«…Предчувствие гражданской войны…» (припев популярной песни)
Это вполне круглая дата - 21 год (3 х 7) удачно-неудачной попытке ГКЧП. Кто-то потерял – кто-то нашел. И есть повод задуматься – а что же произошло тогда, и что изменилось с тех пор?
Большинство смотрит назад и потому грустит и тоскует. Но если, все же, подчиниться не общему мейнстриму, а осознанному намерению двигаться вперед, против течения поверхностных вод… То даже из этой страшной беды, длящейся 3 х 7 (а страху ей придает не отмщенное и не прощенное предательство), можно извлечь полезные навигационные выводы. И подобрать плавсредства и другие приспособления для движения вперед и вверх – чтоб не утонуть в сегодняшней реальности.
Нравится это или нет, но актуальный образный ряд еще год назад был задан утонувшей «Булгарией». И с тех пор, по моим ощущениям, он принципиально не изменился. Крымское «цунами» только усилило масштаб сошедшего знака и распространило его на европейскую часть страны. А за Уралом – там, видимо, уже другая страна, если не считать нескольких городов миллионников, приподнятых над сонно ворочающейся территорией. Отсюда понятен смысл прошлогоднего проекта «либеральных медвежат», вброшенного для пробы и поспешно упрятанного про запас. Смысл простой, как гайдаровская реформа, - если уж не получается «по-хорошему» поднять на модернизацию всю Россию (она почему-то не слушается кремлевских команд), то надо приподнять над неуправляемой «Рашкой» хотя бы 20 городов-миллионников и сосредоточить инновационные усилия на них.
Этот инновационный концепт для России прямо-таки списан с последнего романа В. Пелевина. Ему бы – Нобелевскую премию за талантливую художественную идею (но номинанта не пустили дальше шорт-листа), а «медвежатам» - похвальный грант и мэрские посты в старт-аповской Рай-ше. Список либеро-номинантов в новые административные лидеры тасуется митингами, кое-кто из них даже прорвался на уровень муниципий, но в остаточных осадках слишком мало здоровых зерен – это вам не конец 80-х! И нынче вполне ясно, что и Пелевин уже вряд ли получит когда-нибудь именно нобелевскую литературную премию (и у него не будет возможности публично и демонстративно от нее отказаться). И креативный либеральный ресурс явно иссяк – не только у отечественного оппозиционного рай-кома, но, как видно по действиям более серьезных обкомов, у доминировавшей до сих пор рассудочно-либеральной цивилизации в целом. Всему, даже самому хорошему и комфортно-привычному, рано или поздно, приходит конец.
Недавние постановочные «подрывы религиозных основ» (к основам веры они не имеют отношения – заряды легли мимо) добавили только нюансы к основному течению событий. Только запах «неустановленной взрывчатки» над «неустановленными мутными водами». Которые замутились в интересах «неустановленных лиц». Как и 21 год назад.
О методе различения в смутное время
«В действительности все совсем не так, как на самом деле» (тюркитайская пословица)
Итак, что же произошло в августе симметричного 1991 года, и что изменилось с тех пор?
Вопрос серьезный вдвойне. Во–первых, теперь-то, если обозреть ретроспективу, отчетливо ясно, какой предательский заряд заложила элитная верхушка для демонтажа Союза. И как было организовано массовое дем-шоу по развалу державы. Активная фаза «карнавала демократии», питаемая энергией сбитой с толку массы, продолжалась еще два с лишним года, и завершилась в октябре 1993-го танковым расстрелом Белого Дома и предательски стреляющими в спину «неустановленными снайперами». Ельцинская элита сдала зачет западным экзаменаторам на освоение курса либеральных ценностей. Ассистенты прямо в полевых условиях выставили оценки участникам учебно-воспитательного процесса, и распределили выпускников по местам госслужбы. Госэкзамен по сдаче остатков российской государственности транслировался в прямом эфире по мировым телеканалам…
Во-вторых, если взглянуть на перспективу ближайших трех лет (2012 – 2015), то мы находимся где-то на пороге аналогичных событий, а элиты, по многим признакам, уже переступили этот порог. Однако принципиальная разница состоит в том, что тогда элитам вольно было разбрасывать обломки государства (поэтому круг допущенных к элитному столу расширился, обновился и в каком-то смысле усилился), а теперь пришло время их собирать. И ситуация для элит совсем не вольная, а, наоборот, крайне невольная – коридор возможностей резко сузился. И в узкие двери, у которых на вахте утвердился-таки ВВП, пройдет не каждый второй, а в лучшем (для элитариев) случае – третий или пятый. Скажем, к примеру, тот же условный Дерипаска (условный в том смысле, что речь идет не о человеке, а об одной из типологических фигур российской олигархии) теперь уже навряд ли получит преференции, как в 2008 – 2009 гг, и плата за допуск в круг приближенных к столу не ограничится «пикалевским пинком».
И дело тут не только и даже не столько в развертывающемся кризисе (хотя другой язык они плохо понимают). Привычные экономические и финансовые механизмы, как и лежащие в их основе общехозяйственные законы, как бы выключились, и вот уже несколько лет не включаются. Несмотря на отчаянные попытки специалистов и попавших в неприятный исторический замес политиков. Достаточно посмотреть на бесконечную серию «греческих анекдотов», которые по неувядающей схеме «армянского радио» распространяются из забюрократизированного евросоюзного обкома. Или – на кремлевские методы антикоррупционной борьбы. Или, даже, на казанские дороги и ливневки… Впрочем, куда ни посмотри – всюду, и даже в самых мелочах, где, как известно, кроется истина, но теперь поселились мелкие шайтаны, выключились базовые механизмы, обеспечивающие человеческое существование и жизнедеятельность. В некоторых сердцах и головах остались еще, по инерции, какие-то ценности – на них-то пока все остальное и держится. Плюс терпение вечно «безмолвствующей» народной массы.
