Во всех обществах реально существуют разного рода системы социальных критериев оценки личности, на основе которых людям предоставляются те или иные права и на них возлагаются те или иные обязанности. К таким системам оценки личности относятся разнообразные аттестаты об образовании, квалификационные дипломы, справки о состоянии здоровья, положения конституций и нормы законов, в соответствии с которыми одни люди в праве претендовать на занятие тех или иных должностей, а другие — не в праве. Всё это — разного рода социальные критерии состоятельности по отношению к каким-то определённым видам деятельности или образу жизни.
Это — именно социальные критерии, а не единоличные критерии оценки теми или иными индивидами других людей, их возможностей, способностей, прав и обязанностей.
В жизни общества единоличные критерии тоже существуют, но они в большинстве случаев не формализованы. Единоличные критерии, образуя достаточно устойчивую статистику, выражаются в субкультуре государственности и в политике как разного рода формализованные нормы и процедуры, которые позволяют выявить соответствие и несоответствие людей этим нормам — в своей первоначальной основе, конечно, субъективно-единоличным. Об этих критериях воспитанности и поговорим в этой статье.
Культура «сертификации людей», существующая де-факто и де-юре в наши дни во всех развитых странах, уходит корнями в глубокое прошлое. В первобытных культурах и древних цивилизациях переход во взрослость осуществлялся на основе инициаций (системы испытаний, оформленной в ритуальные традиции), в которых, с одной стороны, — подростки доказывали свою состоятельность в качестве полноправных членов взрослого общества, а с другой стороны, — их родители подтверждали свою состоятельность именно в качестве достойных уважения членов общества, продолживших в своих детях и внуках жизнь этого общества.
В смысле допуска подростков во взрослость «дикари» были умнее большинства обществ и государств современности. Ведь сегодня, кем бы ни вырос ребёнок, как бы он ни был воспитан, он равный в правах с другими согражданами, за исключением случаев тяжёлой психической патологии, которую невозможно скрыть. Формально юридически — это так в обществах, где нет узаконенного разделения на касты и сословия.
Если соотноситься с задачей, как основе сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать:
Воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки — бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «толерантности» — умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «толерантность» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.
Поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.
Поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.
Что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху.
Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.
Конечно, психологи способны создать множество «моделей личности» и разнородных формализованных тестов, с помощью которых можно выявить те или иные «типы личностей» и носителей тех или иных личностных качеств, положенных в основу «моделей личности». Но реальная жизнь (и в России в особенности) не укладывается в формальные процедуры тестов и экзаменов, и уж никак не проистекает в однозначно предопределённом порядке из выявленных в тестах результатов.
Тем не менее в поведении и миропонимании людей всё же надо различать то, что идёт на пользу обществу, а что идёт во вред. И вредоносное надо искоренять из жизни — в том числе и средствами государственной политики в области развития культуры и образования, а также — в области информационной политики тех или иных регионов.
Двигаемся дальше в определении тех качеств, которые дОлжно развивать каждому, а публичным, общественным людям в особенности. Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, таких как: нравственность, совесть, долг, честь, достоинство, благородство.
Нравственность — это представляет собой совокупность описаний каких-либо жизненных, реальных и возможных характерных событий с оценками каждого из них «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами». Эти описания ещё и иерархически упорядочены по их предпочтительности для человека. Одно описание одного события с его оценкой носит название «нрав». Например: «коту Ваське не нравится когда его гладят против шерсти».
В целом нравственность представляет собой смесь из благонравия, злонравия и безнравственности. Эта смесь у каждого субъекта, у каждого общества своя, что и порождает в обществе непонимание и конфликты между субъектами и между социальными группами.
Общепринятые нормы нравственности в обществе называются моралью. Мораль общества пластична и меняется со временем: в Риме было совершенно не зазорно иметь рабов, сегодня — открытое рабовладение порицается обществом. Однако, во все времена были люди, которые следовали не общественным нормам морали, а внутреннему голосу совести.
