В свое время мы написали ряд статей по вопросу нашего (возможно и субъективного) видения истории развития Русской православной церкви. Мы выдвигали гипотезу о том, что векторы развития РПЦ были заложены в 15-16 веках в результате достаточно жесткого столкновения трех точек зрения, известных сегодня как «нестяжатели», «иосифляне» («стяжатели») и «жидовствующие».
Более подробно с данной гипотезой можно ознакомиться по:
Часть 1: Ссылка: //www.razumei.ru/lib/article/1499
Часть 2: Ссылка: //www.razumei.ru/lib/article/1501
Часть 3: Ссылка: //www.razumei.ru/lib/article/1549
Мы обещали подробно описать современное состояние церкви, но до сих пор не делали этого в силу ряда причин, и не в последнюю очередь потому, что наш анализ мог причинить боль искренне верующим соотечественникам, которых мы глубоко чтим и уважаем. Однако в последнее время в РПЦ МП происходят не всегда очевидные для посторонних события такой важности, что это побудило нас снова вернуться к этой теме.
Представляем вашему вниманию одну из тем из последней, еще не опубликованной главы нашей работы о современной церкви. Эта тема посвящена недавно произошедшим событиям (сентябрь 2013г.), которые прошли вне внимания общественности и даже специалистов. Однако она, как в капле воды, позволяет нам моделировать поведение иосифлянской верхушки современной РПЦ МП, что особенно важно сегодня - во времена, которые наш президент как-то назвал "тектоническими процессами глобальной трансформации".
Напомним наш основной исходный тезис. Церковная дискуссия о путях развития Православия, состоявшаяся на рубеже 15-16 веков, в общих чертах определила порядок взаимодействия церкви и государства. В ходе дискуссии между сторонниками двух крупных церковных идеологов - Нила Сорского и Иосифа Волоцкого - и после победы последнего Россия пошла по пути подчинения церковной власти светской в форме так называемой «симфонии» обеих властей.
Иосиф Волоцкий предлагал встроить церковь в государственную структуру, создать строгую иерархию и получить от государства разрешение монастырям владеть любым имуществом и земельными наделами. Церковь создала свою вертикаль, которую влила в государственную вертикаль власти и стала ее составной частью. Реформы Петра I вполне резонно ликвидировали остатки самостоятельности церкви, упразднив должность патриарха и превратив церковь через учреждение Синода в «министерство православного вероисповедания».
После завершения «Красного проекта» церковь в ходе процесса своего возрождения вновь вступила на путь, определенный почти пятьсот лет назад Иосифом Волоцким - ныне провозглашенным патриархом Кириллом (Гундяевым) покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.
И хотя по Конституции церковь отделена от государства, де-факто она восстановила свою иосифлянскую вертикаль и вновь влила ее в государственную. Но при этом в нынешних условиях она стала заинтересованным субъектом политики и сопровождающей ее политической борьбы, обострение которой у нас характерно в текущий год.
Поскольку участие в политической борьбе подразумевает, что РПЦ МП должна занять ту или иную сторону, попробуем посмотреть, куда же она дрейфует сегодня.
И для примера возьмем с первого взгляда странный, но весьма показательный случай, произошедший в сентябре этого года. Это тема отношений между РПЦ МП и казачеством. Итак…
Несомненно, что современное российское казачество находится на пути своего возрождения. Представление о казаках как о «ряженых», бытовавшее в 90-е годы, уже не совсем соответствует действительности.
Несколько фактов.
В 2005 году был принят Федеральный закон РФ № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (Ссылка: http://www.rg.ru/2005/12/08/kazachestvo.html). Закон установил Государственный реестр казачьих обществ РФ как систему военизированных казачьих обществ, несущих добровольную государственную службу. При этом мало кто знает, но закон наделяет реестровых казаков достаточно большим количеством функций, в том числе и такими важными (в мирное время), как:
- охрана государственной границы;
- охрана общественного порядка;
- охрана муниципалитетов и объектов муниципального хозяйства;
- ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС;
и т.д.
