Вход

Двигатель

Смещение социальных ролей среди мужских и женских персонажей в мультфильме "Рио"

9 сентября 2015 в 11:45 | Емеля |Ростислав Мога | 1656 | 0

В этом мультфильме центральными действующими лицами являются одновременно и люди, и животные, а точнее, птицы. При этом в отношениях главных героев видны явные параллели, которые будет интересно проанализировать, чтобы понять продвигаемые смыслы и модели поведения.

I Сюжет

Главным персонажем из животного мира является голубой ара. По сюжету – это последний подобный попугай в мире (вообще, их оказывается два, но об этом чуть позже). На его плечи свалилась огромная ответственность – «быть последним самцом своего вида». Еще птенцом его похищают браконьеры, но во время перевозки коробка, в которой он находился, случайным образом выпадает из грузовика. Через некоторое время его находит девочка Линда, которая берет птенца на поруки и дает ему кличку «Голубчик». За 15 лет, проведённых у Линды, попугай привыкает к комфортным условиям жизни в её магазинчике, но он так и не научился летать.

В один прекрасный день к Линде наведывается орнитолог Тулио с новостью о том, что была найдена самка голубого ары, и с целью сохранения данного вида, Линде и её Голубчику необходимо поехать с ним в Рио-де-Жанейро. Наша героиня соглашается на предложение учёного, и они отправляются в дорогу. По прибытию в курортный город Бразилии, наши герои отправляются в центр-питомник, где Тулио спасает брошенных птиц. Там наш Голубчик знакомится с самкой голубого ары под именем Жемчужинка, а также со зловещим какаду Найджелом, который, в свою очередь, помогает ворам пробраться в питомник и похитить голубых ар.

После того, как они попадают в лапы браконьеров, попугаев сковывают цепью, садят в клетку и оставляют на ночь на складе, где уже содержится множество пойманных птиц. Благодаря умению Голубчика открывать клетки, нашим героям удается сбежать. В это же время абсолютно разбитая и подавленная Линда и её новоиспеченный друг Тулио расклеивают по городу листовки – «Пропала пара голубых ар».

Жемчужинка недовольна и огорчена тем, что она скована с птицей, не умеющей летать. Остаток ночи наша пара проводит в джунглях, а наутро они встречают тукана – Рафаэля. Он говорит, что может помочь решить «проблему со сковывающей их цепью». Рафаэль приводит их к бульдогу Луису, который снимает с них оковы. И тут откуда ни возьмись появляется тот самый злодей Найджел, хватает Жемчужинку и возвращает её в руки браконьеров. Голубчик видит это и, набравшись мужества, решает отправиться на миссию по спасению своей возлюбленной. Но у него ничего не выходит, и он тоже оказывается в когтях у Найджела.

Параллельно с этими событиями Линда и Тулио выходят на след браконьеров и узнают, что преступники собираются перевезти птиц в аэропорт прямо во время ежегодного карнавала и затем отправиться в другую страну с целью их продажи. Попытка остановить самолёт злодеев обречена на провал. Но ловкий клюв Голубчика помогает устроить «потасовку» на борту самолёта, и в итоге все птицы оказываются на свободе. Голубчик не может побороть свой страх перед полётом, а Жемчужинка не покидает его. За это время Найджел высвобождается, нападает на них, ранит Жемчужинку, и клювом о клюв сталкивается с Голубчиком. Смекалка нашего попугая опять на высоте, как следствие – Найджел за бортом, а самолет терпит крушение. Голубчик, обняв Жемчужинку, в свободном падении пикирует в океан, они обречены на смерть, но «сила любви» и поцелуй Жемчужинки заставляет позабыть его о своем страхе, и он, расправив свои крылья, начинает парить. В финале они находят своих хозяев, Жемчужинка поправляется, у них рождаются птенцы, все счастливы, хэппи-энд.

Следует отметить, что мультик является музыкальным. А также он обладает красивейшей графикой и огромнейшей палитрой красок. От пейзажей даже у взрослого человека захватывает дух, что говорить о ребёнке…

Но не всё так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Западный мультик не был бы таковым (в данном случае «западный» – имя нарицательное), если бы не ряд следующих «подводных камней».

II Проблематика мультфильма

Подобные мультипликационные картины, где действующими героями являются люди и животные одновременно, всегда интересны, а для детей вдвойне. Что ж, давайте узнаем, каких героев нам представили студии “Blu Sky” и “20th Century Fox Animation”.

1. Образы животных

1.1 Образы главных героев

Начнём с фигуры Голубчика.

Наш попугай – одомашненная птица (проще говоря – домашний питомец), который не умеет летать, который готовит тосты своей хозяйке на завтрак, любит ласку и заботу, любит пить какао с зефиром и ночевать в своей клетке, привык к комфорту и уюту, ведёт себя мягко, робко и неуверенно. А Жемчужинка, напротив, родилась и большую часть своей жизни провела в джунглях, и как итог она – экспрессивная, эмоциональная, волевая, быстрая, юркая, проворная, любящая свободу птица. После данных характеристик создается впечатление, будто мужчина и женщина поменялись своими качествами друг с другом, не находите? Голубчик влюбляется в Жемчужинку с первого взгляда, а она не уделяет ему должного внимания и первое время вполне заслуженно считает его за «тряпку», а не за птицу.

