Феномен справедливости от Сократа и Талера до общей концепции справедливости будущего (Часть 2)
[Для более целостного понимания содержания данной статьи рекомендуется обратиться к Части 1, опубликованной 13.01.2019г.].
Прежде чем перейти к формированию новой и правильной парадигмы сущности справедливости, уточним, что на первом этапе исследования, необходимо опираться на вышеуказанные разновидности мировоззренческих подходов познания мира: от себя (демонизм, злонравие) и к себе (человечность, добронравие). То есть суть заключается в необходимости сделать из этих двух вариантов, правильный интуитивно-рассудочный выбор. Он должен быть основан не на вере, а на анализе и обобщении всей имеющейся информации в течение жизни индивидуума, в определенном настроении. Мы придерживаемся мировоззренческого подхода познание мира к себе.
Следует так же уточнить, что в процессе исследования, мы опираемся на теории происхождения мира (бытия) не из концепции хаоса, а из концепции управленческого начала все существующих процессов, где главным источником логосом был бог (аллах, наивысшее иерархическое управление, и т.д.). Наша позиция состоит в том, что главная задача человека (общества) построить рай на земле, причем отличного от Эдема, где были Адам и Ева, которые непосредственно общались с Вседержителем, по сути. В данном случае райское состояние это такое состояние, при котором каждый человек на земле осуществляет свою деятельность и принимает решения, находясь в непрестанном мыслительном диалоге с богом, общаясь с ним языком жизненных обстоятельств, по совести и по правде оценивая происходящие с ним события. В данном случае при таком жизнеустройстве не будет нужна надстройка в виде существующих сейчас религий[1].
Это такое общество, где с рождения каждый новый, вступающий в жизнь человек, будет воспитываться в такой культуре, построенной на системе знаний, которая обеспечивает объективное миропонимание и мировоззрение, опирающееся на общие, частные и специфические законы мироздания, позволяющие ему реализовать свои генетические заложенные возможности и свой творческий потенциал.
При этом, в данных условиях, под всеобщим понятием справедливость, мы будем понимать как высшее проявление сознательной деятельности человека (общества), опирающейся на диктатуру совести, и силу воли, в отношении других индивидов, включая вопросы распределения материальных и духовных благ, этического и нравственного поведения, правового и социально-психологического состояния общества.
Итак, были рассмотрены два первоначальных этапа алгоритмики к пониманию сущности справедливости:
1. Выбор мировоззренческого подхода познания мира к себе.
2. Осознание и выбор божественного (управленческого) создания мира (бытия).
Далее необходимо разобрать, еще один основной фундаментальный вопрос. Если цель человека построить рай на Земле то, какое для этого есть весомое основание подтверждающее, что это можно осуществить?
Постараемся с нашей мировоззренческой позиции, основываясь на абстрактно-рассудочном подходе на него ответить. Если рассматривать всех людей чисто физиологически, то окажется парадоксальная на первый взгляд особенность. Мы все, если брать конкретного индивидуума, физиологически разные не в видовом отношении, а в функциональном, у нас разные отпечатки пальцев, кончики носа, раковина ушей, размер мозга, рисунок сетчатки глаза и т.д.
Получается, каждый человек способен, исходя из его генетически заложенных возможностей, из всего многообразия навыков, умений, знаний, компетенций творить, по сравнению с другими что-то лучше, качественнее, и производительнее. Это в частности, подтверждается и выводами Платона. В человеческом обществе люди с близкими качественными функциональными особенностями будут объединяться в команды (группы) для увеличения своего творческого потенциала.
Требуется пояснить, что такое, по нашему мнению человеческое общество – это такое общество, где каждому индивидууму, в течение времени его биологического цикла (жизни), предоставляется возможность раскрыть и эффективно (для пользы общества) реализовать свои генетически заложенные и приобретенные возможности.
В результате получится, что в каждой отрасли как экономики, и других общественных, политический и творческих институтах, человеки будут заниматься своим любимым, изначально предназначенным ему от предков и божьего замысла делом и отдаваться ему с максимальной эффективностью. Исходя из этого можно, например, вполне определенно сказать, что такой элемент функций управления как мотивация будет опущена, поскольку психика каждого человека будет направлена на самомотивацию!
Из данных рассуждений и умозаключений, можно сделать главный мировоззренческий вывод: в будущем все направления деятельности по своему функциональному и научно-мировоззренческому, философскому, нравственно-этическому назначению, будут считаться главными и вклад каждого человека, его творческого и интеллектуального потенциала будет, с позиции современной оценки стоимости труда одинаковым! [4, c.111].
С нашей позиции понимания вопроса одинаковая стоимость оценки труда – это высшая справедливость будущего общества, которая основана не на дистрибутивных и процедурных теориях справедливости, а на понимании и знании роли каждого человека, его возможности и интеллектуально-производительного вклада в определенное поле деятельности. Интеллектуально-производительный вклад, это своего рода портфолио человека, его достижений, позволяющих человечеству создавать ноосферу научно-философско-религиозных знаний, прежде всего для понимания смысла жизни и своей роли в мироздании.
