Сериал «Зачарованные», рассказывающий о трех девушках, неожиданно для себя обретших сверхъестественные способности, по праву привлек внимание зрителей всего мира. Сестры, ставшие самыми могущественными добрыми ведьмами в истории, ежедневно сражаются с злом — демонами и колдунами – и периодически спасают мир от гибели.
Сделан сериал действительно талантливо, но, как и со всей продукцией Голливуда, с ним далеко не все так просто. Многие идеи, внедренные в сериал, способны у зрителей, особенно малолетних, вызвать серьезное искажение картины мира и запрограммировать не самый удачный сценарий жизни. Давайте разберемся в этом.
Понятно, что если мы говорим об искажении картины мира, то автор должен предъявить свое представление о мире, с которым собственно и будет производиться сравнение. Оно тоже, скорее всего, не является идеальным, но как раз сравнение и позволит его совершенствовать. Ведь и мое мировоззрение на какое-то время совпало с мировоззрением авторов «зачарованных», мне сериал понравился, я его смотрел неоднократно, сопереживал героям и героиням. Но сейчас многие моменты я начал осмысливать по-другому.
Начнем, пожалуй, с хорошего.
Позитивным моментом в сериале является, конечно, то, что Зачарованные — сестры, и им это нравится, нравится быть вместе. Не без проблем, особенно поначалу, но им это удается. И красивой задумкой авторов сериала является то, что самая могущественная сила к ним приходит именно в единстве и называется «Сила трех». Это все возвращает к семейным ценностям, особенно в наше время, когда и одного ребенка родителям кажется слишком много, так что братьев и сестер у многих просто нет. А те, у кого есть, не очень-то ценят такое богатство.
Авторы предложили интересное правило: «Магию нельзя использовать для личной выгоды». Это интересно и даже оригинально для Запада. Впрочем, сестры это правило нередко нарушают, из-за чего им приходится расхлебывать последствия. Но есть и встречный вопрос – а почему нельзя использовать магию для чего-то полезного, в том числе и для себя? В чем проблема, если человек, проголодавшись, сотворит из ничего кусок хлеба? Тем более, что, например, разнообразное оружие творить можно. Так что данное правило, скорее всего, должно быть сформулировано не как запрет личной выгоды, а более общее требование использовать магию во благо.
В первом сезоне сериала может быть назван положительным момент развития: когда сестры обнаруживают свои необычные способности, то полностью меняется их картина мира, и им приходится искать свое место в новых условиях, приспосабливаться к ним. Это показано очень талантливо и вызывает симпатию к персонажам. Зрители вместе с героинями тоже проходят эту ситуацию развития, и это несомненное достоинство первого сезона.
Однако, следует отдавать себе отчет, что если перед большим по абсолютной величине числом по каким-то причинам появится знак «минус» – то оно станет большим отрицательным числом. То есть это большое достижение авторов сериала может оказать негативное влияние, если все остальные составляющие будут «менять знак на противоположный». История сестер тогда окажется некоей ловушкой, приманкой, сыром в мышеловке.
Я не утверждаю, что авторы сериала все нижеперечисленные минусы специально маскировали за такими милыми и человечными плюсами, авторы — они просто такие, какие есть. Они так думают. Как пел Окуджава: «Каждый пишет, что он слышит. Каждый слышит, как он дышит». Художник выплескивает то, чем сам переполнен. А вот те, кто отбирает, кого из возможных авторов продвигать, а кого придержать, в кого вложить деньги, а кому дать по рукам — вот эти понимают, что делают и зачем.
Как это ни парадоксально прозвучит, но к удачам сериала можно отнести изображение мира демонов и колдунов, Преисподней.
Если вспомнить описания типов строя психики в КОБ, то демоны изображены именно как существа, которые могут эмоции и инстинкты поставить под контроль усилием воли, разумно спланировать стратегию, но лишенные совести и нравственности, одержимые желанием властвовать, идущие на любые преступления ради обладания силой, которая и дает власть.
Авторы сериала показали самые тонкие нюансы поведения демонов — например, способность к объединению ради достижения общих интересов, и готовность предать соратников, как только цель достигнута и снова вступает в действие принцип борьбы за власть.
