Старшеклассница Маша всю свою жизнь мучается видениями и страшными снами, в которых словно видит другой мир. Однажды она становится свидетелем того, как у новогодней ёлки происходит битва молодых магов с инопланетными сущностями – химерами. После чего Машу, как и всех тех, кто смог увидеть происходящее, доставляют к Деду Морозу, от которого она узнаёт, что уже тысячелетиями идет борьба светлых магов против химер, и лидером со стороны светлых являются семеро братьев – Дед Мороз, Санта Клаус, Папай Ноэль, Йоллоу Пукки и остальные иностранные аналоги рождественских дедушек.
Маша оказывается одним из таких светлых магов, к тому же обладающим уникальным даром предвидения, и теперь именно от неё зависит исход последней битвы, ведь из многотысячелетнего плена вырвался самый злой колдун – Карачун, который жаждет уничтожить Землю и отдать её на растерзание химерам.
Как видно из описания сюжета, фильм хоть и пропитан российским колоритом (Дед Морозом в роли главного положительного мага), но, к сожалению, транслирует голливудскую идеологию избранности, чуждую российскому менталитету, но в последние годы ставшую настоящим мейнстримом в мировом кинематографе. Это, пожалуй, главный минус картины, который всё же значительно скрашивается большим количеством положительных посылов фильма.
Основная поучительная линия фильма раскрывается через историю мага Никиты – возлюбленного Маши. Никита – симпатичный, сильный, смелый, но слишком уж заносчивый юноша, что и выходит для него боком. Злодей Карачун, воспользовавшись задетой гордостью парня, временно лишённого магических способностей за мелкий проступок, подговаривает его на действительно плохое дело, из-за чего Карачун получает огромную силу, а Никита – тяжкий груз вины на душе.
Никита признается самому Деду Морозу в том, что по незнанию и из-за собственной гордости помог злодею обрести силу, но тот не изгоняет парня, хотя того требуют правила, а дает ему возможность исправить свою ошибку. Дед Мороз осознаёт, что если сейчас выгнать Никиту и оставить одного, он точно перейдет на сторону зла. Именно так и описывается история злодея Карачуна, который по молодости и глупости также совершил дурной поступок и был наказан заточением в одиночестве на долгие века, в результате которого окончательно озлобился на братьев и весь мир.
Эта история послужила уроком для Деда Мороза, который он обобщает в своей финальной речи:
- Запомните, не бывает злых волшебников, бывают те, кому мы дали мало любви.
Тем самым, фильм отходит от стандартного образа вечного зла, показывая, что зло – это удел несчастных людей, а значит, лучшая превентивная мера в борьбе со злом – это быть поддержкой и опорой своим близким, помогая им всегда идти дорогой добра. Это же подтверждается в финале фильма, где Маша спасает Никиту от зла внутри его души.
Такая философия перекликается с необычным африканским обычаем – провинившегося члена племени сажают в круг, и каждый из круга по очереди напоминает провинившемуся, чем он был хорош, как помог кому-то из племени, за что его любят в племени и так далее. Тем самым позволяя человеку вспомнить, каким хорошим членом общества он на самом деле является и более стараться не оступаться. Стоит напомнить, что в реальном мире проявлением любви может служить и наказание, если его целью является стремление помочь человеку стать лучше, а не возвыситься над ним.
Никита читает древнее пророчество на языке бессмертных и пытается произнести последнее слово, что в переводе означает «предатель», но за попытку произнести это слово Мороз его резко осаживает. Как выясняется – стоит лишь произнести вслух слово «предатель» на древнем магическом языке, как зло войдет в душу произнесшего, войдет недоверием к друзьям и самомнением, когда в каждом товарище и друге будет видеться враг.
Тоже своеобразный позитивный урок – нельзя впускать зло в душу, в том плане, что нельзя смотреть на окружающих, как на потенциальных врагов или противников, иначе сердце заледенеет, прямо как у Кая из известной сказки. Это также соприкасается с линией Карачуна: зло – это недоверие и нелюбовь к близким, которые в свое время отвернулись и даже не попытались растопить лед в сердце друга.
