5 октября в более 100 странах, в том числе и в нашей стране, отмечается день учителя, который был учреждён в 1994 году как Всемирный день учителя (World Teachers’ Day). Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. В предверии этого дня, мы бы хотели обсудить некоторые вопросы образования и воспитания детей, а особенно вопросы целесообразности популярного нынче «раннего развития малышей».
Система образования должна способствовать развитию ребёнка. Существующая система дошкольного образования постоянно подвергается критике. Тем менее именно эта система позволяет ребёнку получить базовые представление о процессах, которые происходят в обществе. В Северных странах приоритет в детсадовском воспитании отдан знакомству с окружающими миром, с миром природы. А в Соединённых Штатах основной целью воспитания ребёнка в начальной школе является социализация. Важно показать ребёнку, как устроен этот мир, к кому необходимо обращаться за помощью, кто занимается различными вопросами. Что касается российской система образования, то здесь нам очень важно формирование навыков, получение знаний, а если быть честным, то — фактов, ведь таким образом мы в итоге готовим биороботов, а не творчески развитых людей.
Сейчас стало заметно больше центров раннего развития детей, появилась система частных детских садов, центров дополнительного образования. Появились свои отечественные наработки, используется и иностранный опыт. Нынешнее повальное увлечение ранним развитием началось с крылатой фразы, вылетевшей в далёкой Японии из уст Масару Ибука:
После трёх уже поздно!
Это грозное предостережение было подхвачено в Америке Гленом Доманом, который написал под этим лозунгом целую серию книг, необычайно сильных по своему эмоциональному воздействию. С переводами этих-то книг зараза и попала к нам, в Россию, где нашла исключительно благодатную почву.
Доман утверждает, что нашёл простые и верные рецепты воспитания гениев. Согласно Доману, определяющим фактором гениальности является хорошо натренированный мозг. Формирование же человеческого мозга происходит в первые годы жизни: у пятилетнего ребенка этот процесс завершен на 80 процентов, а к восьми годам мозг сформирован практически полностью.
По мере того, как мозг растет, у него развиваются исключительно лишь те функции, которые реально востребованы. Известно, что если с человеком не разговаривать до восьмилетнего возраста, то впоследствии все попытки научить его говорить принесут лишь самые жалкие результаты. То же самое справедливо и в отношении любой другой мозговой деятельности. Например, многим школьникам потому так трудно научиться читать, что благоприятное для обучения время оказалось для них уже давно упущенным. Отсюда вывод: обучать детей письму, счету и другим достижениям человеческой культуры следует сразу же после рождения. Как заявляет Доман:
учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего, а шестимесячного легче, чем годовалого.
Нельзя сказать, чтобы новые методики совсем уж не приносили никакой отдачи. Темпы развития малыша всё же несколько опережают традиционные нормы. К моменту поступления в школу он уже сам с удовольствием читает детские книжки, умеет немножко писать и считать. Учёба в начальных классах дается ему легко, да и в последующем он, как правило, неплохо учится, и только после поступления в ВУЗ становится окончательно ясно, что его ранний форсированный старт не обеспечил ему никаких долговременных преимуществ по сравнению с остальными студентами-однокашниками.
Так что же всё-таки реально даёт это пресловутое раннее развитие и какие есть основания уподоблять его детской болезни?
Раннее развитие — явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея:
учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего!
Идея эта ложна потому, что маленький человек — это не просто пустой лист, который можно заполнить чем угодно по своему усмотрению. Физиология и психика ребёнка развивается поэтапно, по определённой генетической и психобиометрической матрице развития.
Поэтому каждый этап развития несёт свои возможности по получению будущим Человеком представления о мире и своём месте в этом мире. И пытаться впихнуть в психику ребёнка информацию не свойственную для данного этапа развития может обернуться потом проблемами.
Призыв тренировать мозг, пока он не успел сформироваться, только на первый взгляд может показаться убедительным. Стоит немножко задуматься — и станет ясно, что подобная «физиологическая» аргументация совершенно нелепа.
Незаметная подмена одного понятия другим — это, вообще, частая сегодня ошибка в обществе. Когда заходит речь о раннем развитии, на самом деле подразумевается не освоение генетически обусловленного потенциала в соответствии с матрицей развития психики и тела, а банальная зубрёжка — учёба. По существу, существующие школы «ранего развития» предлагают не развивать потенциал маленького ребёнка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе.
Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее. Это, прежде всего, формирование характера, личности — того, какой тип устройства психики в целом будет у ребёнка к достижению возраста половой зрелости.
Так, если он в большинстве ситуаций действует опираясь на инстинкты, то он мало отличим от животного.
Если же он в подавляющем большинстве ситуаций жизни руководствуется культурными программами и стереотипами поведения, может подавить инстинкты руководствуясь моральными устоями общества, но при необходимости творчески подойти к проблеме он действует на автомате, стереотипно, как зомби, то он мало отличим от запрограммированного робота, только на биологический основе.
