Финам проанализировал данные Росстата, МВД и других госорганов по миграционной ситуации в России и отмечает, что миграционный прирост по итогам 2016 г., скорее всего, восстановит свои показатели, спад которых наблюдался в 2014-2015 гг.
Также из приведенных данных видно, что рост населения России обеспечивается в основном за счёт миграции. При этом, как и раньше, наибольшей популярностью пользуется Московский и Санкт-Петербургские регионы, а на третьем месте расположился Краснодарский край. Ещё среди востребованных регионов значатся Тюменская область, Крым, г. Севастополь, Калининградская область, а также отдельные области Центральной России.
Наибольший вклад в прирост населения даёт долговременная миграция. Вот как выглядит нетто-миграция населения России с зарубежными странами за январь-сентябрь 2012-2016 гг. в тыс. чел.:
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
|
Международная миграция, всего
|
217,5
|
214,0
|
185,1
|
169,1
|
196,5
|
В том числе с государствами –
участниками СНГ
|
197,6
|
199,3
|
179,6
|
165,1
|
191,9
|
Азербайджан
|
13,7
|
12,8
|
10,0
|
8,1
|
7,9
|
Армения
|
23,6
|
25,2
|
18,6
|
15,7
|
8,9
|
Белоруссия
|
8,7
|
2,1
|
5,1
|
3,2
|
1,6
|
Казахстан
|
25,9
|
29,5
|
28,8
|
24,9
|
25,6
|
Киргизия
|
19,2
|
14,2
|
11,7
|
5,6
|
9,3
|
Молдавия
|
13,1
|
15,0
|
12,3
|
12,5
|
10,6
|
Таджикистан
|
22,9
|
24,2
|
13,7
|
5,8
|
19,4
|
Туркмения
|
2,5
|
2,3
|
1,4
|
1,3
|
0,8
|
Узбекистан
|
41,7
|
47,0
|
30,7
|
-17,2
|
14,2
|
Украина
|
26,4
|
26,9
|
47,3
|
105,2
|
93,6
|
Со странами дальнего зарубежья
|
20,0
|
14,8
|
5,5
|
4,0
|
4,5
|
Как видно из таблицы уже второй год подряд половину всех «поступлений» составляют вынужденные переселенцы из Украины, а доля Казахстана практически остаётся неизменной. Видимо казахская национальная политика попросту выдавливает русских из страны, которым не находится в экономике Казахстана рабочих мест.
В то же время вынужденная миграция в Россию, после ее существенного роста из-за обострения ситуации на Украине в 2014–2015 гг. перестала расти. За январь-сентябрь 2016 года число лиц, получивших временное убежище в России, составило 17,2 тыс. чел., за соответствующий период прошлого года – 130,3 тыс. В будущем, если не произойдет нового обострения ситуации, численность лиц данной категории будет сокращаться по мере их обустройства на территории России или возвращения на Украину.
Снизился и показатель «сезонной» иностранной миграции. Это связано с тем, что легализоваться в качестве рабочей силы в России стало труднее. Количество оформленных на мигрантов документов продолжает снижаться, а сама численность временно пребывающих иностранцев – ниже уровня 2013–2014 гг., и даже не дотягивает до данных 2015 г.
Существенное проседание временной миграции отмечалось во второй половине 2015 г. и практически весь 2016 г. Так в марте 2016 года разница по сравнению с мартом 2015 года наблюдалась на уровне 1,4 млн. человек.
Хотя из графика можно заметить, что «сезонные» мигранты всё же едут в Россию, хотя и в меньшем количестве, на конец сентября их было порядка 10,4 млн. человек.
Большинство иностранцев на территории РФ по-прежнему граждане стран СНГ, их доля постоянно находится в переделах 85–86%. На конец сентября 2016 г. их общее число составило 8,8 млн. чел.
03.09.14
|
01.10.2015
|
01.10.2016
|
|
Азербайджан
|
610159
|
537475
|
531471
|
Армения
|
531691
|
518731
|
523124
|
Белоруссия
|
476187
|
622786
|
741453
|
Казахстан
|
581257
|
704535
|
613067
|
Киргизия
|
550136
|
519487
|
582863
|
Молдавия
|
582375
|
525903
|
490844
|
Таджикистан
|
1163199
|
967751
|
999035
|
Узбекистан
|
2509666
|
2038155
|
1779002
|
Украина
|
2446123
|
2596092
|
2581380
|
СНГ, всего
|
9450793
|
9030915
|
8842239
|
Как можно увидеть из таблицы с 2014 года количество мигрантов из СНГ уменьшилось на 600 тыс. человек. Наибольший вклад в снижение дали Таджикистан (10–15%) и Узбекистан (до 30%). В то же время растёт численность граждан стран – членов ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан). Это обусловлено тем, что для работодателя их выгодно трудоустраивать, ввиду того, что им не требуется оформлять разрешительные документы для трудоустройства и оплачивать дополнительные ежемесячные взносы за патент. Фактически по правилам их найма они ничем не отличаются от принятых для россиян. А вот для граждан из других стран СНГ, не входящих в ЕАЭС ситуация качественно иная.