И тут даже неважно, здесь ли вылетели пробки на панели управления или выключен небесный рубильник ЦУПа – с каждым днем становится неотвратимо яснее и яснее, что систему придется менять целиком. А причины, корни и чиновники-виновники уточнятся потом, по результатам окончательного вскрытия. Сейчас же, во время наводнения или потопа (один из известных в истории способов радикальной смены цивилизаций), важно выбрать надежное плавсредство. И способ различения того, что плывет или тонет, что живое или мертвое.
Для этого, в суете и стрессе, одного ума мало. Горе от ума. Надо включать уснувшие в привычном «комфорте стабильности-застоя» или «комфорте постепенных улучшений», «комфорте мейнстрима» и т.п. (кто к какой комфортной колее больше привык) – все остальные человеческие способности, начиная с прямых физических ощущений тепла-холода, звука, вкуса, цвета и т.п. Потому что на основе восстановленной чистоты и естественности человеческих ощущений рождается благородная интуиция, соединяющая с Небом и раскрывающая так называемую волю Неба. Которая помогает сопрягать разобщенные человеческие воли и намерения в едином артельном усилии. Без этого артельного усилия – не собрать обломки государственности. На элиты надежда слабая – они будут толкаться возле узких дверей…
Надо запомнить, это первое ощущение, которое возникает, обернешься ли назад, в август 1991 или вперед, из августа 2012, - ощущение предательства.
В 90-е годы у нас сложился предрассудок, что август в российском календаре чреват неприятными сюрпризами (август 91-го, 98-го, 2008-го и т.п.). Но в этот раз «черным», скорее, оказался июль, как и остальные тягостные послевыборные месяцы, когда не покидало ощущение, что выбрать-то выбрали, но не бледную ли тень?.. Не избежать сюрпризов и в оставшиеся месяцы – впереди вполне ожидаемая эскалация. Август же миновал, хотя и не без «подрывов» в элитных верхах, но без потрясения основ. Ощущение такое, что все фишки расставлены, и основные конфликты сдвинулись на осень. Хотя ощущения могут быть разные.
Чтобы понять что-то в прошлом, надо смотреть вперед и стараться увидеть хотя бы отдельные черты будущего, проступающие из смуты и текучки сего дня. Можно назвать это «историческим оптимизмом» или как-то иначе – суть не в этом. Суть в том внутреннем векторе намерения – намерения жить, а не просто существовать-прозябать «применительно к подлости» – который или есть или его нет, хоть тресни!
Оглянуться назад, чтобы по-новому осмыслить и прочувствовать (второе обычно важнее первого) факты и события прошлого, тоже полезно. Чтобы осознать природу и причины допущенных ошибок – не в чьих-то действиях, обусловленных потоком событий, а в собственных тогдашних оценках происходящего. Но для этого полезно подальше засунуть мусор собственных и чужих мнений и суждений – они только мешают выработать объективный взгляд на складный поток жизни.
Объективная же точка зрения, в отличие от персональной кочки зрения, вырабатывается только на основе полноты ощущения (sense) и осмысления фактов жизни.
О «молчаливом» большинстве: образ или слово?
Чистое человеческое ощущение, если оно не замутнено мнениями и суждениями, а рождается в результате работы органов чувств (их внутреннего «трения»), трудно передать словами – оно предшествует словесности. Это противоречит современной науке психологии и еще нескольким смежным наукам. Однако в последние годы отдельные маржинальные исследования в этой сфере, все же, потихоньку пробивают сложившиеся барьеры. Это не сугубо научная проблема - она имеет прямое отношение к злобе дня.
Феномен «безмолвствующего народа», отмеченный еще Пушкиным в «Борисе Годунове», стал едва ли не ключевым для выборного политического сезона 2011-2012. Если отбросить шелуху предвыборных речей, «стратегий», «национальных идей» и прочего пиара, то очевидно ясно, что из участников «тандема» («товарищеский союз в террариуме единомышленников») выиграл тот, кто лучше чувствовал, осязал «свой», так называемый, «народ». Точнее – молчаливое большинство электората. Понятно, что кто тоньше чувствует, тот тоньше манипулирует – но это и есть суть сегодняшней политики. Другая еще не родилась, только зреет подспудно в недрах того самого «молчаливого» большинства.
Почему же оно «молчаливо», в то время как либерально-большевистское меньшинство шумит не переставая? Да оно (большинство) вовсе не молчит, а «выражается» по-своему - непривычно и непонятно для умников – потому что разумеет не понятиями, а образами. Образы же эти рождаются не из слов, как в испорченных книжным интеллектом головах, а из ощущения правды жизни и чутья на ложный пафос, не подкрепляемый делами.
Разумеется, большой вопрос – насколько это коллективное чутье ладно и непротиворечиво сложится, и сложится ли вообще в раздираемом склоками информационном поле. И насколько оно забито нуждой, замутнено и отравлено алкоголем и наркотиками, в том числе духовными, и т.п. Но все же остается надежда – ведь недаром русская пословица перекликается с татарской: «глас народа – глас Божий» и «халык сузе – Алла Кузе».
