21 января 2020-го года, уже бывший глава ПФР Антон Дроздов, сообщил, что по итогам прошлого года на пенсию вышло на 350,0 тыс. человек меньше, чем было бы, если бы не повысился пенсионный возраст. В этом году эта цифра составит уже 800,0 тыс.. Всего же в России сегодня более 47 миллионов пенсионеров, часть из которых вынужденно продолжает работать. Очень многие из них, особенно не занятые помощью своим детям и внуками, просто медленно угасают в бездеятельности. Если на время оставить в стороне всю эту суету вокруг пенсии и её возраста, то что остаётся без внимания? Традиции, опыт, навыки и знания говорят нам, что воспитание и образование подрастающего поколения — главная общественная функция старших, обеспечивающая естественную преемственность поколений и их развитие.
Сегодня Россия стремительно стареет, общее количество пенсионеров на начало 2018-го года превысило 46 миллионов человек, что на 23% больше, чем численность населения старше трудоспособного возраста. Динамика сейчас такова, что более одного миллиона человек выходит на пенсию каждый год, рождаемость при этом ниже смертности и население сокращается на сотни тысяч человек в год. С пенсионной реформой 2018-го года соответственно изменится также и количество воспитывающих своих внуков и помогающих детям пенсионеров. Хотя их доля постоянно снижается также и по общекультурным причинам.
«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки».
Виктор Гюго
В дореволюционной России даже просто обсуждение роли старшего поколения, в особенности дедушек и бабушек в жизни молодой семьи, было неуместным, так как весь семейный и общественный уклад подчинялся неписанным правилам и был весьма естественным. Так, младший сын приводил в родительский дом жену и хозяйку, и молодая семья принимала от родителей эстафету по обеспечению общего благополучия, поручая заботу о собственных детях старшему поколению. Пока дедушки и бабушки «были еще в силе», то занимали более активную жизненную позицию во внутрисемейной жизни, а когда становились немощными, то уже дети и внуки осуществляли заботу о них. И так вероятно продолжалось из поколения в поколение. Причём всё это происходило само собой на территории одного домохозяйства, когда как сегодня большинство живёт раздельно и без земли. Культурные преображения, ряд социальных потрясений и войн XX-го века кардинальным образом изменили ситуацию.
В современной истории России был схожий в плане демографии период, когда десятки миллионов человек трудоспособного населения были убиты во время Великой Отечественной Войны. Оставшимся матерям, старикам и дееспособным мужчинам пришлось работать за нескольких человек. Тогда Советский Союз «призвал» на службу бабушек для воспитания внуков и дедушек, которые были больше заняты кураторством в профессиональных сферах, лишившихся основных кадров. В 1950-е годы с появлением первого массового поколения пенсионеров шла активизация роли бабушки в семье и обществе. Так, «бабушкой» предлагалось стать всем пожилым и старым женщинам, в том числе одиноким, которые, заботясь о соседских детях, могли бы удовлетворить свою «естественную» потребность быть матерью и бабушкой. «Работающая бабушка» или «бабушка-общественница» — это сценарии старения, пропагандирующие активную и общественно полезную старость. До этого в 1920-1930-е годы отношение к старшему поколению было как «вымирающему классу», молодые обвиняли одних в угнетении, других, что позволили это дореволюционное прошлое. Старость ассоциировалась с традиционным миром и прежним иерархическим социальным порядком, уничтожение которого привело к символической победе молодости, борющейся со всем косным (и, значит, старым), что было в патриархальной крестьянской России.
Кадр из художественного фильма по сценарию Агнии Барто «Алёша Птицын вырабатывает характер», Ленфильм, 1953 г. Сюжет построен на взаимоотношениях пожилой женщины и внука Алёши, пытающегося освободиться от опеки избаловавшей его бабушки. Алёша доказывает отцу и родным, что может прожить без бабушкиных напоминаний, а бабушка учится жить своей собственной жизнью.