Санкции, принятые западными странами в отношении России существенно сказались на трудовой миграции иностранцев из развитых стран Запада. С 2013 г. показатель миграции просел более чем на 60%. Безусловные лидеры падения – США и Испания – падение более чем на 80%, а Великобритания и вовсе на 83%, что не удивительно, т.к. она больше всех громче обвиняла Россию в агрессивных действиях по отношению к Украине.
|
13.11.13
|
01.10.15
|
01.10.16
|
Германия
|
352335
|
148414
|
116948
|
Испания
|
77200
|
23144
|
16011
|
Италия
|
77193
|
34908
|
28114
|
Великобритания
|
174061
|
50478
|
29739
|
Финляндия
|
108312
|
47360
|
94557
|
Франция
|
65559
|
38645
|
29697
|
ЕС в целом
|
1177829
|
546341
|
513367
|
США
|
220086
|
68367
|
53978
|
Между тем весьма любопытны данные относительно целей визита мигрантов в Россию. Так 4 млн. человек (3,8–3,9 млн. из них из СНГ и 170–180 тыс. из стран дальнего зарубежья) в 2016 году указали в миграционной карте, что цель их приезда «работа по найму».
Однако, по данным ФМС России, только на конец сентября 2016 г. действительные документы, дающие право работать в РФ, имели только 1,8 млн. иностранцев. При этом наблюдается интересная картина. Только 800 тыс. из этого количества оформили трудовые отношения как положено, а остальные работали неформально.
Если учесть порядка 900 тыс. мигрантов из стран – членов ЕАЭС, которым разрешение на работу не требуется, то где-то ещё 1,3 млн. мигрантов работают нелегально. Кстати, даже из этих 900 тыс. граждан из стран – членов ЕАЭС – 60% также не оформляли отношений с работодателями.
А если учесть, что из 10,4 млн. человек, которые находились на конец сентября 2016 года, 6,4 указали, что цель их визита в РФ носит «частный» характер, то мы получим приблизительно реальную цифру нелегалов, которые зарабатывают себе на жизнь в России. Это почти 7,7 млн. человек нелегально работающих и ещё около 1,5 млн. – те, которые имели все патенты, разрешения, но не были оформлены, как положено в соответствии с законодательством РФ.
Забавная получается ситуация. Пока министры в правительстве Медведева призывают ввести «налог на тунеядство», у них «под носом» более 9 млн. человек непонятно чем заняты и фактически никаких налогов и отчислений в социальные фонды не осуществляют.
А теперь давайте посмотрим на данные налоговой службы. По её данным одни только ежемесячные платежи за патенты (авансовые платежи по НДФЛ) составили за 9 месяцев 2016 г. 34 млрд. руб. И эту цифра сборов обеспечили только 26% мигрантов имеющих разрешения на работу. Значит, как минимум цифра должна быть выше в 4 раза.
А у нас министр труда Топилин хочет за счёт «налога на тунеядство» компенсировать потери бюджета на 42-45 млрд. руб.
У нас с нелегалами поле не паханное, но министру очень не терпится сограждан обобрать. Видно поступил заказ на революцию, раз министр так старается.
Что касается общих миграционных итогов, то здесь наблюдаются явные перекосы. Где-то наблюдается переизбыток населения и рабсилы, как в случае с указанными выше регионами. А где-то не только налицо демографическая «яма», но что самое страшное – её рост продолжается. Так продолжают терять население большинство регионов Приволжского, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов, а также всех регионов Дальневосточного ФО, за исключением Сахалинской области.
Территории продолжают пустеть, что видно из статистических данных, и, по мнению экспертов, хотя миграционная убыль данных регионов и идёт на спад, однако говорить о переломе депопуляционных тенденций пока преждевременно.
Каждый грамотный управленец хорошо знает, что обезлюдение территорий приводит к их утрате. В Советском Союзе существо проблемы понимали очень хорошо, поэтому стимулировали более равномерное расселение граждан по всей территории страны, подстёгивая внутреннюю миграцию из одного региона в другой за счёт повышающих коэффициентов заработной платы (различных надбавок и прочее) и создания нормальных жизненных условий.
Подобного сегодня мы практически не наблюдаем. А значит процесс переселения людей туда, где лучше жизнь, - где есть возможность трудиться, достойно жить, учиться и т.п. – неизбежность. Если только руководящие кадры страны не предпримут решительных шагов в данной сфере.
А шаги эти, безусловно, назрели. Конечно, чтобы заставить экономически избыточную массу населения покинуть один регион и переселиться всей семьёй на новое ПМЖ, необходимо будет решить целый кластер проблем, начиная от их трудоустройства, и заканчивая сферой их культурного досуга и отдыха. Но иного пути нет. Если кто-то знает его, пусть напишет.
Иначе это сделают за нас китайцы, для которых весьма привлекательно выглядят южные территории Сибири и Дальнего Востока, которые к тому же они считают исторически своими.
Депрессивные же регионы Северо-Кавказского и Приволжского округов очень важны с точки зрения обеспечения государственной безопасности. Сепаратизм легче проникает туда, где имеется благодатная среда для распространения. Регионы с высокой безработицей, низкими перспективами раскрытия генетически обусловленного потенциала, социально не обустроенные и потому не привлекательные для жизни – являются лучшей «точкой входа» для нашего вероятного противника в войне за ресурсы и жизненное пространство. А у данных регионов и так очень нередки случаи проявления экстремизма, произрастающего на религиозной почве. Что при концентрированном внимании недругов, направленных на данные регионы, грозит созданием настоящих «пороховых бочек».
Если мы не примем адекватных проблеме государственных решений, то уже к 2050 году мы получим такие проблемы, которые не совместимы с сохранением России в её нынешней конфигурации.