Конечно, эти образы по жизни, так или иначе, выражаются-озвучиваются, но в необычной и «неправильной» форме – крылатого хлесткого эпитета, анекдота, «сарафанного радио», ну, вы сами знаете, как «выражаются», - и еще во многих других формах, их не обнять. И это сильно отличает большинство от шумного либерального меньшинства. К этому надо относиться как к явлению Природы. Это, само по себе – ни хорошо, ни плохо, просто свойство национальной (мультинациональной) психологии.
К примеру. Можно долго (как нынешней зимой) спорить по поводу сравнительных достоинств участников тандема, но образному разумению и без слов понятно, кто из них «послушный парень», а кто - «правильный пацан». И это сразу же переводит сознание из ложной плоскости «демократического правового государства» в плоскость «криминально-коррупционного суррогата». Выход из которого совсем другой, чем в культурных Европах. Допустим, к примеру, оба они смотрят на Запад – так воспитаны. Но один смотрит Западу прямо в рот и снизу вверх. А другой имеет свои «понты», которые, допустим, для него дороже денег. Он тоже не обучен плавать на Восток, и потому его постоянно сносит на Запад. Но плывет он не прямо, а «противолодочным зигзагом», всегда оттягивает время, «чтоб помучиться», и держит про запас прием многоборцев: ходом шахматного коня – по наглой рыжей голове…
Это все только для примера и для тренировки образного восприятия.
Различение сути и мути
Для тех, кто застал август 1991-го в состоянии ИС-АНГ (т.е. в здравом уме, трезвой памяти и с добрым душевным настроем; это тюркское приветствие-пожелание сохранилось в татарском языке и оно соответствует русскому «здравствуйте!») достаточно вспомнить свои ощущения, особенно в течение трех дней, 19 – 21 августа 91-го. Ощущение предательства или что-то совершенно другое … Может оказаться, что первое пришедшее ощущение - это только то, что лежит на поверхности. За ним последуют другие, более глубокие. Скажем, для примера, предательство не только элит… а поведение признанных авторитетов и лидеров?.. наконец, предательство самого себя… стоп! это самое трудное - не страшно ли нырнуть в глубину?.. А каковы были мотивы, пружины и корни возникшего ощущения – внешние и внутренние?.. Соблазнение «цивилизованным рынком»?.. Хотя уже тогда становилось ясно, что с его помощью всех наших проблем не решить (одно дело витрина, но кроме витрины есть еще бэк-офис!)… И т.д. и т.п. Важно не забывать, что любые самые авторитетные мнения, оценки, факты и суждения – это всего лишь мусор под ногами на пути к единственной правде. Смысл имеет только собственное ощущение вот этого конкретного события, всплывающее из тайных глубин подсознания. Это еще не интуиция, потому что озарение интуиции надо заработать, приводя в движение органы чувств.
Только эта работа может предохранить от блужданий в конспирологии, «эзотерике» и прочих модных увлечений смутного времени. Сейчас самая популярная «религия» – слепая вера в рациональную науку. Хотя и она поколеблена, но все же адептов больше, чем в других конфессиях - просто по инерции. Но и у науки концы с концами не сходятся – потому что рациональное острие превратилось в рассудочную плоскость, и естественная основа оказалась утраченной. Ведь полнота и целостность ощущения единого живого мира (Природы, человеческого и общественного организма) – это и есть естественная, хотя и позабытая, основа современной науки. По крайней мере, до тех пор, пока рациональная часть объективного мировосприятия не оторвалась от целостного и живого (т.е. субъективного) человеческого взгляда на собственную жизнь. Пока нынешняя цивилизация, при активном посредничестве ученых, не обменяла свою познавательно-креативную потенцию на утилитарную производительную силу. Пока, как выразился один из великих, Творец не стал для ученых «излишним допущением» в рациональной картине мира.
«… Как дешево они променяли…» (один из мотивов Корана)
Осень, по нормам действующей цивилизации, означает начало нового годового цикла – это и есть по факту западной жизни настоящий новый год. У дальневосточных народов новый год начинается весной. Мусульмане ведут летоисчисление по хиджре и живут по лунному календарю, динамично сдвигая свои жизненные циклы относительно солнца. Действующий официальный календарь связан с Рождеством Христовым, и является сложной и не самой удачной комбинацией солнечного и лунного календарей, римско-католической имперской идеологии и европоцентричного мировоззрения. В допетровской Руси новый год начинался в сентябре, с окончанием основных сельхозработ. Еврейский новый год начинается в новолуние осеннего месяца тишрей (приходится на сентябрь или октябрь).
Календарь, на который из-за привычки мало кто обращает внимание, на самом деле является важным индикатором особенностей мировосприятия того или иного народа. Раньше на Алтае ранней весной шаманы производили «Дьжилгаяк» - разведку предстоящего года: собирали знаки и приметы, с помощью которых прогнозировали перспективу.
Таким образом, возник повод, чтобы поговорить о настройке своего восприятия и мироощущения на предстоящий год, новый политико-экономический сезон и т.д. Прогнозов, в основном – мрачных, и сценариев развития событий появилось немало, по ходу – появятся еще. Но, ведь, важен еще и свой настрой, потому что от этого настроения будут зависеть личные результаты.
«Натуралы» и «интеллектуалы»
По способу вос-приятия и, соответственно, преобразования окружающего мира люди делятся на две большие категории, и различение этого становится все более актуальным в наше переходное время. Можно условно назвать их «натуралами» и «интеллектуалами». Первые сознательно, а чаще неосознанно живут, руководствуясь законами «природной матрицы», которая является одним из наиболее ярких и в то же время близких человеку аспектов Творения. «Интеллектуалы» же стараются жить своим умом, сознательно, а чаще бессознательно противопоставляя свой отточенный или тупой «ratio» природе тех вещей, которыми занимаются.
