Норвежские власти готовятся нанести очередной удар по институту традиционной семьи. Министерство по делам семьи, детства и социальным вопросам подготовило доклад, в котором правительству предлагается ввести в стране новые критерии для оценки детского благополучия. Главный тезис — биологические родители больше не должны иметь приоритета в воспитании своих собственных детей.
Читайте статьи об истории россиянки, у которой в Норвегии отобрали сына:
Десятки детей мечтают вырваться из Норвегии
В сексуальном рабстве у собственного отца
Норвежская "опека" отобрала у россиянки русского сына
Норвежцы считают общение со СМИ сумасшествием
"Органы опеки ломают всю мою жизнь"
Русский мальчик надеется на помощь королевы
Дело Иины Бергсет: заключение эксперта
Это значит, что все дети, рожденные в Норвегии или привезенные в эту страну, больше не будут принадлежать своим родителям, а переходят в "собственность" государства. Неудивительно, что в таких условиях сами норвежцы не стремятся заводить потомство: треть детей в Осло составляют представили национальных меньшинств.
Министр по делам семьи, детства и социальным вопросам Норвегии Аудун Лисбаккен (Audun Lysbakken) подготовил пакет мер, призванных еще более улучшить положение детей в Норвегии. Выяснилось, что главное препятствие к подобному улучшению — сами родители. Поэтому Лисбаккен предлагает отменить их приоритет во всех вопросах, связанных с детьми. Как пишет в своей статье норвежское издание adressa. no, "если отношения между родителями и детьми являются препятствием для развития ребенка, это должно быть более важным, чем биологический принцип".
Конечно, министр признает, что для любого человека все-таки лучше расти в семье вместе со своими родными родителями. Но поскольку главная цель- содействовать развитию детей, все, что может помешать этому развитию, как его понимает государство, должно быть устранено.
В статье adressa. no также приводятся установленные министерством сроки, в течение которых должен быть решен вопрос об усыновлении детей. Если речь идет о младенцах от 0 до 18 месяцев, то в течение года, для детей от 18 месяцев до 4 лет — в течение двух лет после того, как их забрали от родителей. Если же биологические родители захотят (ну мало ли, вдруг) обратиться в суд, чтобы вернуть обратно своих детей, вопрос об их соответствии "принципам развития" будет решаться ассоциацией приемных родителей.
Читайте также: У ребенка кариес? Вы больше не мать
Нельзя сказать, что подобные меры вызвали всеобщую горячую поддержку в норвежском обществе. Авторы статьи, опубликованной 6 февраля, высказали опасение, что это может привести к еще большему числу обездоленных детей, вынужденных расти без своей родной семьи. Читатели, комментирующие нововведение, еще более категоричны: "Я смотрю со страхом и ужасом на жесткие меры правительства. Это значит, что барневарн (служба защиты детей) разрушит еще больше семей", "Жестокое обращение с детьми со стороны властей усиливается день ото дня, Родители должны спасать своих детей!" "Это совершенно неприемлемо, что полуобученный персонал барневарн будет определять будущее невинных детей", "Родители должны срочно улучшить свои взаимоотношения с детьми? Какого черта! Может, они будут учить, какой должны быть идеальная семья, в рекламных паузах по телевизору?"
Впрочем, некоторые не видят в таком вмешательстве государства в дела семьи ничего странного: "Родители не должны считать, что это их частная жизнь. Иначе как обществу, которое стремится защищать детей, быть информированным?"
Кстати, многие читатели вспомнили недавний случай с индусскими детьми, которых местные социальные службы отняли у родителей ("Правда.Ру" подробно рассказывала об этом). Один из комментаторов поделился интересными подробностями продолжения этой истории: "Через несколько дней после этого эпизода Telenor (крупнейшая норвежская телекоммуникационная компания — Прим. ред) потеряла лицензию на деятельность в Индии, якобы из-за "коррупции", что может привести к потерям в миллиарды долларов для компании". "Может, Telenor обратиться за помощью к Лисбаккену?" — ехидно советует читатель.