Многие могут упрекнуть и задать вопрос – а что делать с теми, которые не желают работать и трудиться? Ответ на него достаточно прост. Дело в том, что каждому от рождения заложен потенциал развития творчества. Трудиться для человека это такое же его состояние как дышать воздухом. Для нормального человек нет более счастья (в совокупности с семейным), чем радоваться плодами своего труда, и прежде всего на благо общества, которое по достоинству его ценит, как индивидуума. Причем оценено не «экспертами» от элиты и науки, а именно теми, кто тебя окружает. Проблема современного общества очевидна – она заключается в том, что созданная система управления (государство) и экономика, не способствуют, как минимум 60-80% людей реализовывать свой потенциал.
Обратимся к «новой» экономической теории справедливости и опираясь на справедливую оценку труда, попытаемся сформулировать понятие универсального инварианта прейскуранта при товарно-функциональных обменах? Здесь видно, что отсутствует общепринятый товарно-денежный обмен, поскольку тенденция эволюции функции денег как универсального обменного средства уходят в безналичное, а точнее цифровое пространство. В скором времени традиционной привязки денег (векселей, ценных бумаг, облигации и прочей бумаги) ни к золоту, ни к нефти не будет. В нашем понимании низкочастотных историко-эволюционных процессов, цифровые деньги будут распределяться из единого центра (в крайнем случае, двух – принцип тандема), исходя из их необходимости на развитие экономики государства и уровня потребления гражданами. Вопрос только в том, кто и по какой концепции глобального управления будет это осуществлять? И ответов на него, исходя из существующих реалий как минимум три:
Исходя из концепции однополярного мира (демонизм, злонравие), где происходит управление миром по примеру кинофильма «Голодные игры» (позиция Запада);
Исходя из концепции «многополярного» мира (человеколюбие, добронравие), основанное на управлении миром на принципах равенства, партнерства, взаимоуважения и согласия (это предлагается Россией);
Исходя из концепции одного мира (нет полярностей), где происходит управление в «многополярных государствах», основанное на общей фундаментальной нравственно-этической, философской социолого-экономической (человекономика) концепции обустройства общества человеков – где каждый ее член способен на протяжении своей жизни реализовать свои генетические возможности и свой творческий потенциал.
Так вот товарно-функциональный обмен – это такое социально-экономическое действие в сфере обращения (товаров, услуг), при котором, в результате акта передачи (обмена) между сторонами (человеками) происходит сознательное, разумное осмысление данного процесса, опирающегося на понимание вклада каждым в общее устроение мира, на основании генетически заложенных и приобретенных возможностей и потенциала, и который каждым из них обязательно реализовывается.
На практике это будет происходить следующим образом. Я сею пшеницу, жну, заготавливаю зерно, выпекаю хлеб и отдаю его другому человеку (совершаю товарно-функциональный обмен) например, учителю зная, что он собирает необходимую научную и другую информацию, обрабатывает и анализирует ее, составляет обучающиеся программы, готовит лекционно-образовательные материалы и проводит занятия, в частности и с моими детьми. То есть он вкладывает свои генетически заложенные возможности в общий ход жизненного цикла развития. Также это позволяет каждому члену общества человеков разумно потреблять, опираясь на свою совесть и принцип демографически обусловленных потребностей, что его труд и существование не напрасно и имеет жизненный смысл.
То есть - в новом обществе – рай закон товарно-денежных отношений будет заменен законом – товарно-функционального обмена при осуществлении принципа - разумных демогорафически обусловленных потребностей [4,c.112].
В нашем понимании разумные генетически, физиологические и демографические обусловленные потребности, это такие потребности, которые способствуют здоровому и комфортному развитию человека для его творчества и созидания, продолжения рода, при этом опирающиеся на принцип материальной достаточности, не выходящим за предел оптимальной необходимости. Данный предел оптимальной необходимости, в частности будет исходить их чувства справедливости позволяющее потреблять именно столько, сколько требует физиология человека и его культура мышления.
Некоторым может показаться, что мы в своих рассуждениях возвращаемся к первобытному бартерному товарообмену. Это совсем не так. Мы лишь подтверждаем философскую теорию спиралевидной эволюции цивилизаций, но с новыми качественными изменениями. И эти качеств как минимум две:
Созданная на данный момент техносфера, способная качественно обустроить жизнь людей и их безбедное существование;
Мощнейшее информационно-алгоритмическое обеспечение общества, IT- технологии, способные одномоментно донести для большинства нужную информацию.
Вопрос лишь в том, по какой концепции управление пойдет дальнейшее развитие.
Продолжая наше исследование, сформулируем третий этап алгоритмики к пониманию сущности справедливости:
1. Выбор мировоззренческого подхода познания мира к себе;
2. Осознание и выбор божественного (управленческого) создания мира (бытия);
3. Осознание одинаковой стоимости оценки труда как высшей справедливости будущего общества, основанной на понимании и знании роли каждого человека, его возможности и вклада в определенное поле деятельности.