Эти два типа восприятия ни в коем случае нельзя противопоставлять линейно, по принципу «хорошо-плохо» и т.п. – они связаны между собой «петлей Мёбиуса». Например, нашему образному восприятию хорошо известен тип «умника», который грубо передается английским «ratio faker», но для самих англоязычных – это название хакерской программы. К тому же, в последнее время появилось немалое число «интеллектуалов», которые хакерскими методами проникли, как они утверждают, даже в «творческую лабораторию бога», и, кажется, уже готовы «потрогать его за бороду» (прости им, Господи, и сохрани от нового Бабилона!)
Кстати, различение способов восприятия пока еще только пробивается в науку и практику управления, где до сих пор доминирует рациональная американская школа «МВА», одолевшая-таки своего стратегического конкурента - «ВПШ», но тут же утратившая остатки «креативности». Поэтому в последнее время она усиленно, но тщетно разбавляется разного рода «шаманскими» концептами и «тренингами». Созидательный рационализм в менеджменте, связанный с именами Фордов и других великих полководцев индустриальной эпохи, давно уже уступил место «гениям финансовых мошенничеств», столкнулся с альтернативой японских подходов (настоящий «Пёрл-Харбор» американского менеджмента), а теперь и с мощным «иррационализмом» китайского искусства управления, взламывающего «на раз» рациональную логику западных менеджеров.
Диагностика систем управления не самых плохих отечественных корпораций обычно вскрывает весьма относительные успехи освоения западной практики менеджмента, но весьма серьезный урон – в результате отступления от органичной «русской модели управления» (А.П.Прохоров – не путать с однофамильным недорослем из олигархов – и его почти десятилетней давности бестселлер на указанную тему). «Татарская модель управления» - в некотором смысле, стержневая часть «русской модели» – тоже, по факту переживаемого этапа, далека от своих лучших образцов, запечатленных в экономической истории Отечества и сопредельной Турции. Она так же выворачивает шею на Запад, но почему-то через Сингапур, путая витрину с бэк-офисом. В результате получается совсем не «careful», как можно было ожидать.
Ну, это отдельная тема, которая получит практическое развитие лишь при условии, что Казань (вторая-третья столица) вновь обретет полнокровный и целостный (холистический, как говорят на Западе) евразийский взгляд на окружающую и все более тревожную действительность.
А пока, в контексте сегодняшней темы и с учетом уже сказанного выше, можно сделать промежуточный и упрощенный вывод. «Натуралы» разумеют себя и свою жизнедеятельность через образы, рождаемые ощущениями. Причем, образы у них предшествуют словам, понятиям и другим рукотворным знакам и символам. «Интеллектуалам» же свойственно зацикливаться в пространстве словесности.
Пирамида с оторванной крышей
«Интеллектуалы» преимущественно мыслят понятиями, и даже так называемые образы у них обычно производны от слов, которые озвучиваются в виде волевых установок (административных, политически- или бизнес-ориентированных и т.п.), в виде научных или религиозных догм. Эти искусственные и производные «образы», утратившие живую связь с реальной жизнью, неизбежно несут на себе отпечаток профессиональной ограниченности, «книжной учености» или фанатизма. Поэтому их удобно использовать для манипулирования сознанием, вплоть до зомбирования, включая психологические механизмы самозомбирования.
Именно здесь «порылась собака» НЛП, «сайентологии» и других технологий манипулирования сознанием. За примерами далеко ходить не надо. Можно, например, проанализировать «вершки и корешки» «мастер-класса от БАБ», ссылка на него, с соответствующими комментариями, - в блоге уважаемого И.Янышева ««Послевкусье» от 3-го съезда предпринимателей Татарстана с «закуской от Березовского»», 28 ноября прошлого года. Мастер-класс называется «Как заработать большие деньги», и автор начинает его такими словами:
«Я больше не заинтересован в зарабатывании денег. Будучи евреем, я, за исключением последних лет, жил и работал в России, хорошо узнал страну и ее народ, изучил силу и слабости русских. Начав, как беспощадный эксплуататор и иудей, я постепенно проникся сочувствием к великому и сверхтерпеливому русскому народу, и сейчас уже вполне искренне желаю ему блага…»
Зная «историю успеха» БАБ, нетрудно понять, что он совсем не слабый «выкрест» в ряду российских олигархов. Указанная публикация презентует авторскую школу «воль-пинизма», умело бьет по самым слабым местам российских бизнесменов и управленцев и является примером психологического обеспечения для получения своего «куска» или плацдарма в России. Об эффективности воздействия можно судить по комментариям. К тому же, каждый может сам использовать этот материал для диагностики и тренинга своих бизнес-управленческих качеств.
Говорят, недостатки людей – продолжение их достоинств. Также и с «умниками». Сила абстрактного мышления увеличивает системную мощь интеллекта, но это часто связано с ослаблением или утратой способности к живому и непосредственному ощущению жизни, с подавлением естественных чувств и эмоций. Тип законченного «делового сухаря» не такая уж редкость в наше время. И он не так безобиден, как потесненный им тип «рассеянного с улицы Бассейной», «ученого сухаря» или «человека в футляре».
