Российский кинематограф продолжает выливать на граждан ушаты помоев, представляющих собой смесь из пошлости, извращений, глупости, криминала и алкогольного угара. Чаще всего вся эта грязь подаётся как своеобразный авторский взгляд на действительность или якобы отражение нашей суровой реальности – на деле же служит шаблонной пропагандой всего низменного и примитивного, сделанной по заезженным голливудским стандартам. Исключения носят единичный характер и не меняют общего фона.
Чтобы избегать разговоров о высоком, о транслируемых смыслах, о поучительной составляющей фильмов, кинематографисты всегда переводят разговор на вопросы окупаемости, на важность «угодить потребностям широкой аудитории», на финансовый приоритет. Почитайте любое интервью директора Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслава Тельнова или посмотрите заседание экспертного совета Фонда кино – везде только и разговоров, что о деньгах.
Но и здесь, как показывает практика, полный провал. Как следует из новостных заголовков, российское кино «пробило очередное дно». За всё лето лишь один российский фильм из шестидесяти восьми окупился в прокате – комедия «Бабушка лёгкого поведения». О ней подробно расскажем далее, сейчас же призываем читателя просто задуматься – на поддержку кинематографа через Министерство культуры и Фонд кино выделяются миллиардные бюджеты, на которые достаточно вольготно живёт вся наша кинотусовка. А на выходе – сплошной шлак, а точнее откровенное издевательство над зрителями.
И никаких громких отставок, посадок, виновных. Вот только Никита Михалков, как всегда одним из первых почуяв куда дует ветер и что «запахло жареным», со скандалом покинул попечительский совет Фонда кино, того самого, который буквально месяц назад принял решение проспонсировать съёмки 5 фильмов ужасов. Народ просит смысла и искусства, а в ответ получает кровищу и пошлость.
Именно кровищей и пошлостью встречает с первых кадров фильм «Бабушка лёгкого поведения», где труп с отверстием во лбу прямо губы в губы приземляется на забрызганного кровью Александра Ревву. Кстати, это комедия, и, по всей видимости, зрители должны в этот момент смеяться. Фильм наполнен не просто пошлостью, а зашкаливающей тематикой измен, извращений, случайного секса, наркотических улётов и прочей мерзости. Все главные и даже второстепенные женские персонажи фильма, не раздумывая, крутят романы с женатыми мужчинами. Все мужчины – и молодые, и в том возрасте, когда уже пора воспитывать правнуков, пребывают в постоянном состоянии сексуального перевозбуждения и поиска партнёра.
Даже наша либеральная пресса уже устала выискивать толерантные формулировки в отношении подобного кино и откровенно называет фильм «преступлением против человечества»: «Александр Ревва в женском обличии занимается сексом с паспортисткой (дважды). Александр Ревва и Глюкоза закидываются казенными таблетками, ловят приходы и засыпают в обнимку на земле. Какой-то мужик лакомится размазанным по спящему Александру Ревве тортиком. Александр Ревва красит ногти на ногах и бреет волосы на них же. Александр Ревва сидит на коленках у Владимира Толоконникова», – это отрывок из статьи, опубликованной на сайте Российской газеты.
Но, несмотря на такую «начинку», именно фильм «Бабушка лёгкого поведения» активней всего рекламировали в России весь последний месяц – и на ТВ, и на радио, и через наружную рекламу. После такого пиара свой, весьма скромный по меркам даже российского массового кино, официальный 90-миллионный бюджет фильм не мог не окупить, и кое-как собрал 130 миллионов рублей. А сколько потрачено на рекламную компанию с целью заставить хоть кого-то посмотреть очередное «творение»? Такая информация не оглашается, но судя по масштабам навязывания аудитории «Бабушки лёгкого поведения» сумма может в разы превышать официальный бюджет. Поэтому говорить об окупаемости даже этой единственной картины можно с большой натяжкой.
