В начале октября 2016 года на здании Белыничской районной библиотеки установлена памятная доска в честь дарования городу Магдебургского права.
«4 октября 1634 года Белыничи получили Магдебургское право. В типографии белыничского монастыря кармелитов в декабре 1652 года была издана первая книга», — гласит надпись на доске, изготовленной из зелёного гранита в виде раскрытой книги и переданной в дар районному центру Могилевской областной организацией «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» (ТБМ), пишет БелаПАН.
Отметим, что в течение 2016 года Могилёвская областная организация ТМБ передала в дар трём районным центрам Могилёвщины информационные доски, на которых указаны даты дарования им Магдебургского права. Кроме районной библиотеки в Белыничах, они были установлены на бывшем здании магистрата в Черикове и на здании районного краеведческого музея в Чаусах.
В каких целях это делается, соответствует ли их установка действующему законодательству и что на самом деле представляет собой Магдебургское право, рассмотрим в данной статье.
Если проанализировать белорусские сайты, то можно заметить как оппозиция и её западные партнёры бредят идеей возвращения «Великого Княжества Литовского», поскольку сейчас стало модно быть ближе к Гламурной Европе и подальше от Российского «Недосовка», то есть налицо — открытая русофобия.
Почему так происходит? Почему вместо того, чтобы строить свою национальную государственность, оппозиция призывает обратить все взоры только на Запад? Так ли благи эти намерения?
Стоит отметить, что призыв радикальной оппозиции к вхождению в единую Европу — это не просто призыв к самостоятельности, как она это пытается подать. Это не просто желание построить якобы суверенное государство, каковых в Европе уже нет. Это — осознанный долгосрочный цивилизационный выбор ряда представителей белорусской «элиты», в основном либо имеющей польские корни (как говорят в Беларуси — западенцы), либо тех, кто озабочен исключительной вопросом личной наживы.
Отсюда и насаждение в обществе идей так называемого Магдебургского права.
Но прежде чем коснуться сути данного права, необходимо напомнить читателям некоторые моменты истории белорусского народа, в том числе в составе Великого Княжества Литовского.
В силу ряда объективных и субъективных причин, за всю свою многовековую историю белорусы не имели развитой государственности. И Великое Княжество Литовское (ВКЛ) для нас в этом плане не является базовым примером, поскольку подавляющая часть белорусского народа не чувствует своей исторической связи с ВКЛ и не идентифицирует себя в качестве наследников этой исторической традиции, т.к. идентификация с ВКЛ — это идентификация с литовцами и поляками. А этой идентификации у белорусов никогда не было и не будет, поскольку белорусы идентифицируют себя с братским русским и украинским народами. У украинского народа, кстати, аналогичная ситуация, только более сложная.
Говоря сегодня о перспективах евразийского или европейского выбора Беларуси, мало кто вспоминает о том, что буквально 90 лет назад, по историческим меркам — совсем недавно, республика этот выбор уже проходила.
И не только проходила, но имеет весьма осязаемый исторический опыт пребывания в «цивилизованной» Европе, который до сих пор впитывается белорусами вместе с молоком матери. Речь идёт о разделе Беларуси по итогам Брестского мира на Восточную и Западную (читайте об этом — http://fb.ru/article/165476/kakovyi-byili-usloviya-brestskogo-mira-kratkoe-soderjanie-dogovora-i-ego-posledstviya).
Чем же обернулся этот опыт — одновременного пребывания одной части страны в Евразийском союзе того времени, а другой части страны в Европейском союзе того времени — для республики и её жителей? Факты говорят о следующем.
До 1939 года белорусы были разделены границей. В составе Польши находилось 4,5 миллиона белорусов, которые в своём подавляющем большинстве жили в деревнях (более 80% населения Западной Белоруссии занималось сельским хозяйством).
В Польше было проведено несколько земельных реформ (1920, 1921 и 1925 годов), в ходе которых значительное количество земель, в основном — земель бывшей царской казны, было распродано. Их получили крупные польские землевладельцы, чьи участки составляли от 50 до 500 га. Средний же белорусский крестьянский имел двор по 7 га земли. Из Польши в Западную Белоруссию правительство переселяло т.н. осадников — военных и гражданских лиц, которые получали бесплатно или с большими скидками по 15 — 45 га земли. По сути, они были колонистами, опорой польской власти в этом регионе.