При этом Голубчик совсем не ведет себя как эгоист, просто все, кто его окружают, относятся к нему с большим трепетом, почтением и уважением, и он воспринимает это как должное. В отношениях с Жемчужинкой наш герой остаётся таким же мягкотелым, робким и неуверенным в себе. Пытаясь объясниться в своих чувствах, Голубчик ведет себя глупо и нерасторопно. Робость мальчиков при общении с девочками – это вполне нормально, но в том случае, если мальчики ведут себя по-мужски, а девушки по-женски. Здесь же социальные роли во многом перевёрнуты, прежде всего по причине абсолютно немужского характера у Голубчика и неженского у Жемчужинки. Смотрите видео с 00:00 до 02:46.

Голубчик служит ярким примером того, какую важную роль играет среда, в которой растёт и развивается личность. Его женское/жеманное/слабохарактерное поведение является результатом воспитания – то есть тех условий, в которых он вырос. Аналогичным образом условия взросления повлияли и на характер Жемчужинки. При этом речь не идёт о том, что юному зрителю показывают «плохих героев»,  ему просто показывают персонажей, которые наделены несоответствующими качествами, что накладывает отпечаток на развитие всего сюжета. Поместив мужского персонажа в зону комфорта, а женского – в зону формирования волевого и сильного характера, режиссёры и сценаристы мультфильма вместо примера развития гармоничных отношений создали образец перевёрнутых моделей поведения. И это несёт вполне закономерный вред при трансляции на массовую аудиторию. Ведь дети будут брать пример именно с таких героев, которые показаны в мультфильме.

Не исправляет ситуацию и частичное преображение Голубчика к концу фильма. Приобретённое умение летать хоть и служит серьёзным этапом личного развития, но отнюдь не отменяет все те негативные моменты в его характере, которые показываются юному зрителю на протяжении мультфильма и которые, по сути, приводят к счастливому финалу.

Заканчивая тему о попугаях, следует добавить пару слов о Жемчужинке. Она демонстрирует образ женщины, которая при знакомстве с мужчинами, подобными Голубчику, займёт явно лидирующую и главенствующую позицию в семье, что изначально несёт в себе некий дисбаланс и сложности в деле построения гармоничных отношений.

1.2 Образы второстепенных героев

С первого взгляда, они достаточно приемлемы для детского мультика: это тукан-романтик Рафаэль, два закадычных друга Педро и Нико, а также смешной, «слюнявый» и просто душка бульдог Луис, но, как это часто бывает, отдельные детали разрушают весь положительный мотив:

  • Птенцы тукана Рафаэля изображены чересчур дикими, непослушными и неугомонными, что ничего кроме неприязни по отношению к детям спровоцировать не может. (Смотрите видео с 2:47 до 03:30)
  • Сам Рафаэль изображен подкаблучником. (Смотрите видео с 03:31 до 03:45)
  • В одной из сцен пёс Луис – собака мужского пола – одет в женскую одежду. (Смотрите видео с 03:45 до 04:00)

2. Образы людей в мультфильме

2.1 Начнём с образов второстепенных героев

      1. Сразу обратим внимание на эпизод, в котором Линда и Тулио сидят в машине, а перед ними проходит праздничное шествие, одна из участниц которого привлекает внимание главных героев своим фривольным поведением и нарядом (смотрите видео с 04:02 до 04:18). Возможно, кто-то считает подобное поведение и появление таких сцен в мультике допустимыми, но если называть вещи своими именами, то указанный персонаж, который разгуливает по центру города в бикини, гораздо в большей степени символизирует образ женщины лёгкого поведения, чем танцовщицы, как её назвали в мультике.

В этом отношении уместно привести цитату одного комика: «Как-то я подошёл к одной «полураздетой» (одетой по-современному) девушке и предложил ей заняться сексом, на что она обиделась и ответила ему, что я Вам не какая-то проститутка. Ты знаешь, сказал он, когда мне нужна помощь полицейского, или помощь медсестры, или для того, что бы понять, что передо мной стоит судья, мне не нужно спрашивать кто они, мне достаточно посмотреть на их одежду. Так вот, если ты не проститутка, то зачем носишь её «форму»?

      1. Следующий персонаж – охранник Сильвио (смотри видео с 04:18 до 04:56). Сразу должно показаться, что у этого человека не все нормально с психикой. То он строгий и непоколебимый, то он пускается в пляс, срывая с себя одежду. Явные признаки инфантильности и недалёкого ума. Наличие такого персонажа в мультфильме для детей непозволительно, так как через фоновых персонажей во многом формируется общее отношение и восприятие окружающих тебя людей. Когда человек ведет себя как недоумок, это не смешно, это грустно, и обычно таких людей лечат в психбольницах. Кстати, одежду, в которой он танцует – золотистые топик и трусы – тоже нельзя назвать мужскими.

