Современный мир дает нам массу примеров того, как переписывается история. А это значит, что сегодня не менее важно ЧТО было на самом деле и то КАК об этом говорится. Завышение потерь СССР и уменьшение потерь наших противников – один из любимых приемов фальсификаторов. Потом делаются выводы – мол, «трупами завалили». А значит победа вроде, как и поражение. Наверняка вы слышали подобные лживые манипулятивные утверждения.
Материал, присланный читателем ресурса nstarikov.ru Михаилом Трунковым разбирает именно такой случай – с реальностью потерь. Только не в Великой Отечественной войне, а в советско-финской войне 1939-1940 гг.
Попутно разберем и ещё один лживый миф – якобы СССР был очень агрессивный и поэтому напал на маленькую мирную Финляндию.
Что на самом деле?
«Поле битвы – статистика
Финская война — одно из тех событий, которые порождают прямо противоположные мнения о себе в рядах историков и публицистов. Это своего рода «линия фронта» между людьми с разными политическими взглядами.
Маннергейм идет ва-банк
Советско-финляндские отношения в XX веке никак нельзя назвать безоблачными. В конце 30-х советское руководство оказывала откровенный нажим на северную соседку, добиваясь определенных территориальных и политических уступок. Примечательно, что многие трезвомыслящие финны понимали если не справедливость, то хотя бы обоснованность советских требований.
Маршал Маннергейм просил финское правительство уступить СССР и не доводить дело до войны, но когда она началась, руководил войсками умело и решительно. Дело шло не без трудностей. Финны дрались жестоко и упорно. Только к марту 1940 года, когда финская армия совершенно обессилила, и надежд продержаться хотя бы до наступления весенней распутицы не осталось, финны запросили мира. 29 февраля правительство Финляндии приняло решение о начале переговоров, 7 марта делегация Рюти – Паасикиви отправилась в Москву, 12 марта мирный договор был подписан.
По условиям Московского мира, Советскому Союзу отдавался, точнее возвращался Карельский перешеек по «линии Петра Великого» с городами Выборг, Кексгольм и Сортавала, ему передавались острова в Финском заливе, а на севере Финляндия теряла свою часть полуострова Рыбачий и область Петсамо (Печенга). Границу почти на всем её протяжении «сдвинули» вглубь Финляндии. Полуостров Ханко, на котором была создана военно-морская база, передавался СССР на правах аренды, сроком на тридцать лет. Сталин убитых советских солдат финнам прощать не собирался.
А, кстати, сколько их было всего?
Внимание. К приведенным ниже цифрам следует относиться с душевной осторожностью – любые, даже самые малые потери оборачиваются осиротевшими семьями.
Цена прорыва
Маннергейм в своем приказе от 13 марта 1940 года назвал потери Красной Армии – 200 тысяч человек убитыми! Финские командиры отчитались также об уничтожении 1 500 советских танков и 700 самолетов. Впрочем, принимая во внимание неизбежные на войне преувеличения, эти совершенно фантастические цифры следует уменьшить, по крайней мере, вдвое, а то и втрое.
В свою очередь, наркоминдел Молотов, выступая на сессии Верховного Совета 29 марта 1940 года заявил: «Число павших и умерших от ран с нашей стороны составило 48 745, а раненых — 158 863 человека».
По официальным данным, опубликованным в сборнике «Гриф секретности снят», Красная Армия потеряла убитыми и пропавшими без вести 70 тысяч человек, 176 тысяч было ранено. Однако современные «исследователи» эти данные оспаривают.
Тон задал Хрущев. В своих мемуарах, он заявил, что советские потери составили один миллион (!) человек. По его словам, наши войска потеряли, около 1000 самолетов, 2 300 танков и бронемашин, а также огромное количество различного военного имущества, включая снаряжение, боеприпасы, лошадей, легковые и грузовые автомобили. Анатолий Носков определяет общие потери советской стороны в 290 тысяч, Павел Аптекарь насчитывает 131 476 человек только убитыми, причем, он склонен увеличить число павших примерно на 20 процентов, а ведь были ещё и раненые. Игорь Бунич, ссылаясь на некие «закрытые источники», заявляет то ли о 340, то ли о 540 тысячах убитых. Солженицын добавляет к нашим потерям 25 (!) тысяч советских военнопленных, вернувшихся на родину и… «сгинувших в ГУЛАГе». То есть счет с «легкой руки» Хрущова действительно пошел на миллионы.
Финские авторы Элоиза Энгл и Лаури Пааненен, авторы книги «Советско-финская война. Прорыв линии Маннергейма 1939-1940», пишут: «У русских было достаточно времени для разработки своих планов, выбора времени и места для нападения, и они значительно превосходили по численности своего соседа. Но, как вспоминал Хрущев, «…даже в таких наивыгоднейших условиях лишь с великим трудом и ценой огромных потерь мы смогли одержать победу». Победа такой ценой на самом деле была моральным поражением»
«То, что СССР войну проиграл потому, что у него боевые потери были выше, чем у армии Финляндии, — мыслишка убогая, — парирует этот пассаж публицист Юрий Мухин, — но и её ведь как-то надо подтвердить».
Насчет подсчета
Потери Финляндии Аптекарь подсчитал «точно» — 24 923 человека убитыми. Но к марту 1940 года у Маннергейма войск, по его же словам, «просто не осталось», а «по оценкам экспертов, пехота потеряла приблизительно 3/4 своего состава». Полевая армия, а пехота – основа финской армии (даже сегодня численность пограничных войск, ВВС, ВМС Финляндии всего 5 200 человек) – к началу войны, по данным Генштаба её вооруженных сил, насчитывала 175 тысяч человек. В ходе войны численность армии, по словам Маннергейма, доходила до 200 тысяч. То есть финских пехотинцев вместе с военизированными организациями типа Щюцкора, скандинавскими добровольцами, русскими офицерами из РОВСа и даже ветеранами испанских интербригад было не менее 350-400 тысяч человек.
Потеря трех четвертей состава означает потерю 300 тысяч человек, из которых убитых должно быть тысяч 80. В небольшой книжке «Финские военнопленные в лагерях НКВД» Владимир Галицкий приводит данные о потерях сторон не только в пленных, но и общие, и не только, видимо, раздутые наши, но и, видимо, подлинные финские. Они таковы: общие потери СССР — 285 тысяч человек (в том числе 90 тысяч убитыми). Финляндии — 250 (95) тысяч.
Верны ли эти и впрямь ужасающие цифры? Кто знает? В любом случае потери Финляндии были сокрушительными для 4-миллионного народа, а главное: 105-дневная война оказала глубокое и угнетающее действие в Финляндии, надолго отравив советско-финляндские отношения. Потребовался кровавый опыт Великой Отечественной, послевоенное сотрудничество, чтобы русские и финны уже не видели друг в друге непримиримых врагов.