А вот о смысле, заложенном в сюжет и предназначенном массовой аудитории, стоит сказать подробнее, потому что картина двигает не одно, а сразу несколько Окон Овертона. Например, чего стоит несколько лесбийских сцен, в которых показан секс Реввы в образе бабушки с его случайными пассиями, или поцелуи со старухой крупным планом? А как вам образ пожилых женщин, которые в ответ на фразу «сейчас вас нарядим как проституток» хором кричат «Ура!!!»? Или восклицание престарелого руководителя творческого коллектива старичков о том, что в их постановках есть всё: «и секс, и похоть, и глубина»? Или сцена, в которой главный герой (Александр Ревва) совместно с его новой возлюбленной (Наталья Ионова, «Глюкоза») глотают таблетки, а потом несколько минут зрителю в ярких красках показывают, как они кайфуют? Что это, если не пропаганда наркотиков? Или бабулька, которая открыв чемодан с героином, начинает размазывать его по зубам с комментарием, что «в фильмах все так делают».
Весьма показательно, что положительное отношение к наркотикам и пошлости этот фильм транслирует аудитории через образы пожилых людей, которые подсознательно ассоциируются с мудростью и вызывают уважение.
И всё это на фоне трогательной истории спасения дома престарелых – своеобразная сентиментальная оболочка, чтобы зритель не думал об отравленной начинке конфеты. Кстати, в русской традиции не принято демонстрировать дома престарелых без упоминания о том, какая это трагедия – остаться без заботы своих ближайших родственников. Здесь же дом престарелых показан как идеальное место для встречи старости. Этот киношаблон к нам также пришёл с Запада и несёт весьма разрушительную ценностную установку.
Отпетый преступник и бабник, которого интересуют только деньги и случайные связи с женщинами, по ходу развития сюжета вдруг оказывается очень весёлым и милым – помогает старичкам сохранить их пристанище и влюбляется в медсестру. Переспав в образе старухи со своей бывшей подружкой, он ей сразу после секса так и заявляет – «ты знаешь, это у нас в последний раз, потому что я влюбился!» Трогательно, не правда ли!? А дальше – цветы, наркотики, сто тысяч долларов, подаренных бандитами, и хэппи-энд.
А какие лица украшают весь этот карнавал: Владимир Толоконников, Александр Ревва, Глюкоза, Марина Федункив, Елена Валюшкина, Евгений Герчаков и даже Филипп Киркоров собственной персоной. Неужели попсовые песенки перестали приносить достаточно известности и дохода, или просто попросили помочь с пиаром картины?
Правда, в фильме главным героям почему-то дали весьма странные фамилии, по типу «Рубенштейн», «Фишман». Но это явно маячки для своих от режиссёра картины Марюса Вайсберга.
После просмотра такой картины, всплывает только один вопрос: что ещё должно произойти в нашем кинематографе, чтобы руководство страны, наконец, обратило внимание на «российское кино». Но, учитывая дело Серебренникова, бегство Михалкова из Фонда кино и комментарий Российской газеты о «преступлении против человечества», ждать осталось не долго. Запасайтесь попкорном, скоро начнётся…
Наркотики: Главные герои не только употребляют алкоголь и курят сигары, но и закидываются таблетками и пробуют героин. Всё это с юмором, шутками и без каких-либо негативных эффектов или отрицательных последствий, чтобы сформировать у зрителя исключительно положительное отношение к демонстрируемым моделям поведения.
Секс: В фильме упоминаются и демонстрируются в положительном контексте множество извращений: секс с пожилыми людьми, лесбийский секс, оральный секс и т.д.
Насилие: В одном из первых эпизодов в перестрелке крупным планом вышибают мозги, и кровь заливает весь экран, после чего труп с дыркой в голове, падая, «чмокает» в губы залитого кровью Александра Ревву.
Мораль:
Фильм «Бабушка лёгкого поведения» совершенно откровенно под маской юмора и под прикрытием сентиментальной любовной истории пропагандирует всевозможные пороки: наркотики, извращения, пошлость, измену, воровство, праздный образ жизни и тому подобное. Все эти лесбийские картинки и сценки готовят наших сограждан к тому, что извращения – не мерзость, а что-то весёленькое. Как только людям снимут «порог отвращения», всё это начнёт подаваться как норма.