Жизненный уровень белорусов в те годы был самым низким в государстве. Около 55 тыс. белорусских крестьянских хозяйств имели наделы немногим более 1 га, при средней крестьянской семье в 6 — 7 человек, и составляли около 10% населения, являясь беднейшей его частью при наличии крайне низких технологических возможностей хозяйствования. В 15% хозяйств не было крупного рогатого скота, в трети не было лошадей, более 6% крестьян не имели никакого скота. В начале 30-х годов хозяйства батраков и крестьянской бедноты составляли около 70%. Людям приходилось платить налоги, отрабатывать повинности, платить проценты по банковским кредитам, платить штрафы, которые регулярно накладывала польская администрация, платить не по самым низким ценам за необходимые промышленные товары и товары народного потребления.
Всё это обусловливало низкую культуру земледелия и, как следствие, частые неурожаи. В итоге, крестьяне достигли довоенного уровня лишь к 1929 году, но в начале 30-х годов разразился экономический кризис.
Цены на сельскохозяйственную продукцию упали к 1932 году на 42%. Значительно сократились посевы технических и основных сельскохозяйственных культур, приобреталось и использовалось меньше техники, вносилось меньше удобрений. В деревне становилось всё больше «лишних рук». В результате, к 1938 году из Западной Белоруссии эмигрировало 78 тыс. человек.
Промышленности практически не имелось: в Западной Белоруссии было зарегистрировано около 2 тыс. предприятий, но на 80% из них работало меньше 20 человек. Только на 6 предприятиях было более чем по 500 человек, а в годы экономического кризиса численность и этих рабочих сократилась наполовину. Западная Белоруссия была малозначащим регионом малозначащей страны. И никто, надо заметить, не собирался этот регион развивать.
Польское правительство закрывало белорусские СМИ. Если в 1927 году легальных белорусских газет и журналов выходило 23, то в 1930 — 12, а в 1932 — только 6.
До прихода польской власти здесь действовало 500 белорусских школ, в 1928 — 27, в 1936 — только 16, а к 1939 году уже все белорусские школы были преобразованы в польские. По официальным польским данным, которые с полным основанием можно считать заниженными, школу на территории Западной Белоруссии не посещало 13% детей, а к 1939 году 35% населения были неграмотными. В то же время, в Восточной Белоруссии к 1939 году издавалось 106 газет и журналов, работало 23 высших и 96 средних специальных учебных заведений, была почти полностью ликвидирована неграмотность.
Беловежская пуща была отдана под вырубку английским и французским предпринимателям. За 1919 — 1939 годы было вырублено около 590 тыс. га леса, а его натуральный прирост составил немногим более 40 тыс. га. Табачная монополия была отдана итальянцам, спичечная — шведам.
Из 500 православных церквей 300 были преобразованы в костелы. Когда в ходе войны у населения на руках оказалось оружие, в Западном Полесье и на Волыни поляки были практически полностью вырезаны.
После воссоединения Западной и Восточной Белоруссии в 1939 году, в принципе, началось построение единого народнохозяйственного комплекса. Началось осушение болот, оснащение сельского хозяйства техническим парком (в 1940 году в БССР было уже 10 тыс. тракторов, 1,6 тыс. комбайнов и т.д.), готовились кадры. В Западной Белоруссии перед войной успели открыть несколько тысяч школ и 4 института. Уже в том же 1940 году промышленность одних лишь восточных областей дала продукции в 20 раз больше, чем в 1913 году — последнем году перед Первой мировой войной, когда промышленность Российской империи развивалась и работала в нормальном режиме.
На взгляд историков, итоги пребывания Белоруссии в составе ЕС того времени очевидны: ещё двадцать лет такого «симбиоза» и о белорусах, как и о стране с таким названием, можно было бы забыть — европейцы стерли бы её с лица земли.
Совсем другое отношение к гражданам республики и её обустройству мы видим в сталинской России.
И обратного пути нет. Кто сказал, что братство и свобода противоречат друг другу? В России проживают сотни народов и национальностей, и кто может сказать, что они не свободны из-за того, что живут в одном государстве?