Впрочем, и внутри Норвегии родители, у которых средь бела дня государство в буквальном смысле ворует детей, не хотят больше молчать. Правда, пока это касается только мигрантов, а не самих норвежцев. Как сообщает издание utrop. no в своей статье, напечатанной несколько дней назад: "2011 стал годом, когда многие нацменьшинства протестовали против действий барневарн. Протесты были вызваны несправедливыми случаями, когда родителей лишали их детей". Как подчеркивает издание, служба социальной защиты совершенно не учитывает мультикультурную составляющую жизни новых граждан Норвегии.
Читайте также: Отобрать ребенка за просроченный творожок
Самый массовый протест случился в апреле минувшего года, когда сотни сомалийских женщин прошли по улицам правительственного квартала в Осло, требуя вернуть обратно отнятых у них детей. И подобный демарш возымел действие на местные власти. Лидера акции протеста тут же избрали в городской совет Осло, где она стала единственным представителем всех мигрантов.
Похоже, местным властям все труднее закрывать глаза на требования, которые им предъявляют представители нацменьшинств. И дело вовсе не в политкорректности, а в численности этих самых "меньшинств". Издание utrop. no приводит весьма пугающие данные статистики: в 2011 году из 151 822 детей и молодежи в Осло — в возрасте от 0 до 22 лет — более 48 тысяч составляли представители других национальностей. Как констатируется в статье, чиновники долго закрывали глаза на эту реальность. И вот она у них на пороге. Можно ли не считаться с теми, которых уже треть, а завтра, возможно, будет большинство?
Могут ли работники опеки и дальше игнорировать национальные особенности воспитания детей, благодаря которым они так легко разлучают их с родителями? И не грозит ли новый закон Лисбаккена социальным взрывом "спокойной и благополучной" Норвегии?
Читайте также: Каникулы у бабушки караются по закону
Более 11 300 детей в 2010 году были изъяты из своих родных семей, сообщает utrop. no. Особенно возросло число подобных случаев, начиная с 2004 года. Среди жертв барневарн немало и российских детей. Две русские матери — Елена Баканова и Татьяна Биткина, у которых служба опеки отобрала сыновей, обратились ко всем россиянам за моральной поддержкой. Елене уже 10 месяцев опека не дает положенное по закону ежемесячное свидание с ее сыном, страдающим тяжелой формой церебрального паралича. Все обращения игнорируются. Россиянки просят тех, кто захочет выразить им свое сочувствие, прислать факс министру Аудуну Лисбаккену по номеру: 4722249515 или на адрес postmottak@bld.dep.no.
Примерный текст послания может быть таким: "Местная норвежская опека злоупотребляет своей властью и нарушает международную конвенцию по правам ребенка, которую Норвегия ратифицировала в 1991 году. Русские дети, насильственно изъятые из своих семей, лишены родственных связей, русского языка и культуры. Мы просим Вас лично разобраться в сложившейся ситуации, предотвратить насильственную ассимиляцию русских детей и дать им возможность поддерживать отношения с русскими родственниками, говорить на русском языке, знать русскую культуру. Мы очень надеемся, что Ваше участие остановит затянувшийся конфликт между местными органами опеки и русскими семьями и послужит началу конструктивного диалога между работником местной норвежской опеки с одной стороны, русской мамой и консульским работником Российской Федерации с другой".
Впрочем, похоже, самый эффективный способ борьбы — объединиться, как это сделали представители Сомали. Если протест российских граждан, у которых отняли детей, окажется достаточно массовым, возможно, властям будет легче их услышать. Ну, а пока Татьяне Биткиной в очередной раз не разрешили провести демонстрацию с участием 20 человек. Точнее, ее заявку, отправленную по интернету, местные власти просто проигнорировали. Видимо, 20 человек — это слишком мало, чтобы отвечать.