Сможет ли «экологический социализм» победить «пластиковую антицивилизацию»
Интересно было бы услышать точку зрения разных людей, проживающих в разных уголках планеты о нашей эпохе, но, прежде всего, мнение жителей России. Можно предположить, что под давлением идеологии потребительства будут высказываться мнения в основном о политике, музыке, экономике, войнах, спорте, ток-шоу. Возможно, несколько человек вспомнят о природе. А ведь именно понимание экологической составляющей в жизни людей, как части экосистемы является фундаментальным. Будет ли народ и политики, особенно в преддверие выборов Президента России, вспоминать об экологической безопасности и о целостном мировоззрении?
Альберт Эйнштейн, Иосиф Сталин, Жорес Алфёров – о социализме
В социальных сетях разворачиваются не шуточные баталии об оценке СССР в истории человечества. Маститые либералы со сроком и так называемая современная «золотая молодёжь» выливают ушаты грязи и лжи на Советский Союз. Патриоты – защищают СССР, но только лишь в социальном контексте. У меня же особый взгляд на историю – с позиции идей экологического социализма. Об этом я неоднократно печатал материалы.
Благодаря статье Нобелевского лауреата Жореса Алфёрова «Социализм вернётся», опубликованной к 100-летию Октября в интернет-издании «Свободная Пресса», я прочитал статью другого Нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна (1879-1955) «Почему социализм?». Она была опубликована в первом номере американского независимого журнала «Ежемесячное обозрение» («Monthly Review») в 1949 году. В ней затронуты идеи планетарного характера.
Как бы в обществе не относились к научным открытиям А.Эйнштейна и его «теории относительности» (её критикуют учёные разных стран), однако, данное эссе, написанное им в 70 лет, за 6 лет до смерти, является одним из главных его философских трудов, к которому стоит прислушаться. Альберт Эйнштейн резко критикует капитализм и говорит о социализме, как обществе будущего, о морали и этике, о человеческом отношении людей друг к другу. Он говорит об общественном устройстве, как смысле жизни человека, в самом высоком понимании — выше, чем о науке.
Примерно в этот же период в Советском Союзе идёт большая дискуссия о свершившемся на практике социализме, о его проблемах и поиске новой теории, в отличие от устаревшего марксизма. Об этом чётко и ясно написал руководитель СССР Иосиф Сталин (1878-1953) в своей гениальной работе «Экономические проблемы социализма в СССР» в 1952 году, в возрасте 74 лет, за 1 год до смерти.
Эйнштейн и Сталин были ровесниками и современниками. Находясь по разные стороны океана, они думали (и реализовывали каждый на своём уровне) об одном и том же – справедливом обществе. В их работах очень много интересных и в чём-то даже похожих мыслей, хотя, на мой взгляд, Сталин в своих размышлениях, как реальный государственный практик и управленец, в ведении которого была великая страна, ушёл гораздо дальше Эйнштейна. Работа Сталина достаточно обширна. Работа Эйнштейна – это несколько страничек текста.
В современном обществе есть серьёзный запрос на социальное (социалистическое) государство. Но, на мой взгляд, нужно идти ещё дальше и рассматривать общественное устройство не только с точки зрения желательного его справедливого обустройства, но и соотношения его возможностей с природой — ограниченной экологической ёмкостью планеты Земля.
СССР был ближе к природе
И советский, и нынешний этап развития Русской цивилизации имеет свои «плюсы» и «минусы».
В СССР было реализовано много передовых технологий, в сравнении с западными того времени. В экологическом плане СССР был ближе к природе — был раздельный сбор мусора во всей стране (макулатура, бутылки, металл). Сейчас стало как бы комфортнее, но опаснее. Мы наблюдаем, что наступает эпоха «пластиковой антицивилизации», которая может угробить планету. Всё нынешнее потребительское общество (и даже экологи) так или иначе, вовлечены в планетарный процесс, губительный для природы. К примеру, покупая баночку йогурта в пластиковой таре и наслаждаясь его вкусом, человечество выбрасывает миллиарды таких баночек на помойку. Пластика на Земле стало так много и он разрастается в таких огромных количествах, что выловить его из общего потока отходов и переработать не представляется возможным.
