Порок современной экономики - не равнодушие к практическим проблемам,
как полагали многие практики, а полная непригодность научных методов, с помощью которых их пытаются решать.
В.В.Леонтьев
По Бреттон – Вудскому соглашению 1944 года любое отклонение рыночных валютных курсов
требовало предварительного одобрения Международного Валютного Фонда.
В течении 2015 года Невидимая Рука Рынка обесценила наш с вами рубль в 2,5 раза. Вполне наблюдаемо. Понятно, что она невидимая, а всё-таки, как она это сделала? Поскольку «соотношение валют определяется в честном торге», и большинство обменов валюты в России обязано проходить через инструмент официальной внешнеэкономической деятельности России – Московскую биржу – попытаемся понять непосредственные мотивы действий исполнителей сделок при обмене валют – брокеров – без рассмотрения мотивов заказчиков, которые их нанимают. Учитывая, что у денег всего один параметр – количественный – мотивов не должно быть очень много. В следующей таблице представлены все возможные, на мой взгляд, мотивы брокеров. Если читатель найдёт неучтённые – пишите, буду благодарен:
Есть в определении мотивов действий брокеров на валютной бирже одна тонкость, которая несколько толще оглобли. О ней действующий официоз предпочитает помалкивать. Если вы живёте на доходы от своей деятельности, то перечисленные 11 пунктов выглядят одним образом, а если (прошу прощения за выражение) на «инвестиции» – совершенно другим. Скажем, пункт 4 «Покупка валюты для импорта «обычных» товаров – мяса, хлеба, недостающего сырья, оборудования и т.п…» для правительства может вообще не иметь прибыли, а для «инвестора» прибыль – единственный стимул. Выжмет, сколько сможет. Поэтому юрисдикция бизнеса имеет принципиальное значение для его поведения на валютной площадке – дальше это будет видно лучше.
Поскольку от развитого Запада наша страна отличается пьяными ведведя́ми на Красной площади, мы будем рассматривать обмены в экономиках разной степени развития. Определим группы товаров, которыми могут обмениваются экономики, и оценим саму возможность обменов, то есть желание потенциальных действующих лиц внутри экономик производить какие – либо обмены между собой.
Группы товаров обозначим так, как это сделал основатель матриц межотраслевых балансов затраты – выпуск В.В. Леонтьев. Отличие инвестиционных товаров от продуктов потребления населения Леонтьев иллюстрировал на таком примере: пальто – это продукт потребления, а ткань для пальто непосредственно никому не нужна – это инвестиционный товар. Что такое товары для обеспечения деятельности государства будем считать понятным. Поскольку наша держава в основном продаёт сырьё – тем, из чего изготовляют леонтьевские группы товаров – и оружие, мы вынуждены добавить эти две категории товаров, иначе межстрановые обмены с участием нашего государства не произойдут – нет ни интереса, ни платёжеспособного спроса.
Итак, менее развитая Россия (по горизонтали) пытается поменяться пятью своими группами товаров с западным миром (по вертикали). В перекрестии интересов словесно обозначим вероятность того, что обмены могут состояться в сколь-нибудь значительных объёмах. Вероятности совершения обменов, с моей точки зрения, выглядят так:
Статистика экспорта из России последней благоприятной поры до теперешнего кризиса – первой половины 2013 года – показывает, что 93,46% или около 237 млрд. долл. – это топливно – энергетические товары, минеральные продукты, металлы, драгметаллы, древесина, и только 6% или около 15,5 млрд. долл.- это продукты химии, продовольственные товары, машины и оборудование. Работают стимулы 1,2,3 – продать валютную выручку за экспортированное сырьё и оружие,
закупить сырьё для экспорта, в том числе слегка переработанное и оплатить
рабочую силу, обслуживающую экспорт (шахтёры, нефтяники) и отвёрточные производства на экспорт. Получатели валюты от внешних покупателей – они же её продавцы внутри страны – заинтересованы в повышении курса иностранной валюты.
Статистика импорта первой половины 2013 года показывает, что на покупку машин, оборудования, транспортных средств, продукции химии, металлов и изделий из них, продовольственных товаров, минеральных продуктов, изделий из целлюлозы, топлива израсходовано около 135,3 млрд. долл. или 89,76% всего импорта. Для покупки обуви, одежды, драгоценностей, пушнины и всех других товаров израсходовано 15,4 млрд. долл. или 10,24%.
Мотивами закупки валюты для импорта, очевидно, являются стимулы 4, 5, отчасти 6: покупка валюты для импорта недостающего продовольствия и оборудования, для импорта предметов роскоши и товаров с функцией денег – того, что есть внутри страны, но импорт лучше по потребительским качествам – то есть, тех же предметов роскоши.
