Входящие потоки энергии в экономическую систему:
Природные дары — это углеводороды как основа энергии для добычи, производства и обработки промышленным способом всего остального.
Познавательно-творческая мысль — это методология работы с информацией позволяющая находить матрицу возможностей по применению чего-либо.
И вот люди
Экономический процесс это процесс общественного объединения труда.
Не путать с термином «общественное разделение труда», который означает появление всё новых специальностей и профессий в следствии развития общества и появлении новых целей и задач.
То есть, например: раньше быт состоял из огорода, постройки дома, пошивки одежды, обмена продуктами на местном торге (рынке). А сегодня требуются специалисты по квантовой физике, созданию и изпользованию нано-материалов, системные администраторы, пилоты сверхзвуковых самолётов и другие.
Вопреки огульному охаиванию либерального рынка, можно посмотреть на него и конструктивно, назвав этот процесс другим именем, и он вдруг обретёт иной облик с другими последствиями такого понимания: появление новых потребностей ведущее к разделению труда и появлению новых профессий — это и есть реализация социалистического принципа «от каждого по способности — каждому по труду».
А процесс общественного объединения труда это и есть процесс «от каждого по способности — каждому по потребности». Или как гласит русская народная пословица: с миру по нитке — голому рубаха.
Общественное объединение труда — это процесс объединения знаний и навыков для коллективного производства товаров и услуг в которых нуждается каждый член общества. Это нельзя изключить ни при какой модели экономики, так как наличие культуры и объединение усилий это фундаментальное свойство человечества.
Но экономический процесс объединения труда это следствие мировоззренческого единства — близость взглядов объединяют людей для общего дела. Поэтому люди объединяются, но на текущий момент полного единства человечества нет, а есть объединения называемые нациями, государствами, цивилизациями, корпорациями и прочими. И вот есть объединение людей, представляющих собой самостоятельные экономические системы. У них есть:
В текущих либерально-рыночных условиях есть Центральный банк, который выпускает средства платежа, то есть деньги. Деньги запускаются в экономику через кредитование. Кредит даётся под процент, который порождает:
И вот тут есть разница взглядов.
Существует точка зрения, что ростовщичество порождает инфляцию и иначе никак. А поэтому ростовщичество это генератор кризиса и абсолютное зло. Разумный вывод — отказаться от него вовсе.
Но есть одна существенная деталь: эмитентов-ростовщиков столько, сколько общественных объединений на глобусе. То есть столько, сколько государств, выпускающих свои средства платежа под свои нужды в свой экономический процесс.
И это серьёзно меняет всю картину.
Потому что в одной системе, если ты взял у Центрального банка сто рублей, а отдать должен сто двадцать, то взять тебе их неоткуда, кроме как у того же Центрального банка. Так, ты и все участники этой системы, влезая в заведомо неоплатный долг и включая процент в производимый товар подводите к внутреннему кризису — к моменту, когда «экономика рухнет».
То есть когда инфляция обезсмысливает экономический процесс как объединение труда для совместного удовлетворения потребностей каждого, а в условиях роста цен это однажды становится невозможным. Тогда возникает мировоззренческий разкол. Те, кого ободрали начинают бунтовать против тех, кто их ободрал. Но обдираловка эта системно заложенна и получается вынужденной. И потому непримиримые борцы с ростовщичеством правы, но с оговоркой, что так произходит только в одной замкнутой экономической системе на пресловутом отдельно взятом острове Робинзона Крузо.
Но вот если в обществе много экономических систем, соответственно центров ростовщичества, тогда этот механизм превращается в метод ведения войны, метод экономического захвата. Потому что появляется дополнительный вариант: отдать Центральному банку процент, взяв деньги не в своей системе, а в другой. А для этого можно либо откровенно ограбить, либо что-то ей продать, а дополнительные деньги отдать как проценты за кредит без описанных проблем с инфляцией. Модель упрощена конечно. Главное уловить смысл.
В этих условиях, при наличии возможностей внешней торговли, общество тем эффективнее осуществляет экономическую экспансию, чем выше у него процент по кредитам. Он вынуждает общество искать больше возможностей получения дополнительной прибыли извне, ища внешние рынки сбыта.
И на фоне описанного вступление России в ВТО и сегодняшние санкции обретают новый смысл. Санкции одной системы против другой позволяют препятствовать её экспансии, переводя её темпы захвата во внутренние же проблемы толкая систему в логику замкнутости. Экономическая система с ростовщическим процентом изходящим из центра выпуска денег вынуждена кого-то пожирать. Если нет возможности пожирать кого-то, она пожирает саму себя доводя себя до кризиса. Этим можно управлять.