В СССР была тара бумажная и стеклянная. Был налажен реальный селективный сбор отходов. В быту СССР отчасти проигрывал Западу, но не везде и во всем.
В СССР был дух коллективизма и забота о детях. В школах были уроки «Природоведения». До сих пор вспоминаю, как в детстве я ездил в пионерские лагеря на Донбассе — на Азовское море и на реку Северский Донец.
Для детей по всему Союзу был организованный массовый качественный отдых. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) и Ленинградской области пионерских лагерей было великое множество. Там был дух творчества. Дети бесплатно отдыхали в окружении чистой природы.
До Великой Октябрьской социалистической революции таких лагерей для молодёжи не было, как не было и Домов культуры. Вдумайтесь! Все Дома культуры во всех городах и посёлках на территории бывшего СССР были построены именно благодаря Советской власти.
Россия между Китаем и Римским клубом или впереди них?
После развала Советского Союза путь России, как глобальной державы мира не прервался. Более того, в 1992 году впервые в истории человечества в России появилась в 1992 году Концепция Общественной Безопасности, в которой в чёткой лексической форме была изложена теория управления и дана информация по формированию целостного мировоззрения. Мир только подходил к осознанию подобной темы, высказывая свою озабоченность на конференции по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году и последующих подобных конференциях, а у России уже были ответы.
Как известно, Китайская коммунистическая партия, заинтересовавшаяся в 90-х годах русской концепцией, взяла курс на построение «экологической цивилизации». Это подтвердил съезд компартии Китая, прошедший в 2017 году. КНР идёт сейчас в будущее именно по этому пути. И это очень важный фактор для понимания, в каких мировоззренческих координатах начинает жить человечество.
Также в 2017 году на Западе был опубликован доклад Римского клуба «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», приуроченный к своему полувековому юбилею. Данный доклад Римского клуба полностью признаёт тупиковость развития капиталистического общества и пытается исследовать религиозные и мировоззренческие ошибки в истории человечества, ведущие мир к экологической катастрофе.
В 2013 году в США вышел документальный фильм «Мусор» («Trashed»). Его создатели пытались изучить проблему загрязнения окружающей среды — земли, воздуха и воды, различными отходами и показать, как влияет это загрязнение на пищевую цепочку, здоровье людей и окружающую среду.
В 2016 году в сети интернет появился английский документальный фильм «Пластиковый океан». Его создатели, исследуя хрупкое состояние океанических просторов, пришли к чудовищному выводу: все больше пластика ежегодно попадает в воду и это чревато страшными последствиями для планеты.
Эти два фильма – серьёзное предупреждение, их посмотрели миллионы людей во всём мире, они ещё раз поставили неутешительный диагноз человечеству.
Можно только порадоваться, как за аналитиков Римского клуба, так и за Китайских товарищей, которые предлагают какие-то меры спасения, но при этом мы должны понимать, что Россия ушла гораздо дальше, хотя бы на уровне гражданского общества и народной инициативы в осмыслении глубины проблем и предложения новой повестки глобального развития.
Люди, спорят, ищут идеал, хотят попасть в Рай в загробной жизни, изменить карму в будущем. А Творец уже создал для нас планету, колыбель человечества — такую красивую, где есть всё для жизни, только нужно научиться жить в гармонии с природой и людьми.
В чём сила Русской цивилизации
В 2007 году в своей статье «Информационная безопасность Русской цивилизации» я писал, что Россия существенным образом отличается от других стран и цивилизаций. Сравним.