Всего импорт в первой половины 2013 года составил 150,7 млрд. долл., экспорт 253,5 млрд. долл., разница 102,8 млрд. долл., что в золоте на то время составило примерно 2500 тонн за полгода. Я надеюсь, читатель помнит, что этот чей-то золотой дождь «по науке» называется положительным торговым балансом и что всего золотой запас нашей великой энергетической державы составляет немногим больше тысячи тонн.
Теперь, по заветам гайдара-набиуллиной, мы поручаем дружному коллективу брокеров Московской биржи поменять выручку от экспорта в долларах на рублёвую сумму для покупки импорта внутри страны – вспоминаем, что импортные колготки мы будем продавать за рубли. Центробанк печатает нам рубли из расчёта того, что однодолларовые колготки наши дамы купят за рубли по существующему курсу, скажем по 30 руб./долл. ЦБ печатает 150,7 млрд. долл. х 30 рублей и выдаёт дужному коллективу брокеров «в работу». Приступив к работе, наши брокеры обнаруживают, что экспортная выручка составляет аж 253,5 млрд. долл. По чём сторгутся коллектив брокеров? Мне так кажется, что 30 х 150,7 / 253,5 = 17,8 руб./долл. Но ведь мы знаем, что коллектив удерживает курс на уровне 30 многие годы. Как же он, сердешный, умудряется?
Тут без помощников не обойтись. На помощь приходит стерилизация валютной выручки, «утечка капиталов» и американские «трежериз». Путеводной звездой в деле помощи брокерам послужит опубликованная здесь же статья «Вопросы и ответы по "вложениям" ЦБ в казначейские облигации США» http://www.planet-kob.ru/articles/4593. Короче говоря, если не воровать за рубежом нашу выручку, то финансовой системе нашей Родины конец. Гиперинфляция и т.п. всех прикончат. Столько денег наша экономика не выдержит. Вот так незатейливо рассуждают «наши» финансовые власти, о которых, кстати, информационное агентство «Интерфакс» 21.02.2007 сообщило, что в ходе прокурорских проверок было выявлено, что 1,5 тыс. сотрудников ЦБ являются держателями акций коммерческих банков. http://www.lawlinks.ru/view_data.php?id=49331
Но это ещё не всё. Дело в том, что крупный отечественный бизнес находится в офшорной юрисдикции, а мелкого у нас просто нет. Принеся свои деньги на московскую биржу, их хозяин будет смотреть на биржевые операции с точки зрения иностранного участника. Позиция «откуда мы смотрим» существенно изменит стимулы продавцов и покупателей валюты, порой на противоположные.
Итак, если условный «Газпром» находится в офшорной юрисдикции, а вывоз (экспорт) много больше ввоза (импорта), логично оптимизировать возврат выручки в Россию и возвращать её ровно столько, чтобы обеспечить ритмичный вывоз ресурсов. При условии, что российский олигарх действительно собственник своих активов. Но вот какая штука – опыт говорит о том, что наши олигархи – только приказчики. Откуда это известно? – Вот, например откуда: в кризис 2008 года западный банк предъявил претензии «Норильскому никелю» с требованием поднять сумму обеспечения взятых им кредитов, и государство было вынуждено расплачиваться за «Норникель», чтобы он не перешёл в собственность западного кредитора. Откуда у организации, добывающей и продающей дорогой никель – почти золото, долги? А долги от того, что правила игры, установленные для российских олигархов, запрещают вкладывать прибыль от приватизированного имущества в это имущество – только «инвестировать» в западную экономику. Развиваться же (если олигарху такое взбредёт в голову) – на кредиты. Именно об этом упорно говорили злые языки. Не забыл, читатель, как Кириенко уже разогнался за наш счёт строить атомную электростанцию в Турции? «По науке» этот порядок называется закредитованость. Порядочек этот – изобретение не новое. Например, выяснилось, что сказочный богач, который организовал, а потом разруливал американский кризис 1907 года – Дж. П. Морган, чьё имя носил банк «Дж. П. Морган Чейз», умерев в 1913 году, оставил очень незначительное наследство. Все его сокровища оказались чужой собственностью. Ещё можно вспомнить явно не гигантское наследство Березовского. То есть, люди, которые известны публике, как сказочные богачи, часто оказываются приказчиками, под чьи подписи происходит движение материальных ценностей и денег. Поскольку своей выручкой они не распоряжаются, то ею распоряжается кто – то другой, кто распоряжается кредитами – и это не наш человек. Если вместо валютной выручки за вывезенные из России сырьё на нашей бирже можно продать кредитные деньги иностранных банков, стимулы продавать валютную выручку №1,2,3 вырождаются в банальный ввоз валюты с целью вывоза всего, что плохо лежит.