В общем-то, поведение демонов отражает законы преступного мира, доведенные до логического конца за счет обладания сверхъестественными способностями. Но есть и еще одна ассоциация, отражающая источник вдохновения авторов — это мир богемы, мир Голливуда как такового. Конечно, они являются его частью, они прекрасно знают отношения внутри него, и это отношения людей с демоническим типом строя психики, полные интриг, подсиживания, борьбы за первенство.
Собственно, и на съемочной площадке это проявилось в полной мере. Исполнительница роль Прил Холливел актриса Шеннен Доэрти своими претензиями на первенство и звездность серьезно достала всю съемочную группу, а конфликт с Алисой Милано (исполнительницей роли Фиби) дошел до постоянных драк. В результате Доэрти убрали из сериала вместе с ее героиней, а на смену погибшей старшей сестре сценаристы придумали еще одну — сводную.
Наши недостатки, как известно — это продолжение наших достоинств. Прекрасно понимая мир демонов ввиду собственного демонического строя психики, в изображении «добрых» персонажей, авторы провалились. Персонажи, действительно, вышли выпуклыми, характерными, но их принадлежность к миру света как минимум неоднозначна.
Начнем с того, что сестры-ведьмы и их зять Лео постоянно лгут. Причем, я говорю не о военной хитрости в борьбе с демонами и не о маскировке перед всем миром непосвященных, чтобы не выдать свою магическую суть — это, как говорится, данность сериала. Я говорю о лжи друг другу, о лжи друзьям, о лжи своим союзникам и представителям высшего по сериалу уровня иерархии Добра— Старейшинам. А для чего они лгут? И оказывается причины достаточно банальные – как выражаются в американских фильмах, «чтобы прикрыть свою задницу», чтобы добиться желаемого, – то есть в интересах личного либо группового (семейного) эгоизма. И это очень плохой пример для подражания. Связки «Добро – Правда», «зло – ложь» оказываются если не разрушены, то поставлены под сомнение.
Настолько же сомнительны и многие другие установки «Зачарованных». Чем сестры зарабатывают на жизнь? Оказывается – они хозяйки ночного клуба. То есть предлагают людям алкоголь, громкую музыку, неестественный для человека ритм жизни, и место для знакомства без обязательств. Сами они тоже легко прикладываются к бутылке, а для характеристики их половой жизни трудно подобрать другое определение, чем одержимость сексом. Утверждение, что секс необходим сам по себе и непрерывно, постоянно звучит из уст сестер. Развлечься на вечерок, секс на первом свидании – это нормально. Сексуальная игрушка – идеальный мужчина на один день, созданный с помощью магии – это тоже не предосудительно. Так идет дальнейшее расширение «окна Овертона».
Чтобы точнее выяснить суть искажений в понимании природы Добра у авторов «Зачарованных», нам придется снова обратиться к описанию типов строя психики.
Типы строя психики | Описание |
Человечный | Человек находится в ладу с собой и социумом. Интуиция и совесть различают – где истина, а где ложь. Воля управляет инстинктами и эмоциями. Человек живет в русле Божьего промысла, ясно осознавая цель жизни. |
Демонический | Инстинкты, эмоции под контролем воли и разума. Совесть и интуиция не развиты. Личность упивается своей властью. |
Зомби-биоробот | Поведение индивида запрограммировано нормами и обычаями, существующими в культуре. |
Животный | Поведение индивида обусловлено инстинктами и рефлексами. |
Опущенный ниже животного | Поведение индивида определяется его зависимостью от алкоголя, табака и других наркотиков |
Тип строя психики сестер-Зачарованных отражает тип строя психики авторов сериала, подчеркнутый и гипертрофированный экзотическими обстоятельствами их жизни. В общем-то все по Фрейду: скрытые мотивы проявляются во сне и в творчестве. Проблема в том, что «добром» они объявляют себя – таких как они есть. Но что такое Добро они не понимают.
Дело в том, что демонический тип строя психики не является высшим и не является окончательным для людей – в идеале люди должны достигать человечного типа строя психики, когда разум и воля находятся под контролем совести и интуиции, При этом индивид начинает жить в русле Божьего промысла, то есть способен различать Истину и ложь, Добро и зло и осознанно становиться на сторону Добра. И по моему разумению, только носителю человечного типа строя психики Высшие силы могут предоставить сверх-способности, поскольку человек способен себя контролировать, трезво оценивать последствия своих действий, использовать свои способности на благо, в русле Промысла.