Пожилые женщины нередко вынуждены были продолжать работать или искать финансовой поддержки у взрослых детей из-за недостатков и ограниченности пенсионной системы. А молодые женщины должны были прибегать к помощи старших родственников в семье либо нанимать нянь, домработниц из-за жесткого трудового законодательства, предполагавшего скорый выход женщины на работу после родов. С 1944-го по 1955 год отпуска по беременности составляли 77 дней (35 до родов и 42 после родов), увеличившись до 112 (56 до родов и 56 после) в 1956 году. Но постепенно ситуация менялась: популярность народных «почетных званий» — всесоюзного старосты Калинина и дедушки Ленина, деятельность Всесоюзного общества старых большевиков, развитие системы социального обеспечения и медицинского обслуживания для пожилых и старых людей, появление к середине 1930-х годов социально одобряемого статуса «пенсионер» и вектора на обеспеченную и спокойную старость в советском обществе, проведение в 1938 году в Киеве одной из первых конференций по вопросам старения и профилактики преждевременной старости и т.д. Благодаря этим мерам сформировался эмоционально позитивный фон для появления первого массового поколения советских пенсионеров, чьи социальный статус, материальное положение, права и «привилегии» стали весьма привлекательными и желаемыми для людей среднего возраста. Одновременно создавалась особая пенсионная культура, начиная с проводов на «заслуженный отдых», поддержания связи между предприятием и бывшим работником в форме подарков и внимания в профессиональные праздники, доступа к санаторному отдыху, лечению в заводских поликлиниках и заканчивая помощью родственникам на похоронах.
Пожилая женщина-домохозяйка получила право «голоса», но вместе с тем к ней возросли требования со стороны общества и государства. Быть бабушкой — это сфера деятельности государственной важности, это профессия. В очерке Бориса Полевого «Дефицитная бабушка», опубликованном в журнале «Огонек» в 1953 году, пожилая женщина предстает профессиональной бабушкой, которая выполняет социальный контракт: «Мне за работу мою достойная пенсия идет. Комната за мной в фабричном доме навечно закреплена. Заслуженный, как говорится теперь, покой». Она сама решает, кому из детей помогать в воспитании внуков и ведении хозяйства, в зависимости от «серьезности положения»: «И пишут они: .. нам ты должна оказать предпочтение: у нас стройка наиважнейшая — это раз, и четвертая по счету домработница на курсы строителей устрельнула — это два, и нам позарез некогда, объект в эксплуатацию сдаем — это три…».
Советское общество старело, и вместе с ним старело поколение «славных» большевичек и комсомолок, делегаток, активисток жендвижения 1920-х годов, ставших пенсионерками. Их сохранившийся активистский потенциал был задействован разнообразными общественными организациями 1950— 1960-х годов. Они вовлекались через призывы в специализированной прессе в советы пенсионеров, женсоветы при фабкоме и домоуправлении, домовые комитеты и др. Власти им предлагали широкий спектр общественной работы: контроль за работой столовых, магазинов, прачечных, за строительством жилых домов и детских учреждений, организацию кружков, экскурсий и походов с детьми, присмотр за ними, пока родители на работе. Однако на страницах «Работницы» чаще говорили о желании отвлечь пожилых и старых женщин-домохозяек от дома и сделать их жизнь более «содержательной». И для некоторых из них эта общественная работа становилась смыслом жизни.
«Феномен «советской бабушки» до сих пор оказывает воздействие на жизненные ценности и выбор гендерной стратегии российских женщин. Данные последних историко-антропологических исследований показывают, что установки современных бабушек созвучны тем, что транслировались советской культурой. «Быть бабушкой» воспринимается не как навязываемая установка, а как стратегия, с помощью которой легче принять свой возраст и старение. Можно предположить, что такая стратегия могла быть близка многим пожилым и старым женщинам тех лет, голоса которых, к сожалению, мало слышны среди других голосов советского общества. Поэтому воспоминания «поколения внуков», чье детство приходится на период сталинизма, — важный источник для понимания места и роли старших женщин в жизни ребенка. В них образ бабушки идеализирован и совпадает со способами ее репрезентации в отечественной литературной традиции. Кроме того, бабушка предстает хранителем культурной памяти и проводником в мир иных норм и ценностей, противоречащих тем, что транслировались по официальным каналам в школе, в общественных организациях. Однако социолог В. Семенова в исследовании, основанном на интервью «поколения внуков», заметила серьезные различия в передаче культурного капитала младшим поколениям среди бабушек из рабоче-крестьянских семей и из числа «бывших» образованных слоев. Именно последние в большей степени были трансляторами семейной культуры».
