«Ковбой Мальборо призывает к отказу от курения. Он сошёл с ума?» — журналисты Bloomberg пытаются разобраться, зачем табачные компании выделяют огромные средства на борьбу с курением:
https://www.bloomberg.com/gadfly/articles/2017-09-20/philip-morris-and-the-slow-death-of-smoking
Действительно, когда табачный гигант Philip Morris International Inc — производитель сигарет «Marlboro», «Parliament», «Bond», «Chesterfield», «L&M» — выделяет целый миллиард долларов «Фонду за мир без курения» (Foundation for a Smoke-Free World), это не может не вызывать вопросы. Едва ли производители табака заинтересованы в собственном банкротстве. Но зачем тогда они это делают?
Разумеется, табачники думают о своём будущем, и поэтому реагируют на глобальные изменения рынка. Изменения эти неблагоприятны для них: в большинстве стран мира число курильщиков сокращается. Россия в числе лидеров по сокращению потребления сигарет, но что особенно неприятно для табачной отрасли, сокращение табакокурения недавно началось и в Китае, где потребляется 43% всех произведённых в мире сигарет. Падение числа курильщиков происходит в том числе на родине ковбоя Мальборо, где принимаются очередные антитабачные меры (в июле 2017 года власти США ввели новое требование о сокращении содержания никотина в сигаретах).
Тем не менее, практика показывает, что несмотря на антитабачную кампанию в разных странах мира, акции табачных компаний за последние годы чувствуют себя очень неплохо:
Хотя число курильщиков сокращается, цены на табачную продукцию растут, в том числе из-за вводимых антитабачных мер. Поэтому ожидается, что размер табачного рынка будет продолжать расти. Однако рост этот существенно замедлился по сравнению ещё с недавним прошлым, а в недалёком будущем продажи традиционных сигарет и вовсе рискуют пойти на спад.
Выход производители табака нашли в вейпинге — курении электронных сигарет. Ожидается, что к 2021 году продажи «электронного никотина» возрастут в три раза, хотя обычный табак ещё очень долго продолжит занимать львиную долю рынка. Это весьма похоже на развитие ситуации в автомобильной отрасли, где ведущие производители активно осваивают производство электромобилей.
При этом крайне важен тот факт, что продажа электронных сигарет гораздо более выгодна, чем продажа традиционной табачной продукции. Валовая прибыль в первом случае составляет от 27 до 36 %, а во втором — лишь от 6 до 14 %. Дело в том, что продажа обычных сигарет облагается значительными налогами, тогда как приспособления для вейпинга пока что относительно свободны от налогообложения.
Критики вейпинга всегда подозревали, что это изначально проект табачной отрасли. Судя по анализу Блумберга, получается, что именно вейперы — последняя надежда больших табачных компаний.
Возможно, российским регуляторам и депутатам стоит обратить внимание на вейпинг и начать его регулировать, как это уже происходит с традиционной табачной продукцией. В будущем именно вейпинговый сектор может стать основным на табачном рынке, и стоит подготовиться к этому заранее.