Сегодня все носятся как с писаной торбой с ценами на нефть, которые откровенно и банально демпингуются, что вызывает ответную реакцию финансовых институтов России, стремящихся всё-таки выдержать бюджет РФ, рассчитанный из стоимости бочки нефти в 3 165 рублей (при курсе 63,5 рубля за доллар и цене бочки в 50$). И тут соотношение может быть и 635 рублей за доллар при цене бочки в 5$. Вопрос только в том — выдержит ли такой курс доллара наша экономика, всё ещё сильно зависимая от экспорта, несмотря на начавшееся импортозамещение, и сколько смогут удерживать США и прочие «доброхоты» России низкие цены на нефть, наносящие вред и им.
Однако, как говорят китайские мудрецы:
И это пройдёт…
Многие сегодня пишут, что эпоха доллара медленно уходит и он неизбежно станет только «одной из» общемировых валют, но это не совсем так. Вместе с долларом уйдёт в небытие эпоха всех резервных валют. Ей на смену приходит совсем другое время, более динамичное, но в то же время — более справедливое и прозрачное.
Грядёт эра открытого энергетического стандарта и лучше приготовиться к этому будущему, но обо всём по порядку.
Формирование устойчивой финансовой системы, как и строительство дома, нужно начинать с самого фундамента. Проблема большинства гуманитарных наук — это отсутствие обеспечения метрологической состоятельности — однозначной измеримости результатов исследований, а значит и процессов, которые строятся на основе результатов этих научных изысканий. В естественных науках метрологическая состоятельность исследований обеспечивается едиными эталонами, методами измерения и терминологией (названием исследуемых явлений), поскольку они изучают по большей части природные процессы, где сложно «наврать» с измерениями (то есть соотношением некого эталона с изучаемым процессом), хотя и тут есть свои проблемы, особенно в области современной физики. В экономической науке таким фундаментом, на котором строится финансовая система, является инвариант прейскуранта.
В прошлом инвариант прейскуранта также выполнял функцию товара посредника в двухходовой схеме «Т1→Д→Т2», то есть функция инварианта и функция — быть средством платежа были слиты воедино. Теперь в этом нет необходимости, поскольку после распространения «кредитных денег» и различных «денежных суррогатов», не имеющих какой либо собственной ценности, функции инварианта и средства платежа разделились и перестали быть связанными. Средства платежа стали псевдоинвариантом, поэтому:
Поэтому сегодня инвариант прейскуранта может выполнять только свою непосредственную роль — или первую функцию денег — быть измерителем цен всех остальных продуктов.
Наличие инварианта прейскуранта — товара, количеством которого измеряются цены всех прочих товаров, — объективная данность кредитно-финансовой системы (КФС) всей современной цивилизации.
Ранее всё производство благ строилось на основе мускульной силы — биогенной энергии людей и животных, участвующих в хозяйственных работах. Поэтому состоятельным инвариантом прейскуранта в то время было зерно, как мера «биогенной энергии». Затем средством платежа на определённое время стало золото. Однако с ним была проблема: замкнутость объёма возможных в экономике финансов на объём золотодобычи, что ставило под вопрос развитие долгосрочных капиталоёмких проектов, когда экономика требовала роста, а денег у неё не было вследствие ограниченных мощностей добывающей золото отрасли. А в случае, если в стране резко повышалось количество золота, как было в своё время в Испании во времена колонизации Америки, то получалось только обесценивание денег. Золото и серебро не отражают реального положения дел в экономике (в силу того, что не отражают реальных энергетических мощностей, необходимых для производства), соответственно быть инвариантом прейскуранта они не могут и валютная политика построенная на таком принципе обречена на провал в долгосрочной перспективе.
Сейчас, де-юре доллар США, который изначально был обеспечен золотом, стал псевдоинвариантом, в котором пытаются выражать цены всех остальных товаров на основе спроса и предложения без привязки к реальной стоимости.
Однако после промышленных революций, активного развития техносферы основой производственных мощностей экономики стали станки, оборудование, машины. Для организации производства используется электроосвещение и отопление, предприятия постоянно используют в экономической деятельности транспортные услуги, требующие расходов топлива и энергии.
Соответственно реальным инвариантом прейскуранта и одним из наиболее стратегически важных ресурсов является энергия в той или иной форме: в прошлом — биогенная, сегодня — техногенная.
Сегодня только стоит вопрос о юридическом оформлении этого факта и связанных с ним последствиях для кредитно-финансовой системы. Ведь если энергией, напрямую связанной с производством продуктов, должны обеспечиваться все без исключения валюты в международной торговле, то тогда при переходе на энергетический стандарт обеспечения денег могут выясниться причины диспропорций в потреблении благ планеты, когда 1% населения владеет 50% мощностей.
