04.03.11 в Москве промышленники и торговцы городов и весей нашего Богом хранимого Отечества на своем VI съезде торжественно проводили на покой патриарха новой российской государственности, мудреца и тяжеловеса противоборства глобальных центров силы Евгения Максимовича Примакова.
Проводы проходили под модным лозунгом «Бизнес и модернизация». При этом бизнес был представлен, в основном, убеленными сединами мудрыми руководителями предприятий, часть из которых имеет более чем 50-летнюю историю (бывшие «красные директора»). С авангардом модернизации, наверное, можно было связать лишь немногих импозантно одетых мужчин среднего возраста, явно уже овладевших высокими финансовыми технологиями (пассажиры «бизнес класса»). Несмотря на призыв: «инновационная экономика – дело молодых», молодые лица были лишь у симпатичных девушек из команды обслуживания и корреспонденток. С модернизацией ассоциировалась и холодная, темно синя цветовая гамма убранства зала заседаний, соответствующая цвету флага Евросоюза и НАТО.
Патриарх обращался к собравшимся делегатам и гостям съезда: «Коллеги, друзья, товарищи». Обращение «господин» было редкостью. А «дама» не использовалось вовсе, да и женщин в зале было очень не много.
В напутственном приветствии съезду глава Администрации Президента РФ Нарышкин С. Е. успокоил собравшихся заявлением, что мировой кризис преодолен (хотя многие подозревают, что штормовая волна кризиса ещё только подходит). Сделал упор на задачи технологической модернизации страны с использованием передового зарубежного опыта (хотя можно было бы что-то сказать и об опоре на собственные силы). И призвал ТПП РФ к конструктивному диалогу государства, бизнеса и гражданского общества (хотя ТПП РФ по функции и есть орган такого диалога). Напутствием прозвучало указание создавать инфраструктуру экономики знаний (хотя, что это такое, пока никто толком не знает). И, главное – коммерциализировать инновационные разработки (хотя творчество, как дар, бескорыстно). Да и в приветствии от главы правительства РФ съезду мысль о востребованности новых идей прозвучала в контексте не денег, а славы.
В отчетном докладе уходящего патриарха можно было услышать укор гражданского общества властям России в создании в стране такого порядка, когда отечественный капитал вывозится за рубеж, но не инвестируется в модернизацию хозяйства. И этот нетто-вывоз капитала из Новой России контрастирует с огромным притоком капитала в Китай, Индию, Бразилию.
Посетовал патриарх и на профанацию принципа главенства закона. Ибо закон «О промышленном развитии России до 2020 года» заблокирован в коридорах власти и давно «положен под сукно». Что, по сути вещей, блокирует реиндустриализацию страны. А без индустрии невозможно претворение в жизнь верных лозунгов технологической модернизации и инновационного развития. Ни слова не сказав о модной затее властей с именем «Сколково» патриарх посоветовал воссоздать государственный орган управления одаренными людьми, изобретательской деятельностью и патентованием, чем ранее, в уходящую индустриальную эпоху, успешно занимался Государственный комитет по науке и технике.
С сожалением было отмечено и то, что новый закон об образовании в РФ не связан с задачами модернизации, не нацелен на развитие творчества, но готовит юность лишь к грамотному потреблению товаров и услуг.
В выступлениях с мест с горестью было отмечено, что российского товаропроизводителя заменило понятие: товар российского происхождения. Что дух свободного предпринимательства, царивший в стране в 90-ые годы, сошел на нет. Предпринимателем теперь быть и не модно и не прибыльно. Что наступательный порыв задавлен криминалом и бюрократией. И теперь говорят не о занятии предпринимателями вершин богатства, влияния и славы, но о защите бизнеса, попрятавшегося в глубокие ниши выживания.
В целом съезд промышленников и торговцев России ещё раз подтвердил, что разум людей русской культуры тянется к западной демократии, а сердце исподволь воспроизводит восточную деспотию. Поэтому красивые слова о внедрении нового (инновациях), конкуренции идей, деловой хватки и личной годности подавляются инспектированием, экспертизой, регулированием, надзором, лицензированием в купе с обязательным страхованием и прочим гнетом иерархии правил, подавляющим свободную волю творить небывалое.
Европейские принципы в российской действительности не работают. Давно и метко сказано: «Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить». И практика жизни который раз это подтверждает. Воспроизвести иностранный опыт России не удастся. Нужно выдумывать свое и делать по-своему. У людей русской культуры хорошо с парадоксальным мышлением. Хорошо с выдумыванием нового, но плохо с внедрением придуманного. Поэтому для нас в грядущей экономике знаний приемлемы схемы развития с инвестициями не деньгами, а идеями. Но об этом пока ничего не говориться.
Интерес к съезду ТПП вызывал вопрос преемника Е.М. Примакова на посту президента палаты. Вопрос этот решался в духе восточной деспотии без дискуссий, методом предварительных согласований. Для текущего момента российской истории показательным было отсутствие кандидатуры нынешнего премьера Путина. В ходе согласований были замечены кандидатуры бывших премьеров Зубкова и Фрадкова. Однако на выбор съезда Примаков предложил своего заместителя Катырина С.Н, который и стал главой палаты. А демократизм процедуре составил самовыдвиженец из Новороссийска Жаринов Игорь Геннадьевич, который в качестве альтернативы «тонкой настройке всего хозяйства страны» предложил сделать упор не на деньги, а на счастье людей. Однако его призыв собрал лишь один голос поддержки.
Тяжеловес ушел. С ним нехотя уходит и эпоха индустриализма в России.