, т.е. кто кому должен служить: бизнес — государственности (и соответственно — политике), либо государственность — бизнесу. И пока этот конфликт тянется, Россия не может интегрироваться в «семью цивилизованных народов», для которых характерно положение: бизнес-власть давно подмяла под себя государственность (и первая из них — США: «Что хорошо для «Дженерал моторс», — хорошо для Америки»).
Ещё раз повторим — положение усугубляется тем, что в России фактически нет того, что следует называть термином «конституционный строй»: в действующей с 1993г. конституции оглашены только вопросы формирования некоторых органов государственной власти. А сами принципы и процедуры воспроизводства государственности как системы управления делами общественной значимости на местах и в пределах юрисдикции РФ в целом — не прописаны.
На выходе — бюрократия, организационно структурированная на кланово-мафиозных принципах, самовластная и реально безответственная перед обществом и фактически неподконтрольная ему.
Бизнес-власть в России — буржуазная олигархия. Она характеризуется тем, что они — «патриоты своего кошелька», т.е. Россия для них — территория добывания не просто денег, а мировых денег. Вследствие этого они полностью подконтрольны транснациональному банковскому сообществу и его заправилам. Они и перманентные революционеры в совокупности представляют собой силу, цель которой — «унифицировать Россию» по общезападной модели «гражданского общества», чтобы в ней государственность была подчинена бизнес-власти как и во всех цивилизованных по-западному странах.
Легальное проникновение их наёмников (периферии) в государственную власть возможно только через систему выборов депутатов разного уровня по одномандатным округам, и прямых выборов руководителей органов государственной власти из числа «независимых» (беспартийных) кандидатов или из числа представителей так называемых «оппозиционных» партий. Но и «независимые» кандидаты, если они оказываются во власти, также невежественны, как и порицаемые ими профессиональные бюрократы.
Что касается нелегального воздействия бизнес-власти на государственную власть — то подкуп чиновников и депутатов — один из инструментов как достижения ею своих целей в условиях господства всегда готовой к продажности бюрократии, так и способ дискредитации государственности самовластной бюрократии с целью её последующего свержения (по сценарию типа украинского), либо модификации под свои интересы. Но и в этом случае она остаётся подконтрольной глобальной олигархии, контролирующей ТНК, и её заправилам.
Соответственно: Во власть должны приходить люди с чётким осознанием основного принципа — служение интересам гражданина, общества, закона, государства — а не интересам начальника, группы или корпорации.
На смену олигархам с их единственной религией «купи-продай, не прогадай» (как поётся в популярнейшей песне 90-ых годов), важно прийти не просто невольникам процесса «делания денег», а настоящим бизнесменам — патриотам страны, управленчески состоятельным не только по отношению к своему делу, но и к задачам общественного развития.
И к таким бизнесменам власть должна не просто прислушиваться, но и позволять участвовать в работе государственного аппарата непосредственно.
Не стоит забывать при этом, что лучшая системная мера — внешний общественный контроль. Только активное общество может реально сформировать заказ на борьбу с коррупцией. Каждый гражданин должен оценивать степень угрозы от коррупции, понимая, что благосостояние коррупционера строится и за его личный счет. В любом продукте, услуге от 10 до 40 процентов стоимости составляет коррупционная рента.
И на данный момент государственно-бюрократической мафии с бизнес-властью следует согласиться с выводами 1 и 2, поскольку в противном случае настанет день, когда им придётся пожать плоды несогласия народа с той политикой, которую делают и те, и другие.
Завершить небольшой экскурс хочется словами Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана:
Считать коррупцию «болезнью», значит придумывать оправдание тому, чему оправдания быть не может. Коррупция — это преступление, которое требует чёткого противодействия.
И мы абсолютны убеждены, что только при выполнении условий 1 — 3, борьба с коррупцией традиционным способом (выявление коррупционеров по фактам коррупции, удаление их из органов власти и ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ наказание в судебном порядке) станет работоспособной.