Из общеобразовательного курса физики известно, что полезный результат, который можно получить от любой системы, определяется соотношением:
По отношению к народному хозяйству это означает, что спектр производства продукции — годовой ВВП — обусловлен:
Получается, что на одной чаше весов — ВВП, а на другой — объём средств платежа, который обслуживает на протяжении этого времени продуктообмен.
В качестве инварианта может быть избран любой продукт, но в условиях, когда все отрасли и быт семей зависят от потребления электроэнергии, в качестве инварианта прейскуранта наиболее предпочтителен киловатт-час электроэнергии. Соответственно в экономике должен действовать энергетический стандарт обеспеченности платёжной единицы, который определяется отношением:
годовой объём производства электроэнергии (кВт·ч)
объём средств платежа в обращении.
Энергетический стандарт обеспеченности задаёт связь энергетического инварианта прейскуранта с платёжной единицей. Страна, перешедшая на энергостандарт обеспеченности платёжной единицы, жёстко связывает объёмы энергии, задействованные в экономике в той или иной форме, а, следовательно, характеризующие её мощность и потенциал с объёмом средств платежа — денежной массой. Энергостандарт гарантирует обеспечение денег продукцией страны, придавая тем самым метрологическую состоятельность всем финансовым показателям, что необходимо для сопоставимости результатов аналитики и прогностики на исторически длительных интервалах времени, на протяжении которых многое может измениться в спектрах производства и потребления продукции.
Поскольку сегодня экономики стран тесно взаимосвязаны в народное хозяйство планеты, то введение энергостандарта следует рассматривать не в отдельно взятой стране, а во взаимодействии нескольких стран.
Варианты мировой торговли
Соответственно, мировая торговля может быть представлена рядом вариантов.
Допустим, две страны договариваются о том, что будут вести расчёты между собой в энергоинварианте, выраженном в киловатт-часах. Перед тем как это сделать, они должны договориться о том, какой именно вариант расчёта энергетического стандарта они будут использовать во взаимных расчётах. Ведь можно в числитель поставить энергопроизводство, энергопотребление, запасы условных тонн топлива, добываемые или потребляемые в экономике энергоносители и тому подобные показатели энергетической мощности страны, а в знаменатель — по-разному рассчитанную денежную массу: М0 (наличка), М1 (М0 + чеки и вклады до востребования), М2 (М1+срочные вклады), М3 (М2+сберегательные вклады, гособлигации). В зависимости от этого взаимные курсы будут варьироваться, хотя и не сильно. Главное — избрать тот вариант, который устроит обе стороны.
А вот какой из вариантов наилучшим образом отражает реальные мощности экономик — посмотрим далее.
В конце 2014 года были сделаны расчёты (http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/257-energostandart) курсов валют на основе энергетического стандарта по объёмам потребляемой и производимой электроэнергии, сопоставили с тогдашними курсами валют и обнаружили, что по основным резервным валютам (они выделены красным) курсы завышены в 6 — 10 раз и реальная стоимость доллара, обеспеченного энергопотенциалом США — около 11 рублей:
При этом мы сопоставили эти курсы с рассчитанным аналогичным образом курсом золотого стандарта, соотнеся объёмы накопленного государствами монетарного золота с объёмом их денежной массы, сравнив полученные данные по странам с рублём. Оказалось, что золотой стандарт — более мягок к экономикам резервных валют. Самое главное, что доллар на основе золотого содержания снизится всего лишь втрое, а не в 6 раз, если переходить сразу на энергетический стандарт. К тому же швейцарский франк, обеспеченный золотом, становится «тихой гаванью», что должно устраивать глобально политические силы «мировой закулисы». Однако переход на золотой стандарт не решает накопившиеся проблемы в мировой финансовой системе в долгосрочной перспективе, а может быть только переходным этапом к энергетической обеспеченности валют.
Мы решили немного обновить данные, добавив в эту таблицу курсы валют, рассчитанные на основе добываемой и потребляемой странами нефти, и эти данные подтвердили наши предыдущие выводы.
Следует заметить, что курсы мы рассчитали, обновив данные по денежным массам стран, которые за этот год практически везде подросли. Сказывается замкнутость на доллар и либеральную парадигму, которая предписывает на прибавку товаров в экономике печатать новые деньги, а не снижать цены на товары массового потребления, как это делал Сталин с 1946 по 1953 год (об этом читайте http://inance.ru/2014/12/stalin/).