Сегодня многие бабушки и дедушки еще активно работают, даже после достижения ими пенсионного возраста. Для одних остается открытым материальный вопрос, а для других — важнее быть востребованными в профессиональном плане, есть даже те, кто ведёт собственное дело. Работающие пенсионеры обычно имеют возможность помогать своим внукам только материально. Существует еще одна отличительная особенность текущего момента, связанного с инфантилизацией общества. Очень многие мужчины и женщины продолжают родительскую заботу о своих детях и тогда, когда чадо, отучившись в ВУЗе, строит карьеру и не спешит при этом обзаводиться собственной семьей, достигая в уютном родительском гнезде 30-ти, а иногда и более старшего возраста. Как правило, у таких родителей появляется усталость от выполнения родительских обязанностей, и в будущем они особенно не спешат взваливать на себя заботу о внуках, если их дети обзаводятся собственной семьей.
ХХ-й век внес свои изменения во весь внутрисемейный быт. Дети, получив возможность самореализовываться вне стен дома, стали покидать родовые гнезда. Произошли изменения в социальных ролях — ХХ-й век позволил женщине работать. На помощь работающей маме пришли детские сады и группы продлённого дня, кружки, спортивные секции и многое другое. Внутрисемейные связи, выстроенные веками, стали рушиться. Но, несмотря на все изменения, стараниями Советского общества к середине века жизненный уклад вполне органично адаптировался к изменившимся условиям. После выхода на пенсию, дедушки и бабушки, по-прежнему, брали роль воспитателей подрастающего поколения на себя, забирая своих внуков из садиков и школ, водя в кружки, проводя совместно каникулы и время болезней. Дедушки и бабушки, не принимающие должного участия в воспитании внуков, как правило, подвергалось общественному осуждению. Прародители расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. После чего повзрослев, он уже не сможет так просто стать объектом для разного рода политических и исторических манипуляций. Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка из-за недостатка времени. Главная задача — вырастить детей здоровыми и счастливыми, и бабушки и дедушки играют в этом процессе незаменимую роль.
Взаимодействие в обществе между поколениями стремительно меняется. Вместо того, чтобы слепо приспосабливаться к этим противоестественным условиям или говорить о возвращении к дореволюционной практике семейных отношений, необходимо выявить объективные законы развития общества и семьи и разработать соответствующую им и текущей обстановке политику. Из этой перспективы может оказаться так, что сейчас появилось гораздо больше возможностей для раскрытия роли старшего поколения и его значения в общественном развитии.
Образовательный цикл общества
Средняя продолжительность жизни сегодня по российским регионам различна(от 62 до 79 лет), но вполне сопоставима со сроком одновременной жизни трёх дееспособных поколений — 75 лет, цифрой обусловленной общепринятой частотой смены поколений в 25 лет. Таким образом, полный цикл непрерывной системы образования должен охватывать все три поколения или 75 лет для молодёжи, зрелого и пожилого поколений соответственно. Именно такой срок также должна учитывать и стратегия развития любого государства, в вектор целей которого входит устойчивое развитие и положительная демографическая политика.
Закон о повышении пенсионного возраста Президент РФ Владимир Путин подписал 3 октября 2018 года. Для постепенного его увеличения предусмотрен переходный период в 10 лет. Для женщин возраст выхода на пенсию повысится с 55 до 60 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет. Поэтапное повышение (ежегодно на один год) будет проводиться в течение переходного периода с 2019 года по 2023 год.
Заметки на полях
Советская Конституция 1936 года декларировала право граждан на пенсии по старости или нетрудоспособности. Однако конфликт между обещаниями универсального социального обеспечения для всех трудящихся и жесткой классовой политикой советских властей не был исчерпан. Закон о государственных пенсиях 1956 года значительно расширил круг лиц, имеющих на них право, и повысил размеры выплат. Но он устанавливал пенсии в основном для рабочих и служащих. Но только закон 1964 года вводил единую систему государственного пенсионного обеспечения для колхозников.
