Информация – самый серьезный товар. Владеть информацией – значит уметь предвидеть развитие событий, принимать нужные решения, прогнозировать будущее – как свое, так и общества в целом.
Эта книга – для тех 5–7 %, кто принимает решения, и для тех 93–95 %, кто эти решения готовит. Для тех, кто не хочет останавливаться на достигнутом, а стремится подняться еще на несколько ступенек. Профессионалы в области работы с информацией освежат свои знания. Начинающие «информационщики» смогут воспользоваться чужим опытом и не тратить годы на наработку собственного.
Как вычленить самое главное? Как в «информационном шуме» услышать правильную ноту? Как создать собственный информационный фильтр, отсеивающий то, что вас не интересует, но пропускающий полезное? Где границы ваших собственных возможностей, за которыми есть риск забыть уже узнанное?
А самое главное – как чрезвычайно занятому человеку привести в порядок и папки на стеллажах, и файлы в компьютере, да и собственные мысли в придачу, чтобы не захлебнуться в океане информации? Ответы на эти вопросы – на следующих страницах.
Ашот Насибов,журналист, автор и ведущий радиостанции «Эхо Москвы»
В 1950-х годах западный ученый Джордж Миллер решил измерить усредненный объем такой «оперативной памяти» и пришел к выводу, что среднестатистический человек способен одновременно удерживать в своей кратковременной памяти семь плюс-минус два параметра. С его работы «Магическое число семь плюс минус два» (1956), по сути, началась вся современная инженерная психология. Мы не будем углубляться в эту тему, а просто запомним «магическое число» (7±2). У человека действительно «высокие» отношения с этой цифрой: вспомните хотя бы, сколько цветов в радуге и сколько нот в музыкальной грамоте…
Итак, если вы можете назвать себя информационным работником, то есть если большую часть времени вы трудитесь интеллектуально, а не физически, то запомните эту триаду: Регистрация – навигация – анализ информации. И в своей деятельности опирайтесь именно на этих трех китов.
Чем больше опыта набирает информационный работник, тем лучше он понимает, что одно из его главных конкурентных преимуществ – объем собранной информационной базы
если не с кем разделить знания и сведения, то остается лишь отмечать ход дней зарубками на дереве да читать книги вслух самому себе
простой, но эффективный инструмент качественной оценки информационных продуктов. Для этого запомним аббревиатуру ФТОП – она складывается из первых букв слов при перечислении следующих качеств информационного продукта:
Ф – форма представления информации;
Т – точность информации;
О – оперативность информации;
П – полнота информации.
Качественный документ не вызывает претензий ни по одному из этих параметров.
Дефицит внимания – он же ограниченность психофизиологического ресурса человека
– пока еще осознан не так широко. Но борьба за этот ресурс уже ведется сегодня на передовой информационного общества.
«метод объектно-документального анализа (МОДА)». В 1980-е годы его создал российский ученый Ю.С. Гузев для более удобной работы с огромными потоками информации в ВИМИ (Всесоюзный институт межотраслевой информации) и ВИНИТИ (Всероссийский институт научно-технической информации). Метод опирается на принципы объектного программирования, и четырем упомянутым вопросам соответствуют Надобъекты (ответ на вопрос «Для чего?»), Объекты («Что?»), Подобъекты («Благодаря чему?») и Связанные объекты («Что еще известно?»). Так возникает аббревиатура НОПС, а действия по приведению информационных продуктов к такой структуре называются НОПС-форматированием.
Запомните название этой процедуры (НОПС-форматирование) или четыре ключевых вопроса, и вам станет намного проще создавать качественные и логичные тексты, а также обрабатывать информационные продукты, созданные другими людьми. НОПС-формат, кстати, можно использовать и как «интеллектуальный знаменатель», сводя к единому представлению информационные кванты, разбросанные по разным источникам, т. е. копируя и вставляя в электронный текст фрагменты из разных документов.
Мы живем в условиях дефицита внимания и избытка информации. В такой ситуации только качественные информационные продукты – логичные, короткие и внятные письма / документы / речи – имеют шанс завоевать внимание реальных и потенциальных адресатов.
В работе удобнее источники, позволяющие архивировать информацию, ведь к ней, возможно, понадобится возвращаться впоследствии. Поэтому даже деловые радиостанции менее эффективны для информационного работника, чем газеты или сайты, – цитату из радиопередачи в письмо или документ вставить трудно, надо или набирать скрипт прямой речи, или просто упоминать специалиста и пересказывать его мнение. А важные интернет-страницы лучше копировать на жесткий диск, так как удаленные ресурсы надежными хранилищами не назовешь – некоторые из страниц неожиданно перестают существовать, некоторые уходят в архив с ограничениями доступа. Так, на сайтах многих деловых газет доступ к архивным материалам становится платным или предоставляется только зарегистрированным пользователям.