Запад — это цивилизация Материи. Он всегда стремился к совершенствованию внешней оболочки, забывая о духовном, внутреннем мире человека. Запад – это антимир, социум, направленный на постоянное потребительство, на обгладывание и разрушение природы на планете. Не случайно на Западе вышла книга писателя-аналитика де Граафа «Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру», вскрывающая суть этого антиэкологического социального образования. Само понятие «Запад» можно прочитать, как «западающий в ад» — Зап-Ад. В его идеологической основе лежит бездуховность, ложь и «двойные стандарты». Западный мир научился работать в направлении усовершенствования технократической цивилизации – и некоторые люди уловляются именно на этот крючок. Только они забывают, что Запад накачивает свою экономику за счёт ограбления других стран и народов и никого постороннего в свой мир высокого потребления не допустит. Пирамида глобального потребления и перераспределения материальных благ на этом и построена. На планете Земля живёт уже более 7 миллиардов людей, из них в закрытый клуб привилегированных входит один «золотой миллиард», а внутри него есть «золотой миллион». Замыкают же эту «пирамидку» 358 кланов банкиров, осуществляющих ограбление всего мира с помощью управления мировыми финансами, на основе антисоциальной концепции. В своё время Ротшильд сказал: «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела до тех, кто создаёт её законы». Нынешние США и Евросоюз не самостоятельны, они целиком и полностью подмяты под себя тиранами ростовщической мафии. Там господствует культ «золотого тельца» и материализма.
Восток — это цивилизация Духа, где личные духовные практики человека, совершенствование внутреннего мира индивидуума ставилось на много порядков выше, чем забота о бренной материальной оболочке и, тем более, выше заботы о технике. На Востоке очень много внимания уделяется индивидуальному совершенствованию личности. В этом Восток отличается от Запада. В этом определённая сила Востока, но в этом же и его слабость, с точки зрения более высокого понимания, как должно развиваться гармоничное общество. Противостояние Восток-Запад общеизвестно. Эти разногласия умело используют в своей глобальной политике «мировые ростовщические кланы», разжигая противоречия между странами и народами, расами и цивилизациями.
Россия — это цивилизация Меры. Россия не является ни Западом, ни Востоком в том виде, как это есть у них, но в то же время в информационной системе России представлены идеи этих разнополярных цивилизаций. В этом смысле, Россия, как мощный интеллектуальный центр вобрала в себя всё лучшее, что есть в мире, аккумулировала многие знания, преобразовала их в соответствии со своим самобытным мировоззрением, и в новом качестве отдаёт всему человечеству. Такого мощного цивилизационного опыта управления многонациональной страной, какой есть у России, соприкасающейся с совершенно разными по смыслу деятельности соседними цивилизациями, — нет ни у кого в мире.
Россия рождает новые смыслы во многом благодаря русскому языку и русской культуре.
Простились с Годом экологии, встретили Год добровольца и выборов
Что нас ждёт в будущем? Об этом задумывается каждый человек. 2018 год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом добровольца. Предстоящие 18 марта выборы главы страны предполагают размышления о прошлом, настоящем и будущем, о том, что сделано, что не сделано, о том какой должна быть Россия и о том, пойдёт ли вообще народ на выборы? Касается это и меня лично и как человека и, как редактора экологической газеты, издаваемой мной 18 лет, участвовавшего ранее в десятках выборов в качестве избирателя и кандидата в депутаты.
Подводя итоги Года экологии, можно уверенно сказать, что 2017, именно как Год экологии, был развёрнут более мощно, чем такой же Год экологии в 2013 году. Масштаб итогового Всероссийского съезда по охране окружающей среды и Международной выставки-форума “ЭКОТЕХ”, прошедшими с 12 по 14 декабря в Москве был несравнимо большим, чем подобные итоговые мероприятия в 2013 году. Однако, масштаб масштабом, но углублённого взгляда в проблемы, человеческой теплоты, а также организационной собранности было больше в 2013 году.