В последнее время возникает немало поводов для беспокойства, что дружба между белорусским и великоросским народами может ослабеть.
Прозападная белорусская оппозиция, прозападные историки и писатели создали в белорусском информационном пространстве мощную машину антироссийской пропаганды, нацеленную в основном на белорусскую молодежь. Помимо этого, порой антироссийские настроения пытаются распространять на уроках истории в школах и университетах.
Их проект «Беларусь в Европу» — это попытка исторического реванша, попытка отомстить за своих дедов и прадедов, которые вошли в историю не победителями, а побеждёнными. Их стремление войти в Европу — есть не что иное, как попытка окончательной и бесповоротной ревизии всего исторического пути белорусского народа, заключающаяся в стремлении любым образом разрушить вековое братство белорусского, великоросского, украинского и других народностей русского многонационального народа.
Можно сделать вывод, что, несмотря на довольно дружественное отношение белорусов к России и геополитическую ориентацию большинства населения на Восток, в Беларуси давно запущена машина пропаганды, направленная на разжигание вражды между белорусским и великоросским народами, целью которой является «интеграция» Республики Беларусь в Европейский союз и НАТО.С Украиной это получилось.
В Беларуси сейчас имеет место — русофобия в образовании, в публицистике, в Интернете, на телевидении…
Известно, что период вхождения белорусских земель в состав Российской Империи отметился серьёзным рывком в развитии белорусского языка и культуры, а также промышленности.
Попытки обвинять российские власти в русификации белорусов и запрете белорусского языка являются вообще абсурдными. К моменту вхождения в Российскую Империю белорусский язык не употреблялся ни в одной из сфер общественной жизни. В Речи Посполитой всё было полонизировано. Не существовало ни школы, ни театра, ни книгоиздания на белорусском языке.
Так разве великороссы уничтожали белорусский язык?
Белорусы считались одной из ветвей единого русского народа наравне с великороссами и малоросами (украинцами), а белорусский язык — диалектом русского языка наравне с малоросским, южновеликорусским и северновеликорусским.
Зачем запрещать и уничтожать один из основных диалектов государственного языка?
Русификация в Беларуси проходила не в форме искоренения белорусскости, а как жёсткое противостояние засилью польской культуры и языка. Но именно благодаря этому и создались условия для возникновения белорусской нации.
Без западнорусизма не было бы и белорусского национального движения.
Хотелось бы обратить внимание на весьма интересное несоответствие.
Большинство белорусов пророссийски настроены. Однако в интернете создаётся совсем иное впечатление. Прозападные и русофобские ресурсы весьма слаженно работают, благодаря чему обладают высоким уровнем популярности.
В то же время пророссийские ресурсы огорчают достаточно вялой деятельностью. Все ли дело в финансировании? Конечно много стоит только один факт спонсирования канала «Белсат» в размере 4 миллионов евро из польского бюджета, но есть и другие проблемы.
Западу нет равных в умении проводить информационные атаки с целью овладения умами людей. На деятельность прозападных ресурсов тратятся немалые средства из разного рода европейских фондов. В то время как Россия в этом отношении куда менее активна. Да и в большей степени проблема состоит в том, что в России пока окончательно не определились с общей направленностью движения: то ли стабилизация, ведущая в стабилизец, то ли Развитие, требующее использования жизненно состоятельных методов и в целом методологии познания и творчества.
На Украине Россия на официальном медийном уровне потерпела в первую очередь информационное поражение. Смогут ли таким же образом «евроинтегрировать» Беларусь? И где белорусский государственный ответ на угрозу роста национализма?
Ну а что же, например, хотят американцы от Беларуси, учитывая тот факт, что руководство республики не желает менять свою внутриполитическую систему власти? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Учитывая сложившуюся сегодня обстановку, как внутри республики, так и вокруг неё, в Белом доме удовлетворились бы официальной готовностью Минска прислушиваться к мнению Соединенных Штатов и доступом американских и иных фондов к финансированию гражданского общества в республике. Всё это необходимо для того, чтобы подготовить новую политическую «элиту» прозападного толка, а также сформировать и распространить среди простых белорусов совершенно новые, по большей части антироссийские, политические мифы. Всё остальное — выборы, свобода и права человека, демократические ценности и прочая мишура — является лишь побочными элементами, не имеющими ничего общего с реальными целями американской политики, как в Беларуси, так и во всём восточноевропейском регионе.