В настоящее время, например, в ряде регионов уже действует муниципальная казачья милиция и многочисленные казачьи охранные формирования.
Казачество обладает потенциалом (пока еще) стать одной из опор государства в деле борьбы с сепаратизмом (да-да!), укрепления государственности, горизонтального стягивания регионов и наведения общественного порядка.
Важно отметить и то, что казачество является ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ и МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ силой, о чем многие просто не знают, так как в его рядах состоят не только славяне, но и башкиры, татары, представители некоторых народностей Кавказа и т.д. Это важное положение, на котором мы еще остановимся.
Еще стоит обратить внимание на то, что хотя закон был принят, он, как это у нас и принято, не исполняется. Тому есть много причин, в том числе и то, что ряду политических сил просто невыгодно возрождение казачества и превращения его в активную, действующую прогосударственно ориентированную силу.
Было сформировано 11 казачьих войск. Атаманы войск выбираются на круге и утверждаются президентом РФ, который фактически является их Верховным главнокомандующим. Указами президента звание генералов присваивается ТОЛЬКО атаманам казачьих войск. Все остальные «казачьи генералы», по сути, являются самозванцами.
Еще несколько интересных и малоизвестных фактов.
Вполне естественно, при администрации в бытность Медведева (в 2009г.) был сформирован орган, отвечающий за казачество - Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. В Положении о Совете говорится следующее:
Совет по делам казачества
1. Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.
Ссылка: http://state.kremlin.ru/council/16/statute
Председателем совета является Александр Беглов - полномочный представитель президента в ЦФО.
Беглов Александр Дмитриевич, Председатель Совета по делам казачества при Президенте РФ (родился в старинном казачьем месте – г.Баку Азербайджанской ССР)
В состав совета в настоящее время входит около 70 человек, большую часть из которых к казачеству если и можно отнести, то только по тому критерию, что они в школе должны были изучать «Тихий Дон» Шолохова.
В 1212 году Президентом была утверждена
Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
I. Общие положения
1. Начиная с 90-х годов прошлого столетия идет процесс возрождения российского казачества и укрепления его роли как составной части гражданского общества. Российское казачество, продолжая лучшие исторические традиции, несет государственную и иную службу во благо России. Члены казачьих обществ берут на себя соответствующие обязательства и с достоинством их выполняют, оказывают помощь в воспитании подрастающего поколения. С этой целью возрожден ряд казачьих кадетских корпусов.
2. Российское казачество исторически имеет многонациональные корни. Важным фактором укрепления межнациональной стабильности в Российской Федерации, консолидации российского общества должно стать привлечение к государственной и иной службе российского казачества представителей различных национальностей, развитие взаимодействия российского казачества с национально-культурными автономиями и другими общественными объединениями, способствующими сохранению и развитию культуры народов Российской Федерации.(подчеркивание наше – прим.)
Ссылка: http://state.kremlin.ru/council/16/news/16682
Обратим внимание на то, что уже в заглавной части Стратегии ясно прописана роль казачества как одного из инструментов укрепления федерализма и борьбы с сепаратизмом.
А что же РПЦ МП? Сейчас мы дойдем и до этого.
РПЦ, как одна из вертикалей власти, не могла не обратить внимание на эти важные веяния «наверху». И в том же 2009 году (год образования Совета при администрации) РПЦ, естественно, отреагировала – решением нового патриарха образовала свой отдельный Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Возглавил его наместник Донского монастыря в Москве епископ Павло-Посадский Кирилл (Покровский). Сегодня он уже митрополит Ставропольский и Невинномысский.
Митрополит Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (он же «Кирилл-маленький» на сленге казаков)
Казаки, судя по форумам, называют его Кириллом-маленьким (чтобы не путать с его начальником – Кириллом-большим). Был принят устав комитета:
Устав Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
I. Общие положения
1.1. Религиозная организация “Синодальный комитет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством” является органом исполнительной власти религиозной организации “Русская Православная Церковь”.
Комитет входит в иерархическую структуру Русской Православной Церкви и состоит в ее юрисдикции.