По мере формального вовлечения большого количества людей в различные экологические акции по очистке родной земли от мусора, защите водных объектов, лесов, зелёного фонда городов, на мой взгляд, не нужно забывать о культуре отношений между людьми, повышении меры понимания и человечности.
Мобилизационный ресурс человека – благороден, патриотичен, важен, но не бесконечен. Суть решения экологических проблем не только в добровольных акциях, а в создании системы качественного управления, а также формирования экологической культуры граждан. Ведь абсурдность ситуации, когда одна часть общества замусоривает страну, загрязняет природу, а другая часть общества убирает и старается минимизировать экологический ущерб – очевидна.
Также важнейшим вопросом является создание устойчивой идеологической связи между экологией, как направлением и патриотическим воспитанием. Можно сделать Россию экологически чистой державой, но, если народ будет лишён своей исторической памяти и не иметь в душе мерила сопричастности к великой русской культуре, то кому нужна будет такая Россия? Западу? Востоку?
Прежде всего, нам самим нужна наша Эко-Русь!
Также, ещё одним, третьим наиважнейшим направлением, является объединение экологии и патриотизма с таким явлением, как социальная справедливость. По сути, социальная справедливость — это знания о вековой борьбе людей за свои права. Жизнь в справедливой стране – это мечта большинства людей. Эта мечта может сбыться, если сами люди будут проявлять настойчивость в построении общества нового типа, не бояться заявлять во весь голос о своих гражданских правах, требовать от властей, депутатов и СМИ защиты своих конституционных прав.
Не случайно два кандидата в Президенты России – действующий глава Владимир Путин и директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин заявили о борьбе с бедностью и справедливости. Об этом же недавно сказал на торжественном вечере, посвящённом подведению итогов Года истории в Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко.
Три эти направления – экология, патриотизм, социальная справедливость – могут стать основой нового политического движения за экологический социализм.
Жить в обществе дикого капитализма, с постоянным повышением цен, с непонятным будущим, с вечной делёжкой имущественных прав, падением нравственности и ростом недоверия человека к человеку, а также многими другими нарастающими внутренними проблемами становится всё более сложно. Общество нуждается не только в обновлении кадров, но и обновлении идей. Старая «колода» вечно молодых политиков, годами не сходящих с экранов федеральных шоу-программ создаёт образ беспробудно застрявшей в прошлом страны.
У России огромный потенциал развития. Стране нужно обновление и преображение. Не перестройка, а преображение. Официальный Год экологии ушёл в историю, но он в любом случае продолжится, поскольку остаётся много нерешённых проблем. Переход Года экологии в Год добровольца с предстоящими выборами главного управленца страны, отвечающего как за внутреннюю, так и за внешнюю политику государства побуждает общество ответственно отнестись к своему будущему.
Можно ли повлиять на ситуацию в стране в настоящем? Можно! Многими способами – законом, статьёй, делом, акцией, решением, словом, в том числе и на выборах, отдав свой голос за того или иного кандидата.
Отвечая на вопросы, в какую эпоху мы живём и сможет ли «экологический социализм» победить «пластиковую антицивилизацию», можно однозначно ответить так: если будем опираться на 100-летний опыт развития советской науки, если будем опираться на опыт более чем 1000-летней русской культуры, если будем учить молодёжь новым современным знаниям, формируя в их головах целостное природосообразное мировоззрение, то тогда сможем.
На сегодняшний день общество находится в состоянии «переходного периода», хотя цели желательного глобального устойчивого развития озвучиваются во всём мире – и в России, и на Западе, и на Востоке.
Сергей Лисовский,
главный редактор газеты «Общество и Экология», 29 января 2018 года
Картина великого русского художника Виктора Васнецова «Песнь радости и печали» (1896 г.) актуальна не только для России, но и для всего мира. Птица Алконост радостно обещает рай в будущем, птица Сирин грустно поёт об утраченном рае.