В одном ряду находятся и позиционирование оппозицией Магдебургского права как основы «европейской цивилизации», и стипендиальная Программа имени Кастуся Калиновского при Институте Восточной Европы Варшавского университета, основанная в марте 2006 года (цель — подготовка кадров для демократической Беларуси), и «Концепция Междуморья — ответ на российскую угрозу» (https://charter97.org/ru/news/2016/9/27/224537/) и др.
Вот какое определение мы нашли на одном сайте:
«Магдебургское право — это право городов на самоуправление, которое пришло к нам с Запада. Понятно, что из города Магдебурга, — рассказывает перед путешествием ученый Захар Шибека. — Магдебургское право — это особенность европейской цивилизации, которая заканчивалась за нашим Днепром. На территории современной России магдебургского права не было, за исключением Смоленских и Новгород-Северских земель. Там, где заканчивалось магдебургское право, там заканчивалась и европейская цивилизация. Поэтому наши города и «мястэчкі» выглядят как европейские: площадь, а в центре — ратуша» (http://www.tio.by/novosti/11777).
Историческая память — это хорошо. Надо знать своё историческое прошлое, но надо и умело им пользоваться, делая правильные выводы на будущее.
В связи с этим возникает вполне законный вопрос: соответствует ли установка данных досок действующему республиканскому и местному законодательству (в СМИ нет ссылок на нормативный правовой акт), кто является собственником памятной доски и не получится ли в данном случае как в Санкт-Петербурге при установлении доски Маннергейму, когда органы власти не давали разрешения на её установку, но её всё равно установили? Вопросы, вопросы…
Памятник Магдебургскому праву в Минске
Многие белорусские исследователи на полном серьёзе утверждают: «мы давно уже, ещё со средних веков, были реальными членами «старого континента», членами тогдашнего «Евросоюза», а магдебургское право — яркое свидетельство того, что белорусские города на протяжении веков находились в едином политическом, культурном, и правовом пространстве с городами Европы».
По данным БСЭ (Большая Советская Энциклопедия),
«Магдебургское право (jus theutonicum magdeburgense) — феодальное городское право немецкого города Магдебург. Сложилось в XIII веке из разных источников, в том числе из привилегий, данных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188), Саксонского зерцала, постановлений суда шеффенов Магдебурга и других. Среди записей М. п. наиболее известны «Саксонский Вейхбильд» («Sächsisches Weichbildrecht 1300») и «Право, сообщенное шеффенами г. Гёрлицу в 1304». М. п. носило универсальный характер, то есть трактовало различные виды правоотношений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок судопроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата движимого имущества, устанавливало наказания за различные виды преступлений и т.д., особое место занимали нормы, регулировавшие торговлю и ремёсла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. М. п. действовало до XVIII — XIX веков, хотя значение его постоянно уменьшалось».
Сегодня Магдебургское право — один из фетишей, с помощью которых некоторые местные историки, интеллигенты и оппозиция поддерживают миф о «европейскости» Беларуси. В современном белорусском контексте это явление стоит в одном ряду с другими идеологическими штампами.
Давайте, однако, разберёмся: не преувеличивают ли поклонники Магдебургского права его положительное влияние на население земель, находящихся сегодня в границах Беларуси? И повлекла ли на самом деле рецепция этой системы правовых норм улучшение жизни людей?
Сразу отметим особенности современного «белорусского взгляда» на Магдебургское право: безапелляционное провозглашение этой системы прогрессивной без детального анализа конкретных норм. А также игнорирование других средневековых правовых памятников Европы, Московского государства и Малороссии.
Когда Магдебургское право было принято в городах Польши, Литвы, Белоруссии и запада нынешней Украины, там возникло привилегированное положение для купцов, особенно немецких. С этим связывают усиление влияния польских феодалов и католической церкви и национально-религиозную дискриминацию местного городского населения. Города добились самоуправления (в том виде, как мы его представляем сегодня) лишь после присоединения к России. Отметим, что основные принципы феодального права как права-привилегии находят своё отражение во всех источниках того периода вне зависимости от места их издания.