1.3. Комитет соблюдает законодательство Российской Федерации.
II. Цели, задачи…
2.1. Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством.
Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством.
Ссылка: http://www.skvk.org/dokumenty/ustav-sinodalnogo-komiteta-po-vzaimodejstviyu-s-kazachestvom
Тут же патриарх (2010г.) объявил день Донской иконы Божией Матери (1 сентября) праздником православного казачества. С какого такого … размышления, собственно говоря? Реверанс в сторону Всевеликого войска Донского? А как же остальные войска и, к примеру, украинские казаки? Всю свою историю православная часть казачества если и праздновала свой день, то приурочивала его к Покрову Пресвятой Богородицы (14 октября). Кстати, именно последняя дата установлена на Украине указом Президента в качестве официального Дня Украинского казачества.
У нас же вдруг объявляется праздником неудобный для всех день 1-го сентября, причем он объясняется Куликовым полем и Дмитрием Донским. Это 14-й век – причем здесь казачество? Полное незнание истории, с одной стороны. Профессиональные историки хорошо знают, что там с обеих сторон принимали участие русские и казаки (тут есть тонкие моменты в отношении того, кого можно было тогда называть казаками). С другой стороны, здесь наблюдается и характерная для РПЦ МП тенденция (о которой мы уже как-то писали) десакрализации истории. И еще один тонкий момент – обратите внимание на то, что этот день объявляется днем православного казачества, то есть налицо попытки противопоставления православной части казачества и неправославной.
Куликовская битва. Старинные русские миниатюры.
Вопрос для патриархии – где кто? И где, интересно знать, там казаки?
Если найдут, пусть обведут кружочком, чтобы мы знали…
Впрочем, это было только начало. Затем патриарший комитет начинает назначать своих священников для окормления казачества. Следует отметить, что исторически казаки выдвигали в священники представителей из своих же кругов в силу специфики жизни и ратной службы. Опять несоблюдение традиций.
Рано или поздно складывающаяся ситуация должна была привести к появлению недовольства. И такой повод не заставил себя долго ждать.
Посмотрите на Ютьюбе выступление митрополита Кирилла на Большом отчетном Круге Терского казачьего войска 14 сентября 2013 года, это более чем интересно:
Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=gFyjXZs8HI4 или
Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=OHeJ9rNF73Q
14.09.2013г., г.Ессентуки, отчетный круг Терского казачьего войска. Большинство выборных казаков, приехавших на круг, признали работу атамана Клименко удовлетворительной. Но только не митрополит Кирилл.
По традиции на казачьих кругах присутствуют священники, проводя в начале и по завершению краткую молитву и освящая их проведение. Но как приглашенные лица, а не как активные участники. В этот же раз Кирилл вдруг решил выступить. И не просто выступить, а в присутствии всего круга наложил епитимью на атамана Терского войска (того самого, которого избирали казаки и утверждал Президент). Впрочем, приведем слова из речи самого Кирилла – это те слова, которые представляются нам особо интересными с точки зрения рассматриваемой нами гипотезы о слиянии вертикалей:
«Я - не казак...
…Сейчас я буду говорить очень жесткие слова в отличие от тех казаков, которые давали удовлетворительную оценку работе войскового атамана и соглашались с политикой развала войска и противостояния атамана Клименко с Русской Православной Церковью и с региональной властью…
…Во всяком случае, после схода в Лермонтове я до сих пор ждал его на разговор. Я звонил ему много раз. И был бы, возможно другим разговор у нас с ним в моем кабинете. И может быть он попросил бы прощения. Он этого не сделал, не позвонил мне даже. Вместо этого — жесточайший конфликт с аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Кавказском Федеральном округе, высшими должностными лицами всех субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского Федерального округа, с Синодальным комитетом Русской Православной Церкви. Испорчены отношения и с Советом при президенте РФ по делам казачества.