Разумеется, носитель человечного типа строя психики не будет одурманивать себя алкоголем и наркотиками, сходить с ума из-за животной страсти к особи противоположного пола, прозябать в тупике устаревших правил и традиций, идти на поводу моды или воображаемой вседозволенности. Именно поэтому ему и могут быть даны сверх-способности без опасности для Мироздания.
Совсем не то происходит с сестрами – они опасны для самих себя и для окружающих, а порой для существования Вселенной, поскольку могут принимать решения в алкогольном бреду, под действием любовной страсти или личного эгоизма. Порой дело доходит даже до того, что сестры шантажируют Высшие силы. То есть разница между «добром» и злом в сериале весьма условна. И порой герои признаются, что перестали понимать разницу между «добром» и злом.
Причина в том, что людям с демоническим типом строя психики невозможно понять и узнать носителя более высокого человечного типа строя психики – они его считают либо очень хитрым демоном, либо биороботом с некоторыми отклонениями и удивительной везучестью. Демонам непостижим промысел Божий, поэтому они воспринимают его как набор случайностей. Поэтому демонам и непонятно собственно Добро.
Наглядным отражением этого факта служат образы в сериале как бы высших по отношению к ведьмам уровней иерархии «добра» – Хранителей и Старейшин. При том, что Лео постоянно летает к Старейшинам посоветоваться, трудно припомнить случай, когда от Старейшин пришла хоть какая-то помощь. Типичный ответ Старейшин «нам ничего неизвестно», конечно, подчеркивает сложность стоящих перед Зачарованными задач, но и только. То есть авторы сериала ничего не могут сказать по поводу представителей «добра», кроме того, что они, возможно, существуют.
Гораздо рельефней возможности Старейшин проявляются в контроле за своими подопечными. Особенно в сексуальной сфере. Не слуги зла, а именно Старейшины на протяжении всего сериала выступают в роли силы, разделяющих влюбленных Пайпер и Лео. То есть силы «добра» выступают вовсе не носителями человечного типа строя психики, а биороботами, подчиняющимися определенным правилам и навязывающие эти правила другим. Поэтому, сестры-ведьмы выглядят более адекватными и соответственно правыми в своих разногласиях со Старейшинами. По сути именно Зачарованные оказываются главными во Вселенной. Те же Аватары просят помощи Зачарованных, не надеясь на понимание Старейшин. Да и сами сестры неоднократно говорят с позиции силы не только со Старейшинами, но и Чистильщиками – службой надзора в Магии. Тот же Лео, будучи Хранителем, Старейшиной или Аватаром, главной своей ролью считает роль мужа-подкаблучника, на котором Пайпер вечно срывает свою злость. Типичная семья при демоническом строе психики.
То есть авторы сериала с типом строя психики демон просто не могут представить кого-то, кто будет хоть в чем-то выше их самых, отождествленных с их героинями. Это отразилось не только в сюжетах и характерах, созданных авторами сериала, но в самой структуре мира «Зачарованных».
Уже само строение мира «зачарованных» несет в себе искажения, свойственные мировоззрению его создателей, как будто им в глаз попал осколок зеркала Снежной королевы.
Начнем с того, что обычные люди не имеют отношения к противостоянию «добра» и зла – никакого вообще. Они «невинные». Их надо защищать. Учить и развивать их не надо. Надо скрывать от них существование магии (то есть устройство мира), а «добро» и зло существуют только в магии, так что и знать отличие «добра» и зла им тоже не обязательно. Вообще, это отношение пастуха к овцам. Что особенно наглядно проявилось в эпизоде с Аватарами – эти существа предложили Зачарованным вместе изменить мир и природу людей. Зачарованные сначала согласились, потом передумали, но факт в том, что ни Аватары, ни Зачарованные, ни Старейшины даже не подумали поинтересоваться мнением людей – а хотят ли они изменить свою природу именно так? Мнение овец никого не интересует – ни волков, ни пастырей.