То, что большая часть коренного славянского населения по обе стороны Днепра проживала в сельской местности — общеизвестно.
Гипертрофированным вниманием к магдебургскому праву незаслуженно (и, скорее всего — умышленно) оттесняется на обочину изучение местных писаных источников права, которые применялись в тот же период наряду с обычаями и судебной практикой князей.
К наиболее заметным относятся, прежде всего, Русская Правда — первый кодифицированный свод древнерусских законов, куда вошли нормы Закона Русского, Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие. По мнению историков, этот документ появился в XI веке. Действовал в течение нескольких столетий, постоянно развиваясь и обновляясь. Существует более 100 списков (экземпляров). Русская правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Высказывая мысль о якобы низком уровне общественно-экономического, политического и правового развития Киевской Руси, некоторые историки стали доказывать, что нормы Русской правды не могли возникнуть самостоятельно, что её составители использовали главным образом зарубежное право — скандинавское, германское, византийское и древнееврейское. С таким мнением согласиться нельзя.
Возникшая в один и тот же период с так называемыми «варварскими правдами», германскими и скандинавскими, Русская правда демонстрирует гораздо более высокий уровень развития. Являясь сборником русского права, она имеет исключительное значение в истории не только великоросского, но и украинского и белорусского права. Нормы Русской правды лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот, хотя следует учитывать великокняжескую раздробленность (а скорее гражданскую войну), в которой правовым обеспечением враждующих сторон явно были различные источники права, только одна из которых — Русская правда. Также она является основным источником литовского права.
Великий князь Иван III поручил составить проект кодекса, получившего название Судебника. Проект был утверждён князем и боярской думой в сентябре 1497 года. Судебник, содержавший нормы материального и процессуального права, является памятником, который имел большое организующее значение в только что возникшем национальном Русском государстве. Хотя составители Судебника использовали Псковскую судную грамоту, Русскую правду и обычное право, несколько десятков статей в нём были новеллами.
Таким образом, представлялось бы вполне логичным такое положение вещей в сфере изучения культурного и юридического наследия наших предков, при котором каждый исторический памятник будет занимать своё уникальное место, пропорциональное его действительному значению и влиянию на современность.
В XIII — XIV веках в городах Беларуси поселялось достаточно много иноземцев, в особенности немцев. Так, например, в Полоцке была ганзейская фактория. В Гродно и Бресте было много купцов и ремесленников из Германии. Немцы, формируя вольную общину, использовали своё Магдебургское право.
Польское правительство сознательно применяло Магдебургское право, чтобы ослабить великоросское влияние и подготовить почву для денационализации великоросского населения. Позиции русских в Великом Княжестве Литовском были намного сильнее, чем в Польше, и литовскому правительству не удалось вывести великороссов из муниципальных администраций, за исключением некоторых городов. Однако оно пыталось хотя бы сократить представительство великороссов в муниципалитетах.
Магдебургское право предназначалось только для горожан христианского вероисповедания.
Единственное исключение из этого правила было сделано для караимов. Евреи были исключены из муниципального самоуправления.
Со временем они составили отдельную группу, влиявшую на развитие торговли и ремёсел в Великом княжестве Литовском, и в этом качестве проявили себя значительно более активными и удачливыми, чем муниципальные купцы и ремесленники. Это не могло не подрывать экономическую деятельность горожан.
Что касается христиан, то предпочтение отдавалось римским католикам. В великоросских городах в Польше православие всячески ущемлялось. Во Львове на православных распространялось Магдебургское право, но им было запрещено иметь должность в муниципальном правительстве и разрешено жить только в особой части города, называвшейся «Русской улицей».
Когда в начале XV века великий князь Витовт даровал Магдебургское право ряду городов в западной части русских земель великого княжества (район Берестья и Подляшья), он специально исключил православных великороссов из муниципалитетов.
В большинстве других городов великого княжества, которым Магдебургское право было даровано в течение XV и XVI веков, русским были предоставлены избирательные права, но было установлено правило, что одна половина членов городского совета должна быть римско-католической, а другая — греко-православной. Поскольку во многих городах большинство населения составляли православные русские, это правило давало преимущества польскому и немецкому меньшинству.