Любой руководитель, знающий толк в кадрах, скажет: «такие люди тоже нужны» - и будет прав. В нормальных, штатных условиях наилучший деловой и управленческий эффект дает правильный баланс «натуралов» и «интеллектуалов». При этом, в нынешних условиях, «интеллектуалы» обычно выигрывают с точки зрения профессионализма, по крайней мере, так это выглядит внешне. Но, как говорил Козьма Прутков, «профессионал подобен флюсу – его навыки, креатив и мотивация развиты только в одну сторону, а остальные - обрезаны» (примерно так можно перевести смысл оригинала на нынешний жаргон).
Поэтому в условиях кризиса нынешней цивилизации «умников» именно «интеллектуалы» становятся самым слабым звеном. За счет их жизненной энергии отжившая Система оттягивает свой конец. И именно их оторванные от жизни «крыши» сносит в первую очередь.
Отсюда, кстати, видно, что образ пирамиды с оторванной крышей относится не только к современной финансово-кредитной системе. Это образ разлагающейся цивилизации, в основе которой лежит рационально-рассудочное восприятие и «деловое» технократическое преобразование мира (покорение Природы, строительство нового общества и нового человека и т.п. амбициозные проекты). Пирамида в Казани появилась в то самое время, когда денежную пирамиду «первый регион России» поменял на другую, на крыше которой написано «Понты дороже денег!»
«Ну, Парамон…я, грешный человек, чтоб тебя расстрелять,нарочно бы в большевики записался…Расстрелял бы, а потом тут же обратно выписался!» (генерал Чарнота в фильме «БЕГ», по М.Булгакову)
А как же защищаться (от манипулирования сознанием) и что можно противопоставить, если все, вроде, логично? Отвечаю: А вы попробуйте уйти с плоскости логики в пространство своих ощущений – сначала на поверхность (как говорят, «отвечай навскидку, не задумываясь – что чуешь?»), а потом – глубже и глубже, пока не найдете правильный ответ. То, что именно он правильный – это станет ясно сразу. Потому что в этом месте внутреннего пространства образуется устойчивая реперная точка ощущения правды (запомните ее координаты, она вам еще пригодится).
Соперничать с БАБами в плоскости ума бесполезно – все равно проиграете. Согласитесь, что БАБ, по промежуточным результатам трудовой биографии, не самый слабый представитель самого умного этноса. И даже сегодня, кто там на самом деле выиграл в Лондоне – он или Абрамович – это только последующее вскрытие покажет через NN лет. Да и лондонский суд – та еще штучка.
Поэтому злокозненные «схемы», «темы» и практические поползновения «умников» и примыкающих к ним «хитрованов» преодолеваются только решительным волевым действием, основанным на подлинности ощущения правды жизни. Никакая, самая распрекрасно-правовая демократия в этом деле «натуралам» не поможет, даже если они в абсолютном большинстве. Зато «умники» в этой стихии чувствуют себя как рыба в воде.
«Либеральная свобода» хуже несвободы
Дело в том, что «правовая демократия» (в отличие от артельно-бригадной, территориально-общиной, воинской и т.п. примеров непосредственной демократии), как и другие сегодняшние социальные «институты», основана на формальном законодательстве, которое инициируется, закрепляется и поддерживается верхушкой социальной пирамиды. Поэтому, одно дело, находясь в элитной верхушке, еще раз озвучить либеральную истину, то «свобода лучше, чем несвобода» (Д.А.Медведев, еще на посту президента) и совсем другое – практически преодолеть остатки ГУЛАГа в артелях и ротах (по В.Далю это одно и то же древнее слово; Даль, конечно, не мог знать в то время, что оно алтайского корня), т.е. в корпоративном управлении персоналом предприятий и мобилизации армейской дисциплины рядового и офицерского состава, где пока процветает дедовщина.
В переводе на ясный русский язык «институты» - это организованно воплощенные благие установки, подкрепленные материальной силой – судом, полицией и т.п. Но в первую очередь это сознательные умственные установки – см. основателя институционализма А.Гамильтона. Без ощущения сути социальных институтов трудно уловить негативную силу воздействия НЛП и других подобных технологий, опирающихся на мнимую точку опоры «селф-мейд-мэн», расположенную в диапазоне личной гордыни.
Например. Словесная установка («Я – лидер», «Я – успешный менеджер», «Я способен заработать миллион» и т.п., на нынешних тренингах эта техника стала гораздо более изощренной) с помощью волевого усилия превращается в инструмент («институт») манипулирования – другими или, еще хуже, самим собой. То есть последние волевые ресурсы запутавшегося в своих жизненных проблемах человека (именно такие становятся клиентами и пациентами) предлагается использовать для само-зомбирования.
Если эти установки рождаются в ответ на требования и вызовы твоей собственной жизни, то никакие инструкторы и парткомы тебе не нужны. А «психо-промоутеры» появляются для того, чтобы реализовать свой интерес. То, что раньше было монополией государства – его авторитетом, идеологией, законодательством – теперь расходится по частным лавочкам разного рода школ, сект и т.п. Это и есть один из симптомов разложения цивилизации «умников».
Но разве БАБ в своей статье предлагает не то же самое? Все же, он не такой «благостный дурачок», каким себя изображает. И, если это так, то по сути он говорит: «Я перестал молиться золотому тельцу, но хочу научить вас». Он просто смеется над русскими бизнесменами, предлагая им повторить свой «трудный путь еврея-выкреста». Это просто надо почувствовать…
«Умники», как правило, - «законники», т.е. лучше других знают, как обойти закон, или, наоборот, использовать его для защиты своих интересов. Поэтому первенство во власти и социальном управлении в нынешней цивилизации со временем перешло к юристам, которые потеснили стоявших раньше у руля политиков с качествами воинов и жрецов. А то, что в наши дни на переднем плане управления обычно выступают «эффективные менеджеры», не должно сбивать с толка – это просто «эшелон прикрытия ЦУПа».