Если индивид может переступить и через инстинкты и через программы поведения и способен самостоятельно и творчески выработать новые программы поведения как для себя и для окружающих, опираясь на собственный интеллект, но при этом не слушает Совесть, хотя может пользоваться интуицией по своему усмотрению, то он мало отличим от персонажа стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с одинаковым наименованием «Демон».
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
(А.С. Пушкин «Демон», 1823)
И только того можно назвать состоявшимся, Человеком с большой буквы, кто в большинстве случаев жизни, то есть статистически чаще, действует в соответствии с рекомендациями, даваемыми через совесть, которая является религиозным чувством взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутым на бессознательные уровни психики личности, которую можно либо развить, либо подавить в своём личностном развитии.
Совесть является той компонентой, действующей в психике, которая предостерегает личность от неблаговидных поступков и побуждает к нравственному росту, развитию лучших человеческих качеств личности. (http://inance.ru/2014/07/kodeks/)
Ребёнок в процессе взросления должен осознать, что только следование советам Совести оберегает от множества проблем по жизни. Ребёнок во многом проходит эти стадии развития психики: когда он совсем мал — он неотличим от животного, когда он начинает копировать взрослых — он действует автоматически, нравственно не оценивая поступающие в его психику от окружающих программы поведения, когда его интеллект начинает активно оценивать окружающих и ситуации — он походит на «маленького дьяволёнка» — хотя и не каждый. И когда к нему приходит осознание безграничности жизни, которую невозможно контролировать собственным разумением, и он прислушивается к тихому голосу совести внутри себя, удерживая себя в этом диалоге от свершения зла — он входит в режим нормального функционирования психики вида «Человек Разумный».
Человек и отличается от животных тем, что может менять устройство своей психики. А все знания и навыки, которыми его усиленно пичкают в школах «раннего развития» — это лишь приданное к типу устройства его психики. Если психика выполняет по большей части инстинктивные позывы, то и и все знания, навыки и ресурсы будут такой психикой направляться на их удовлетворение.
Действительным осуществлением «раннего развития» для сегодняшнего общества было бы обеспечение достижения к началу полового созревания большинством детей человечного устройства их психики, когда человек слушает свою Совесть, дающую безошибочные советы в каждой конкретной жизненной ситуации. Важно, чтобы ребёнок выходил на нормальный режим функционирования психики до того, как гормональная система организма начнёт перестраиваться и инстинкты продолжения рода не начнут давить на психику, зачастую раздавливая и закрепощая психику детей.
Сегодняшняя культура нашего общества такова, что многие останавливаются в развитии и своих тел и своей психики, либо, что ещё хуже, — деградируют в череде поколений. Статистика такова, что большая часть населения «застревает» в близком к животному состоянии или напоминает живых автоматов — придатков к своему рабочему месту. Небольшая доля населения, имея волю, занимается руководством «этого быдла», зачастую демонически пренебрегая и благосостоянием, и здоровьем, и жизнями остальных людей. И лишь единицы достигают в своём развитии нормы — выстраивания линии своего поведения на основе рекомендаций совести.
Человек способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлеток. Воспитатели, которые во главу угла ставят учёбу, просто-напросто не умеют отличить причины от следствия. Они видят только один, лежащий на поверхности, признак выдающегося человека, — образованность, — и наивно полагают, что если обеспечить ребенку хорошее образование, то всё остальное приложится само собой.
Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что, хотя раннее развитие и не даёт ожидаемых результатов, большого вреда оно тоже не приносит. И всё же, о некоторых сопутствующих опасностях стоит упомянуть особо.
Главенствующее отношение к ребёнку как взрослому приводит к тому, что обучение «раннего развития» нацеленно на формирование зомби — человека безвольного, но полного разнообразными фактами. У детей довольно часто нет возможности поиграть, они не доигрывают в детском возрасте. Зачастую они не умеют играть, а иногда и просто не успевают научиться.
К тому же такая ориентация обучения никоим образом не научает ребёнка учить самого себя, то есть — самообразованию.
У многих родителей вообще нет времени заниматься со своими детьми. В итоге воспитанием типа устройства психики ребёнка занимаются современные гаджеты, мультфильмы, игры, которые при нынешней культуре формируют у детей мышление клиповое, фрагментарное — калейдоскопическое. Факты, разрозненные факты, как в помойку складываются всеми субъектами «воспитательно-образовательного процесса», в том числе и воспитанными в этой культуре родителями, даже если они «занимаются» детьми. И вопрос стоит не в количестве проведённого с детьми времени, а в его качестве и в том — чему родители учат своё чадо. К сожалению, мало кто учит, как наводить порядок в хаосе фактов, мало что учит — методологии.