Такую картину мы получили, включив в свои расчёты нефть:
В таблице:
ВАЛЮТА
|
Количество рублей на единицу валюты на основе соотношения производства энергии
|
Количество рублей на единицу валюты на основе соотношения потребления энергии
|
Текущий курс (19.01.16)
|
Количество рублей на единицу валюты на основе соотношения золотых запасов
|
Количество рублей на единицу валюты на основе соотношения добываемой нефти
|
Количество рублей на единицу валюты на основе соотношения потребляемой нефти
|
---|
Аргентинское песо | 4.38 | 3.84 | 5.82 | 1.46 | 1.85 | 8.97 |
Белорусский рубль | 0.01 | 0.13 | 0.0038 | 0.01 | 0.001 | 0.02 |
Бразилия | 7.91 | 6.77 | 19.19 | 0.71 | 3.44 | 14.29 |
Фунт стерлингов | 7.13 | 8.41 | 111.22 | 4.65 | 1.58 | 9.77 |
Венесуэльский боливар | 1.10 | 0.80 | 13.04 | 2.30 | 2.31 | 4.54 |
Датская крона | 0.94 | 1.09 | 11.47 | 1.61 | 0.44 | 1.48 |
Бельгийский Евро | 5.46 | 63.79 | 85.62 | 10.94 | 0.09 | 14.15 |
Немецкий Евро | 7.65 | 7.76 | 85.62 | 30.64 | 0.20 | 9.77 |
Евро | 10.05 | 15.54 | 85.62 | 1.39 | 0.41 | 15.12 |
Индийская рупия | 1.39 | 0.97 | 1.16 | 0.62 | 0.10 | 1.69 |
Казахский тенге | 0.32 | 0.27 | 0.21 | 0.45 | 0.57 | 0.22 |
Канадский доллар | 14.35 | 14.09 | 54 | 0.06 | 9.54 | 16.49 |
Китайский юань | 1.22 | 0.67 | 11.96 | 0.21 | 0.09 | 0.90 |
Норвежская крона | 2.20 | 2.09 | 8.85 | — | 2.79 | 1.14 |
Польский злотый | 4.55 | 4.39 | 19.1 | 2.58 | 0.11 | 4.91 |
Новый румынский лей | 6.92 | 7.05 | 18.85 | 10.79 | 0.93 | 0.81 |
Сингапурский доллар | 2.89 | 2.46 | 54.69 | 6.86 | 0.12 | 25.80 |
Доллар США | 10.85 | 11.41 | 78.67 | 18.51 | 2.63 | 15.04 |
Саудовский риал | 5.70 | 5.56 | 21.95 | 5.62 | 21.04 | 19.68 |
Украинская гривня | 6.28 | 6.15 | 3.22 | 1.17 | 0.22 | 2.81 |
Швейцарский франк | 2.51 | 2.37 | 78 | 31.83 | 0.01 | 3.12 |
Рэнд ЮАР | 3.29 | 3.32 | 4.7 | 1.43 | 0.21 | 2.54 |
Японская йена | 0.04 | 0.04 | 0.67 | 0.02 | 0.0005 | 0.12 |
Заметим, что за год курсы на основе энергостандарта поменялись не сильно — доллар стоит всё те же 11 рублей, поскольку выработка электроэнергии не сильно подросла. На незначительное снижение курса энергорубля больше повлияло увеличение денежной массы (с 30 трлн. рублей до 33), при этом курс изменился на копейки. А посмотрите, как за год изменился курс рубля к доллару, привязанный к ценам на нефть, как в силу структуры нашего экспорта, так и в большей степени — в силу криптоколониального типа организации эмиссии рубля: с 59 рублей за доллар скакнул до 79.
Представьте, если бы уже сегодня в мире действовал бы энергостандарт — смогли бы мы тогда спокойно обеспечить исполнение нашего бюджета и всех социальных обязательств? Пришлось бы нам снижать курс рубля, чтобы догнать цены на нефть? Думается, такой проблемы даже и не возникло бы. Кстати, о нефти.
Курсы валют, рассчитанные по объёму потребления нефти, полностью коррелируют с курсами, рассчитанными на основе потребления электроэнергии, что позволяет говорить о верности возможности оценивать мощность экономик на основе потребляемой энергии. Хотя, конечно, курс на основе энергостандарта (причём лучше на основе производства электроэнергии) более верный, поскольку и сжигание нефти может сойти за «потребление», увеличив которое можно сделать свой курс лучше по отношению к другим. Но даже при таком затратном способе «демпинговать» курсы других валют, курсы на основе нефтепотребления справедливее нынешних, поскольку ближе к экономической реальности.
Интересное наблюдение мы сделали над саудовским риалом — его текущий курс полностью соответствует нефтяному курсу, как по добыче, так и по потреблению, что говорит о том, что саудитам был бы предпочтительнее нефтяной стандарт, чем золотой или энергетический, которые у них очень близки.
