Вокруг посла России в Великобритании Юрия Федотова, только что назначенного главой управления ООН по наркотикам и преступности, разгорается международный скандал. Ряд международных НПО потребовали от генсека ООН Пан Ги Муна отозвать назначение, чтобы тем самым наказать Москву за ее призывы к уничтожению плантаций опия в Афганистане и нежелание узаконить в стране наркотические медпрепараты. МИД России в понедельник назвал такой подход «необоснованным», обвинив НПО в связях с нарколобби.
МИД России считает необоснованными призывы ряда международных организаций отменить назначение на пост главы Управления ООН по наркотикам и преступности российского дипломата Юрия Федотова.
«Демарш некоторых НПО, похоже, был продиктован стремлением международного нарколиберального лобби продавить свои идеи»
О смене места работы нынешнего посла России в Великобритании стало известно около недели назад. «Господин Федотов сменит на посту директора Управления нынешнего руководителя этого ооновского органа Антонио Мария Косту», – сообщил несколько дней назад представитель ООН Фархан Хак.
На фоне недавно озвученного президентом Дмитрием Медведевым предложения о необходимости принятия глобального плана по борьбе с наркотрафиком назначение на должность главы международного профильного управления российского дипломата выглядело вполне логично.
Однако другое мнение сложилось у представителей ряда международных неправительственных организаций, потребовавших у генсека ООН Пан Ги Муна пересмотреть свои планы относительно кандидатуры на смену Косте.
По мнению НКО, Россия не заслужила для своего представителя подобного поста из-за своей позиции по Афганистану, а также отказа использовать для профилактики ВИЧ у наркоманов «легальные» наркотические вещества.
Напомним, Россия выступает за то, чтобы находящийся в Афганистане международный контингент уделял больше внимания уничтожению плантаций опийного мака.
Однако руководство НАТО не только не разделило этих призывов, но и уже объявило о сворачивании в республике антинаркотической программы. «Мы обнаружили, что программа уничтожения опийного мака не соответствовала затратам, которые делались, и успехи приносила очень скромные. Это не оказывало существенного воздействия на проблему, поэтому мы изменили нашу программу и решили сосредоточиться на других областях, где можно добиться большего результата», – заявил в марте этого года помощник госсекретаря США по борьбе с наркотиками и деятельности правоохранительных органов США Дэвид Джонсон.
В Москве такое решение сочли политизированным и опасным. «Нас не устраивает, когда США уничтожают кокаиновые посевы в Латинской Америке, но при этом говорят, что в Афганистане это не тот метод», – комментировал ситуацию постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин.
Поведение НПО в связи с назначением Федотова в России связывают с активизацией международного наркотического лобби. «Считаем такой подход абсолютно необоснованным. Ни для кого не секрет, что есть влиятельные и активные силы, заинтересованные в том, чтобы представить ситуацию с распространением ВИЧ/СПИД в России как чуть ли не катастрофическую», – заявил по этому поводу в понедельник представитель МИД России Андрей Нестеренко.
Нестеренко подчеркнул, что России, как и большинству стран мира, не удается остановить распространение ВИЧ-инфекций, однако в стране есть политическая воля с этим бороться. В частности, напомнил он, в прошлом году глава государства утвердил Стратегию национальной безопасности страны, в которой ВИЧ был объявлен одной из главных стоящих перед Россией угроз.
«Демарш некоторых НПО, похоже, был продиктован давно известным стремлением международного нарколиберального лобби продавить-таки идеи так называемой заместительной терапии или уменьшения вреда, предлагающие под видом борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков распространять среди групп риска «легальные» наркотические средства и приспособления для их употребления», – сделал вывод дипломат, слова которого приводит «Интерфакс».
Касаясь самой персоны Федотова, Нестеренко подчеркнул, что тот является «опытным дипломатом и эффективным управленцем», хорошо разбирающимся в этой проблеме. «Поэтому, выдвигая Федотова на эту должность, мы не сомневались, что он сможет внести весомый вклад в продвижение целей и задач, стоящих перед ООН на этом направлении. Напомню, что Федотов назначен на эту должность генсекретарем ООН, так что он – выбор не только России, но и Пан Ги Муна тоже, что доказывает объективность подхода к этому кандидату», – подчеркнул представитель Министерства иностранных дел.