Были введены некоторые положительные исключения: количество человек, которые выйдут на пенсию досрочно, выросло, преимущественно из-за многодетных матерей. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста – в 57 лет. Если у женщины четверо детей – в 56 лет. Для этого многодетным матерям необходимо иметь 15 лет страхового стажа. Еще одно обязательное условие досрочного выхода на пенсию – воспитание каждого ребенка до восьми лет.
Пенсионная реформа, обусловленная увеличением среднего возраста и некомпетентностью правительства, скажется негативно и на естественном участии старшего поколения в воспитании детей, так и косвенно отразится на рождаемости: семьи более охотно заводят детей, когда знают, что их всегда могут «прикрыть» бабушки и дедушки. Кроме того, растёт и бедность старшего поколения, в 2017-м году ПФР констатирует: пожилых людей на пенсии ниже прожиточного минимума уже почти 4 миллиона, а это 11 с половиной процентов от общего числа.
Для экономики любой развивающейся страны опыт людей преклонного возраста является ценным и продуктивным ресурсом. Тем более это оказывается актуально в современных российских условиях. Поэтому государственная власть и общество, в первую очередь, должны изменить сложившуюся практику не только на рынке труда, но и в культуре и образовании. Суть этой порочной практики заключается в том, что она привязывает человека к одной профессии, отрицает опыт и высокую квалификацию, которую имеют пожилые люди и ориентируется на молодое поколение, у которой эти важные параметры отсутствуют. Хотя при создании ненапряжённого графика, пенсионных надбавок и других условий, пожилые люди могли бы вполне оказывать серьёзную поддержку обществу в деле воспитания новых кадров и подрастающих поколений. Стоит отметить, что сегодня существуют целые отрасли народного хозяйства с кадровой пропастью, где отсутствует элементарная профессиональная преемственность.
Наиболее высока доля работающих пенсионеров среди получателей пенсий по старости – в 2014-2015 годах она достигала 40%. После прекращения индексации пенсий работающим пенсионерам эта доля снизилась до 24%. Практически вдвое сократилась доля работающих пенсионеров и в группе федеральных государственных гражданских служащих (с 31% до 15%).
Данные на 2009-й год. Демографическая проблема также приводит нас к подобного рода прогнозам: К 2060 году население России будет почти наполовину состоять из пенсионеров.
При сохранении текущих тенденций, каждый работающий в 2030-м году должен будет обеспечить достойную жизнь одному пенсионеру и это не считая детей. Коэффициент экономической поддержки – число занятых в экономике в расчете на одного пенсионера – резко снизился в 1990-е годы, опустившись с 2,2 в 1991 году до 1,7 в 1997 году. В последующие 20 лет его значение колебалось вокруг этого значения, варьируясь от 1,64 до 1,78.
Уже исходя из одной только компенсации последствий процесса быстрого старения населения России правительству необходимо модернизировать программы государственной поддержки пенсионеров и принимать меры по разработке программ для создания периода их социальной активности после выхода на пенсию. Но сделать это будет возможно только при таком подходе, когда будут учитываться реальные интересы и положение пожилого человека.
С английского — «Experience Corps»
В США набирает популярность образовательная программа, которая даёт пожилым мужчинам и женщинам после 50-ти возможность поработать дополнительными учителями в муниципальных начальных школах для детей из малообеспеченных семей.
«Программа «Корпусы опыта» сочетает в себе критически важную потребность с жизненно важным ресурсом … Дети из малоимущих семей в городах нуждаются в помощи в учебе и повышенном внимании взрослых. У пожилых граждан есть время, жизненный опыт и навыки, которыми они могут поделиться. Соедините их вместе, и вы получите мощную комбинацию, которая творит чудеса для всех участников». — пишет крупнейшее издание США, газета «Стар Трибьюн»
Сегодня состав Корпусов насчитывает около 2000 пенсионеров, которые заботятся о 30 000 детях в начальных школах 20 городов США. Каждый из Корпусов работает как с группами учеников разных размеров, так и индивидуально, даже содействуя в проведении уроков основным учителям. Каждый из пенсионеров занят при этом в среднем от 6 до 15 часов в неделю. Результаты успеваемости учеников и их грамотность улучшились в среднем на 60% по отношению к остальным детям в школе.