Немаловажным значением в понимании категории справедливость, является взаимосвязь причинно-следственных взаимодействий в цепочке отношений человек-общество-биосфера-вселенная-бог. На этом принципе сформулированы основные закономерности развития, соблюдение которых, так же приведет к бескризисному развитию человечества на Земле, а именно [5]:
1. Человечество — часть биосферы, и существуют объективные закономерности, регулирующие взаимодействие биосферы и Космоса, формирование биоценозов и взаимодействие биологических видов в пределах биосферы.
2. Человечество — специфический биологический вид, и существуют специфические биологические (физиологические и психологические) видовые закономерности, регулирующие его жизнь.
3. Существуют нравственно-этические (ноосферные, эгрегориальные и религиозные) закономерности, регулирующие взаимоотношения обладателей разума и воли. И вопреки мнению многих, закономерности этой категории выходят за пределы человеческого общества, а этика, диктуемая с иерархически более высоких уровней в организации разного рода систем, — обязательна для иерархически низших уровней и отступление от её норм наказуемо. Соответственно отступничество от праведности — нравственности, свойственной Всевышнему, — главная нравственно-мировоззренческая причина биосферно-социального экологического кризиса.
4. Культура, которую генетически предопределённо несёт человечество, вариативна, и существуют социокультурные закономерности, следование которым гарантирует устойчивость общества в преемственности поколений, а их нарушение способно привести к его исчезновению в течение жизни нескольких поколений под воздействием деградационных процессов.
5. Исторически сложившаяся культура всех обществ нынешней глобальной цивилизации такова, что мы вынуждены защищаться от природной среды техносферой. Техносфера воспроизводится и развивается в ходе хозяйственной и финансовой деятельности, и существуют финансово-экономические закономерности, предопределяющие как развитие общественно-экономических формаций, так и их деградацию и крах.
6. Всё это в совокупности может приводить к конфликтам интересов и конфликтам разных видов деятельности, разрешением которых необходимо управлять. И существуют объективные закономерности управления, единые для всех процессов управления, будь то езда малыша на трёхколёсном велосипеде либо комплексный проект, осуществляемый несколькими государствами на принципах частно-государственного партнёрства.
Знание перечисленных общих закономерностей развития сложных суперсистем и взаимное влияние их друг, на друга исходя из принципа взаимовложенности, при справедливом управлении частными и общими процессами, способно привести к новому устройству жизни на земле – рай.
И последний этап алгоритмики к пониманию, сущности справедливости, относится сам человек как, основной элемент мироздания. Здесь нашими предками, уже давно был выработан основной принцип жития: не навреди себе, не навреди ближнему, не навреди природе.
Обобщая вышеприведенные результаты анализа и оценки понятия сущности справедливости, ее влияние на различные виды процессов, а также на качество принятия различных решений, предлагаются основные этапы последовательного перехода существующих парадигм понимания справедливости к новому концептуально обобщенному видению, позволяющему, с нашей точки зрения, перейти современному кризисному обществу, к более совершенному (ближе к всевышнему) состоянию (Рис 1):
Рис.1 Основные этапы перехода к новому концептуально обобщенному понятию справедливость
1. Выбор мировоззренческого подхода познания мира к себе;
2. Осознание и переход к божественному (управленческому) созданию мира (бытия), т.е. к замыслу;
3. Осознание одинаковой стоимости оценки труда как высшей справедливости будущего общества, основанной на понимании и знании роли каждого человека, его возможности и вклада в определенное поле деятельности.
4. Понимание взаимосвязанности и обусловленности процессов в цепочке взаимодействия человек-общество-биосфера-вселенная-бог.
5. Выбор главных непротиворечащих принципов жития:
- не навреди себе;
- не навреди ближнему (обществу, экономики согласно принципу Парето-эффективности (когда ни один участник экономических отношений не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение дру-гих);
- не навреди природе (биосфере);
- живи по совести, в диалоге с богом.
Выстраивание данной управленческой алгоритмики в сторону формирования концептуально обобщенного понятия справедливость, позволит создать в будущем общество человеков, способного избавиться от существующих негативных, прежде всего социальных пороков, и выйти на новый качественный уровень развития.
Список литературы
4. Новосадов С.А. Социально-экономическая трансформация глобального развития общества при переходе к новому концептуальному состоянию: предпосылки, тенденции, прогностика: монография.- М.: Креативная экономика, 2016.
5. Объективные закономерности бытия человеческого общества [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://wiki-kob.ru/ (дата обращения 31.05.2018).
[1] Хочется уточнить, что мы не противопоставляем себя против существующих религиозных конфессий, поскольку в данное время они, при всех проблемах, которые там происходят, выполняют очень положительную функцию – привлекают из среды атеистов людей к вере в само существование бога (прим. автора).