Совесть — врождённое религиозное чувство (т.е. чувство взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутое на бессознательные уровни психики личности. Функциональное назначение совести в психике личности — в диалоге сознания и бессознательных уровней психики упреждающе уведомить индивида, что те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и соглашательство с определёнными мнениями и деятельностью других людей) — греховны.
Совесть и стыд это — два средства, которые позволяют индивиду стать человеком. Если их подавить — получается человекообразная нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не пробудятся вновь.
Следует ясно различать такие понятия как: нравственность, мораль, совесть. Однако, к сожалению многие часто путают их, смешивают понятия, поскольку мало задумываются о точном смысле говоримого ими, а проиносят слова без соображения, потому что «так принято», «так все говорят», «это все понимают, чего это обсуждать».
Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг.
Долг — это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями, но в первую очередь перед своей совестью. Благодаря совести при нарушении долга человек испытывает стыд, не только перед другими людьми, но даже и тогда, когда никто не знает о его поступке. В этом смысле совесть — тотальна.
Скромность является проявлением высокой этической культуры. Она означает сдержанность в оценках, не бравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей, если они не несут вред обществу, окружающим и самому человеку. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью, способнее, умнее других, не требует для себя никаких привилегий.
Нравственность, совесть, долг, честь помогают личности принимать верные решения, выбирать ориентиры в жизни, помимо них есть в обществе некоторые принятые нормы поведения, которые выражаются в этике выстраивания взаимоотношений и этикете поведения.
Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность.
Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границы в общении, превысив которые можно обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Тактичность — это способность понимать, как говоримое может быть воспринято другими людьми, и умение высказать своё мнение так, чтобы оно было адекватно воспринято другим человеком, без возникновения конфликтности. Тактичный человек не сделает замечания кому-либо в присутствии других людей, не унизит человеческое достоинство. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы.
Общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности, лежат в основе коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Указанные выше социальные критерии воспитанности — это минимум, который вправе требовать общество от человека, и возможности получить который общество обязано обеспечить каждому человеку. А каков максимум?
Мы не знаем каковы пределы, заложенные в генетическом потенциале человечества. Если исходить из физического развития, то возможности нашего организма поистине фантастические.
Оказывается, человек может без отдыха пробежать несколько сотен километров, плавать в воде при температуре воздуха –43 градуса, обходиться без пищи 49 суток, задерживать дыхание на 15 минут и показывать другие чудеса силы и выносливости (Подробности: http://log-in.ru/articles/vozmozhnosti-chelovecheskogo-organizma/). Да и пределы жизни человека также не определены.
Слава богу, чувствую себя хорошо. И знаете, совершенно не устал от жизни! Хочу прожить ещё хотя бы 50 (в этот момент ему было уже 100 лет — наше примечание при цитировании)! Ведь возможности человеческого организма до конца не изучены. В 1939 году учёный Л. Ашофф произвёл вскрытие 400 умерших в возрасте от 65 до 100 лет. Во всех случаях причиной смерти было какое-то заболевание, а не старение организма. Тогда Ашофф пошёл дальше и провел вскрытие тех, кому за 100. Картина была точно такой же — погибают не от старости, а от болезней.
— академик Фёдор Углов (1904—2008), известнейший хирург. Он прожил 104 года и до самого конца своей жизни выполнял уникальные операции (http://zdorovie-privychki.ru/83).
Смерть раньше 150 лет — насильственная смерть.
Илья Ильич Мечников (1845—1916) — русский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).
Какова программа максимум для психики человека, мы тоже не знаем, однако можем сказать о том, что является генетически предопределённой нормой функционирования психики вида «Человек Разумный».
Люди отличаются от животных тем, что могут менять устройство собственной психики, отдавая предпочтение той или иной части собственной психики при выборе линии поведения.
Так, если в большинстве ситуаций индивид действует опираясь на инстинкты, то он мало отличим от животного.
Если он в подавляющем большинстве ситуаций жизни руководствуется культурными программами и стереотипами поведения, может подавить инстинкты с помощью них, но при необходимости творчески подойти к проблеме действует на автомате, стереотипно, как зомби, то он мало отличим от запрограммированного робота, только на биологический основе.