У детей развита познавательная функция — они очень любопытны по жизни. Они хотят всё знать, изучают мир, ничего не боятся, но по мере того как нынешняя культура через родителей, детсад, школу, интернет, телевидение, искусство воспитывает «взрослого» почему-то эта тяга к познанию, пропадает.
Живой ум словно исчезает. И общество тратит большие ресурсы на подъём разной активности: гражданской активности и деятельности НКО, журналистской активности и блогерства, предпринимательской активности и прочее и прочее.
Но, если бы «Любопытного Почемучку», «Созидателя», «Деятеля» не погубили бы в раннем возрасте, то не было бы потребности в трате этих огромных средств — люди бы сами были активны, сами бы развивали общество без того, чтобы применять разнообразные стимулы (стимул — это палочка, которая использовалась в Риме для погона скота).
Ребёнок в раннем возрасте может добиваться от родителей ответов на вопросы о том, как устроен Мир? А на ответ, что «Мир состоит из материи», начнёт требовать по существу ясного ответа на вопрос: «чем отличается неизвестная ему «материя», из которой состоит Мир, от той известной ему материи, из которой сшита одежда?» (если его вопрос перевести на язык «научной» философии). Его интересуют и вопросы, чем отличается живое от неживого? Что такое смерть, и как живут умершие? Есть ли Бог, а если его нет, то почему говорят, что Он есть? Больно ли дереву, когда его пилят? А хорошо ли есть мясо, ведь животным, птицам и рыбам страшно и больно, когда их убивают? Откуда берутся деньги и почему возникают цены такие, и почему нельзя бесплатно? Кто хозяин? Как устроено государство, и почему в одних есть короли, а в других нет? Что такое «хорошо», и что такое «плохо»? Почему и для чего девочки и мальчики — разные? Расскажи, какой ты был (была), когда ты был (была) маленький (маленькой). А как жили, когда меня не было? Откуда взялся первый человек?
И ребёнка интересуют ещё множество других вопросов, поиск ответов на которые обеспечит работой не один научно-исследовательский центр на несколько десятков лет.
Для очень многих детей в раннем возрасте, особенно от 3 до 7 лет в такого рода философских вопросах выражаются их будущие личностные интересы, которые направляются им Свыше через их жизненные обстоятельства, Совесть и интуицию для обеспечения осуществления ими своих программ «максимум» на протяжении всей их последующей жизни.
И самое печальное то, что взрослые относятся к такого рода вопросам несерьёзно — как к детским бессмысленным причудам, отмахиваются от них. Или же, что ещё хуже, дают на них ответы ложные, а не по-существу. Легче «брякнуть» чего-нибудь, чтобы только отвязался, а не задуматься над вопросом и ответить хотя бы в меру своего сложившегося понимания или даже изменив свой взгляд на старые вещи, посмотрев на них глазами ребёнка. Ответить так, чтобы ребёнок в его возрасте понял при уже освоенных им знаниях и развитости мировоззрения и миропонимания. Глядя же на то, как взрослые относятся к такого рода вопросам детей, можно подумать, что взрослые сами никогда не были детьми, что их никогда не интересовали такого рода вопросы философии и богословия очень высокого уровня, если говорить языком науки мира взрослых.
Интерес детей в раннем возрасте к вопросам, во взрослой жизни относимым к компетенции философии, богословия, социологии, теоретической и экспериментальной физики, биологии, и инженерного дела и т.п., причём интерес — часто запредельный по отношению к наивысшему достигнутому к историческому времени их детства уровню развития соответствующих отраслей культуры общества, — естественен, поскольку:
Именно по этим причинам интерес ребёнка к такого рода вопросам в этом возрастном периоде закономерен. Ущербность (неполнота) и извращённость скелетной основы нравственности — наиболее тяжёлые и наиболее трудно устранимые в последующие периоды жизни дефекты личностного развития. Если скелетная основа нравственности не строится на осмыслении ребёнком «запредельных» вопросов в общении с природой и взрослыми, то она формируется в более или менее ущербном виде большей частью бессознательно: в процессе подражания ребёнка поведению взрослых (как в жизни, так и в кинофильмах) и списывается из родовых эгрегоров и разнородного коллективного бессознательного, которое объемлет родовые эгрегоры в порядках их взаимной вложенности во всей «ноосфере» Земли.
Для раннего развития важным является не вопрос о том, посредством какой методики можно «впихнуть» в ребёнка побольше «знаний», а актуальным является вопрос воспитания — то есть участие родителей в процессе формирования типа устройства психики их чада и скелетной основы нравственности при получении им ответов на «запределные» вопросы бытия. .
Очень легко померить сколько новых букв выучил ребёнок, какими цифрами он умеет оперировать, но при этом, не менее важно, сколько добрых дел он сумел сделать. Какие мысли возникли у ребёнка? Что нового он решил создать?
В конце концов важен вопрос: