Фильм 2012-ого года «Все любят китов» рассказывает реальную историю, которая приключилась на Аляске в 1988-ом году. Тогда коренные жители этого региона эскимосы-инупиаты увидели застрявших в ледяной ловушке нескольких китов. Подоспевшие на помощь китам американцы, всеми способами продлевали китам жизнь в ожидании своей баржи, чтобы та смогла пробить ледяную ловушку и выпустить животных.
Но этого не случилось. Корабль застряла во льдах еще в начале своего пути, а история о китах, ставшая главной темой новостных выпусков всего мира, приобретала весьма опасный поворот. Тогда американцы, несмотря на холодную войну того времени, попросили о помощи Советский Союз, который не только не отказал, но показал чудо, как и своей техники, так и своего духа. Два советских корабля пробуравили широкую ледяную стену и освободили китов.
Американцы назвали эту историю «Операция Прорыв», написали книгу, после сняли фильм «Все любят китов» (в американском прокате переименованный в «Большое чудо»).
Но один американец Тимоти Дагген, решив, что русские незаслуженно были обделены славой во всей этой истории, решил поставить во Владивостоке — городе, откуда и прибыли русские корабли к страждущим китам — красивый памятник — трех китов, стремящихся ввысь.
Памятник внезапному союзу народов двух на то время враждующих стран, памятник силе и благородству русских моряков, памятник важности бережного отношения к природе, памятник солидарности и общности, которые творят чудеса. Показательным моментом служит то, что на памятнике изображено три кита, хотя, к сожалению, за сутки до вступления в спасательную операцию Советского союза, маленький китенок погиб. Но автор памятника сказал, что уверен — если бы американцы попросили русских о помощи до того, как ситуация стала абсолютно критичной, — китенок остался бы жив.
Естественно, роль русских в данном фильме сильно преуменьшена. И ледокол в фильме был почему-то один, а не ледокол и грузовое судно, и ледяная стена показана шириной несколько десятков метров, вместо нескольких сотен, и буравили её пять минут экранного времени, а не пять дней… И не было показано того риска и тех повреждений, что перенесла в реальности советская техника и экипаж.
В то же время стоит отдать должное и отметить, что русские в фильме представлены все-таки с уважением, что большая редкость для зарубежного, а уж тем более — американского кино. Да и сам фильм выгодно отличается от других картин о спасении животных. Отличается тем, что это не просто добрая сказка, а реалистичная история, не только потому, что случилась на самом деле, но и потому, как авторы показали тернистый путь, который привёл к достижению счастливого финала. Но обо всем по порядку.
Одним из самых положительных качеств фильма является отношение к природе. Уважение к животным, любовь и забота о братьях наших меньших. Также зрителю показаны красивейшие арктические пейзажи, впечатляющие серые киты — огромные и величественные создания, которым так требуется помощь и забота от того, кто назвал себя «царем зверей».
«— Скажи людям, почему мы так печемся о китах? Ладно бы олени…
— Потому что они хоть и очень большие, сильные мощные, но они все равно очень уязвимы. И ты хочешь превращаться в супермена, чтобы вынуть их оттуда и перенести в безопасное место. И сердце рвется от мысли, что они знают, что происходит. Что они попали в беду и боятся этого. И мы боимся за них, потому что они так похожи на нас — нам тоже больно, мы тоже уязвимы и нуждаемся в помощи…»
Главная героиня – это защитница животных и «правдолюбка» Рейчел Крамер, пытающаяся рассказать о том, что бездумная эксплуатация природы может привести к непоправимым последствиям. И хоть она ведет себя слишком импульсивно, волей-неволей к её словам начинают прислушиваться и персонажи фильма, и зрители.
А вот более редкое достоинство для американского кино — это открытая демонстрация того, что для исполнения своих целей нужно объединяться. В одиночку ничего не сделаешь. Большинство собравшихся помогать китам людей были в конфликтных отношениях: коренные жители Аляски и захватчики американцы, нефтяные магнаты и защитники природы, бывшие возлюбленные, соперники, военные и дипломаты… и апогеем всего становится присоединение к американской операции еще и СССР в период, когда отношения стран были далеки от дружественных.
Однако именно так, позабыв обиды, дрязги и работая сообща, можно решать даже такие сложные задачи. В современном же кино чаще показывают одного супер- или просто героя, который вручную и в одиночку решает все проблемы и постоянно спасает мир, имея разве что команду мелких помощников и восторженных поклонников-учеников.
Еще одним знаковым отличием картины служит максимально выраженная реалистичность происходящего — того, как именно на участие в этой совершенно «невыгодной» операции ученые, защитники природы и эскимосы мотивировали политиков и магнатов, призывая их потратить своё время и деньги, чтобы спасти несколько созданий, оказавшихся в ловушке.
Любопытно, как именно история о погибающих китах стала достоянием общественности: ушлый репортер Адам Карлсон заснял репортаж о китах просто ради славы, ради интересного материала. На канал репортаж пустили, поскольку говорить больше было не о чем, а «все любят китов», дальнейшего успеха кто-либо из журналисткой среды не ждал.
В одной из сцен известный журналист говорит юной и начинающей коллеге, которая не понимает, почему никто не хочет браться за эту историю: «Если киты решат баллотироваться или начнут всех убивать — позвони мне». В этой фразе содержится неприятная правда о состоянии современных СМИ.
Однако успех данной темы в прессе оказался настолько огромным, что весь мир стал следить за судьбой китов, и отныне у тех, кому было плевать на животных, не стало иного выбора, как спасти их.
Те же, кому действительно изначально была важна судьба животных — это всего-лишь несколько людей, среди которых самым активным начинателем операции оказалась Рейчел, а также жены больших политиков, помощники оных, эскимосы и прочие, которые смогли где искренностью, а где и смекалкой дать мотивацию на спасение животных тем, кому они были абсолютно безразличны. В результате люди совершенно разных слоев общества и национальностей объединились и совершили добрый поступок.
«— Ты ничего не можешь сделать.
— Всегда можно что-то сделать!»
Фильм демонстрирует реалистичную, хоть и печальную, ситуацию, когда для большинства публичных персон вопросы экологии либо абсолютно неинтересны, либо в лучшем случае служат инструментом самопиара. Подвигнуть этих людей на активную деятельность смогло только пристальное внимание общественности к проблеме, которое нашло отклик в средствах массовой информации.
Одна из второстепенных, но показательных линий фильма — это отношения деда эскимоса и его внука. Мальчик сдружился с репортёром Адамом, и тот потихоньку посвящает ребенка в американский стиль жизни, в результате чего мальчик начинает всё время ходить в наушниках (даже когда дед пытается научить его слышать голоса китов), продаёт картонки по двадцать долларов за штуку, пытается сдавать напрокат кассеты с плеера. В общем, «берет всё» от общества потребления, совершенно забывая корни и традиции собственного народа, за что им явно недоволен его дед.
Кроме мальчика многие молодые люди из деревушки пытаются вести себя похожим образом: эскимосы одеваются в «мексиканцев», сдают номера гостиниц втридорога, наживаются на временно приехавших чужаках. К сожалению, хотя всё это и показано в негативном свете, какого-либо выхода из подобной «американизации» сознания местного населения в фильме не предлагается.
Другая важная тема, затронутая в фильме, – это история эскимосов-инупиатов, которые поначалу собирались убить китов. Но не потому, что они являются злодеями, садистами, а потому, что киты служат для них едва ли не основной пищей. В открытом споре-дебатах между охотником-эскимосом и защитницей животных Рейчел звучит следующее:
«— Вам даются пособия за то, что на вашей территории добывается нефть, вы можете купить любую еду!
— Не смеши меня, белая девушка! Нефть закончится, деньги прекратят платить, и если наши дети и внуки разучатся добывать еду, мы погибнем».
А чуть позже в общении между собой охотники произносят: «Океан — наш сад, киты — его плоды». Зритель, как и Рейчел, остается в глубоких раздумьях — можно ли судить эскимосов за то, что они пытаются выжить.
