Рождественская мелодраматическая комедия «Семьянин» с Николасом Кейджем в главной роли не снискала особых наград или многомиллионных сборов, вместе с тем, фильм заставляет задуматься о вещах, которые дороже любых денег, – любви и семейном благополучии.
В комедии раскрыта проблема выбора, стоящего почти перед каждым человеком в современном обществе. Это выбор между настоящим счастьем и внешним успехом, деньгами и любовью, свободной жизнью и семейными обязанностями.
Человеку свойственно хотеть всего и сразу, но, как правило, в жизни приходится чем-то жертвовать в поисках лучшего именно для себя. Главному герою фильма волшебным образом выпала возможность понять – был ли правильным выбор, сделанный им много лет назад. Самое главное – то, что это понимание пришло вовремя, не в старости, когда человеку остается лишь сожалеть о совершенных ошибках, а в зрелом возрасте, когда есть время еще что-то изменить.
Джек – успешный бизнесмен, финансист, директор крупнейшей компании. У него нет семьи, лишь эпизодические романы, нет хобби и других интересов, кроме работы. Когда-то в молодости он, несмотря на просьбы своей возлюбленной Кейт остаться, улетел в другой город на стажировку и остался там жить, разорвав отношения с девушкой.
Спустя тринадцать лет, в рождественскую ночь, он совершает добрый поступок, за который вознаграждается «намёком» на истинные ценности: Джек просыпается в том мире, где он стал мужем Кейт, у них двое детей и свой дом в маленьком городке. В этом мире Джек – не успешный бизнесмен, он рабочий в небольшой компании. Оправившись от шока, главный герой пытается вернуться в «свою реальность», снова попасть в ту атмосферу комфорта и благосостояния, к которой привык. Но со временем к нему приходит осознание того, что истинное счастье не в деньгах и известности, а в любви и семейном уюте.
Первое, что хочется отметить: в отличие от многих семейных картин, данный фильм показывает семью с двумя детьми и большой собакой во всей красе, с её заботами и радостями. В жизни главных героев есть определенные трудности: герою Кейджа и его экранной жене приходится вставать посреди ночи, чтобы выгулять собаку или укачать ребенка, менять подгузники, отказывать себе в некоторых покупках, испытывая финансовые затруднения. Вместе с тем в фильме показано родительское счастье, прекрасные дети, которых невозможно не любить, настоящие нежные отношения между супругами, тихий уют рождественских праздников в семейном кругу и прочие маленькие радости.
Подобных сцен очень не хватает современным фильмам, особенно комедиям. Адекватные, приятные образы родителей и детско-родительских отношений в последнее время редко встречаются на экране. Фильм «Семьянин» в этом смысле выглядит исключением.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что авторы верят в настоящую любовь, поскольку ни Кейт, ни Джек в «реальном мире» после тринадцати лет успешной жизни так и не нашли людей, с которыми могли бы построить серьезные отношения. У Джека были лишь случайные спутницы, а Кейт после расставания полностью погрузилась в работу, забыв на время о своём желании помочь всем людям на земле.
Сначала кажется, что фильм представляет собой стандартный набор штампов, призванных показать в не слишком убедительной форме, что семья важнее карьеры, буквально ставя их на противоположные стороны баррикад. В такой ситуации всегда можно сказать, что нетрудно совместить эти два элемента – быть и успешным человеком, особенно имея таланты главного героя, и хорошим семьянином, с милой женой и прекрасными детьми.
Однако по мере развития сюжета мы понимаем, что в этом фильме герою предстоит столкнуться со сложным выбором между счастьем для своей семьи и измеряемым в денежном эквиваленте «успехом» для себя. Любящая жена готова бросить насиженное место и привычный уклад жизни ради Джека, она готова поехать за ним хоть в Нью-Йорк, хоть на край света. Но Кейт понимает, что растить детей в шумном мегаполисе с грязным воздухом и вечными пробками сложно, а хуже всего то, что общение отца с ними фактически сведется к нулю, ведь большую часть времени Джек будет проводить вне дома. Это осознание приходит и к главному герою. Теперь Джек уже не так уверен в том, что комфорт, к которому он привык, является всеобщим благом, и от этого сделать выбор становится еще сложнее.
Конец фильма печален и даже трагичен, ведь, как Джеку сказали заранее, «намек не может быть вечным». Выбор был сделан им много лет назад и все, что остается теперь – это сделать выводы и попытаться изменить свою жизнь с учетом увиденного и понятого.
В фильме затронута тема порядочности и честности. Главный герой получает шанс увидеть другую жизнь после того, как поступает отважно, рискнув жизнью и приняв на себя удар от с виду неадекватного человека, также он первое время избегает близости с женой, понимая, что Джек-Богач и Джек-Семьянин – разные люди. Рождественский ангел, взяв на себя роль продавца, проверяет честность девушки, дав ей лишние деньги на сдачу.
Негативные проявления человеческих качеств в фильме не наказуемы, однако хорошие поступки вознаграждаются, за добрые дела главный герой получает возможность переосмыслить свою жизнь и понять, куда двигаться дальше.
К сожалению, фильм, как и большинство современных голливудских произведений, не обходится без недостатков.
Наркотики: В нескольких сценах присутствует алкоголь, хотя внимание на нем не акцентировано, но воспринимается как привычный и неотъемлемый атрибут и дружеских посиделок, и семейных праздников.
Секс: Откровенные постельные сцены в фильме отсутствуют, но есть эпизод с купанием Кейт в душе, повышающая возрастной ценз. Главный герой поначалу представляется зрителю безнравственным человеком, который может завести отношения на одну ночь, и даже попав в «другой мир», где он женат и связан обязательством верности, Джек оказывается не прочь провести время с женщиной легкого поведения. От совершения ошибки его отговаривают лишь слова друга о том, что его жена – самая желанная женщина в городе.
По мере переосмысления ценностей меняется и отношение главного героя к случайным связям, приходит взросление и чувство ответственности перед семьей за свои поступки.
Насилие: Отсутствует.
Мораль:
Фильм талантливо повествует о том, что финансовый успех не является главным атрибутом счастья и иногда для достижения истинного, а не мнимого блага приходится чем-то жертвовать.