Разумеется, подобная работа сопряжена с определённым уровнем стресса. Многие пенсионеры рассказывают о возникающих трудностях. Они постоянно сталкиваются с детским непослушанием и даже срывами уроков. Тем не менее, работа приносила огромное удовлетворение, и её плюсы перевешивали стрессовые факторы. Постепенно они узнавали о личных проблемах детей и их семейных обстоятельствах. Волонтёры получают удовольствие от того, что помогают детям, и от особых отношений, складывающихся между учителем и учениками.
Волонтёр программы за работой в начальной школе
Двухлетние научные исследования показали, что принося пользу обществу, пенсионеры начали больше двигаться и получать удовлетворение от жизни. Обнаружились и физические изменения: в то время как у членов контрольной группы обьём мозга уменьшился, у волонтёров, особенно у мужчин, он увеличился. За два года работы школьными учителями мужчины «помолодели» на три года. Такое увеличение обьёма мозга отражало улучшение его когнитивных функций, в том числе памяти. Исследования Джонса Хопкинса из Вашингтонского университета показало общее улучшение здоровья пенсионеров, в том числе сокращение депрессивных состояний.
Заметки на полях
В военном деле, Корпус — крупное войсковое соединение, состоящее из других соединений (дивизий, бригад), а также частей и подразделений различных родов войск.
По оценкам Центра общественного развития Вашингтонского университета 99% пенсионеров считают, что они помогли детям и 58% останутся работать на следующий год. Элизабет Блекберн в своей книге «Эффект теломер» утверждает, что всё это способствует удлинению теломер волонтёров, на основе которых происходит обновление всех клеток организма, что даже при небольшом промежутке времени, влияя через эпигенетическе механизмы, продлевает жизнь пенсионеров на самом глубоком уровне. Всё это научно подтверждает факт, известный издавна во многих традиционных племенах: что деятельность, полезная своей общине, естественным образом продлевает срок и качество жизни, а люди, которые оказываются отверженными этим обществом(или наоборот), живут плохо и недолго.
Эта программа даёт возможность взрослым в возрасте от 50-ти лет и старше служить своему обществу, продлить себе жизнь и разрушить порочный круг нищеты, создавая долгосрочные изменения в жизни наиболее уязвимых детей Америки.
«Корпусы опыта» были запущены в пяти пилотных городах США в 1996-м году с помощью финансирования в размере 170 000 $ из профильного государственного агентства с аналогичным названием «Корпус старших»(aнгл. — Senior Corps), которая в свою очередь объединяет уже 400 000 активных пенсионеров старше 55-ти лет по всей стране, играющих активную роль в своих муниципалитетах: участвуя в общественной, образовательной и иной деятельности, где есть востребованность в их опыте, знаниях и навыках.
Стоит отметить, что существование подобных программ не случайный, а системный фактор в США, где они существуют с 1965-го года, когда была запущен проект «Foster grandparents». В 1968-м году Президент США Ричард Никсон и Конгресс США на законодательном уровне закрепили возможность и обеспечили условия для деятельности пожилых волонтёров, оказывающих различные социальные услуги населению(программа «Старший компаньон»). 1993-м году все эти программы были объединены в одну «Корпус старших» под руководством сформированной тогда государственной «Корпорации национальной и общественной службы». Существует также аналогичная программа и для более младших поколений «Корпус Америки».
Человек сегодня, как правило, работает в какой-либо одной узкой сфере всю свою жизнь. Эта привязанность человека к одной профессии зачастую выпускает после выхода на пенсию отработанный материал, не предоставляя возможности для дальнейшей деятельности с учётом изменений в здоровье и социальных функциях пожилого человека. А что делать дальше? Мы имеем здесь ещё один порочный фактор существующий культуры — профессиональное «рабство», которое частично обусловлено инерцией самого человека, но главным образом является прямым следствием соответствующей системы образования, направленной на узкую специализацию.
