Компания Marvel знаменита, в первую очередь, своими фантастическими фильмами, основанными по большей части на комиксах. Несмотря на баснословные бюджеты и масштабные рекламные кампании, благодаря которым о выходе каждого нового фильма СМИ вещают со всех углов, большинство сюжетов ложатся в один и тот же довольно стандартный шаблон: есть суперзло и есть супергерой (команда супергероев), который силовыми методами уничтожает то самое зло. В ходе спасения мира обычно оказываются разрушенными несколько городов и убиты сотни сторонников главного злодея, а всё действо больше похоже на аттракционы с яркими спецэффектами и красочными баталиями. Под это описание подходят такие франшизы, как Железный Человек, Мстители, Тор, Капитан Америка и т.п.
Но бывают во вселенной Marvel и исключения. К таковым можно отнести выпущенный недавно сериал «Джессика Джонс», который позиционируется как фильм с серьезной темой для взрослой аудитории и неким новым форматом подачи материала. Фильм действительно необычен. Вот только если оценивать продвигаемые им смыслы, то становится понятно, что отличается он в худшую сторону.
Сериал с первых минут бросает зрителя в полымя действий: мы знакомимся с Джессикой Джонс – мутантом с суперспособностями, которые проявляются как огромная физическая сила и умение прыгать на огромную высоту. Полгода назад от начала событий фильма она сбежала от другого мутанта – Киллгрейва, умеющего манипулировать чужим сознанием. Эта способность проявляется в том, что любой, даже самый дикий его приказ другим людям, немедленно исполняется окружающими: так, Джессика спала со своим похитителем, едва не отрезала себе ухо и убила женщину.
После убийства, терзаемая чувством вины, она сбегает от Киллгрейва. Теперь у нашей героини пост-травматический синдром, и ей везде мерещится её бывший хозяин-насильник. По закону жанра он, как главный злодей, восстает из мертвых, коим его считала главная героиня, и, как думает Джессика, собирается ей мстить. Однако впоследствии зрителю становится понятно, что Киллгрейв не столько хочет отомстить, сколько всеми силами стремится вернуть ту «сбежавшую игрушку», которая внезапно приобрела иммунитет к его внушениям и не подчиняется приказам.
Посмотрим, какие приемы использовали создатели для поверхностно-позитивного восприятия фильма большинством зрителей.
Киллгрейв, будучи ребёнком, внезапно получил свои суперспособности и стал сначала использовать их для утоления мельчайших капризов, в которых физически сынуле могли отказать родители. Далее, получив безграничную власть и влияние на судьбы людей, он стал использовать окружающих исключительно в эгоистических целях.
Повзрослевший «супермен» уже и вовсе не задумывается о том горе, что несет людям: спокойно приказывает надоевшему ему продавцу вылить себе на лицо горячий кофе, уводит из обычной жизни любую приглянувшуюся ему женщину, запросто оставляя ее впоследствии беременной. Но эта сила смешивается в нем с безграничной инфантильностью – он отучился разговаривать с людьми, отучился думать о ком-либо, кроме себя. По сути, Киллгрейв – это гипербола на избалованного ребенка, который так и не научился социализироваться, жертву гиперопеки, гиперзаботы, закономерный результат всеразрешающей политики в воспитании детей. Но, в отличие от ребенка, он имеет власть исполнения любых прихотей.
Образ Джессики – противоположен, это образ человека, побывавшего в рабстве, пережившего плен и изнасилование, однако имеющего достаточную силу сопротивляться угнетателю. Авторы талантливо вводят нас во внутренний мир главной героини, чтобы вызвать у зрителя большую эмоциональную отдачу, на фоне которой будут лучше усваиваться заложенные программы поведения.
Ближе к концу повествования Киллгрейв сосредоточивает все свои силы ради одной цели – снова управлять Джессикой, и в финале, чтобы спасти сестру и город, Джессика убивает Киллгрейва, хотя весь фильм говорила, что не хочет чувствовать вины даже за его смерть, ведь ей и так хватит крови от его случайных жертв.
Весьма нестандартный и неглупый сюжет, скажете вы. Действительно, наталкивает на мысли о том, что власть развращает человека (на самом деле власть не развращает человека, а только проявляет его истинную нравственность); о том, что первые качества, которые нужно ценить в человеке – это Человечность, склонность к альтруизму и жизни ради других, а не для себя. Можно эмоционально посочувствовать Джессике, которая олицетворяет и пленников, и бывших адептов сект под внушением…
Но, как мы уже сказали, данный смысл – это притягательная и интригующая оболочка, под прикрытием которой авторы продвигают ряд идей, которые очень далеки от созидательного начала. Что же замаскировано?