«Умники-законники» и стали, вольно или невольно, адвокатами и могильщиками умирающей и все более криминальной цивилизации. По числу юристов на душу населения лидируют США. Сингапур и некоторые другие особые зоны тоже в числе лидеров.
«Натуралам» же свойственно придерживаться естественной по жизни справедливости, которая сегодня все больше расходится с формальным законом.
Вера в себя – живого
Глупее всего было бы противопоставлять «натуралов» и «умников» по принципу хороший-плохой. Это просто две половинки одного целого – два разных типа мировосприятия и способа жизнедеятельности. Они даны свыше для испытания и воспитания человеков. Чтобы, накопив опыт и восполнив собственную недостаточность, они оказались способны перейти к новой, более гармоничной цивилизации и образу жизни в ладу друг с другом.
«Натуралам» пока явно не хватает веры в самих себя и умения собраться, для защиты своих жизненных интересов, в последнюю «непартийную партию», которая возможна в рамках нынешнего общества – партию гражданской солидарности (ПГС).
«Умники» же – и те, что заперты в оторвавшейся элитной верхушке, и те, кто рассеян по разным этажам пирамиды – продлевают агонию Системы ценой своих жизненных сил. А некоторые из них, из числа субъективно «порядочных» и не корыстных, способны даже на самопожертвование во имя объективно злодейской идеи (вспомним покойного Е.Гайдара).
Понимание этого актуально необходимо не ради адвокатуры злодейств (причем, злодейства «натуралов» обычно лежат на поверхности, а у «интеллектуалов» они, как правило, прикрыты оправдательной фразой, теорией или даже социальным институтом), а ради понимания. Ведь, как говорил лермонтовский «герой нашего времени», понять – значит, наполовину простить. Это важно, чтобы не сползти в очередную кровавую склоку, а, для начала, хотя бы согласованно обратиться к общим базовым ценностям.
История этого сотрудничества-соперничества «натуралов» с «интеллектуалами» тянется едва ли не с добиблейских времен. К примеру, наши древнейшие предки по результатам взаимодействия с «грецколанью» (смесь древних греков с еще одним достойным древним народом, их уже нет в наше время) подводили итоги примерно так: - Они приходят к нам с товарами, которых у нас нет, и предлагают обмен на наш хлеб и скот. Мы обмениваемся по обоюдному согласию, потому что имеем интерес… Но как же это получается, что потом мы – без штанов, а они – в шоколаде?! – и брались за дубину и меч, не имея других аргументов (вольный перевод на современный жаргон с долетописных русских источников).
«Новые казанские татары» («элитный этнос», образовавшийся за последние 30 – 40 лет), конечно, самые умные. Они переняли у своих учителей самые современные финансовые технологии. И даже есть поговорка – «где татарин прошел, там еврею делать нечего». Как говорится, «булдырабыз и булдыртабыз!».
Но, ведь, БАБ все это знает. Он и «крещение» принял не зря, чтобы перейти в особый статус, как бы «надконфессиональный». И конфессию выбрал с расчетом на рыхлое состояние РПЦ (не путать с живой православной верой), наглядно демонстрируемое чередой проигрываемых скандалов. Казалось бы, почему бы ему не стать единоверцем со своими радикально-финансовыми подельниками на Кавказе и за бугром? Однако как раз здесь-то привычной логики у БАБа мы не видим, зато появляется «диалектика», уводящая в сторону «вольпинизма».
Почему? Да потому что на роду положенный иудаизм, как живая человеческая вера, свободная от «талмудизма» и «парткомов», которых и в других конфессиях предостаточно, не совмещается с теми комбинациями, которые проделывал этот «великий комбинатор-вольпинист». И «крестился» он, говорят, чуть ли не в Раифе, так что с местностью знаком (насчет именно Раифы не уверен, врать не буду – «свечку не держал»).
Так что, господа-товарищи-иптешляр, тренируйте свои ощущения – центр тяжести главных дел и событий переместился в тонкую сферу живой веры… А что такое вера? Ну, наверное, прежде всего вера в подлинность собственных ощущений – только на этой основе, в меру личных сил, постепенно выстраивается полнота мироощущения и способность видеть объективную картину происходящего.
А как еще вы определите, что вы и есть тот самый, о котором все время думаете? По удостоверению личности, что ли? Но теперь это слабый аргумент даже для силовых структур. Не зря же министр Никифоров убеждает Путина, что вместо устаревших паспортов надо просто «чипизировать» все население. И как тогда будет переиначена поговорка, что «без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек»? А главное – для начальства, конечно, удобно, но как определиться всем остальным «чипизированным», кто ты есть по жизни – вольная личность перед лицом Создателя или элемент электронной Матрицы?
Крепостное право на Руси оформилось законом на основе «крепостей» - списков, переписей, которые закрепляли более-менее вольных крестьян за конкретными феодалами. Это был долгий и мучительный для обеих сторон процесс, который сопровождался крестьянскими восстаниями и карательными экспедициями. Понимает ли это министр, оказавшийся в правительстве «либеральных медвежат» и оставивший в наследство республике свое «электронное правительство»?
