В Москве физически ощущается окончание политического сезона - с одной стороны, людей допекает жара, а с другой - полная пустота в голове. Верный признак, что мы находимся в середине какого-то цикла: вот-вот еще один момент - и процессы пойдут в обратную сторону. Жара начнет спадать, а пустота в голове чем-то заполняться.
Но чем? Какова повестка дня следующего периода?
Я думаю, что постепенно к осени/зиме, а уж к весне 2011-го точно, даст о себе знать важнейшее противоречие нашего политического цикла. Это касается геополитики: то есть отношений с Западом, и с США, в частности. Нельзя отрицать, в этих отношениях достигнут определенный прогресс, изменилась риторика, стали сдвигаться с мертвой точки замороженные процессы, но в то же время мы видим, что все это касается формы - а не содержания, поверхности - а не глубины. Да, мы хотим улучшить отношения с США и Европой, опереться на них в деле российской модернизации. На первый взгляд и они не против, и готовы рассмотреть наши предложения. Но как только дело доходит до чего-то серьезного, мы наталкиваемся на более глубокий вопрос: а совпадают ли наши взгляды на будущее устройство мира, в строительстве которого мы призваны сотрудничать? Одинаково ли мы понимаем цели и задачи, а также пути и методы?
Дружить - хорошо, но ради чего? И здесь на помощь приходит жара, которая мешает думать. Пока она длится, равно как и сезон отпусков, перезагрузка еще возможна. Но стоит чуть-чуть охладиться, прийти в себя, и мы увидим, что пространства для маневра у нас почти нет. США и страны НАТО видят мир как зону своего приоритетного контроля. Если они с кем-то и намерены считаться (да и то не в самом лучшем смысле этого слова - считаться, значит, активно работать против), так это с Китаем. Наша экономика для них уже сейчас бесконечно малая величина, и как только стратегический потенциал России достигнет столь же ничтожного масштаба по сравнению с бурно развивающейся американской военной промышленностью, куда инвестируются сотни миллиардов долларов ежегодно, прагматичные янки перейдут с нами на более привычный регистр разговора: "We win, you lose, sign here". Все это мы проходили в последнее время дважды - при Горбачеве и при Ельцине. Память еще свежа.
России от Запада нужно совершенно не то, что он готов нам дать. Не бракованный iPad и не гамбургеры, но реальные стратегические технологии, с помощью которых мы могли бы совершить рывок и сократить дистанцию отставания между нами и этим самым Западом, а кроме того, нам нужен многополярный мир, в котором мировая политика будет определяться не единственным игроком, а группой мощных мировых держав на консенсусной основе. Готовы ли США и Запад пойти нам на уступки в этом? Нет, никогда. Что угодно, но только не это. Ни многополярности, ни реальных технологий. Они не идиоты, чтобы своими руками копать могилу своему мировому господству, которое так близко. Поэтому технологии мы сможем только выкрасть с помощью шпионов, а многополярный мир построить ценой долгой и решительной работы по созданию планетарного альянса с мощными региональными державами (включая континентально ориентированные силы в Европе).
Так зачем же тогда "перезагрузка"? Зачем модернизация? Зачем улыбки и совместные трапезы двух обаятельных президентов в системе fast food?
Рациональный ответ один: все выигрывают время. То есть все это не всерьез, не по-настоящему, а лишь для отвода глаз.
Вот это уже ближе к делу и к политическому реализму. Чего хотим мы (в этой жаре), а чего они?
США и Запад ждут, что новый курс президента Медведева пойдет так же, как пошли пути Горбачева и Ельцина, и на каком-то этапе Россия начнет стремительно сдавать позиции - в дальнем зарубежье, в ближнем зарубежье и на своей территории. "Невозможно!" - воскликните вы. Но ведь это было совсем недавно на наших глазах и в подобной же упаковке. "Крепитесь, Запад нам поможет" - а дальше распад государственности, политический хаос, отпадение территорий, передел собственности и т.д. Очень даже возможно, и как они это знают, так и мы. Вот поэтому они нам улыбаются, мягко журят и дарят iPad. Ждут, что может пройти и еще раз.
Чего ждем мы? Уж явно не высоких технологий и не многополярного мира, то есть не того, о чем мы говорим. Французский геополитик и аналитик Франсуа Тюаль в качестве первого и главного закона реалистического анализа требует исключить те объяснения событий, которые дает широкая пресса. То, что это не имеет никакого отношения к реальности, аксиома любого уважающего себя аналитика. Так чего же мы ждем на самом деле?
Можно, конечно, поверить нашему политологу Игорю Панарину и оптимистично допустить, что мы ждем, пока рухнет Америка. Но это сладкий сон, который не может быть правдой, такого счастья просто так нам никто не подарит. За все в истории надо платить. Чтобы Америка рухнула, надо ее разрушить, а это серьезная проблема (тем более серьезная, если ее не ставить вообще).
А раз мы ждем не конца США и не окончания жары, то мы ждем чего-то еще, и нам очень бы хотелось, чтобы нас, пока мы этого не дождемся, не сильно беспокоили.
Секрет полишинеля: мы ждем 2012 года, и чтобы дождаться его, мы готовы участвовать в любом спектакле (почти любом).
А что будет в 2012-м? Будет все как положено. Что надо, то и будет. Нельзя сказать, что потом все пойдет как по маслу. Скорее всего, серьезные проблемы тогда-то и начнутся, но сезон отпусков точно закончится. Он вот-вот заканчивается. Видимо, ближайшая осень логически будет примыкать именно к 2012 году. Ведь давайте считать правильно, по-русски. Зимние каникулы с католического рождества по восточный Новый год - сезон нерабочий. Следующее лето 2011-го, с мая по сентябрь, также вычеркиваем. Значит, 2012-й наступит вот-вот.
Мне кажется, все более чем ясно, и те, кто опасался, что может быть как-то иначе, снова ошиблись.
Мы со своего пути не сворачиваем, а если и делаем вид, что сворачиваем, так только для того, чтобы двигаться дальше.