По его мнению, эта тема нуждается в широком общественном обсуждении …
Сегодня председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил на круглом столе в Общественной палате Татарстана, что в Русской Церкви рады развитию исламского банкинга в Татарстане и надеются на появление
аналогичной системы у православных, сообщает
Newsru.com.
«Поздравляю Татарстан с тем, что здесь делаются реальные шаги в сторону развития исламского банкинга как на уровне республики, так и на уровне предложений, которые предпринимаются в общефедеральных органах власти», - приводит слова отца Всеволода портал «
Интерфакс-Религия».
«Надеюсь, что когда-то возникнет и православная финансовая система, также максимально свободная от порочного принципа "деньги делают деньги"», - отметил он.
По словам священника, и в Православии, и в исламе негативно относятся к ростовщичеству и такой подход сегодня «очень нуждается в том, чтобы мы старались о нем говорить как можно более широко».
Представитель Церкви также призвал мусульман к широкому взаимодействию с православными, в том числе в укреплении нравственности.
«И в православной христианской традиции, и в исламской традиции присутствует понимание необходимости строгости нравов в культуре, этической сфере, в общественном пространстве», - подчеркнул он.
«У мусульман и православных христиан во многом общие ценности. Я надеюсь, что мы сможем вместе о них свидетельствовать как две великие цивилизации, которые во многих местах России, в том числе в Татарстане, живут рука об руку», - добавил он.
Мусульманам запрещено ростовщичество, и поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.
Это и «мушараба» - взаимоотношения, при которых кредитор становится партнером по бизнесу и участвует в прибыли (если она есть), и «кард уль хасан» - беспроцентная ссуда, возвращая которую, заемщик добровольно вознаграждает кредитора, исходя из собственных представлений о справедливости. Есть и специфические ценные бумаги – «сукук», которые не имеют фиксированного процента и доходность по которым также является определенной долей от прибыли, полученной заемщиком.
Широкое развитие получили так называемые исламские банки, которые с конца 60-х годов прошлого века действуют в Малайзии и практически во всех арабских странах. Сравнительно недавно появились исламские банки в Европе, где довольно велика доля населения, трепетно относящегося к законам шариата. В поисках новых клиентов целый ряд крупных традиционных европейских банков предлагает специфические продукты. Среди них, например, французский Societe Generale.
Есть у мусульман и своеобразный аналог Всемирного банка - Исламский банк развития (ИсБР). Он был образован в 1975 году в основном на деньги арабских государств, получавших сверхдоходы от продажи нефти, цены на которую взлетели в результате нефтяного кризиса начала 70-х. Только в последние несколько лет банк принял участие в финансировании ряда крупных коммерческих и инфраструктурных проектов на территории Азербайджана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии.
Источник