Возникло еще одно – частное, но существенное дополнение: коллега по семинарам АНХ им. Д.М.Бикбова назвал «интеллектуалов» «интелфилами». В этом есть свой резон: первое, по корневому смыслу, означает прилагательное, а второе – выражает отношение и связано с глаголом, т.е. действием. Поэтому первое понятие без кавычек – это просто статусная этикетка, второе же содержит образ человека, который в самом себе более всего ценит ум, интеллект. А это и есть самая характерная черта – психологическая основа особой гордыни «интеллектуалов» и их зацикливания в сфере оторванных от жизни понятий. Но это всё слова иностранные. А могучий русский язык, который иногда может быть лаконично-образным, почти как тюркский, рождает на этом самом месте образ «умника» - «когнитария» и горемыки, прекрасного и ужасного одновременно.
Разговор о внутренних механизмах познавательных ощущений и способах восприятия действительности сегодня имеет совсем не только академический или эзотерический смысл. А вполне практический. Потому что на протяжении последних лет мы постепенно вступаем в новую реальность, а события последних двух месяцев (от июльских подрывов ДУМ до сегодняшнего «арабского половодья») заметно ускорили этот процесс перехода к иной реальности, не только для Татарстана и не только для России. Правда, Татарстан, который привык быть «впереди России всей», или, точнее, его элита, пока отстает в осознании этого от всех остальных. Недаром говорится, что в результате фазового перехода «последние станут первыми» - и наоборот.
Казалось бы, раз уж наметился евразийский вектор, Казань, во главе с К(П)ФУ, должна со всех ног бежать на конкурс первой евразийской столицы страны… И, на всякий случай, запасной ставки для нелиберального орла, если он все же проклюнется в московском Кремле. Но нет и нет, бежит по инерции в другую сторону. Максимум, на что хватает стратегического воображения, это идея «транспортного коридора» между Западом и Востоком. Не понимая, что при нынешнем раскладе сил этот коридор превращается в трубу. И тут, и там – труба, только вместо нефтегазовой – транспортная.
Общество, по внешней видимости вещей, стало «информационным». И в этом есть свои несомненные плюсы, хотя прогресс, как всегда, реализуется вначале через «заднее крыльцо». Но за кулисами внешней видимости – «общество спектакля», которое проявляется через грубый пиар и другие, более тонкие, штучки. Главный спектакль действующего репертуара – террор, физический и психический. А поскольку в центре всего этого стоит человек, его сознание постепенно расщепляется, раздваивается. Обычный средний ум попал в перекошенную систему координат – с безгранично раздвигающейся горизонталью информации и падающей «ниже плинтуса» планкой знания о подлинных ценностях. Шизофрения – это социальная болезнь, симптомом которой как раз и является раздвоенное сознание.
Реальность, действительность и то, что есть на самом деле
Расщепление сознания отражает кризис и распад действующей цивилизации. Ее геополитическим ядром стала западная цивилизация англосаксов. В течение двух последних столетий англосаксы, колонизуя мир, порождали в разных его частях суб-цивилизацию янки, что придало ей особую гибкость и устойчивость, а с развалом СССР она стала господствующей. И теперь, когда дело всерьез дошло до России, наша молчаливая страна пока еще не может внятно выразить свое отношение – «Welcome!» или «Yankee, go home!»
В чем конкурентные преимущества цивилизации англосаксов-янки, которые помогали ей до сих пор выигрывать у других? Если предельно упростить видимую и наглядную сторону, то основные преимущества можно свести к трем («демократия и права человека» сюда не попали, это только дымовая завеса): постоянный экономический рост, научно-технический прогресс, эффективный менеджмент.
Что же происходит теперь с этими тремя опорами? На эту тему написаны тома и произнесены тонны слов, поэтому коснемся только базовых ценностей, которые каждый волен принимать или нет, и оценивает по-своему. Помнится, несколько лет назад, еще до 2008 года, один владелец неслабых бизнесов и грамотный управленец в разговоре о предстоящем кризисе сказал мне: «Ну, с долларом ничего не случится, он опирается на самую сильную экономику, поэтому на наш век хватит…» Дело не в его словах и аргументации, а в той силе убеждения, которая запомнилась. Убеждения, все же, основаны на вере, а ум только редактирует их и подводит теоретическую базу. С тех пор многое изменилось, но доллар будет держаться до тех пор, пока есть вера в него, пока он остается в основе делового доверия между партнерами.
Итак, что же произошло с ценностями, лежащими в основе?
Экономика против хозяйства. Мы видим, что экономика (т.е. невидимая ткань отношений между людьми – например, отношений делового доверия или коррупции и т.п.) разрушает хозяйство, т.е. видимые накопленные трудом поколений активы – заводы, коммуникации, жилой фонд и т.п. В нашей стране это проявляется в самой безобразной форме, но это разрушение идет и в других странах, может быть, более цивилизованно и незаметно. И даже в растущем Китае эта трещина между хозяйством и скопированной экономической моделью дает о себе знать. Из этого, кстати, следует, что и разговоры о глобальном кризисе утратили экономическую основу - она уже, по большому счету, не действует, и дальнейшее развитие кризиса определяется внеэкономическими факторами.
Наука, превратившись в производительную силу, утратила свою познавательную инновационную силу. Она, конечно, не умерла окончательно, но переместилась на маргинальные окраины, а в центре – бизнес. И в этой нисходящей, деградирующей цепочке оказалось и образование, и модернизация с инновациями, и вся социальная сфера.