Образование и, главным образом университетское образование(изначально означающее всеобщее универсальное образование), должно не нагружать детей быстро забываемой информацией, но и давать универсальные «ключи» и к самостоятельному познанию мира и обеспечивать возможность быстро входить в проблематику любой профессии, в том числе, дав попробовать многие виды деятельности на практике уже в детском возрасте. Необходимо разработать систему непрерывного образования, охватывающую собой все три поколения и заранее учитывающую возможные варианты общественно-полезных занятий человека после выхода на пенсию.
Об этом, как о необходимости для общественного развития, писал И.А. Ефремов, сам разносторонне развитый человек, владеющий несколькими профессиями: он был учёным палеонтологом, геологом, писателем и философом. Счастье в его романе «Туманность Андромеды» определяется как постоянная смена творческого труда и отдыха в борьбе за новое, в исследовании неведомого. «Развитие кибернетики — техники автоматического управления, широкое образование и интеллигентность, отличное физическое воспитание каждого человека позволили менять профессии, быстро овладевать другими и без конца разнообразить трудовую деятельность, находя в ней всё большее удовлетворение». В «Часе быка» писатель характеризовал эту проблему так: «Вообще отпечаток узкого профессионализма лежал на всей жизни Торманса, обедняя чувства людей и сужая их кругозор….До Эры Разобщенного Мира средний человек Земли был довольно разносторонне развитой личностью — он мог своими руками построить жилище или корабль, знал, как обращаться с конем и повозкой, и, как правило, всегда был готов с мечом в руках сражаться в рядах войска. … А потом, когда людей стало больше, они сделались ничего не значащими придатками узких и мелких своих профессий, пассивными пассажирами разнообразных средств передвижения».
Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:
« — Время сейчас стремительное, и знаний, полученных когда-то в вузе, на долгие годы не хватает. Учиться, по сути, придется всю жизнь. Раньше это называли «повышение квалификации», на предприятиях, в вузах открывали специальные курсы. Сегодня все это приходится оплачивать работодателям из своего кармана.
Естественно, вкладываясь в повышение квалификации работников, работодатель всегда оценивает, насколько ему это выгодно с учетом последующего периода времени использования этих новых знаний. Тут ключом к решению может быть такой подход: государство берет на себя софинансирование затрат на переобучение работников с определенного возраста.
И это в любом случае надо делать, вне зависимости от долгосрочных целевых программ, которые планируется проводить в службе занятости. Сейчас, обратившись в службу занятости, оставшийся без работы человек тоже может пройти какие-то курсы, повысить свою квалификацию или освоить новую профессию. Но это вовсе не гарантирует, что в новом качестве он быстро найдет себе работу. Конечно, многое зависит от самого человека — его желания и готовности постоянно работать, совершенствоваться в своей профессии, расширять границы своих компетенций. Задача государства — создать возможности людям для роста, но без участия самого человека ничего не выйдет.
Дело в том, поясняет профессор, есть специфика, связанная с профессиональной переподготовкой в службе занятости. Там, как правило, готовят по очень узкому набору специалистов. Причем информация о вакансиях для прошедших переобучение нередко отстает от реальной жизни, и человек действительно не получает того, на что рассчитывал.
Тут надо менять сам государственный подход: мы должны перейти на систему непрерывного профессионального образования. И раз уж деньги вкладываются в систему образования, то государство должно предоставлять возможность бесплатно обучаться и по линии среднего профессионального образования, и в получении второго высшего образования.
И все-таки даже второй или третий диплом не гарантирует, что человек сможет найти себе рабочее место именно по специальности и с достойной оплатой. Поэтому мы должны вернуться к той практике, которая была разработана еще в 1996 году, когда вышел указ о создании и сохранении рабочих мест. Он предполагал ведение постоянного мониторинга ситуации на рынке труда по каждому региону. Работники старших возрастов маломобильные — у них семьи, недвижимость, перемещать их куда-то в другой регион, где есть потребность в рабочей силе, очень сложно. Поэтому и нужен мониторинг, который поможет понять, что происходит с рабочими местами в каждом конкретном регионе. Какие места сокращаются, какие создаются, какие профессионалы востребованы. И главный пункт, дополняющий такой мониторинг, — это создание практики быстрого превентивного переобучения. Попытки выстроить такую систему были, но в целом ее как не было, так и нет».