Магдебургское право давало больше преимуществ немецким колонистам, чем имели другие горожане. В частности, Минск приобрёл такой привилегию в 1499 году и с тех пор стал отдельной административно-территориальной единицей Великого Княжества Литовского.
Немецкое право принимали там, где были заинтересованы в нём, главным образом, социальные силы. После получения грамот населённые пункты начинали развиваться в новых условиях. Однако фактически никто не давал гарантий, что старосты и воеводы не будут вмешиваться в жизнь города. Грамоты позволяли мещанам заниматься свободной торговлей в стране. При этом они освобождались от таможенных поборов. Кроме того, в их распоряжение передавалась значительная территория вокруг населенного пункта. Мещане получали также право заходить в частные леса и воды для заготовки дров, выпаса животных, рыбной ловли, охоты.
По Магдебургскому привилею (закону) им разрешалось собирать прибыль с магазинов, лавок, сооружать общественные здания, а в некоторых случаях даже замки.
В крупных населённых пунктах, расположенных на важных торговых дорогах, возводились гостиные дворы для иностранных купцов. При этом обязанности городов, наделённых грамотами, были не очень обширными. Мещане должны были платить налоги в казну государства, в том числе ордынщину и серебщину (сборы на военные нужды) в случае, когда они накладывались на государство. Таким образом, жители крупных городов, наделённых Магдебургским правом, считались особым привилегированным слоем в средневековой Беларуси. Грамоты фактически полностью снимали с населённых пунктов как финансовую, так и юридическую зависимость от великокняжеской власти.
С административно-правовой точки зрения немецкое право четко разграничивало деревню и город, то есть не было единого управления городскими и сельскими общинами.
Магдебургское право — это элемент правовой культуры, сопутствующий католической колонизации восточных территорий.
Городское самоуправление в городах Беларуси представляло собой довольно сложное учреждение. Его главными структурными элементами являлись войт, лентвойт, лавники, бурмистры, радцы. Для осуществления своих функций самоуправление располагало рядом должностных лиц, действовавших по указанию и в соответствии с решениями рады, но непосредственно подчинявшихся распоряжениям войта и бурмистров.
В момент выборов нового состава рады и отчёта старой о себе как высшем органе заявляло общее собрание горожан. Но фактическая роль городской общины носила более формальный, нежели действенный и активный, характер.
Магдебургское право служило основой, на которой строилось всё здание городского самоуправления. Однако в ряде черт его организации и проявления нормы магдебургского права отступили или были дополнены местной традицией. Магдебургский образец был реальностью, но не являлся единственным источником и базой формирования городского самоуправления на Беларуси.
Заметки на полях. Что говорят историки?
Вопросами немецкой колонизации в Польше и так называемого немецкого права занимались и дореволюционные русские историки. Так, Владимирский-Буданов считал, что немцы-колонисты оседали преимущественно в польских городах, в деревнях, они составляли незначительную прослойку. Что касается перевода сельского населения с польского права на немецкое, то этот перевод, по мнению Владимирского-Буданова, ухудшал экономическое и правовое положение польского крестьянства.
А привилегии горожан и сельских производителей, полученные ими на основе льгот, предоставленных так называемым немецким правом, были явлением временным и лишь постольку, поскольку они содействовали укреплению экономического и политического могущества господствующего класса феодалов и были им выгодны, как новая форма эксплуатации непосредственных производителей.
По мере дальнейшего развития феодальных отношений и укрепления положения феодалов предоставленные непосредственным производителям льготы по так называемому немецкому праву постепенно сводились на нет, а крестьянство всё более и более закрепощалось и его положение ухудшалось.
Во всех городах Речи Посполитой, — по словам проф. М. Ф. Владимирского-Буданова,
«… рада подавляет общественную самодеятельность, корыстно сосредоточивая власть и богатство городское в руках своих членов, и в большей части городов Литвы и Руси стремится к подавлению русской национальности и православной веры».
Первоначально обе национальности в раде пользовались равноправностью, и жалованные грамоты русским городам на магдебургское право приказывали непременно составлять раду города из двух национальностей; но мало-помалу национальность польская вытесняла в некоторых городах русскую и нередко принимала меры, оскорблявшие религиозное чувство православной части городского населения. Злоупотребления эти вели иногда к учреждению в городе нескольких рад.