Сначала рассмотрим самый наглядный и яркий информационный снаряд этого фильма – отношение к алкоголю. Если в некоторых сценах Джессика винит Киллгрейва в том, что он постоянно пьет виски из стаканов и бутылок, как сок, то по флешбекам становится понятно, что с её стороны это всего лишь кокетство, так как во время своей прошлой счастливой жизни она считала употребление алкоголя абсолютно нормальным явлением.
Продактплейсмент виски присутствует по нескольку раз в каждой из 12 серий, и виски не просто фигурирует в кадре, а регулярно употребляется главной героиней, что в сериале сопровождается множеством шуток. При этом Джессика так же умна, красива, здорова, весела (в период до встречи с Киллгрейвом), что создаёт у зрителя ложное впечатление, якобы такое неумеренное количество поглощаемого яда не вредит ей.
Второе – это пропаганда извращений. Одной из второстепенных линий сериала является история адвоката Хогарда, полностью взятая из оригинальных комиксов. Есть Хогард, есть его жена-врач и его любовница-секретарша. Жена при разводе требует 75 процентов имущества Хогарда и имеет на это право, так как брак распадается из-за измены последнего.
После череды трагических обстоятельств жена Хогарда убита его любовницей Пэм. Теперь Хогард остался без жены, без любовницы, с ранениями на теле, совершенно одинок и более никому не нужен, так как даже Пэм в конце истории заявила ему, что ошиблась в своем выборе. Казалось бы – вполне поучительная история о том, как не стоит себя вести. С одним «но». В комиксах Хогард – мужчина, а в сериале, как бы это абсурдно ни звучало, – женщина. Эта сюжетная линия – не просто пропаганда извращений новоявленной «кончиты вурст», здесь личность полностью лишается пола, обретя нехарактерные для своего пола качества, достоинства и возможные пороки.
В связке с упомянутым выше недостатком фильма идёт рьяная пропаганда феминизма, причем воинствующего, на самой крайней стадии, что и является основным посылом всего сюжета.
Поначалу кажется, что история Киллгрейва и Джессики лишена войны полов, но некоторые персонажи именно так и пытаются ее преподать, умело подсовывая зрителю ассоциации вроде фраз, действий, отношений, где Джессика и ее друзья, а точнее, подруга, – являются угнетенными женщинами, а Киллгрейв начинает символизировать власть мужчин над женщинами. Эта особенность была замечена и рядом СМИ, которые в своих публикациях так и поясняли, якобы сила Киллгрейва – это сила любого мужчины над женщиной, а Джессика – образ освобожденной от этой власти женщины, которая пытается спасти остальных.
Добавляют реалистичности этой ассоциации угнетенных мужчинами женщин и интимные отношения Киллгрейва и Джессики, и иллюзия некой совместной жизни во время ее плена, тем более что эта история является единственным примером каких-то длительных отношений между мужчиной и женщиной. Других же семейных пар в фильме просто нет.
С помощью диалогов главной героини с её приёмной сестрой Триш, зрителя подводят к восприятию всего сюжета, как наглядной демонстрации войны полов. Часто звучат фразы в стиле: «Как всегда мужчины и власть!». Все обсуждения Киллгрейва в основном упираются в то, что он мужчина, и то, что он хочет власти, в том числе и сексуальной, над женщиной. Что наглядно подтверждается развитием сюжета: в финальной сцене Киллгрейв внушает Триш поцеловать его и сообщает Джессике, что будет «насиловать ее каждый день», что также выдает еще одну любимую тему феминисток – тему изнасилований, где потенциальным насильником является каждый мужчина. Другой жертвой Киллгрейва, вокруг спасения которой крутится добрая половина фильма, является девушка Хоуп, которой он также внушил быть с ним, и которой помогала сделать аборт Джессика.
Кстати, тема аборта была ярко озвучена в нескольких сериях как естественное и правильное разрешение ситуации беременности от нелюбимого мужчины. Мысли, что ребенок не виноват в грехах отца, ни у кого даже не возникло.