Вовлечение пожилого населения в активную социальную и образовательную деятельность позволит решить множество общественных проблем и в нашей стране. При комплексном подходе, включающем в себя создание системы непрерывного образования полного цикла для всех возрастов и всестороннее включение старшего поколения в культурно-образовательный процесс, возможно достичь уже не просто компенсации результатов материального расслоения общества и латания других дыр в общественном устройстве за счёт малоимущих, но и предопределить устойчивое развитие и экономический рост в долгосрочной перспективе.
«При всей любви к детям и внукам нынешние бабушки не готовы превращаться в бесплатных нянек и помощниц по хозяйству. Дело еще и в том, что доходы пенсионера позволяют вести исключительно скромный образ жизни. Поэтому многие предпочитают работать, чтобы сохранять финансовую независимость», — говорит руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. По его мнению, один из вариантов привлечь старшее поколение в семье помогать младшим — это оплачивать такой труд. «В некоторых странах Европы старших родственников официально оформляют как нянь — семьям для этого даже выделяется государственное пособие».
Но предложение, разумеется, очень спорное. Можно ли и нормально ли это — переводить отношения внутри семьи на коммерческую основу? У нас больше распространена модель «взаимовыгодного» сотрудничества: бабушки по мере сил помогают детям растить внуков, а дети, в свою очередь, несут материальные траты, поддерживая пенсионеров-родителей. Но ни о какой «обязанности» со стороны старших речь, конечно, не идет. Наоборот, в Семейном кодексе закреплена норма о том, что именно дети обязаны поддерживать своих пожилых родителей. Но помощь в воспитании своих внуков является не единственно возможной общественно-полезной задачей пожилого человека.
Помощь, которую может оказывать старшее поколение в воспитании и образовании детей, можно разделить на три направления:
Заметки на полях
Одной из главных сюжетных линий художественного фильма «Большая семья» (режиссёр Иосиф Хейфиц), вышедшего на экраны в 1954 году, является перестройка судостроительного производства и переобучение старых мастеров на заводе. Старшее поколение большой рабочей семьи Журбиных болезненно переживает свою ненужность и бесполезность прежних знаний. Дед Матвей («всему заводу дед Матвей»), Матвей Дорофеевич, 78 лет от роду, воспринимает переход из мастеров в «ночные директора» как унижение. Но большой опыт и ценные знания оказываются незаменимыми для всех членов большой семьи, частью которой является и сам завод. Кульминацией фильма становится пуск очередного корабля — семейного детища, получившего имя старейшины рода «Матвей Журбин» и ставшего признанием заслуг и воплощением межпоколенческой передачи знаний. В тоже время старшая женщина, ставшая бабушкой, реализует себя в воспитании детей и внуков, ведении домашнего хозяйства, поставленного в один ряд с производственной сферой.
Таким образом, высказанное предложение разделить и сделать отдельно пособие по воспитанию внуков нецелесообразно, более того, это внесёт обязательный аспект и исказит семейные отношения. Гораздо более подходящей задачей здесь являются следующие объемлющие пути решения вышеописанных проблем и развития:
Пенсия в такой перспективе — многофункциональное пособие, главным образом по воспитанию подрастающего поколения, что безусловно выгодно как государству, так и обществу в целом. Подобная пенсия может быть проиндексирована уже не только за прошлые заслуги, но и в зависимости от текущей социальной и образовательной нагрузки человека. Подобный подход в сжатом виде нашёл выражение в следующем высказывании, которое приписывается И.В. Сталину: «Пенсия — это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». Данный подход также позволит задействовать некоторую часть дееспособных, но одиноких и оставленных родственниками пенсионеров.
Внедрение программ на этом фундаменте позволит решить также многие другие проблемы общества и самого старшего поколения, в их числе:
Реализация данных программ, помимо прочего, вызовет необходимость:
Из опыта современных пенсионеров
«Галине Никитиной 68 лет, она председатель исполкома ярославского городского общественного движения «Ярославль-2000». Педагог. Но уже много лет занимается благоустройством и озеленением города, привлекая к этому горожан. Благодаря ей и ее коллегам во дворах вместо заросших бурьяном пространств появилось множество красивейших цветников. А еще она и члены движения раскрывают в ярославцах таланты, проводя конкурс «Ярославль мастеровой», когда люди, особенно вышедшие на пенсию, вдруг начинают творить, придумывать и удивлять необычными изделиями даже своих родственников. Все выходные Галина проводит с внучками, старшей пять лет, а младшей год с небольшим.