В некоторых (немногих) городах были учреждены особые коллегии для поспольства, из 7, 20, 30, большей частью 40 представителей, которые от числа членов получали названия септемвират, вигинтовират, квадрагинтовират. Коллегия эта получила законодательную власть, собиралась в известные времена года, имела своего регента и посылала своего посла на сейм. С радой она вела постоянные споры, внося ещё большую путаницу в муниципальное устройство города. В конце концов правительство решилось в 1776 году уничтожить в Литве магдебургское право во всех городах, кроме 11 больших и старейших (Вильны, Лиды, Трок, Ковна, Новогрудка, Волковыска, Пинска, Мозыря, Минска, Брест-Литовска и Гродна).
Хотя право самоуправления, данное городам, хорошо выглядело на бумаге, фактически муниципальное правительство контролировалось войтом и его приближенными; а в тех городах, где должность войта была куплена, реально правили нескольких богатых семей, приближенных к раде. Члены рады извлекали значительную прибыль из управления муниципальными производственными и торговыми учреждениями.
Немецкое право было отменено приказом Екатерины Второй. К XIX-му веку Магдебургское право утратило своё значение.
Сегодня мы имеем тот белорусский народ, который сложился на протяжении веков и развивался внутри многонационального русского народа. Его историческая идентификация начинается с XVIII — XIX столетия, а кульминацией является советский период времени после победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Анализ творчества самых видных представителей белорусской культуры показывает, что на протяжении столетий напряжение духа белорусского народа в целях самоидентификации, самосохранения и выживания было колоссальным. Аналогично тому, как у многих других народов Российской империи до того, как они вошли в её состав. Вхождение в Российскую империю и ещё большее обретение себя в составе Советского Союза в качестве одной из союзных республик, ставшей наряду с великими державами основательницей ООН, ознаменовало собой для белорусского народа: а) выполнение исторической миссии в форме выживания и б) завершение важного этапа государственного строительства.
В 1991 году Республика Беларусь стала суверенным государством, поэтому общая задача всех жителей — уважать и защищать своё историческое прошлое, при этом ставя перед собой масштабные цели по развитию и становлению белорусской государственности с учётом современных реалий.
А страничка в истории нашей страны — Магдебургское право, как одна из составляющих нашего исторического прошлого, имеет место в музеях, при этом, наверно, не стоит отождествлять немецкое право как единственный источник права в истории нашего государства.
Каждая страница учебника истории должна иметь своё место — сколько кому предназначено.
Есть тому и другие примеры.
В 2015 году исполнилось 220 лет с той поры, когда русский народ в 1795 году полностью завершил освобождение белорусов от польского владычества. Это юбилей. Но сейчас белорусские историки пытаются доказать, что Россия не освободила Белую Русь, а захватила.
В ответ на это утверждение мы зададим нашим «свидомым историкам» только один вопрос: Для чего и против кого в 1436 году в Великом княжестве Литовском была введена инквизиция? Но можно ли добиться от них правильного ответа, если готовы они говорить всякий вздор с единственной целью выпросить у своих западных хозяев очередную порцию грантов для своих якобы научных и политических исследований?
Поэтому на этот вопрос мы ответим сами: Огнём и мечом перевоспитывали правители ВКЛ и Речи Посполитой наших предков, исповедующих православие. В чужом государстве жили белорусы, и чужими правителями были для них литовские князья и польские короли. Взоры белорусов были постоянно обращены на Восток, спасение могло придти только оттуда. И 220 лет назад это спасение пришло из России.
Сейчас мы вынуждены заявить, что отказ учёных НАН РБ и Института истории НАН РБ признать войну 1812 года для белорусов Отечественной является актом агрессии против белорусского народа. Пропаганда Магдебургского (немецкого) права — из той же русофобской политики.
Как решились мы на предательство своих предков? Неужели мы не понимаем, что это иудин грех? Чему мы учим своих детей? Кто даст гарантию, что по нашему примеру они не перепишут историю Великой Отечественной войны, как это уже сделали на Западе?