Вообще, мне так и не удалось ответить на вопрос – а зачем Зачарованные и другие силы «добра» защищают невинных? Демонов хотя бы понять можно – для них невинные это некое средство для достижения своих целей, своего рода «корм». А зачем это стадо, которое только ест, пьет и размножается, силам «добра» – неясно. Если только они сами им каким-то образом не питаются, но это осталось за пределами сериала.
Зрителю навязывается мнение, что «добро» и зло – вне человеческого общества, что снимает с человека ответственность за собственные поступки, делает бессмысленным улучшение общества, маскирует социальных паразитов.
Еще одно искажение, внедряемое авторами сериала своим зрителям – это представление о равноправии «добра» и зла. Так, демон и ангел совместно охраняют Бездну – источник магии – на протяжении тысяч лет. Таков договор. То есть борьба «добра» и зла ведется в некоторых рамках, поэтому никакой победы «добра» над злом этой структурой мира не предусмотрена.
На самом деле Добро и зло не равноправны. Добро – силы созидания, суть зла – паразитизм. Зло в принципе не может прожить без Добра, Добро без зла – может. Так же как глисты не могут прожить без хозяина, а человек без глистов даже лучше себя чувствует. Поэтому представление о равноправии «добра» и зла – ложь, выгодная злу, паразитизму.
Еще одно ложное представление следует из предыдущих – поскольку «добро» и зло извечные враги, то демонов надо уничтожать без разговоров. Они плохие уже потому, что демоны, и Пайпер убивает демонов направо и налево, не задумываясь. Иногда вообще утверждает, что охота за демонами – это спорт. Это так свойственно американской культуре: «Хороший индеец – мертвый индеец». Тут важно именно не задумываться. И этот стереотип усваивается зрителями. Но живут-то они не в мире «Зачарованных», а в реальном мире, где не всегда с первого взгляда видно, кто прав, кто виноват, а в чистом виде носителей Добра и зла вообще не найдешь.
В основе всех искажений, вносимых авторами «Зачарованных» в сознание зрителей, лежит одно, фундаментальное – в этом мире есть магия, но в нем нет Бога. Ни ведьмы, ни демоны, ни Старейшины, ни Аватары – никто не разу не упоминает Бога и с ним не считается. Не существует и его пророков – ни Христос, ни Мухаммад, ни Моисей не упоминаются. Хотя по ходу сюжета всплывают самые разные персонажи типа Смерти (даже в двух видах), греческих и египетских богов, титанов, джиннов. Только Бог не удостоился упоминания. Церковь всплывает в нескольких эпизодах, но служители церкви, в отличие от ведьм, совершенно бессильны перед силами зла, что только подчеркивает отсутствие всякой силы за этим учреждением. Даже и миряне в «Зачарованных» Бога не вспоминают.
Это не случайность – присутствие Бога, как высшего представителя Добра и Созидания, сразу разрушает придуманный мир «Зачарованных». Становится невозможным равенство Добра и зла. Зло встает на место мелкого пакостника, который имеет возможность пакостить временно и не всем. Люди перестают быть «невинными», а становятся активными участниками событий, от их выбора зависит их судьба и судьба их мира. Зачарованные теряют возможность торговаться со Старейшинами, если те выполняют волю Бога. Но и Старейшины не смогут выставлять несуразных правил от имени «добра».
Искаженное строение виртуального мира «Зачарованных» – это тоже следствие демонического типа строя психики авторов. Поскольку Божий промысел им не понятен и события для них представляются набором случайностей, то Бога для них как бы не существует. И именно такой сериал хотели видеть его заказчики, именно такой образ мира они хотят предложить зрителям. И им он зачем-то нужен. Зачем? Об этом я подробней писал в статье «Эра Ахинея или религия Нового мирового порядка».
Насилие: Присутствует постоянно – демоны без размышлений убивают людей, ведьмы – демонов. Крови немного, убийство демонов даже эстетизировано.
Секс: Откровенных постельных сцен нет, но поиск полового партнера и секс – это навязчивая идея персонажей. Есть извращения (создание магией мужчин в качестве секс-игрушек).
Наркотики: Главные герои регулярно употребляют алкоголь.
Мораль: Сериал способствует внедрению в сознание зрителя стереотипов разврата и жестокости, разрушает представления о Добре и зле.