… На сходе в Лермонтове атаман и меня и казаков ввел в заблуждение, т. к. не обсуждал ни с кем текст обращения и то что он будет адресован президенту страны. Я вынужден был уйти раньше окончания схода и просил для ознакомления обращение, но не получил. Если бы в обращении не было прямых выпадов в адрес полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и обращение было бы адресовано председателю совета при президенте РФ по делам казачества, а не президенту, то и здесь, несмотря на некоторые абсурдные пункты, все было бы по-другому. Вы же берете на себя государственную службу и должны четко знать субординацию...
За все те допущенные нарушения я на сегодняшний день как архиерей Русской Православной Церкви и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством накладываю на господина войскового атамана церковную епитимью.»
Как вы можете видеть в ролике, речь митрополита прерывалась криками казаков «Не любо». Но это его совершенно не остановило.
А вот и текст самой епитимьи:
Атаману Терского войскового казачьего общества Клименко С.А.
Сергей Александрович!
«В связи с раскольническими деяниями в Терском войске, возлагаю на вас епитимью (церковное наказание), начиная с 15 сентября 2013 года и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу. По окончании епитимьи исповедоваться у войскового священника и причаститься Святых Христовых Таин, после доложить мне об исполнении епитимьи. Во время исполнении епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана, а таковые исполняет первый заместитель или товарищ атамана. (выделение наше – прим.) Сие церковное прещение да послужит к вашему исправлению и дарованию вам милости Божией.
… Это церковное наказание. Я могу его наложить на любого православного человека. Если он православный, он выполнит его. Если он – не православный, пусть скажет, что он не православный. Я считаю работу атамана неудовлетворительной».
Ссылка: http://www.skvk.org/12559
Просто нет слов! Обратите внимание, что создается полное ощущение того, что выступает совсем не представитель религиозной организации, официально отделенной по Конституции от государства. Так обычно говорит чиновник, посчитавший себя в праве отстранять от власти другого государственного чиновника рангом поменьше. Причем из текста явно видно, что митрополит прочно ассоциирует себя с официальными представителями власти, прямо перечисляя их, и отказывает атаману в праве непосредственно обращаться к своему верховному главнокомандующему. Все это было бы забавно, если бы за этим не стояло что-то гораздо более серьезное (помимо имущественных интересов, о которых много говорят в Терском войске, но которые мы просто не проверяли, ибо не интересно – обязательно всплывет позже, для РПЦ это уже характерно).
Давайте разбираться дальше …
Далее спор о полномочиях церкви в отношении казачества перешел в Центральное казачье войско, возглавляемое атаманом генералом Налимовым. За что генерал также получил свою епитимью (впрочем, как и еще несколько атаманов войск).
Рабочее совещание Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества с атаманами одиннадцати реестровых казачьих обществ и представителями органов власти. Отчетливо виден президиум, а в нем трогательная «симфония» властей.
После этого совещания (см. фото вверху) митрополит Кирилл, выйдя из почетного президиума (двуумвират прямо-таки), выдал новую епитимью уже генералу Налимову, на этот раз более краткую и категоричную. С ясными, недвусмысленными и по-военному четкими приказами, по старой привычке все же дополненными цитатами из Писания:
Валерий Иванович!
В связи со скандалом, связанным с войсковым священником иереем Марком Кравченко, а также за раскольнические действия возлагаю на вас епитимью, начиная с 18 сентября 2013 года и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу, по окончании епитимьи исповедоваться у войскового священника и причаститься Святых Христовых Таин, после доложить лично мне об исполнении епитимьи. Во время исполнения епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана, а таковые исполняет первый заместитель атамана или товарищ атамана. Сие церковное прещение да послужит к вашему исправлению и дарованию вам милости Божией.
«Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем… Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь…» (2 Фес.3:16,18).
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Ссылка: http://www.skvk.org/12574
Большое количество любопытных материалов по теме находится на сайте ЦКВ, которые можно посмотреть самостоятельно.
Ссылка: http://www.ckwrf.ru/
Митрополит vs. Атаман.
Кто кого?
Приведем лишь некоторые выдержки из открытого письма казаков ЦКВ Патриарху (то есть Кириллу-большому, начальнику Кирилла-маленького):
Ваше Святейшество!