Если индивид может переступить и через инстинкты и через программы поведения и способен самостоятельно и творчески выработать новые программы поведения как для себя и для окружающих, опираясь на собственный интеллект, но при этом не слушает совесть, хотя может пользоваться интуицией по своему усмотрению, то он мало отличим от персонажа стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с одинаковым наименованием «Демон».
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
(А.С. Пушкин «Демон», 1823)
И только того можно назвать состоявшимся, Человеком с большой буквы, кто в большинстве случаев жизни, то есть статистически чаще, действует в соответствии с рекомендациями, даваемыми через совесть, которая является религиозным чувством взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутым на бессознательные уровни психики личности, которую можно либо развить, либо подавить в своём личностном развитии.
Совесть является той компонентой, действующей в психике, которая предостерегает личность от неблаговидных поступков и побуждает к нравственному росту, развитию лучших человеческих качеств личности. (http://inance.ru/2014/07/kodeks/)
Ребёнок в процессе взросления должен проходить все эти стадии развития психики: когда он совсем мал — он неотличим от животного, когда он начинает копировать взрослых — он действует автоматически, нравственно не оценивая поступающие в его психику от окружающих программы поведения, когда его интеллект начинает активно оценивать окружающих и ситуации — он походит на «маленького дьяволёнка» — хотя и не каждый, и когда к нему приходит осознание безграничности жизни, которую невозможно контролировать собственным разумением, и он прислушивается к тихому голосу совести внутри себя, удерживая себя в этом диалоге от свершения зла — он входит в режим нормального функционирования психики вида «Человек Разумный».
Однако культура нашего общества такова, что многие останавливаются в развитии и своих тел и своей психики, либо, что ещё хуже, — деградируют в череде поколений. Немногое, из перечисленного выше, становится нормой человеческого развития. Статистика такова, что большая часть населения «застревает» в близком к животному состоянии или напоминает живых автоматов — придатков к своему рабочему месту. Небольшая доля населения, имея волю, занимается руководством «этого быдла», зачастую демонически пренебрегая и благосостоянием, и здоровьем, и жизнями остальных. И лишь единицы достигают в своём развитии нормы — выстраивания линии своего поведения на основе рекомендаций совести.
Политика государства, в свою очередь, также является фактором, довлеющим над жизнью всех семей и всех их членов, поскольку она во многом формирует возможности проявления людьми инициативы и определяет успех и неуспех их деятельности в сложившихся обстоятельствах. Воздействие семьи и непосредственное общение с другими людьми — факторы равнозначные (в том смысле, что ни один из них не является объемлющим по отношению к другому), но по силе своего воздействия на личность ребёнка или подростка — разные, поскольку результаты этого воздействия определяются как характером семьи, так и характером окружения. Поэтому:
Порочная культура и политика государства — это те факторы, от воздействия которых эффективно защитить самих себя и детей в последующих поколениях (как своих, так и чужих — все дети Божии) может далеко не каждый человек и не каждая семья.
Следует понимать, что обществе всегда есть люди, которые так или иначе не только ощущают наличие проблем в жизни общества, но и несут в себе как определённое понимание существа этих проблем и путей их разрешения, так и нравственно обусловленную мотивацию к тому, чтобы эти проблемы были разрешены и безвозвратно ушли в прошлое. Такие люди действуют по своей инициативе, не дожидаясь призывов и приказов со стороны государства. Реально они присутствуют во всех социальных слоях, хотя в каждую историческую эпоху статистика распределения их по социальным группам неравномерная.
И если у государственности, её чиновников, начиная от государя, есть понимание этого обстоятельства, то они сами выискивают таких людей, мотивированных на решение проблем, вступают с ними в деловое взаимодействие, оказывая им поддержку как общественным деятелям и руководителям общественных организаций и частных предприятий, принявших на себя труд по практическому разрешению тех или определённых проблем, либо привлекают их для работы в государственном аппарате.
Именно такой характер культуры государственной деятельности и лежит в основе успеха политики государства во всех её проявлениях.