Увы, но один из главных недостатков фильма — это его историческая неточность и преуменьшение роли Советского союза. Слаженную работу советских ледоколов, силу, смелость и отважность экипажей, которые и проделали главную работу, по большей части оставили за кадром, хотя и нашли время, чтобы показать русских с рюмкой водки.
Выдержка из интервью Владимира Мороза, помощника капитана ледокола «Адмирал Макаров» (в фильме смешали названия двух кораблей и получился «Адмирал Арсеньев»)
«Мы уже возвращались во Владивосток в составе двух кораблей — ледокола «Адмирал Макаров» и грузового корабля «Владимир Арсеньев». И тут получаем радиограмму, подписанную Горбачевым, о том, что необходима помощь трем китам, попавшим в ледовый плен у берегов Аляски. Семья китов с маленьким детенышем зашла в лагуну бухты Барроу и не смогла выбраться из-за раннего движения льдов. Когда нам предоставили карту, мы поняли, что задача гораздо сложнее, чем кажется. Мы запросто могли сесть на мель и остаться зимовать во льдах. В фильме показано, что мы пробиваем лед в три попытки, а на самом деле эта задача заняла пять дней. Нам сильно помогли местные жители, которые с помощью бензопил за несколько дней проделали 700 лунок, чтобы соединить ловушку, в которую попали киты, с большой водой. И только тогда все получилось», — поделился своими воспоминаниями Владимир Мороз.
Владимир Владимирович рассказал, как подходил к лунке и гладил кита по голове: «Внезапно возле тебя возникает такая огромная масса с прилипшими ракушками и ты даже не понимаешь, что это живое существо — настолько оно большое».
Сергей Решетов, капитан ледокола «Адмирал Макаров»: «Американцы не верили в возможности наших ледоколов. Но когда они посмотрели, как после двух ударов стамухи (*большие льдины) разлетелись, они изменили свое мнение».
Николай Шаталин, гидролог ледокола «Адмирал Макаров»: «Адмирал Макаров» пробил лед до входа в лагуну, но дальше идти не мог, поскольку глубина стала критической — шесть-семь метров при осадке ледокола десять метров. Наступила очередь «Владимира Арсеньева». Практически чиркая по дну брюхом, «Арсеньев» резал лед в проливе, расчищая проход к каналу, который прорубали американцы.
В фильме же ледокол пробил все за день, за три попытки, причем толщина стены была не более нескольких десятков метров, хотя на самом деле толща льда была в десятки раз больше. Да и сам русский экипаж ведет себя не как команда военных, а как киношно-пафосные американцы, в частности, русский капитан приказывает идти дальше, несмотря на сильные повреждения корабля и спорит со своим старшим помощником. За это русские награждены «комплиментом» от американского магната: «О, Боже! Эти русские просто психи!» Разумеется, и никакого момента взаимного общения русских с американцами и тем более с китами в фильме показано не было.
Конечно, ожидать от американцев, что они будут рьяно хвалить подвиг советских людей, было бы глупо, но несоответствие исторических фактов — всё же неприятно.
Наркотики: Присутствует алкоголь в нескольких эпизодах застолья. Показаны выпивающие водку русские.
Секс: Отсутствует.
Насилие: Отсутствует.
Мораль: Фильм рассказывает реальную историю человеческой храбрости и отваги, демонстрирует прекрасную, и в то же время хрупкую природу нашей планеты, показывает силу влияния СМИ и пример объединения усилий разных стран для решения, на первый взгляд, невыполнимой задачи.
Весьма закономерно, что роль Советского Союза была в фильме несколько принижена, но ожидать от Запада активного пиара нашей Родины было бы и неправильно. А общий посыл, что странам и народам надо искать точки соприкосновения, чтобы решать такие непростые задачи, в любом случае хороший.
Кстати, при полном отсутствии рекламной кампании, фильм не отбил свой весьма большой бюджет и провалился в прокате, хотя и заработал высокий рейтинг у кинокритиков.