Вторая тонкость состоит в том, что «кредитные ресурсы» Запада бесконечны. Фактический объём миссии денег американским Федрезервом не знает никто. Единственный в истории куцый аудит показал, что с 2007 по 2012 год Федрезерв тайно ссудил банкам 26 триллионов долларов неучтённых американских денег. В переводе на обычный язык, они нарисовали в своих компьютерах столько фальшивых денег, сколько составляет национальное достояние США, и раздали их своим банкам. Три самых крупных получателя – больше одного триллиона каждый – Ситигруп, МорганСтэнли и МэриллЛинч значатся в списке членов Московской биржи под номерами 340, 11, и 328. (http://moex.com/ru/markets/currency/). Пятый самый крупный адресат – британский Барклайз (№439), девятый – немецкий Дойчебанк. (№ 181). Поэтому количество долларов при неограниченном «трансграничном движении капиталов» может быть любым, в том числе очень большим – гораздо бо́льшим, чем при «жизни внутри страны на свою выручку». Если вы – условный «Газпром» и имеете налаженный сбыт русского сырья за рубежом, то вам из этого фальшака открыт неограниченный кредит для вывоза любых ресурсов из России.
При офшорной юрисдикции действующего лица мотивы действий (стимулы) при обмене валют вырождаются и в правой колонке. Ввоз в Россию «обычных» товаров – мяса, хлеба, какого - то сырья и оборудования (4), предметов роскоши (5 и 6), покупка валюты для её вывоза и покупки за рубежом производств, фиктивных ценностей, недвижимости, вкладывания в банки, акции (7), закупки иностранного оружия (8), пополнения стабилизационного фонда (9), покупка валюты населением (10) и даже валютные спекуляции (11) находятся под полным управлением зарубежных банков. Хотят – дадут доллары, хотят – не дадут. Порядок же доступа на биржевую площадку регламентирует исключительно ЦБ России. Когда не хотят, на бирже паника, доллар «растёт» и наши улюкаевы предлагают центробанку продать свою валюту в ходе «интервенции». Если тот продаёт, покупатель имеет полную возможность инвестировать свою покупку, скажем в американское ипотечное агентство «Фанни Мэй». Лучший министр всех времён Лёшик Кудрин так и делал. Если ЦБ не продаёт – происходит «макроэкономический сдвиг в экономиках» и рубль снова дешевеет, «обеспечивая повышенную конкурентоспособность отечественному производителю» (мы пока не трогаем крутежи на рублёвой стороне нашей биржи).
Священная корова здесь – это пресловутое свободное трансграничное движение капиталов. Как-то Иосиф Виссарионович заметил, что раньше он думал, что демократия – это власть народа, но товарищ Рузвельт разъяснил ему, что демократия – это власть американского народа. С денежными властями приходится использовать ту же поправку. Ниже я привожу график отношения денежной массы некоторых стран к валовому внутреннему продукту. Из него видно, что количество рублей в обороте России на единицу валового внутреннего продукта стараниями «нашего» ЦБ – одно из самых низких в мире, раз в пять меньше, чем, например, в Японии.
Теперь мы сможем сделать не академичный, но вполне понятный вывод: с одной стороны, наш денежный рынок сжимает «наш» независимый ЦБ, с другой – западные банкстеры. Куда нам деваться? – правильно, в кризис с мудрёным названием стагфляция.
Кстати о независимости «нашего» ЦБ. В соответствии с действующей Конституцией, утверждающей приоритет международного законодательства над национальным, с 1996 года ЦБ РФ является членом Банка международных расчётов (БМР) – наряду с сорока другими ЦБ независимых стран. В 1999 году вышла книга «Будущее денег» Б. Лиэтара, который считается «отцом евро», где на стр. 68 написано, что БМР «имеет специальное помещение, где установлен монитор для отражения всех валютных сделок его членов в реальном масштабе времени» - всех 41. У нас в программе «Время» и в министерстве финансов такой трансляции нет, а у них в Швейцарии – есть. Независимые главы независимых ЦБ имеют свой клуб, который называется Комитет управляющих центральных банков Европейского сообщества; клуб иногда заседает, и вот совпадение! – БМР для этих заседаний предоставляет свой секретариат – тех, кто протоколирует, готовит выступления... Я пропущу некоторые подробности, но главное, что следует из описания БМР – эта организация является центральным банком центральных банков, в том числе Банка России, находясь при этом в независимости от РФ.