Нине Дугиной, она живет в Южно-Сахалинске, 66 лет. До пенсии работала товароведом. Когда в редакции местной «районки» освободилось место корреспондента, решила попробовать. И получилось! Коллеги хвалили снимки, ее статьи собирали множество читательских отзывов.
Надо обязательно учитывать, сколько детей родила и воспитала женщина, и внуков тоже сосчитать, потому что «дом — это очень тяжелый труд». Так считает Иван Андреевич Серов — семидесятилетний профессор одного из самарских университетов, у которого большая семья. Когда родился младший сын, двое старших детей один за другим подарили им с женой четверо внуков. Хорошо, что у мамы-бабушки был свободный график работы. А у самого профессора, как он шутит, 109 лет стажа. 54 года — трудового, 45 — семейного и 10 лет — пенсионного. Но последний — чистая формальность, так как ни дня без работы он не сидел. А жизненный девиз, как и положено профессору, у Серова прост — учиться, учиться и учиться. Перестанешь учиться — вот тут старость и слабоумие придут»
Подключение пенсионеров к воспитанию подрастающего поколения является одним важнейших аспектов устойчивого общественного развития, которое, помимо основной цели, принесёт им самим здоровье, долголетие и счастье от полноценной и полезной обществу деятельности. В современных условиях, когда традиционное семейное воспитание оказалось разрушенным и культура поселений в многоквартирных домах разъединила семьи и поколения, необходимо разработать и запустить соответствующие государственные программы, которые способствовали восстановлению активной роли старшего поколения в рамках всего общества, когда необходимым вниманием и заботой будет охвачено всё детское население, а не только избранные или воспитанники детских домов.
Без участия старшего поколения можно вырастить только «Иванов, не помнящих своего родства», с которыми, как из пластилина, можно будет делать всё, что угодно, уже после смены одного поколения. Сегодня подобные процессы доступны для невооружённого наблюдения в бывших республиках СССР и других странах мира. Но, тем не менее, далеко не всегда с опытом приходит мудрость, и в этом участии тоже должна быть своя мера, чтобы избежать потакания слабостям ребёнка и влияния устаревших и неадекватных стереотипов, превратив это в «Корпус консервации»(в США есть и такая организация, только связана она с сохранением природы) культуры. Сегодня существует множество различных общественных организаций и объединений пенсионеров: от различного рода ветеранских союзов до клубов по интересам, которые могут быть объединены общей государственной программой, имеющей проработанные механизмы вовлечения их членов в общественно полезную и системную деятельность.
На плакате Алексея Лаврова «Сбылись мечты народные» (1950) фигура деда — образ, воплощающий в себе черты рабочих, чьими руками творились те преобразования, на плоды которых он указывает внуку. Картина Репина на стене как бы намекает на разницу.
Данный аспект входит в культуру образования общества и замыкает собой систему непрерывного образования передачей помощи, опыта и знаний подрастающему поколению от старшего, что должно найти своё отражение и в законодательстве, и действиях правительства нашей страны. Политика в данном направлении должна быть частью соответствующей политики министерств просвещения, культуры и труда, которые, в свою очередь, должны быть подчинены общей демографической политике правительства РФ, исходящей из стратегии и общей идеологии страны, направленной на общественное развитие. Пока же не будет выстроена и внятно определена подобная иерархия, различные министерства и ведомства будут и дальше, словно оркестр без режиссёра, создавать какофонию, не только не согласовывая свои решения, но и дальше разрывая государство и общество в разные стороны на основе пустопорожнего псевдопатротизма. К решению данного вопроса также нельзя подойти без долгосрочного планирования и стратегии, рассчитанной на весь образовательный цикл общества в 75 лет, что приводит к необходимости наличия и сочетания соответствующей методологии, объемлющей глобальные процессы и сопоставимых по времени интересов у представителей государственной власти.