Мы, казаки Центрального казачьего войска, обращаемся к Вам со своим великим горем и негодованием. 14 сентября сего года в городе Ессентуки состоялся Большой отчетный Круг Терского казачьего войска. На этом Круге председатель Комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл наложил епитимью на атамана Терского казачьего войска Сергея Александровича Клименко, при этом отстранив его от атаманства на весь срок епитимьи. Кроме этого, епитимья была незаконно возложена на нескольких войсковых атаманов: Центрального, Забайкальского и Уссурийского войск.
Тем самым митрополит Кирилл не просто злоупотребил Вашим доверием и ранее хорошим отношением к нему со стороны казаков, но и, по сути, стал причиной возникновения конфликтной ситуации между Русской православной церковью и Российским казачеством…
Высокий чин атамана, за которого лично голосуют казаки, утверждается Президентом РФ – нашим Верховным главнокомандующим. За деятельность атамана и всего Российского казачества отвечает Министерство регионального развития, а не Совет при Президенте РФ по делам казачества, и, тем более, не Комитет РПЦ по взаимодействию с казачеством, деятельность которых носит только рекомендательный и консультативный характер. Присвоив чужие должностные полномочия, митрополит Кирилл грубейшим образом нарушил не только церковный Устав, но и Уставы казачьих войск, утвержденные Президентом РФ и Министром регионального развития, а также федеральные законы и Конституцию РФ…
Ссылка: http://www.ckwrf.ru/news/2013-09-24_2
Итак, вроде бы все ясно – митрополит грубо нарушил Конституцию, законы РФ и неписанные традиции казачества. Теоретически, он просто должен был извиниться и постараться спустить это дело на тормозах. Так же теоретически, его начальник должен был пожурить не в меру разбушевавшегося митрополита. Но не тут-то было.
«Крест заслужил по праву за подвиг ты,
Ну что ж... Носи на славу.» (Гусарская баллада)
2 октября 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
В ходе заседания Святейший Патриарх Кирилл … во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви вручил орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени председателю Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу.
Ссылка: http://www.patriarchia.ru/db/text/3274714.html
Более того, действия митрополита получили полное одобрение и поддержку со стороны Совета по делам казачества. Используя митрополита, они начали «большую зачистку казачьей поляны», снимая неугодных им атаманов:
11 октября в Ставропольской и Невинномысской епархии прошло совещание атаманов Терского казачьего войскового общества.
На нем присутствовали митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Сергей Клименко, заместитель председателя Правительства Ставропольского края Юрий Скворцов, руководитель Департамента по внутренней политике Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Алексей Семенов, атаманы округов, совет атаманов Терского казачьего войска, атаманы районных казачьих обществ СКО и другие.
В ходе совещания было рассмотрено заявление Сергея Клименко с просьбой досрочно освободить его от обязанностей атамана Терского казачьего войска, далее был поднят вопрос о выборе нового атамана.
Ссылка: http://www.skvk.org/13094
Аналогичное давление оказывается сегодня и на атамана Налимова, которого уже вывели из состава Совета (черная метка), и явно готовятся убрать, заменив на кого-то более лояльного и подконтрольного.
С некоторым удивлением необходимо отметить следующее. Казаки все время посмеивались над ЦКВ (охватывающим 18 центральных регионов России, входящих в ЦФО), называя его войском «паркетных казаков» и «москалей». Но именно ЦКВ, не получающее никаких дотаций и денег из бюджета, вдруг из всех 11 войск решилось выступить в защиту Конституции, законов РФ и просто казачьих традиций. И не было поддержано, кстати, большинством других атаманов, предпочитающих смотреть на все со стороны. Чудны дела твои...
Впрочем, нас интересует РПЦ МП, а не казачество. Пусть сами разбираются и думают. «Любо» кричать уже научились, может о казачьей чести о достоинстве когда вспомнят.