БМР был создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой он расположен, в связи с выплатой Германией репараций после первой мировой войны. БМР не является ни субъектом швейцарского федерального кредитного законодательства, ни положений швейцарского законодательства о компаниях. Стоит хорошенько вдуматься, в чём состоит статус участника, особенно если учесть, что управляется БМР советом директоров, состоящим из управляющих только пяти центральных банков европейских стран и пяти каких – то представителей бизнеса. Эти десять директоров могут своим решением вводить в свои ряды других лиц из числа управляющих других центральных банков. Что они и сделали, введя в управляющих центральными банками Нидерландов, Швеции и Швейцарии. Совет директоров, избирает из своего состава председателя банка и, кроме того, (вдумайтесь!) может освобождать директоров от персональной ответственности в отношении прошедшего финансового года. Представителя нашей страны в совете директоров БМР нет. Так что статус участника нашего ЦБ в БМР своеобразный – этак и гребца на галере можно назвать её участником.
В резолюции Бреттон-Вудской конференции 1944 г. содержалась рекомендация ликвидировать БМР, поскольку были организованы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития. Однако независимый БМР остался и оказался в подчинении МВФ, то есть стал его дочерней структурой. Продолжительное время БМР служил посредником для расчетов между МВФ и центральными банками стран западной Европы. В ходе развала социалистического содружества и уничтожения государственных банков стран восточной Европы в 1990 году в БМР была создана специальная служба «по оказанию технической помощи центральным банкам стран Центральной и Восточной Европы, и бывших республик СССР». Именно под руководством БМР Банк России производит сдерживание эмиссии рублёвой массы, которая в абсолютно недостаточном количестве поступает на торги биржи в Москве, тем самым повышая курс американского доллара к рублю. Как у любого вранья, у этого ноги тоже коротки – в 2006 году ЦРУ США оценило паритет покупательной способности рубля к доллару в 15,3 руб./долл., тогда как курс «от московской биржи» колебался от 33,5 до 34,8, в среднем 34,15.
Давайте проверим ЦРУшников. Импорт в 2006 году составил 164,7 млрд. долл., экспорт на 85% больше – 303,9 млрд. долл. При ввозе на таможенную территорию России в 2006 году товаров на сумму 164,7 млрд. долл. должно быть выпущено в оборот и предъявлено рублей на сумму
164,7 млрд. долл. х 34,15 руб./ долл. = 5,62 х 10¹² руб.
– и это стоимость всех издержек, которые понесла наша страна, чтобы экспортировать наши товары, да ещё с прибылью. Но товаров – то должно было быть на 303,9 млрд. долл., если бы не вложились в трежериз или просто не украли. То есть курс мог бы быть:
34,15 руб./ долл. х 164,7 млрд. долл./ 303,9 млрд. долл. = 18,5 руб./ долл.
Гляди-ка, ЦРУшники почти не соврали!
Теперь обратимся к уставным документам шефской организации БМР – Международного Валютного фонда. В Уставе МВФ, как руководство к действию, выделяются три основные группы курсовых режимов. Однако в классификации МВФ значится уже десять разновидностей режима валютного курса: три режима фиксированного курса – курсовой режим без отдельного законного средства платежа; режим валютного управления или валютного совета (знаменитый сurrency board); прочие традиционные режимы фиксированного курса. Переходные режимы: режим стабилизированного курса; фиксированный курс с возможностью корректировки; прочие режимы с возможностью корректировки курса; фиксированный курс в рамках горизонтального коридора; прочие режимы управляемого курса. Режимы плавающего курса: плавающий курс; свободно плавающий курс. То есть, МВФ выбирает из этого немалого ассортимента, какую методу к какому центробанку применить. Валюты, которые участвуют в торгах Московской биржи в качестве свободно конвертируемой, относятся МВФ к категории «свободно плавающий курс» – это валюты США, Англии, Японии, Европы и Швейцарии. Российский рубль, вместе с валютами Коста-Рики, Киргизии, Мьянмы, Мавритании и Малайзии относится к «фиксированному курсу с возможностью корректировки», в подразделе «прочие режимы управляемого курса» – это ещё один неуказанный ранее этаж классификации МВФ относительно режимов валютного курса. Выражаясь понятнее – закон, что дышло, куда повернул – туда и вышло, или
Постоянное удешевление российского рубля возможно только как результат сочетания рукотворного дефицита массы иностранной валюты на бирже с намеренным созданием дефицита рублёвой массы. Единственный возможный исполнитель и одного и второго – Банк России. Кстати, его аудита не проводилось никогда.
Однако, читатель, мы начинали с вопроса, как невидимая рука рынка шарит по карманам. Выяснилось, что весьма многообразно. Мы с вами успели выяснить только один из четырёхсот известных Остапу Бендеру сравнительно честных способов отъёма денег – понижение курса нашей валюты. Именно от его применения силами «нашего» центробанка мы платим за наш совсем не шикарный «Фордик» или «Рено» 500 тысяч рублей вместо 200 или 100. Ну да Бог нам поможет разобраться и с остальными 399 способами.