Существует стереотип, что все религии говорят об одном и том же, но разными словами, проверить состоятельность такого довода достаточно легко — просто найти несколько принципиальных расхождений по одинаковым вопросам в священных писаниях. Для примера сравним христианство и ислам.
Что носят христиане? — крестик. Что на крестике изображено? — распятый человек. Один из ключевых вопросов христианства — вопрос о казни Иисуса Христа, однако Коран имеет другую точку зрения, что казни не было: "за их слова: «Воистину, мы убили Мессию, 'Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознес его к себе" (Коран, 4:157-158).
Отрицание казни в Коране, автоматически отрицает и искупительную жертву, дополнительно порождая вопросы, а какая версия ближе к реальности? Ответ на этот вопрос лежит в восприятии образа Бога, какие ответы человек даёт на вопросы о том насколько Богом поддерживается и защищается праведность? Насколько возможно физически устранить наиболее выдающегося праведника? Почему Богу, вместо прямого списывания грехов в своей канцелярии, необходимо проводить списание грехов путём насильственной казни праведника? И ещё более объемлющий вопрос, о греховности вообще, если Бог автор некого механизма под названием человек, то логичней было бы править те сбои в функциональности, которые не нравятся, вместо того чтобы жарить в аду, при этом постоянно раздражаясь на поведение человека, несоответствующего желанием Творца. Похоже на ситуацию, когда программист сдаёт свою работу заказчику и объясняет выявленные неполадки, что программа согрешила и когда закончит свой жизненный цикл, обязательно попадёт в ад, программе воздаться по количеству и тяжести сбоев и после чего восторжествует долгожданная справедливость. Более вероятна ситуация, что человек плохо разобрался в устройстве мироздания и человека, поэтому возникают сомнительные версии, что для Бога поступки человека не предсказуемы и внезапны и вызывают гнев Бога, при этом Богу остаётся беспомощно ожидать пока человек помрёт, а уж потом наказать как следует. Что может длиться вечно из поколения в поколение. Более вероятны версии, что Бог изначально не планировал создавать Боговдохновенного робота с выкручиванием рук за сбои и о поддержке и защите праведности Богом, зло распространяется по принципу одни злочастивые вкушают ярость других злочастивых, а по праведности оказывается защита от различного зла, бед и катастроф.
Ещё одно ключевое расхождение между библией и Кораном состоит в том, что в суре 112 говорится: "Аллах вечный. Он не родил и не был рожден" (Коран, 112:1-4), данное описание Бога оспаривает наличие родителей Бога — богоматерей, богодедушек, богопробабушек и тд, как и любой родни — богосынков, боговнучков, богобратков и тд. Такое утверждение конфликтует с библейскими понятиями богоматерь и сын Божий и ставится вопрос о их состоятельности. Имеются прямые указания о ошибочности приписывания Богу сына: "оттого, что они [люди] приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына". (Коран, 19:91-92).
Коран и библия дают противоположные взгляды на вопросы паразитирования на чужом труде и рабовладении. Библия предлагает иудеям с помощью ростовщичества паразитировать на труде других народов: "ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать". (Второзаконие 15:6), а остальным безропотно терпеть паразитирование: "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение". (1-е послание к Тимофею 6:1).
Обратное по смыслу говоритсяв Коране о том что у людей кроме Бога нет господ: "… никого, кроме Аллаха, из людей не признаем Господом над другими..."(Сура 3:64).
В отличии от Библии, в которой ростовщичество рекомендуется как средство господства над народами, в Коране ростовщичеству даётся определение как одному из серьёзных грехов: "Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена". (Коран, 2:275).
Различны и противоположны в Коране и Библии расовые вопросы. В Библии расовый вопрос решается путём признании полноценными представителей «божьего народа» — иудеев, а всех остальных представителей разных народов не полноценными: "О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда. И ныне, Господи, вот, эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами и пожирать нас". (3 книга Ездры 6:56-57).
В Коране расовый вопрос рассматривается интересным образом — не стандартное утверждение, что все народы равны, а с позиции уважения Богом представителей любых народов за их праведность, следует подчеркнуть, что именно уважение, а не признание кого-то лучшим-худщим или полноценным-неполноценным: "О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый". (Коран 49:13).
Возможно, приведённого достаточно для понимания того, что религии говорят о разных вещах и дают различную оценку разных сторон жизни, вплоть до противоположного. Чтобы описание различий религий, не оказалась малозначимой информацией, следует закончить прояснением вопросов о цели и роли религии в обществе. Один из ключевых вопросов о мироустройстве, который рано или поздно становиться перед человеком — это вопрос есть ли автор (Бог) и управленец мирозданием? Ответ на данный вопрос автоматически порождает смысл, цели и образ жизни из чего выстраивается всё многообразия поведения человека и общество. Если человек ответил, что Бога нет, то смыслом и целью жизни, как правило, становится гедонизм — получение удовольствий, вне зависимости от причиняемого вреда биосфере и другим людям. Ответ о том, что есть автор мироздания, автоматически порождает задачу — понять предназначение человека, человечества и личной миссии и добиться гармоничных взаимоотношений с Богом, это задачу решает религия (значение слова можно перевести как связь, связь с Богом). Однако нужно понимать, что не всё знания и информация даются на халяву, бывает такая коммерческая, научная, государственная информацию за которую могут и пристрелить. И не следует испытывать иллюзии, что знания по построению гармоничных отношений с Богом будут подносить на блюдечке в священных писаниях и безплатных консультациях в храмах, более вероятен серьёзный личностный труд по изучению опыта человечества по вопросам связи с Богом, отделение истинного знания от ложного и личностная религиозная практика. Также следует учитывать явления формирования различных лохотронов в различных сферах общества, возможно, самый яркий пример — борьба с избыточным весом, большинству понятно, что решение проблемы — меньше жрать и больше двигаться. Но тем не менее появляются процветающие фирмочки, которые предлагают чудостредства для похудания — таблеточки, штанишки, пояса и тд. На данный момент, церкви, в большинстве своём, корпорации по выдуриванию денег и манипулированию обществом для обеспечения устойчивого паразитирования на чужом труде.