Фильм также интересно обыгрывает традицию прощать на Новый год друг другу прошлые обиды, представляя это как магический ритуал, где слова – «поздравляю», «желаю», «люблю» создают волшебные нити, на которых создан защитный щит Земли – Небо.
В фильме подробно раскрыт образ родителей главной героини. Отцу Маши пришлось оставить дочь и жену и уйти из семьи, чтобы уберечь их от беды. Не знавшая об этом Маша страдала по отцу более десяти лет своей жизни, но, встретив его, отреагировала с гневом. Позже, поняв мотивы отца, Маша простила его, и отец не только вернулся в семью, но и ради неё отказался от своей магии и бессмертия.
- А как же твое бессмертие?
– Зачем мне бессмертие, когда есть вы с мамой?
В конце фильма присутствует другая маленькая бонусная сцена, где Дед Мороз беседует с ребенком, который пытается его разоблачить:
- Вы ненастоящий дед Мороз! Все письма читают родители, и подарки покупают тоже они.
– Получается, твои родители настоящие волшебники?
– Ну… да.
– Не забывай об этом.
Отрадно, что в фильме наш русский Дед Мороз показан в явно более привлекательном виде, чем Санта Клаусы и ему подобные «дедушки», которые оказались далеко не особо преданными делу защиты добра и справедливости и присоединились к битве со злом только в самом финале. Вообще, общение Деда Мороза и его братьев напоминают исторические случаи союзов России и стран Запада в борьбе с агрессорами. Когда особо «цивилизованные» всё время отсиживались, выжидая, кто же победит, и стремясь примкнуть к нему в последний момент.
Своеобразной для детского фильма является именно линия отношений Маши и Никиты. Как было сказано, Никита совершает серьёзный проступок, и избежать перехода на сторону зла ему помогает любовь и доверие Марии. В развитии этой истории показательны две яркие сцены.
- Я в огонь, ты со мной?
Маша отказывается, но после внезапно нацеливает оружие на друзей и соратников, уступая дорогу к великому артефакту Никите. У Никиты, который только что показал себя сознательно уже испорченным человеком, благодаря Маше была полная свобода действий – он мог бы разрушить весь мир, а мог бы и спасти. Никита же проникнувшись подобным поступком любимой, совершает неожиданный подвиг и полностью излечивается от зла.
Подобное абсолютное доверие к тому, кто это доверие уже окончательно предал, выглядит нелогично, а спасение состоявшегося злодея любовью отдает модой на плохих парней в кинематографе, которая подробно рассмотрена в одноимённой статье.
К сожалению, в фильме не обошлось без сцен с алкоголем, который регулярно мелькает на фоне праздничных мероприятий. Школа показана в негативном свете – дети-одноклассники издеваются над главной героиней, учитель такой же неприятный (стандартный приём в фильмах про избранных). Присутствует и неуместная сексуализация, хоть и редкая, но меткая, и явно не для возраста 6+. Пример: в группе магов, в которой участвует и Маша, есть другая девушка – красавица Лина. В одной из сцен герои находятся на аукционе, и сексуальная походка Лины в платье с высоким разрезом длинной юбки «юмористически» сочетается с рекламой товара на аукционе:
- Плавные линии, волнующие изгибы так и соблазняют и приглашают войти…
После чего двое «клюнувших» на эту рекламу юношей были не очень аккуратно и весьма кокетливо отвергнуты красавицей. Эта сцена была абсолютно лишней, не имеющей никакой сюжетной важности или какой-то особой смысловой нагрузки, кроме той, что женское тело сравнивается с товаром, который «так и приглашает войти». Совершенно неподобающая шутка для детского фильма.
Наркотики: Присутствует в качестве фона во многих сценах
Секс: Одна пошлая шутка
Насилие: Минимально, порицается героями.
Мораль
Фильм представляет собой сказочную смесь из стандартных клише жанра фэнтези (про магию, избранность и прочее), украшенную русским колоритом и наполненную важными смыслами о силе прощения и любви, способной победить зло. Из-за сложности сюжета больше подойдёт аудитории старше 10 лет с учётом комментирования тех недостатков, которые упомянуты в рецензии.