Тут подпись не нужна – это просто классика, Илья Репин
В самом конце немного позитива и юмора из сочинения каких-то казаков в стиле «письма турецкому султану», читать лучше вслух:
Анадысь, ни с того ни с сего, пнули нас с той стороны, с которой мы и не ожидали вообще. Появился на Руси такой митрополит чего-то там Кирилл (но не Патриарх - тот Кирилл-Большой, а ентого казаки уже между собой кличут Кириллом-маленьким, прозвишше теперича у него такое). Ядреный такой, живет пространно. Увежливый к казакам поначалу был. Но дюже буйнай оказался мужик. Стал вдруг председателем Церковного комитета по делам казачества, трошки огляделся, да и вскагакался. Официальный день казачества назначил самочинно на 1-е сентября, будто мы школьники какие. А тут взял водночас и наложил анафему на Терского атамана Клименко, а потом, увлекшись и раззадорившись, начал раздавать жменями свои епитимьи налево и направо, да все зазря, не по совести.
Наш Батька, атаман Налимов, попытался уразумить митрополита. Указал ему на то, что должон тот служить в церкви, да грехи свои и казачьи замаливать, а не отстранять атаманов от должности, как это было в Ессентуках на казацком Большом Круге. Напомнил митрополиту, что войскового атамана избирают казаки, то есть мы, братья, и утверждает сам Президент. Обмишурился, значит, митрополит. Но вот те результат: вместо благодарности за науку наш атаман получил личную епитимью, которую тут же с великого горя и недоумения порвал и выбросил в урну. Теперь митрополит тот байки сказывает, что, мол, Батька при этом дюже бранился. Брешет. Наш Батька относится к Церкви с большим уважением (а потому и вразумлял добрым и ласковым словом, а не нагайкой, как положено исстари). Но митрополит не успокоился, а пожалился своему начальнику и кому-то из больших как бы казачьих чинов. В результате чего за усердие Кирилл-маленький надысь получил церковный орден из рук Кирилла-Большого, а Батьке указали на дверь в Совете при Президенте, который возглавляет якобы казак Беглов. Тот самый, который как-то признался при свидетелях, что его дедов в Петербурге казаки пороли, за что ему обидно вусмерть. Может он нам за это и решил отплатить, ну как сможно стало?
Ссылка: http://mgko-moscow.ru/news/ot_kazakov_ckv_vsem_bratjam_kazakam_s_nastupajushhim_prazdnikom_braty_kazaki/2013-10-08-266
Но вот тут-то мы и наткнулись на мысль, которая, к сожалению, до нас самих не дошла при рассмотрении сложившейся на первый взгляд абсурдной и парадоксальной ситуации. Собственно говоря, именно она и послужила причиной написания этого раздела в последней главе работы:
И тут у нас возник вопрос, от которого ноне спится худо. Сегодня Кирилл-маленький, разобидевшись на непослушных казаков, походя раздает епитимии и не сумлеваясь отстраняет казачьих генералов и полковников от должностей, а завтра чё? Его тёзка, Кирилл-Большой, также не подумамши сутра, захочет епитимью наложить и отстранить от должности кого повыше? А, страшно подумать, может быть и самого Президента, а он же, братья-казаки, наш Верховный! И что тогда – лбы разобьем об пол в поклонах покаянных, али все же встанем грудью на защиту своего Верховного Атамана?!
Выводы, заключение и рекомендации
Можно вполне сделать определенные выводы.
Краткие выводы по описанной ситуации с казачеством
К сожалению, последние события не могли не внести раскол в казачество. И они его внесли.
Форумы разных казачьих сайтов остро отреагировали на действия митрополита Кирилла. Авторы лично слышали на последнем Международном казачьем фестивале в Москве ряд весьма нелицеприятных слов простых казаков в адрес «попов». Это, несомненно, обидно.
По имеющимся у нас данным, ряд казаков на юге рассматривает вопрос перехода в староверы (старообрядцы). Ходят слухи, что активизировалась работа с казаками со стороны РПЦЗ (А) (агафангеловцы), РПЦЗ (В) (витальевцы) и ИПЦ, что тоже следовало ожидать в складывающейся ситуации.