К этой же связке можно добавить, что в сериале нельзя найти мужчину-персонажа, который имеет силу духа, характер, мужские качества. Есть Киллгрейв – инфантил-злодей, одержимый главной героиней; есть Люк – не блещущий умом и совершенно не раскрытый персонаж; обладающий неуязвимостью Симпсон – бывший спецназовец, который то находится под влиянием Киллгрейва, то под воздействием допинга, превращающего его в машину-убийцу; есть парнишка-наркоман, который под внушением Киллгрейва следит за Джессикой; и есть парнишка-сосед, влюбленный в Джессику и покончивший с собой под внушением Киллгрейва.
Зато раскрытых и ярких женских персонажей, имеющих и силу, и смелость (в том числе противостоять Киллгрейву) предостаточно – Джессика, Триш, Хоуп, Хогард… Даже бывшая «жена» Хогард – персонаж более волевой и сильный, чем тот же спецназовец Симпсон. При этом наши героини нескончаемо бьют и побеждают героев-мужчин, в том числе и словесно.
В качестве альтернативы угнетателю Киллгрейву зрителю представляют поведение Триш и Джессики, которые, словно самки в возбужденном состоянии, просто прыгают по постелям едва знакомых мужчин, наутро либо убегая, либо раздавая приказы о дальнейшей судьбе отношений. Романтические чувства со стороны этих женщин к их половым партнерам, или хотя бы намек на «серьезные отношения», отсутствуют напрочь. Хотя со стороны мужчин заметны и симпатия, и уважение, и даже влюбленность. При этом на фоне главной сюжетной линии такое поведение героинь выглядит вроде как оправданным.
Ни мужчин, ни даже своих детей им любить не положено. Доказательством тому является то, что в фильме представлены относительно долгие, временами счастливые отношения между лесбиянками, в противовес кратким, деструктивным и угнетающим отношениям между Джессикой и Киллгрейвом.
В то же время главные героини Джессика и Триш по сюжету сериала как раз любят друг друга, но не любят своих любовников. Яркой иллюстрацией данной идеи является кульминационная сцена в финальной серии: Киллгрейв приказывает притворяющейся, якобы ему подчинённой Джессике признаться ему в любви. Девушка таки произносит «три заветных слова», не мигая глядя на Триш.
Тем самым в кульминации Джессика побеждает внушение, то есть власть мужчины над собой, любовью к женщине, и через минуту просто убивает мужчину, хотя не решалась на этот шаг весь фильм.
Вообще, феминизм в последнее время вошел в моду в американском кино, но такой боевой и уничижительный для мужчин – это действительно нечто новое, как и позиционировался данный сериал.
Стоит отметить, что формат выхода сериала весьма редкий и рисковый с финансовой точки зрения. Обычно сериалы, как нам говорят официально, «зарабатывают» на рейтингах телевизионных просмотров, а точнее, на рекламе во время трансляции, но при этом «Джессика Джонс» была опубликована сразу в интернете, в полной версии в один день. Это как раз и указывает на то, что данный фильм есть информационный снаряд, который требует просмотров, а не заработка на рекламе.
Весь фильм – очень ловкая провокация на внедрение мыслей о спасении от вечного гнета мужчин юных девушек-зрительниц, на которых фильм по большей части и рассчитан. Ведь, несмотря на «взрослый» рейтинг, Марвел является, по сути, компанией, производящей что-либо для молодежи, и вышеуказанный формат никак не способствует соблюдению возрастного ценза.
В результате, под красивой обложкой истории о власти и подчинении мы получили талантливо выполненную провокацию, направленную против традиционных ценностей, понятий о жизни, против доверия женщин мужчинам. Фильм несёт в себе смысл деструктивный, дискредитирующий понятия целомудрия, верности, любви, чистоты, адекватного общества и особенно – женского начала.
Насилие: Присутствует, но исполняется отрицательными персонажами.
Секс: Героини ведут беспорядочную половую жизнь, что весьма подробно освещает камера. Присутствуют сюжетные линии, пропагандирующие извращения.
Наркотики: Главная героиня постоянно употребляет крепкие спиртные напитки, что подается как её особенность, качество личности, а не пагубное влияние на саму себя. Тем более зритель обманут в том, что женщина, ежедневно принимая столько яда в свой организм, может еще быть красивой, сильной и хоть что-то соображающей.
Мораль: Под красивой упаковкой зрителю представляют историю о победе женщин над угнетателями-мужчинами, выставляя последних либо негодяями, либо слабаками, неадекватными личностями. В качестве альтернативы нормальным отношениям предлагается развращенность и лесбиянство.