В менеджменте искусство «управления вещами» (хозяйством) заменилось искусством манипулирования людьми. На разных уровнях управления (корпорация, регион, государство, глобальная сфера) это проявляется по-разному, но тенденция одна. Можно анализировать, почему и как на смену промышленным генералам пришли финансисты. Сравнить калибр сегодняшних политических лидеров с фигурами первой половины прошлого века. Или присмотреться к кризису корпоративного управления, которое является высшей точкой современного менеджмента. И, например, сравнить «дело Enron» с менеджментом «Газпрома».
Такого рода процессы, они и приводят к расщеплению сознания. Образно говоря, привычная пирамида переворачивается. У нее не просто верхушка оторвалась – это уже пройденный этап – она своим острием давит на основание, расщепляя сознание и образ жизни людей.
Условно и образно можно сказать, что жизнь расщепилась на реальность, действительность и то, что на самом деле. Реальность – это то самое реалти-шоу, которое мы ежедневно наблюдаем на поверхности. Кто видит лживость этого реалти-шоу, и у кого хватает сил ему противостоять, тот выстраивает свою личную картинку действительности – на основе собственных принципов, убеждений, мнений и суждений, заложенных генами, воспитанием и образованием. Это как свой плот, лодочка или островок во время наводнения или потопа. Спасает, но разъединяет. Потому что каждый ищет свою обустроенную нишу-норку в этой необустроенной жизни на основе своих принципов и ценностей, а они по определению разделяют.
Это типичная ситуация сегодняшнего дня, и многие на этом уровне застревают, не умея или не имея сил продвинуться дальше – к тому, что на самом деле. А на самом деле, в этой глубине лежат подлинные ценности, которые нас всех объединяют и помогают в созидательной и очистительной работе. Может быть, наибольшая трудность в том, чтобы принять и признать, что эти ценности выше тебя, что они над-человеческие. То есть не себя полюбить на фоне этих ценностей, а эти ценности в себе. Но это сильно бьет по личной гордыне современного цивилизованного человека.
Новый тип сознания против нового «ГКЧП»
Погружение в сегодняшний информационный поток рождает ощущение зреющего нового «ГКЧП». Не потому что кто-то его специально готовит, а исходя из безысходности ситуации и бессилия не только действующей власти, но и элиты в целом.
Каков механизм «мероприятий» вроде ГКЧП? Если отбросить детали, личности и частности, то суть механизма в том, что ставшая явной ложь (горбачевская перестройка) противопоставляется старым привычным ценностям (стереотип СССР), и в удобный момент путем искусного манипулирование этим противопоставлением обществу предлагается «лучшая реальность» (демократическая Россия). А то, что она еще более искусственная и ложная - общественное сознание не догоняет, оно просто не готово, потому что плохо помнит подлинные ценности и выбирает наименьшее из двух зол. По этой схеме, например, возник 100 лет назад феномен Распутина и было организовано его убийство, «дело Дрейфуса» и т.п. А в наши дни – скандал в Храме Христа Спасителя, «арабская весна», превратившаяся в половодье, подрыв ДУМ в Казани и т.д.
Образ ГКЧП-2, как мне кажется, точнее для диагностики ситуации, чем образ «Перестройки-2». Во-первых, взгляд, предложенный С.Кургиняном, это взгляд на ситуацию со стороны элиты, а нужно смотреть, как говорится, «в оба». С учетом истории ее болезни, не факт, что элита вдруг окажется дееспособна в критический момент. Поэтому «элитоцентричный» взгляд однобок. Во-вторых, если элиты обновляются, то это происходит только за счет атомной энергии прямой демократии – народовластия. Наконец, ГКЧП, с его механизмом тройного обмана, гораздо хитрее перестройки, и требует более четкой мобилизации гражданского сознания.
И в этих условиях нельзя жить только умом – с кризисом цивилизации пришло горе от ума. Жить – значит постоянно тренировать ощущения. А кто опоздал даже с тренировкой своего ума – суждено освоить многоборье. Тоже интересный вид спорта.
Алгоритм этой внутренней работы по настройке своего восприятия в ответ на вызовы жизни только очень условно и в общих чертах можно изобразить на плоскости словесности. Он противоречив и не укладывается в рамки формальной и так называемой диалектической логики. С одной стороны, эта работа предполагает сознательное физическое погружение в поток жизни и как бы покорение ему, а с другой – наличие твердой воли и намерения плыть против мейнстрима, подкрепляемых практическим действием.
В «арабском» Коране это отражено в качестве основной обязанности человека, согласно Завета – «шахада», свидетельствование. Смысл этот пока, к сожалению, неточно и даже превратно переведенный – не только на другие языки, но главное – на практику человеческого общежития. Поэтому, может быть, более доступным для широкого понимания является другой образ – образ спасательного круга во время потопа – который следует из цепочки Писаний, включая Коран. Смысл написанного на этом спасительном круге можно передать примерно так:
Ум, когда он бессилен перед вызовом жизни, превосходится и одолевается Мудростью. Мудрость же безусловно превосходится и одолевается Кротостью. Из Евангелий известно, что именно кроткие унаследуют землю. Уповающие же на хитрость (например, в формате лицемерия, самообмана или манипулирования интересами и свободой других) должны знать, что «хитрость есть не ум, а усиленное действие инстинктов, вызванное отсутствием ума».
Отсюда вытекает и образ героя нашего переходного и, в каком-то смысле, «последнего», крайнего времени (Ахыр Заман, так моя казанская бабушка говорила) – кроткие миротворцы. Нет такой силы, которая пересилит миротворцев, даже предательство. Этот образ, проходящий через все Писания, плохо ложится на сегодняшний язык-жаргон, и, скорее всего, понимается превратно. Но из этого следует только то, что его смысл придется восстановить и воплотить – практическими делами.