2.2 Образы персонажей первого плана

Параллельно с отношениями Голубчика и Жемчужинки, нам демонстрируются отношения между хозяйкой Голубчика Линдой и учёным-орнитологом Тулио.

Перейдем к моменту их первой встречи.

Однажды в штат Миннесоту к Линде приезжает бразильский орнитолог по имени Тулио Монтейро и сообщает, что она — хозяйка последнего оставшегося самца породы голубого ары, а у него в Бразилии есть последняя самка этой породы, и если от них не удастся получить потомство, то вид исчезнет совсем.

При знакомстве главных героев Линда показана скромной, доброй, милой, нежной и умной девушкой. Её поведение вполне соответствует указанному образу. После услышанной новости она сначала отказывает нашему учёному, потому что боится поехать в огромный и абсолютно незнакомый ей город. Боязнь перед чем-то новым и страх остаться одной или потеряться свойственны многим девушкам. Но благодаря своей рассудительности и учитывая ситуацию, наша героиня берет под контроль свои чувства и всё же соглашается на предложение Тулио отправиться в Рио-де-Жанейро. Поведение Линды в данной сцене и принятое ею решение служат хорошим примером для подражания. В определенных ситуациях ставить чужие интересы выше своих – правильно и вполне разумно.

Однако по мере развития сюжета Линда всё больше проявляет мужские качества, к этому её обычно подталкивает ситуация и инфантильность Тулио, который изначально показан рассеянным, слабохарактерным и весьма наивным. В нескольких сценах (вынесенных в видео) можно чётко увидеть превосходство Линды над Тулио в некоторых практических навыках, а также заметить её уверенность и целеустремленный взгляд, в то время как Тулио показан глупо (Смотрите видео с 04:57 до 06:40).

В одной из сцен Линда предстаёт перед зрителем в купальнике, при этом ей ещё и предлагают «трясти попкой» (дословно) перед публикой. Конечно, всё ради спасения попугаев – из благих намерений.

По этому поводу уместно процитировать одну восточную притчу:

«Один современный англичанин, приехав в Индию, обратил внимание на то, что женщины там очень сильно отличаются от европейских. Он заметил, что индуски покрывают свое тело – голову, руки, ноги и даже лицо.

И он спросил у одного брахмана (мудреца): почему так?

В ответ Брахман достал из кармана две конфеты: одна была в обертке, а другая — нет.

И сказал: выбирай. Англичанин взял ту, что в обертке.

— А почему ты взял именно эту? – спросил его брахман.

— Ну, как почему?! Она же чище!..»

Вернемся к нашей сцене, когда Линда появляется перед Тулио в карнавальном наряде, который представляет из себя купальник + перья. Картинкой и эмоциональным подтекстом режиссёры пытаются преподнести эту сцену как «момент влюбленности», или так называемую «любовь с первого взгляда». Вызывает сожаление то, что наш герой (ученый) «влюбился» в тот момент, когда увидел Линду полуобнаженной. Подобная подача информации может сформировать у девочек ложный поведенческий стереотип: для того, чтобы понравиться противоположному полу, нужно как можно больше обнажать своё тело.

Ничего положительного не несёт появление в мультфильме и следующих эпизодов:

      1. Пропаганда пошлости: смотрите видео с 08:15 до 08:19
      2. Пропаганда алкоголя: смотрите видео с 08:20 до 08:42.
      3. Изображение боли, как повод посмеяться: смотрите видео с 08:43 до 09:08. Обратите внимание и на то, что в этом эпизоде Жемчужинка активно противостоит мартышкам, а Голубчик бездействует.

Подведём итог.

Секс: Отсутствует.

Наркотики: Пропаганда идеи культурного пития

Насилие: В мультфильме присутствует сцена драки между птицами и мартышками. В ней нет никакой злости и жестокости, обычная «озорная потасовка», но в одном моменте явно перегнули палку (удар по паху мартышке, данную сцену я упоминал выше). А также стоит отметить «избиение» попугаев детьми Рафаэля.

Мораль:На фоне вполне положительного контекста, в частности:

      1. Когда Линда, совладав с собой, отправляется в Рио (пример умения владеть своими чувствами).
      2. Когда Голубчик на свой страх и риск кидается спасать Жемчужинку, поборов свои страхи (пример «мужчины-героя»).

Параллельно происходит внедрение отрицательных идей в сознание зрителя:

      1. Смещение социальных ролей по признаку пола: герои мужского пола ведут себя как женщины, а герои женского пола ведут себя по-мужски. Эти тенденции весьма заметно проявляются в отношениях между Голубчиком и Жемчужинкой, а также между Линдой и Тулио.
      2. Навязывание женщинам моделей «легкого поведения», как приемлемой нормы.
      3. Отдельные эпизоды, которые можно отнести к технологии 25 кадра (сознание большинства зрителей их даже не заметит), демонстрируют отрицательные модели поведения в качестве нормы: употребление алкоголя, боль как повод для юмора, подкаблучничество и т.д.

Источник

12345  5 / 6 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Лента

Слава и религия бесчестья
Статья| вчера в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| позавчера в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине, если его изберут президентом США?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.