Современный переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается тем, что на смену прежним войнам пришли войны финансово-экономические. Вооружённое противоборство, конечно, никуда не исчезло, но основными глобальными театрами военных действий стали товарные, валютные и фондовые рынки. Любой крупный торговый, промышленный или финансовый проект, любой крупный бизнес – это всегда война! И описывать такой проект необходимо не столько в терминах «economics» или МВА, сколько в военных формулировках.
Любой проект начинается с замысла, который лучше всего описать в образе. Лаконичная формулировка замысла это – цель проекта. Далее цель подразделяется на ряд разно уровневых задач. На военном языке, например: развернуть свои силы и средства на ТВД, занять первый рубеж обороны противника, затем второй и т.д. Пути достижения цели – есть стратегия, а способы выполнения задач уже тактика, развёрнутая в оперативных планах. Для определения стратегии и тактики необходима, прежде всего, оценка обстановки.
Победа в любой войне достигается только наступлением. И опирается на три составляющие: стратегическое искусство военноначальника, твёрдую («длинную») волю командиров и высокий дух подчинённых. Если на западе в моде бизнес-технологии, то на востоке бизнес это всё-таки искусство. А высокий корпоративный (коллективный) дух побьёт любой скрупулёзный расчёт, даже более мощных конкурентов.
Если оценить нынешний мировой кризис, то это не что иное, как финансово-экономическая война за прорыв к новому шестому технологическому укладу. Союзная коалиция финансовой олигархии и промышленного Китая ведёт наступление на всех экономических ТВД против США. Первые рубежи обороны уже прорваны. Американцы, имея две основные ударные группировки – военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, пытаются контратаковать. Но стратеги каббалы и Кода перемен уже давно рассчитали, что энергетический центр с Ближнего востока, который дал миру три монотеистические религии, науку и технический прогресс средиземноморской цивилизации Запада, в связи с началом новой космической эпохи Водолея в 2014 году смещается на Восток. Атлантизм в цикле сменяется Тихоокеанством и энергия денег уходит тоже на Восток.
В образе это можно представить как крах глобального казино. Крупье (держатель номинальных фишек) в сговоре с кассиром, организуют хаос – посетители вдруг начинают выигрывать баснословные суммы. Затем они вдвоём под шумок, прихватив кассу и материальные ценности, покидают казино, оставляя хозяина с растерянной охраной разбираться с разгневанными игроками. И уже на новом месте открывают другое казино.
Поэтому старые фишки скоро могут обесцениться. Если в XX веке энергия денег влекла людей на Запад ближе к Уолл-стриту, то в XXI веке тянет уже на Восток ближе к Шанхаю. И если сто с лишним лет назад «золотая лихорадка» вспыхнула на северо-западе (Клондайк), то сегодня она начинается на юго-востоке (Гонконг, Сингапур). Завтра в выигрыше будет тот, кто в числе первых попал в новое казино (скидки и бонусы в день открытия) или кто смог договориться с кассиром и крупье о приёме старых фишек по льготному курсу.
Экономический лозунг XXI века – НОВЫЕ ДЕНЬГИ НА ВОСТОКЕ. Произойдёт глобальное перераспределение богатства. Часть состояний вмиг обесценится – нувориши станут банкротами, часть будет обменена по специальному договорному курсу – кто-то сможет сохранить капитал, но главное появится часть совершенно новых гигантских состояний на новых деньгах – это кандидаты в мировую финансовую элиту.
Если с глобального уровня спуститься на уровень российско-китайских отношений, то кроме космических оснований есть политические и экономические предпосылки усиления восточного вектора сотрудничества. Во-первых, это инициированный Председателем Правительства России В.В. Путиным проект Евразийского союза, «способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». Во-вторых, это взаимное стремление России и Китая уйти во взаимных расчётах от доллара США.
Для бизнеса это означает, что стратегически выиграет тот, кто своевременно сможет выстроить восточный вектор сотрудничества. Но между российским и китайским бизнесом существует Великая китайская стена разного понимания, основанного на разных типах мышления – абстрактно-понятийного у нас и конкретно-символичного у них. И разной традиции ведения бизнеса. У китайцев дабы не «потерять лицо» принято серьёзные переговоры и дела с партнёром вести через третьего. Для этого третья сторона должна профессионально разбираться не только в специфике российского и китайского бизнеса, но и в специфике понимания и принятия решений людьми с разными типами мышления.
В образе это может выглядеть так. Проводник ведёт российского бизнесмена (купца, промышленника, банкира) через тайгу, по мостикам через бурные реки, через болота по кочкам к Великой китайской стене, которую не обойти и на которую не вскарабкаться. Подводит к неприметной дверце и своим ключом отворяет её – путь в Китай открыт. То же самое происходит с обратной стороны.
На практике это означает сопровождение бизнеса с этапа замысла, формулировки целей и постановки задач. Маркетинговое исследование. Консультации по бизнес планированию. Поиск надёжных партнёров. Помощь при ведении переговоров, верный перевод смыслов. Правовое сопровождение. Рекламное обеспечение. Помощь в урегулировании спорных вопросов. Помощь в оформлении (либо полное оформление) разных документов (таможня, лицензии, сертификаты, …) и т.д.
В стратегическом выигрыше будет тот, кто дерзнёт занять позицию Проводника (третьего) и те, кто дерзнёт стать Первопроходцами за НОВЫМИ ДЕНЬГАМИ через Великую китайскую стену на ВОСТОК.