Интересное открытие можно сделать, посмотрев на курсы немецкого, бельгийского евро: бельгийцы — явно прожигатели жизни, тогда как немцы — трудяги, потребляющие столько же энергии, сколько и производят, при этом у немцев неплохой золотой курс, делающий Германию — второй «тихой гаванью» в Европе после Швейцарии в случае введения золотого стандарта на переходный к энергостандарту период.
Сопоставление энергетических курсов резервных валют с их текущими курсами позволяет оценить насколько в мировой экономике раздута биржевая грыжа спекулятивного капитала, которую предстоит вырезать совместными усилиями.
Интересная новость появилась в хода работы над данной статьёй:
Еженедельник «Экономист» считает, что курс российского рубля занижен почти на 70%. Судя по расчётам экспертов издания, за один доллар должны давать не 75 рублей, а втрое меньше — порядка 23-х (чуть выше рассчитанного нами золотого курса — примечание ИАЦ). Таким образом, справедливый курс рубля, по оценке «Экономист», должен соответствовать так называемому «индексу бигмака» (один из легитимных, но как бы «шуточных» курсов, отражающий соотношение реальных мощностей экономик разных стран (ознакомиться с ним можно тут https://goo.gl/QRgOFk, его данные в целом соответствуют энергоинвариантным курсам) — примечание ИАЦ). В Штатах бигмак стоит около 5-ти долларов, в России — всего полтора (http://echo.msk.ru/news/1692216-echo.html).
Все резервные валюты сильно переоценены, но есть и другие переоценённые валюты, которые могут стать резервными в попытках сохранить текущую финансовую модель: сингапурский доллар переоценён в 22 раза, китайский юань — 18 раз, венесуэльский боливар — в 13 раз. Поэтому следует быть внимательными к этим валютам.
Мы не открываем что-то принципиально новое в экономике. Всё это понимали и до нас. Поэтому, в свете вышесказанного, в качестве заключения приведём высказывание И.В. Сталина из доклада «Итоги первой пятилетки» на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) 7 января 1933 года. Обращаясь к западным экономистам, верными последователями которых являются сегодняшние российские либералы, Сталин заявил:
Чем обеспечивается устойчивость советской валюты, если иметь в виду, конечно, организованный рынок (то есть управляемый посредством государственных финансовых инструментов — примечание ИАЦ), имеющий решающее значение в товарообороте страны, а не рынок неорганизованный (то, что обзывают сегодня «стихией рынка» — примечание ИАЦ), имеющий лишь подчинённое (глобальным транснациональным ростовщическим кланам — примечание ИАЦ) значение? Конечно, не только золотым запасом. Устойчивость советской валюты обеспечивается прежде всего громадным количеством товарных масс в руках государства, пускаемых в товарооборот по устойчивым ценам. Кто из экономистов может отрицать, что такое обеспечение, имеющее место только в СССР (разве у других стран не было товарооборота? был конечно, но наша страна отличалась от прочих тем, что этот товарооборот, а главное — цены были подконтрольны государству, а не корпорациям — примечание ИАЦ), является более реальным обеспечением устойчивости валюты, чем любой золотой запас? Поймут ли когда-нибудь экономисты капиталистических стран, что они окончательно запутались с теорией золотого запаса, как единственного обеспечения устойчивости валюты?
Может быть и в настоящих условиях, с учётом, естественно, современных реалий, целесообразно принять во внимание эти сталинские положения?
Ведь Сталин говорит простую истину, что наша страна, как богатейшая в мире по природным ресурсам и генофонду, выведет народ из разорения к достатку, как только поймёт, что мы можем процветать даже в том случае, если в стране не будет ни одного грамма золота, ни одного доллара. Достаточно весь наш продукт (газ, лес, нефть и пр.), лежащий сегодня в обеспечении раздутой денежной массы резервных валют, что и показывает 6 — 10 кратный разрыв между их текущими и энергетическими курсами, продавать за рубеж исключительно за рубли, обеспечив тем самым товарное обеспечение нашей валюты и несомненный спрос на неё.
И это будет сделано. Энергостандарт — неизбежен. Сейчас же идёт «подковёрный» процесс на международном уровне с целью минимизации негативных последствий переходного «золотого» периода для раздутой мировой экономики.
К энергетическому стандарту через золотой http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/257-energostandart
http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/257-energostandart
На правах юмора: «Нефть уже стала дешевле московской бутилированной воды».
https://www.youtube.com/watch?v=-pSahziTpXA
Долго ли ещё может продолжаться этот абсурд?