Судя по всему, грубое нарушение казачьих традиций, уставов и законов будут иметь весьма крупные и долгосрочные последствия.
Следует отметить, что основной удар был нанесен и еще будет наноситься по казачьим войскам, находящимся в самых проблемных регионах страны:
- Терское казачье войско (Юг, Кавказ)
- Центральное казачье войско (Центр)
- Забайкальское казачье войско и, возможно, Уссурийское казачье войско (Китай)
Похоже на то, что либеральное крыло РПЦ МП, составляющее основу наиболее активных предстоятелей, согласованно действует с либеральным крылом государственной власти, к которым можно отнести и Совет по делам казачества.
С этой точки зрения любопытна передача «Церковь и мир» от 12 октября 2013 года на телеканале «Вести-24». Любопытна не своим содержанием, а тем, что в ней приняли участие уже упоминавшийся Беглов (которого, хотя и с натяжкой, можно все же причислить к «медведевской» группе – стоит хотя бы вспомнить древнюю историю ТОО, а затем ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз") и митрополит Иларион, являющийся одним из самых ярких и признанных лидеров либералов и экуменистов в РПЦ МП. Рассуждали они, естественно, о возрождении казачества…
Казаки, в силу еще пока сохранившихся остатков своей самоидентификации, потенциально являются сторонниками крепкой государственной власти и сохранения суверенитета России. Потенциально. В условиях вероятности возникновения сложностей и нестабильности они могли бы стать опорой государственников. Любые действия, направленные на раскол казачества, чем бы они ни мотивировались, объективно направлены вовсе не на стабилизацию состояния дел в стране.
Краткие выводы по ситуации в РПЦ МП
Еще раз подтверждается наша гипотеза о слиянии вертикали церкви, создаваемой новыми иосифлянами, с вертикалью государственной власти.
Высшие церковные иерархи психологически начали вести себя как крупные официальные государственные чиновники. Они реально считают, что их положение и вхождение в государственную элиту дает им право напрямую вмешиваться в светские дела, несмотря на то, что это противоречит положениям Конституции и законодательства РФ.
Став составной частью вертикали власти, РПЦ МП не могла не включиться в политическую борьбу. Тем самым она в ближайшее время должна занять сторону одной из сил, противостояние которых уже явно намечается в верхах. Смутные слухи о поддержке со стороны церкви во время последних выборов ряда кандидатов, не относящихся к правящей партии, могли оказаться не такими уж и беспочвенными.
Необходимо также учитывать, что «церковная реституция» с возвратом церкви огромного количества исторических ценностей и, главное, собственности начала масштабно осуществляться с 2009 года – во времена повышения роли либералов при президенте Медведеве. Тогда же к власти в РПЦ МП пришло то крыло, которое также можно, по аналогии, назвать иосифлянско-либеральным. А иосифляне по своей природе хорошо помнят все, что напрямую касается их материального положения. И кому и чем они за это обязаны.
Такая ситуация представляется достаточно тонкой и щепетильной по целому ряду причин. По всем опросам общественного мнения в настоящее время РПЦ все еще обладает высоким потенциалом доверия со стороны общества. И стабильно занимает в этих опросах первое место.
Тем самым при возникновении в стране состояния неустойчивого равновесия любое слово предстоятелей церкви может оказаться решающим и будет способно склонить чашу весов в пользу той или иной борющейся за власть политической силы. Мы вполне допускаем, что с этой точки зрения инструмент церковных прещений и запрета временно исполнять свои должностные обязанности может неожиданно оказаться весьма эффективным оружием в умелых руках.
Механизм такого воздействия уже отрабатывается, что ясно показывает описанный выше случай из практики реальной жизни.
Рекомендации
Есть. Очевидны.
Припомнилось из истории:
P.S. Как-то это все навевает воспоминания о небезызвестном попе Гапоне, не правда ли?
P.P.S. А может все же исторически прав был Петр Великий, учредивший для иосифлянской церкви Священный синод?